Кружок "Бумажная фантазия"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный комочек, квиллинг).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Бумажная фантазия | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад общеразвивающего вида №131 «Радуга»
Принята на педагогическом совете Протокол №___ от ___ ____2016г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ Детский сад №131 _______________/ Е.Г. Корякина / |
Образовательная программа
кружка «Бумажная фантазия»
Срок реализации программы: 2016– 2017 учебный год
Воспитатель:
Андрющенко Юлия Николаевна
Архангельск
2016
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Работа в кружке «Бумажная фантазия» - одно из средств развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки и привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа с бумагой развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Общаясь с бумагой, ребенок угадывает ее качества, развивается мелкая моторика пальцев, что очень важно для нормального формирования речи. При складывании фигурок одновременно работают обе руки. Это гармонизирует работу полушарий мозга и развивает творческие задатки у ребенка. Работа с бумагой имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Работа с бумагой активизирует мыслительные процессы. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно кропотливо работать. Изготавливая поделки из бумаги, дети удовлетворяют свои познавательные интересы, расширяют информированность в данной образовательной области, обогощяют навыки общения и приобретают умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Детям нравиться изготавливать поделки из бумаги, потому что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка, с которой можно поиграть или подарить. Кружок незаметно воспитывает детей, учить их быть внимательными к своим близким, уметь делать подарки, хранить в памяти общие воспоминания. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а кружок дает возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить.
Цель: Создание оптимальных условий для художественно-эстетического развития детей, удовлетворения их интересов и склонностей. Развитию творческих способностей детей средствами бумажной пластики. Для достижения цели, педагоги и родители дошкольников должны работать над реализацией следующих задач:
Обучающие:
1.Формировать умения следовать устным инструкциям;
2.Обучать различным приемам работы с бумагой;
5.Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие:
1.Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
2.Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
3.Развивать творческое воображение, фантазию и мелкую моторику руки посредством бумагопластики.
4.Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
2.Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
3.Воспитывать у детей положительные личностные качества: самостоятельности, внимательность, аккуратность, усидчивость; коммуникативные качества в ходе выполнения коллективных работ.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим совместной деятельности, наполняемость групп)
Программа «Бумажная фантазия» рассчитана на 1 год (старшая группа). Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май, в вечернее время. Продолжительность занятий 25 мин.
Форма – тематическая совместная деятельность.
Циклограмма
15.30- 15.34 | Вводная часть | Сюрпризный момент |
15.34 – 15.52 | Основная часть | Беседа, обсуждение |
15.52 – 15.55 | Заключительная часть | Подведение итогов |
Формы и методы работы:
1.Беседы
2.Рассказ
3.Сказка
4.Рассматривание иллюстрации
5.Показ образца выполнения последовательности работы.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1.Бумага разного формата и цвета.
2.Фломастеры
3.Схемы
4.Клей
5. Ножницы
6. Глазки
7.Гофрированная бумага
8.Бумажные полоски шириной 5-7 мм
К концу года дети должны:
• научатся различным приемам работы с бумагой;
• научатся следовать устным инструкция;
• создавать изделия из бумаги;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
• познакомятся с искусством оригами;
• улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Планируемый результат реализации кружка «Бумажная фантазия»
- составление альбома лучших работ;
- проведение выставок детских работ.
Самостоятельная деятельность детей
- Создание альбома со своими поделками.
- Изготовление поделки по желанию.
- Игры с игрушками оригами.
- Дорисовка недостающих элементов.
