План работы по самообразованию в старшей группе детей (5-6 лет) по теме «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
рабочая программа (старшая группа)

Анжела Витальевна

Актуальность выбранной темы:

     Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас -  взрослых. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

     Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития дошкольника. Его можно осуществлять во всех видах детской деятельности. С первых лет жизни у ребёнка нужно воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, городу, Родине, уважение к людям разных национальностей.

 

      В процессе нравственного воспитания стоит помогать становлению человека, способного испытывать гуманные чувства, формированию у него этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, уважения к взрослым. В детском саду педагогам под силу развить у детей умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей. При этом педагог сам должен уважительно относиться к каждому ребёнку, создавать атмосферу для эмоционально-позитивного общения дошкольников друг с другом, создавать благоприятные условия для воспитания отзывчивости, заботы, сочувствия, доброты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Цель: развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.

 

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
  2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
  3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
  4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

 

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
  2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
  3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
  4. Воспитывать культуру речевого общения.

 

Развивающие

  1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя. 
  2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
  3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

 

Приемы:

Словесные:

  • Беседы;
  • Игры-беседы;
  • Рассказ;
  • Чтение художественной литературы;
  • Использование игровых ситуаций;
  • Игры - беседы с персонажами сказок.

Наглядные:

  • Рассматривание иллюстраций.

Практические:

  • Игры – драматизации;
  • Игры – инсценировки;
  • Игры – забавы;
  • Подвижные игры;
  • Пальчиковые игры;
  • Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера.

 

Формы организации:

  • Занятие по художественной литературе;
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Коллективные работы;
  • Тематические занятия;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дидактические игры;
  • Физкультминутки;
  • Драматизация.

 

Методы ознакомления с художественной литературой

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть.
  2. Рассказывание воспитателя.
  3. Инсценирование.
  4. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
  5. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.

 

Сотрудничество с родителями

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

 

Содержание работы:

  1. Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне.
  2. 2.Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие.

.

Формы работы с родителями

  • Оформление папок – передвижек
  • Консультации
  • Индивидуальные беседы и рекомендации

 

Cрок реализации плана: 1 год (2022 - 2023)

1. Теоретический этап:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы и передового опыта по теме самообразования, инновационных методик и технологий «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
  2. Определение основных методов и форм работы с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию.
  3. Проектирование системы работы со всеми участниками образовательных отношений.
  4.  Обеспечение и построение предметно-развивающей среды, направленной на духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.
  5.  Подбор дидактических игр и художественной литературы, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы.
  6. -Составление перспективного планирования.

2. Практический этап:

 

Перспективное планирование работы

с детьми старшей группы  на 2022-2023 учебный год

сентябрь

  1. Пополнение группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
  2. Применение цитат из сказок в режимных моментах.
  3. Дидактическая игра «Угадай сказку»

 

октябрь

  1. Чтение и пересказ р.н.с. «Заяц-хвастун»
  2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
  3. Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок»

 

ноябрь

  1. Чтение и пересказ сказки «Лиса и кувшин»
  2. Добавить в уголок ряжения новые костюмы, маски, атрибуты.
  3. Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»
  4.  

декабрь

  1. Беседа «Волшебные сказки»
  2. Знакомство со сказками Г.Х.Андерсена. Чтение сказки «Снежная королева».
  3. Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.).

 

январь

  1. Н.О.Д. «Колобок- снежный бок» Цель: расскажи сказку на новый лад
  2. Рисование в свободное время на тему: «Зимние сказки»

 

Февраль

  1. Рассказывание детям р.н.с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней.
  2. Творческая мастерская: рисование иллюстрации к любимой сказке.

 

март

  1. Показ русской народной сказки «Репка» на новый лад (с музыкальным сопровождением).
  2. Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.

 

апрель

  1. Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки в обр. А.Толстого «Сивка-Бурка» обр. М. Булатова и рассматривание иллюстраций к сказке.
  2. Обыгрывание знакомых сказок.

 

май

  1. Сочинение вместе с детьми сказки: «Если бы я был(а) волшебником(цей)».
  2. Подготовка кукольного театра и показ младшим дошкольникам сказки «Колобок».

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки». Постановка целей и задач по данной теме.
  2. Консультация для родителей в печатном виде «Как подружить ребёнка с книгой».
  3. Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».
  4. Консультация для родителей в печатном виде «Особенности чтения сказок о животных»
  5. Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.
  6. Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях.

Темы: «Личная библиотека вашего ребёнка»

  • «Как подружить ребёнка с книгой»
  • «О чём и как беседовать ребёнком после чтения»
  1. Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691715_148-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-161.jpg

План работы по самообразованию

в старшей группе детей (5-6 лет)

  по теме «Духовно-нравственное развитие

детей посредством чтения

художественной литературы»

                                               Составила: воспитатель Жилина А.В.

Камень – на – Оби

2022г.

