Педагогические подходы нравственного воспитания личности ребёнка
статья (подготовительная группа)
Одним из основных направлений работы нашего дошкольного учреждения является духовно- нравственное развитие личности ребёнка и мы считаем своей задачей - способствовать возрождению, сохранению и развитию народной культуры нашего края, нашей малой Родины.
В своей работе используем метод проектов. К участию в проектной деятельности привлекаем родителей, с их помощью был создан проект: «Родной свой край люби и знай».
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_podhody_nravstvennogo.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические подходы нравственного
воспитания личности ребёнка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня.
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. [1]
Одним из основных направлений работы нашего дошкольного учреждения является духовно- нравственное развитие личности ребёнка и мы считаем своей задачей - способствовать возрождению, сохранению и развитию народной культуры нашего края, нашей малой Родины.
В своей работе используем метод проектов. К участию в проектной деятельности привлекаем родителей, с их помощью был создан проект: «Родной свой край люби и знай».
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Провели цикл познавательных занятий, на темы: “Город Губкин – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Белгородский край!» При ознакомлении с историей малой родины, прежде всего, организовываем поисковую деятельность: дети расспрашивают своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия города, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях нашего города, на специальных занятиях дети обмениваются полученной информацией, предлагают свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории родного края, уважение к знаменитым землякам.
Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Например:
«Найди герб»
Цель: Научить узнавать герб города (области); развивать мелкую моторику, внимание, память; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.
«Угадай национальный костюм»
Цель: Приобщить детей к знанию национального костюма родного края. Закрепить знания об особенностях костюма и его элементах. Учить детей находить сходство и отличие.
«Знаешь ли ты?»
Цель: Знакомить детей со знаменитыми людьми родного края.
Предметно-развивающая среда в группе пополнилась материалом, используемым детьми в свободной деятельности: картами Белгородской области и Губкина, (на которой дети отмечали места, которые они посетили); макетами города (город в прошлом, город в настоящем); настольно-печатными, дидактическими играми; книгами, журналами, альбомами (из принесенных детьми старых фотографий), открытками о Губкине; атрибутами к сюжетно-ролевым играм.
Используем наблюдения, экскурсии, встречи с интересными людьми, беседы в музее, детской библиотеке. Словом, на простых, доступных и понятных даже маленькому человечку вещах воспитываем любовь к родному краю. С детьми была проведена экскурсия в краеведческий музей, где опытные экскурсоводы познакомили детей с историей создания города, народными промыслами и традициями, бытом людей Белгородчины.
Внедряем в педагогическую практику виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить различные места города, родного края, не покидая здания детского сада.[2]
В группе открыли музей "Тряпичные обрядовые куклы Белгородской области". В нем дети знакомятся с игровыми обрядовыми куклами, оберегами.
Во время образовательной деятельности, для знакомства с культурным наследием родного края мы используем кукол в национальных костюмах Белогора и Белогорочку. Обращаем внимание детей на то, какую одежду носили предки, как красиво её украшали.
В детском саду создана музейная комната «Изба русского быта», где дети на конкретном материале знакомятся с историей и традициями своего края. Здесь собраны старинные вещи: национальные костюмы, старинная мебель, посуда, орудия труда.
Приобщение детей к народным традициям проводим в форме детского праздника. При этом ребята не только получают новые знания, но и участвуют в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Незабываемое впечатление на детей оказало проведение таких календарных праздников, как Рождество, Пасха, Троица, которым предшествовала, предварительная работа: разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен, знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дети с огромным желанием катали «крашенки», пели песни, водили хороводы вокруг берёзок, рассказывали пословицы, поговорки.
С огромным успехом проходят праздники Рождества. Дети наряжаются, идут колядовать, а в музыкальном зале их ждут «дед» и «бабка» в старинных одеждах. Дед лежит на печи, а бабка ухватом вытаскивает из печи чугуны с угощением и одаривают детей сладостями. На Масленицу, дети знакомятся с народными играми нашего края, узнают традиции, едят блины. В Новый год мы не только знакомим детей с традициями этого праздника, но и вместе с родителями мастерим поделки для украшения группы. Проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
Знакомим с устным народным творчеством: потешки, прибаутки, заклички, с художественной и краеведческой литературой: детскими писателями и поэтами Белогорья — В. Молчанов, Е.Дубравный, Ю.Макаров, В.Колесник, В Черкесов и др. Разучиваем стихи и песни о городе и родном крае.
Свою работу строим в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений. Итоги таких экскурсий выражаются в фотовыставке: «Путешествие по Белгородской области».
Интересно проходит у нас "мини-исследование", где вместе с родителями выбираем определённую тему исследования, например, исследование не истории города вообще, а истории улицы, на которой находится детский сад или живут дети.
В итоге у детей появился устойчивый интерес к изучению культуры и истории родного города и края. Расширились знания о традициях, достопримечательностях, памятниках архитектуры нашего города. Возросло желание детей изучать природу, растительный и животный мир, историю, культуру и быт родного края. Очень надеемся, что наши усилия не пропадут даром и наши дети, придя в школу, заинтересуются и продолжат получать знания о традициях нашего края, участвуя в проектах, праздниках, чтя культурное наследие наших предков.
Литература:
- Кондрыкинская, Л.А., С чего начинается Родина? М.: 2004 – С.192.
- Тимофеева, Л.О., Волохова, Н.Н., Приобщение дошкольников к традициям родного края. Волгоград: Учитель, 2012,-78с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал выступления на педагогическом совете Тема: «Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребёнка»
В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующ...
развитие личности ребёнка дошкольника на основе генднрного подхода в воспитании
Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойч...
Доклад на курсах" Психолого педагогические основы семейной педагогики как ресурс развития личности ребёнка в дошкольном возрасте"
Развитие коммуникативных навыков ребёнка в дошкольном возрасте...
Доклад на тему:«Новые подходы к развитию личности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Доклад на МО...
Презентация «Новые подходы к развитию личности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Презентация...
Сообщение на педагогическом совете « Влияние экологической театрализованной игры на личность ребёнка»
Сообщение на педагогическом совете « Влияние экологической театрализованной игры на личность ребёнка»...
Индивидуальный подход к личности ребёнка – базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта
Сущность индивидуального подхода в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особеннос...