Статья на тему «Использование нейропсихологических технологий в режимных моментах в работе с детьми ОВЗ»
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Использование нейропсихологических технологий в режимных моментах в работе с детьми ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Использование нейропсихологических технологий в режимных моментах в работе с детьми ОВЗ»
Подготовила воспитатель ГБДОУ СОШ 296 ОДО
Воробьева Екатерина Павловна
2022г
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий. Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.) через движение.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.
Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность ребенка и способствуют повышению всех видов коррекционных занятий.
Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).
Иными словами, нейропсихология детского возраста изучает развитие высших психических функций.
Нейропсихологические упражнения направлены на:
- Развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать свое тело;
- Развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
- Работу над гармоничным взаимодействием полушарий;
- Работу над эмоциональной устойчивостью.
Общие рекомендации по использованию нейропсихологических игр.
Упражнения следует выполнять по утрам перед любыми обучающими мероприятиями. При этом обстановка должна быть спокойной, поскольку только тогда достигается наибольшее интегрирующее воздействие упражнений. Основным требованием при выполнении упражнений является точность выполнения специальных движений и приемов.
Результативность занятий зависит от системности их проведения. С каждым днем задания могут усложняться, увеличиваться в объеме. Кроме того, для достижения положительного результата важна последовательность выполнения применяемых упражнений. Все, вместе взятое, приводит к расширению зоны ближайшего развития ребенка и способствует ее переходу в зону актуального развития. Перед выполнением комплекса упражнений необходимо промаркировать левую руку детей, путающих понятия «Лево-право», например, цветной резинкой или же любым иным безобидным для ребенка способом.
В своей работе воспитатель может использовать следующие нейропсихологические игры и упражнения:
Глазодвигательные упражнения. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. Включаются в утреннюю гимнастику или гимнастику после пробуждения.
Игра «Нос-пол-потолок». Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребенок повторяет. Затем взрослый увеличивая скорость, начиная путать ребенка, показывая одно, а называя другое. Ребенок должен показывать, то. Что называет взрослый, игнорируя его показывание. Игра развивает внимание и снимает импульсивность.
Игра «Робот». Дети должны изобразить робота, точно и правильно выполнять команды взрослого. Взрослый говорит: «Вы будете выполнять мои команды. Если я скажу шаг вперед, вы сделаете шаг вперед. Если скажу сделать большие шаги, вы сделаете большие шаги. Скажу повернуться направо, повернетесь направо» После этого взрослый может усложнять, давая две команды одновременно. Развитие пространственных представлений, самоконтроля, внимания.
Игра «Непослушный робот». Ребенок должен изобразить непослушного робота, который выполняет все команды взрослого с точностью до наоборот. Развитие внимания, моторики, координации движений, пространственные представления и умение соблюдать правила.
Игра «Ладошки и ножки». Раскладываем дорожку из ортоковрика, по сторонам дорожки – кубики. Ребенок шагая по коврикам наклоняется по очереди к кубикам: левой рукой к правому кубику, правой рукой к левому. Ребенку нужно пройти путь, не допустив ошибок. Развитие переключения внимания, самоконтроля, общей моторики
Игра «Передай обруч» (5-7 лет). Дети стоят в кругу взявшись за руки. Обруч надет на руки. Нужно пролезть в обруч так, чтобы обруч оказался с другой стороны не расцепляя рук. Можно включить музыкальное сопровождение. Развитие координации движений, последовательность действий, развитие коммуникативных навыков.
Игра «Класс – заяц». Ребенок левой рукой показывает «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость. Развитие межполушарного взаимодействия, внимания.
Нейропсихологические игры с мячом:
1. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и
называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.
2. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных
расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
3. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами:
- кидает его и сразу ловит;
- кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.
4. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 метров друг от
друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
5. Ребенок и взрослый выполняют все предыдущие упражнения с мячом
средних размеров.
6. Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками
теннисный мяч.
7. Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу, одновременно
направляя навстречу друг другу в руки большой и теннисный мячи.
8. Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул –
хлопнул в ладоши – поймал).
9. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.
10. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели
может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке
взрослого.
11. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой
ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.
12. Взрослый и ребенок кидают другу и ловят теннисный мяч одной
рукой.
13. Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и
говорит, к какому времени года относится этот месяц.
14. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его одной рукой.
15. Ребенок кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает
через него.
16. Ребенок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно
пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку –
вправо, влево).
17. Ребенок бросает о стену теннисный мяч и ловит его поочередно
правой и левой руками.
Использованная литература:
- Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2007.
- Методическое руководство для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по использованию нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Оренбург, 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека потешек и стихов для использования в режимных моментах в работе с детьми 2-3 лет.
В работе с детьми раннего возраста широко используются малые фольклёрные формы. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя с малышом, отвлечься и успокоиться. Данные потешеки с огр...
Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста «ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образоват...
Статья в "Туймазинском вестнике" от 26 сентября 2017 года. "Каждый пальчик покручу,никого необойду..." Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОО.
Статья в Туймазинском вестнике от 26 сентября 2017 года . Здороаьесберегающие технологии в режимных моментах ДОО....
Папка - передвижка «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах в работе с детьми с нарушениями зрения»
В настоящее время всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. В связи с этим реализация здоровьесберегающих технологий в нашей группе стала эффекти...
Статья Тема: «Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями зд...
Выступление на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах".
В современном обществе проблема сохранения здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к детям предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...
Педсовет. Доклад на тему: " Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ"
В данном выступлении представлены практические и действенные методы поддержания здоровья детей дошкольного возраста, описаны разнообразные методики нетрадиционного оздоровления, которые могут быть исп...