Поликультурное воспитание детей
статья (подготовительная группа)

Садртдинова Эльмира Ривгатовна

     Дети –  совершенны, как любое творение природы. Они удивительны, потому что пока неизвестно, что за люди из них вырастут. Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь развития. Ребёнок, будучи при рождении совершенно беспомощным, постепенно превращается в активного члена общества, изменяющего окружающий мир.  

  Поликультурная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polikulturnoe_vositanie_detey.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ели говорить словами детей, то можно сказать так!

Мы разные, но все мы дети. И живем мы на одной большой планете.

Кто-то с севера, а кто-то с юга, но прожить никак нельзя нам друг без друга.

Пусть солнце  всем сияет с высоты, пусть звезды зажигаются.

Счастливыми должны быть, я и ты и пусть мечты сбываются.

Порою бывает дождик, но для дружбы  мы всегда проложим мостик.

Пройдем мы сквозь дождь и ветер, нет преграды никакой на целом свете.

     Дети –  совершенны, как любое творение природы. Они удивительны, потому что пока неизвестно, что за люди из них вырастут. Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь развития. Ребёнок, будучи при рождении совершенно беспомощным, постепенно превращается в активного члена общества, изменяющего окружающий мир.

  Поликультурная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.
  Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человека, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

   Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности ребенка, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание фольклора, традиций и обрядов.

   Основываясь на принципы природосообразности, систематичности, последовательности в нашем дошкольном учреждении были  выделены следующие этапы интеграции личности в культуру:

-изучение, развитие культуры своего народа;

-интериоризация (усвоение) культуры;

-сравнение своей культуры с культурой других народов;

-развитие культуры межнационального общения;

  Фольклор может стать условием и средством формирования нравственных чувств дошкольников, когда организован соответствующий педагогический процесс. Наше дошкольное учреждение ставит перед  собой цели и задачи поликультурного воспитания:

-Формировать у ребенка дошкольного возраста качества, способствующие ориентации в современном поликультурном обществе.

-Воспитывать у детей толерантное отношение к культуре других народов.

-Раннее обучение детей иностранному языку в интеграции с музыкой.

-Создать условия, обеспечивающие оптимальное развитие детей.

-Вызвать интерес и  желание у  детей и родителей в изучении татарского языка.

-Формировать многостороннее представление о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;

-Развивать умения и навыки продуктивного взаимодействия с представителями других культур;

-Воспитывать в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

   Чтобы приобщить детей к народному творчеству и воспитать у них нравственные чувства, мы строим свою работу так:

-вовлекаем  детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная);

-интегрируем  различные  виды  искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов Татарстана;

-работаем, взаимодействуя  “педагог – ребенок — родитель”;

-осуществляем свою воспитательную  работу на основе народной культуры;

-обеспечиваем активность  детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.

  Наша задача приобщить детей к истокам народного фольклора,  и повысить их культурный уровень. Чем раньше мы начнем прививать любовь  детям, к народному творчеству, тем шире и многообразнее будет их внутренний мир. В  детском саду с самого раннего возраста  мы стараемся заинтересовать детей творчеством и как можно больше рассказать о культуре татарского народа о их обычаях и традициях, праздниках.  Поэтому

мы ставим перед собой задачи:  

-Познакомить детей с национальными праздниками наших предков, развивать интерес к быту и культуре татарского народа и народов Поволжья.

-Воспитывать межнациональную дружбу.

-Приобщить  детей к татарской литературе через ознакомление со сказками и стихами  великих татарских поэтов.

-Развивать аналитическое мышление, творческие способности, речевые умения и навыки.

-Воспитывать уважения к культуре своего и других народов.

-Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа.

-Знакомить с произведениями искусства, предметами быта и народного фольклора.

-Воспитывать интерес  к родному языку, обычаям и традициям своего народа.

-Воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость поколений.

   Работа проводится целенаправленно  и систематически по этим поставленным задачам.

  Был составлен цикл занятий с детьми по следующим темам: «Ты, я, он, она - вместе дружная семья», «Родной язык - нет его краше», «Нас много на свете живет», «Где родился, там и пригодился», «Будем едины и мы непобедимы»,  «Чәй эчәбез бал белән, тәмле эчпочмаклар белән”, “Тел остасы”, “Әткәй- шикәр, әнкәй- бал”Һ.б..