Месяц | Тема Цель | Виды деятельности | |
сентябрь | 1неделя | - | - |
2 неделя | - | - | |
3 неделя | Вводное занятие «Волшебная бумага» -Познакомить детей с бумагой, её свойствами и качествами (непрочная, рвётся, мнётся, намокает). -Познакомить детей со способами выявления отдельных свойств (сжать, чтобы узнать мнётся или не мнётся материал; потянуть, чтобы узнать прочность; опустить в воду, чтобы узнать намокает или не намокает). -Развивать мелкую моторику рук -Воспитывать у детей бережное отношение к предметам. -Повторение техники безопасности работы с ножницами и клеем. | - рассматривание; - беседа; - наблюдения; | |
4 неделя | «Техника бумажный комочек» «Пингвин». -Познакомить ребят с новой техникой; -Научить детей отрывать/отрезать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. -Показать детям способы применения бумажного комочка; -Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание. | - показ; - беседа; |
октябрь | 1неделя | Петли «Ромашка» -Познакомить детей с техникой изготовления объемной аппликации. - Научить детей из полосок, делать петли - Развивать мелкую моторику руки, -Развивать творческие навыки детей в аппликации; | - совместная деятельность; - сказка; - показ; - объяснение; |
2 неделя | Петли «Лебедь» -Закрепить знания о лебеде как о перелётной птице; -Создавать образ лебедя с помощью петель из бумаги, и укладывать их рядами, используя уже имеющиеся умения и навыки работы с бумагой. -Развивать речь, внимание, воображение. - Развивать мелкую моторику руки, | -совместная деятельность; -рассматривание иллюстраций -показ; | |
| 3неделя | Петли «Ёлка» -Продолжать учить делать петли из полосок разной длины; -Развивать творческие навыки детей в аппликации; -Развивать мелкую моторику руки. | -совместная деятельность; - показ; - игровая ситуация; |
4 неделя | Петли «Бант» -Закрепить умение делать петли разной длины; -Развивать творческие навыки детей в аппликации; -Развивать мелкую моторику руки. | - совместная деятельность; |
ноябрь | 1 неделя | Оригами «Собачка» -Познакомить детей с «оригами». -Учить детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами; -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус; -Развивать мелкую моторику руки, | -совместная деятельность; -игровая ситуация; -словесное описание | |
2неделя | Оригами «Лисичка» -Продолжать учить детей конструировать из бумаги в технике оригами мордочку , используя известные приемы складывания; -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. -Развивать мелкую моторику руки; -Воспитывать аккуратность в работе | -совместная деятельность; -показ -словесное описание | ||
3неделя | Оригами «Домик» - Закреплять умение детей следовать устным инструкциям; -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. -Развивать мелкую моторику руки; -Воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами | - совместная деятельность; - словесное описание | ||
| 4 неделя | Оригами «Кораблик» -Закреплять умение работать с бумагой (сгибать квадратный лист бумаги в разных направлениях, хорошо проглаживая место сгиба); ориентироваться на листе бумаги; -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус; -Воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами, усидчивость, аккуратность в работе | - совместная деятельность; - показ |
декабрь
| 1 неделя | Веселый конус «Лягушка» -Познакомить детей с объёмными игрушками на основе конуса. -Развивать интерес к художественному творчеству; -Воспитывать аккуратность в работе | -совместная деятельность; -игровая ситуация; -словесное описание |
2 неделя | Веселый конус «Мышка» -Продолжать учить детей изготовлять объемные поделки; -Познакомить со способами закручивание круга, ½ круга, 1/3 круга для получения разной высоты конуса; -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. -Развивать мелкую моторику руки; -Воспитывать аккуратность в работе | -совместная деятельность; -показ; -словесное описание | |
3 неделя | Веселый конус «Поросенок» -Продолжать закреплять способы закручивание круга, ½ круга, 1/3 круга для получения разной высоты конуса; -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. -Развивать мелкую моторику руки; -Воспитывать интерес к конструированию из бумаги | - совместная деятельность; - словесное описание; - драматизация | |
4 неделя | Веселый конус «Елка» -Закреплять умение работать с бумагой; -Закреплять способы закручивание круга, ½ круга, 1/3 круга для получения разной высоты конуса; -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус; -Развивать мелкую моторику руки; -Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе,терпение, усидчивость | - совместная деятельность; - показ |
январь
| 1 неделя | - | |
2 неделя | |||
3 неделя | Квилинг «Ветка рябины» -Познакомить с новым видом работы, выполненных в технике квиллинг. -Познакомить с новым элементом «капелька»; -Развивать творческие способности; мелкую моторику рук; -Воспитывать стремление сделать приятное близким (подарок своими руками)
| - совместная деятельность; - словесное описание; | |
4неделя | Квилинг «Цыпленок» -Закреплять приемы выполнения квиллинга; -Формировать навыки работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук -Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, терпение, усидчивость | - совместная деятельность; - показ; - словесное описание; |
февраль
| 1 неделя | Мятые шарики «Колобок» -Познакомить детей с новым способом создания аппликативных изображений из бумажных комочков; -Развивать навыки мелкой моторики -Развивать у детей творческую активность, фантазию, художественно креативные способности; -Воспитывать аккуратность в работе | -совместная деятельность; -игровая ситуация; |
2 неделя | Мятые шарики «Осьминог» -Продолжать учить детей создавать изображение из бумажных комочков; -Развивать навыки мелкой моторики -Развивать у детей творческую активность, фантазию; -Воспитывать аккуратность в работе | -совместная деятельность; -показ; -словесное описание | |
3 неделя | Мятые шарики «Снегирь» -Продолжать умение детей создавать поделку из салфеток, мять салфетку руками, скатывать её в шарики. -Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей. | - совместная деятельность; - словесное описание; - загадка | |
4 неделя | Мятые шарики «Яблоня» -Закреплять умение детей создавать поделку из салфеток, мять салфетку руками, скатывать её в шарики. -Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей. | - совместная деятельность; - показ |
март
| 1 неделя | Торцевание «Цветок» -Познакомить детей с новой техникой торцевание, -Научить создавать композиции в данной техникой; -Развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление; -Воспитывать интерес к работе | -совместная деятельность; -показ; -объяснение |
2 неделя | Торцевание «Гриб мухомор» -Продолжать учить детей обучать основным приемам работы в технике торцевание; -Развивать навыки мелкой моторики -Развивать у детей творческую активность, фантазию; -Воспитывать аккуратность в работе | -совместная деятельность; -показ; -словесное описание; -загадка | |
3 неделя | Торцевание «Голубь» -Продолжать учить детей обучать основным приемам работы в технике торцевание; -Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей | -совместная деятельность; -словесное описание; -загадка | |
4 неделя | Торцевание «Рыбка» -Закреплять приемы торцевания; -Развивать умение детей рисовать золотую рыбку; -Развивать мелкую моторику рук; -Воспитывать аккуратность и желание доводить начатое дело до конца | -совместная деятельность; -показ; -загадка |
апрель
| 1 неделя | Объемная «Груша» -Познакомить детей с новой техникой; -Научить создавать композиции в данной техникой; -Развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление; -Воспитывать интерес к работе | -совместная деятельность; -показ; -объяснение |
2 неделя | Объемная «Божья коровка» -Формировать практические навыки работы с бумагой; -Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию на основе знаний, умений и навыков; -Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук; -Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, чувство удовлетворения от привычки доводить дело до конца | -совместная деятельность; -показ; -словесное описание; -загадка | |
3 неделя | Объемная «Арбуз» -Продолжать создавать композиции в данной технике; -Развивать у детей навыки работы с бумагой; -Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук; -Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость | -совместная деятельность; -словесное описание; -загадка; -объяснение | |
4 неделя | Объемная «Березка» -Закреплять умение создавать композиции; -Развивать мелкую моторику рук; -Воспитывать аккуратность и желание доводить начатое дело до конца | -совместная деятельность; -показ; -загадка |
май
| 1 неделя | Веселые круги «Чебурашка» -Учить создавать поделки своими руками; | -совместная деятельность; -показ; -загадка |
2 неделя | Веселые круги «Собачка» -Формировать практические навыки работы с бумагой; -Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию на основе знаний, умений и навыков; -Воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе | -совместная деятельность; -словесное описание; -загадка | |
3 неделя | Веселые круги «Совушка Сова» -Продолжать создавать композиции в данной технике; -Развивать у детей навыки работы с бумагой; -Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук; -Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость | -совместная деятельность; -словесное описание; -загадка; | |
4 неделя | Веселые круги «Бабочка» -Закреплять умение создавать композиции; -Развивать мелкую моторику рук; -Воспитывать аккуратность и желание доводить начатое дело до конца | -совместная деятельность; -показ; -загадка |
Перспективный план занятий
Месяц | Тема месяца | Название |
Сентябрь | Вводное | - - -Волшебная бумага -Бумажный комок |
Октябрь | Петли | -Ромашка -Лебедь -Елка -Бант |
Ноябрь | Оригами | -Собачка -Лисенок -Дом -Кораблик |
Декабрь | Веселый конус | -Лягушка -Мышка -Поросенок -Елка |
Январь | Квилинг | - - -Ветка рябины -Цыпленок |
Февраль | Мятые шарики | -Колобок -Осьминог -Снегирь -Яблоня |
Март | Торцевание | -Цветок -Гриб мухомор -Голубь -Рыбка |
Апрель | Объемные | -Груша - Божья коровка -Арбуз - Березка |
Май | Веселые круги | -Чебурашка -Собака -Совушка-сова -Бабочка |
Литература
- Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2006.- 144с.
- Кириченко Г.В. Объемные оригами. – М.:Астрель; СПб: Полигон, 2012. – 144с.
- Черенкова Е. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХIвек», 2007. – 154с.
- Игрушки из бумаги.- СПб.: КРИСТАЛЛ. 1997.
- Электронный журнал: http://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/modulnoe_origami_kubik.html
- Электронный журнал: http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
- Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду».М: Карапуз, 2009г.
- Зайцева А. А. «Искусство квиллинга», И: Эксмо-Пресс, 2009г
- Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
- Афонькин.С.Ю Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами. СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6
Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений. Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...
"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.
Отчетный концерт по теме «Музыкально-ритмические движения в жизни детей» с участием детей танцевального кружка «Топотушки» ...
Сценарий новогоднего праздника "Новогодняя фантазия"
Самый веселый и самый любимый всеми праздник Новый год. Снегурочка приглашает к себе на бал всех сказочных героев: Красную шапочку и волка, Белоснежку и гномов, Буратино и Мальвину, Дюймовочку и ...
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...
Выставка детского творчества "Осенняя фантазия"
Выставка детских работ из природного и бросового материала....
Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.
Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...
СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.
quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...