Актуальность выбранной темы:

     Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас -  взрослых. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

     Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития дошкольника. Его можно осуществлять во всех видах детской деятельности. С первых лет жизни у ребёнка нужно воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, городу, Родине, уважение к людям разных национальностей.

      В процессе нравственного воспитания стоит помогать становлению человека, способного испытывать гуманные чувства, формированию у него этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, уважения к взрослым. В детском саду педагогам под силу развить у детей умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей. При этом педагог сам должен уважительно относиться к каждому ребёнку, создавать атмосферу для эмоционально-позитивного общения дошкольников друг с другом, создавать благоприятные условия для воспитания отзывчивости, заботы, сочувствия, доброты.

Содержание

Цель: развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
  2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
  3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
  4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
  2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
  3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
  4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие

  1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя. 
  2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
  3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Приемы:

Словесные:

  • Беседы;
  • Игры-беседы;
  • Рассказ;
  • Чтение художественной литературы;
  • Использование игровых ситуаций;
  • Игры - беседы с персонажами сказок.

Наглядные:

  • Рассматривание иллюстраций.

Практические:

  • Игры – драматизации;
  • Игры – инсценировки;
  • Игры – забавы;
  • Подвижные игры;
  • Пальчиковые игры;
  • Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера.

Формы организации:

  • Занятие по художественной литературе;
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Коллективные работы;
  • Тематические занятия;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дидактические игры;
  • Физкультминутки;
  • Драматизация.

Методы ознакомления с художественной литературой

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть.
  2. Рассказывание воспитателя.
  3. Инсценирование.
  4. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
  5. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.

Сотрудничество с родителями

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

Содержание работы:

  1. Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне.
  2. 2.Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие.

.

Формы работы с родителями

  • Оформление папок – передвижек
  • Консультации
  • Индивидуальные беседы и рекомендации

Cрок реализации плана: 1 год (2022 - 2023)

1. Теоретический этап:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы и передового опыта по теме самообразования, инновационных методик и технологий «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
  2. Определение основных методов и форм работы с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию.
  3. Проектирование системы работы со всеми участниками образовательных отношений.
  4.  Обеспечение и построение предметно-развивающей среды, направленной на духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.
  5.  Подбор дидактических игр и художественной литературы, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы.
  6. -Составление перспективного планирования.

2. Практический этап:

Перспективное планирование работы

с детьми старшей группы  на 2022-2023 учебный год

сентябрь

  1. Пополнение группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
  2. Применение цитат из сказок в режимных моментах.
  3. Дидактическая игра «Угадай сказку»

октябрь

  1. Чтение и пересказ р.н.с. «Заяц-хвастун»
  2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
  3. Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок»

ноябрь

  1. Чтение и пересказ сказки «Лиса и кувшин»
  2. Добавить в уголок ряжения новые костюмы, маски, атрибуты.
  3. Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»

декабрь

  1. Беседа «Волшебные сказки»
  2. Знакомство со сказками Г.Х.Андерсена. Чтение сказки «Снежная королева».
  3. Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.).

январь

  1. Н.О.Д. «Колобок- снежный бок» Цель: расскажи сказку на новый лад
  2. Рисование в свободное время на тему: «Зимние сказки»

Февраль

  1. Рассказывание детям р.н.с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней.
  2. Творческая мастерская: рисование иллюстрации к любимой сказке.

март

  1. Показ русской народной сказки «Репка» на новый лад (с музыкальным сопровождением).
  2. Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.

апрель

  1. Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки в обр. А.Толстого «Сивка-Бурка» обр. М. Булатова и рассматривание иллюстраций к сказке.
  2. Обыгрывание знакомых сказок.

май

  1. Сочинение вместе с детьми сказки: «Если бы я был(а) волшебником(цей)».
  2. Подготовка кукольного театра и показ младшим дошкольникам сказки «Колобок».

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки». Постановка целей и задач по данной теме.
  2. Консультация для родителей в печатном виде «Как подружить ребёнка с книгой».
  3. Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».
  4. Консультация для родителей в печатном виде «Особенности чтения сказок о животных»
  5. Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.
  6. Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях.

Темы: «Личная библиотека вашего ребёнка»

  • «Как подружить ребёнка с книгой»
  • «О чём и как беседовать ребёнком после чтения»
  1. Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы логопеда в старшей группе детей с задержкой психического развития.

Представлено планирование работы логопеда с группой детей с задержкой психического развития по следующим разделам:- Общие речевые навыки- Развитие моторики речевого аппарата- Развитие общей мотор...

педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"

инновационный педагогический опыт ао теме : "Духовно -нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"...

ПЛАН ПО САМОРАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: Духовно- нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» (средняя группа)

Пояснительная записка.Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных пр...

Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Цель: Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало. Формировать духовно-нравственные представления и воспитание нравственных качеств личности (милосерди...