  Разработаны и опробованы на практике дидактические игры поликультурного воспитания дошкольников: «Символы нашей республики», «Государственные символы России», «Угадай пословицу», «Мәкаль әйтеш», «Тылсымлы бизәк», «Милли бизәк үрнәкләре», «Тылсымлы янчык», «Составь узор» (на полотенце, салфетке, блюдце, кувшине и т. д.),  «Найди пару» (орнамент – домино),  «Найди и назови» (орнамент), «Укрась одежду» (тюбетейку, калфак, ичиги, камзол, фартук).

  Как промежуточный итог работы были проведены серии праздников и развлечений для детей: «Сембелэ», «Наурз»,  «Карга боткасы», «Сабан туй» и других  в соответствии с народным календарем;
 Также были запланированы серии праздников и развлечений: «Карга боткасы», « Күңел ачыйк бергәләп», «Әбидә кунакта»,  «Халык әкиятләре буйлап»,  «Әбиемнең серле сандыгы» ,  «Татар халык уеннары кичәсе».

  Практикуем в своей работе занятия, развлечения и праздники совместно с родителями.

  В старшем возрасте дети настолько заинтересованы национальным творчеством и культурой, что сами добывают интересный и полезный материал у своих родственников, бабушек и про бабушек. Наша  творческая лаборатория  пополняется новой интересной информацией,  которую мы в дальнейшим используем в своей работе. Как  детям бывает приятно, когда они видят, что их товарищи  узнают об их находках. В нашем детском саду создалась традиция, совместно с родителями, воспитателями и педагогами к каждому национальному празднику готовить выставку, вместе с детьми. Фольклорные праздники  детям очень нравятся, так как они сплачивают не только детей, но и  родителей. Родители с удовольствием участвуют в утренниках, сами готовят номера, придумывают костюмы. Для детей – это становится приятным сюрпризом, так как они своих родителей видят в необычном для них образе. Даже мы иногда не подозреваем насколько творческие, талантливые родители наших воспитанников.

   Знакомство ребенка с пословицами способствовало освоению речи во всем ее многообразии. Пословицы — это меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и назидательный характер. В пословицах была сформирована мысль в форме наставлений, поучений, предупреждений, морали, выработанной многими: «Олыласаң олыны — олыларлар үзеңне». Большое педагогическое значение имеет приобщение детей к человеческой мудрости.

   Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая.

  Для формирования  у детей представления о человеке в истории и культуре, в нашем дошкольном учреждении, создана поликультурная среда. В каждой группе есть уголки ЭРС,  соответствующие требованиям и возрастным особенностям детей. У нас имеются:

- подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;
- символика РФ и РТ (герб, флаг).

-портрет Президента РФ и РТ (в папке).

-куклы в татарской и русской национальной одежде (мальчик и девочка)

-информационный и наглядный материал о столице РТ г. Казани.

-информационный и наглядный материал о РТ (города-5, их достопримечательности, животный и природный мир).

-информационный и наглядный материал о России, Башкортостане, Чувашии, Удмуртии, Мари-Эл, Мордовия: (образцы орнаментов для ИЗО деятельности, дидактические, подвижные игры народов РТ)

-портреты татарских писателей, их произведения (по программе). Татарские народные сказки.
- художественная литература (сказки и легенды народов Поволжья).
-материал о композиторах, художниках РТ, их репродукции.

-материал  по декоративно-прикладному искусству татар (7 элементов орнамента:

- тюльпан – лалә

- лист – яфрак

- колокольчик – кыңгырау

- гвоздика – канәфер чәчәге

- трехлистник - өч яфрак

- пион - чалмабаш,

- шиповник – гөлҗимеш;

- зигзаг – борма,

Кружева – челтәрбаш;

(Кожа, украшения, керамика, вышивка).

   Для достижения результативности поликультурного воспитания дошкольников, мы выделяем следующие аспекты:

1.Изучение традиций, языка, обычаев разных народов, особенностей их культуры и ценностей.
2. Эмоциональная составляющая. Обучая, очень важно заинтересовать малыша, вызвать отклик в его душе.
3. Полученные знания обязательно должны быть закреплены в реалиях жизни ребенка.

   Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но данное направление полноценно раскрыться может только в том случае, если его необходимость в полной мере осознается всеми членами семьи, и все они искренне стремятся к сохранению и развитию своего культурного наследия. Очень важным представляется стимулирование связей между двумя возрастными полюсами – миром взрослого и ребенка. Доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, воспитателями, другими детьми.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений"

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани...

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ХОМУСУ

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования полик...

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику»

Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот пр...

Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "

Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающи...