План работы по самообразованию в старшей группе детей (5-6 лет) по теме «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
рабочая программа (старшая группа)
Актуальность выбранной темы:
Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас - взрослых. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития дошкольника. Его можно осуществлять во всех видах детской деятельности. С первых лет жизни у ребёнка нужно воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, городу, Родине, уважение к людям разных национальностей.
В процессе нравственного воспитания стоит помогать становлению человека, способного испытывать гуманные чувства, формированию у него этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, уважения к взрослым. В детском саду педагогам под силу развить у детей умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей. При этом педагог сам должен уважительно относиться к каждому ребёнку, создавать атмосферу для эмоционально-позитивного общения дошкольников друг с другом, создавать благоприятные условия для воспитания отзывчивости, заботы, сочувствия, доброты.
Содержание
Цель: развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
- Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
- Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
- Прививать интерес к положительным героям произведений.
- Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
- Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
- Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие
- Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
- Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
- Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Приемы:
Словесные:
- Беседы;
- Игры-беседы;
- Рассказ;
- Чтение художественной литературы;
- Использование игровых ситуаций;
- Игры - беседы с персонажами сказок.
Наглядные:
- Рассматривание иллюстраций.
Практические:
- Игры – драматизации;
- Игры – инсценировки;
- Игры – забавы;
- Подвижные игры;
- Пальчиковые игры;
- Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера.
Формы организации:
- Занятие по художественной литературе;
- Индивидуальная работа с ребенком;
- Коллективные работы;
- Тематические занятия;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дидактические игры;
- Физкультминутки;
- Драматизация.
Методы ознакомления с художественной литературой
- Чтение воспитателя по книге или наизусть.
- Рассказывание воспитателя.
- Инсценирование.
- Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
- Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.
Сотрудничество с родителями
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
Содержание работы:
- Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне.
- 2.Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие.
.
Формы работы с родителями
- Оформление папок – передвижек
- Консультации
- Индивидуальные беседы и рекомендации
Cрок реализации плана: 1 год (2022 - 2023)
1. Теоретический этап:
- Изучение психолого-педагогической литературы и передового опыта по теме самообразования, инновационных методик и технологий «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
- Определение основных методов и форм работы с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию.
- Проектирование системы работы со всеми участниками образовательных отношений.
- Обеспечение и построение предметно-развивающей среды, направленной на духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.
- Подбор дидактических игр и художественной литературы, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы.
- -Составление перспективного планирования.
2. Практический этап:
Перспективное планирование работы
с детьми старшей группы на 2022-2023 учебный год
сентябрь
- Пополнение группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
- Применение цитат из сказок в режимных моментах.
- Дидактическая игра «Угадай сказку»
октябрь
- Чтение и пересказ р.н.с. «Заяц-хвастун»
- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
- Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок»
ноябрь
- Чтение и пересказ сказки «Лиса и кувшин»
- Добавить в уголок ряжения новые костюмы, маски, атрибуты.
- Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»
декабрь
- Беседа «Волшебные сказки»
- Знакомство со сказками Г.Х.Андерсена. Чтение сказки «Снежная королева».
- Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.).
январь
- Н.О.Д. «Колобок- снежный бок» Цель: расскажи сказку на новый лад
- Рисование в свободное время на тему: «Зимние сказки»
Февраль
- Рассказывание детям р.н.с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней.
- Творческая мастерская: рисование иллюстрации к любимой сказке.
март
- Показ русской народной сказки «Репка» на новый лад (с музыкальным сопровождением).
- Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.
апрель
- Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки в обр. А.Толстого «Сивка-Бурка» обр. М. Булатова и рассматривание иллюстраций к сказке.
- Обыгрывание знакомых сказок.
май
- Сочинение вместе с детьми сказки: «Если бы я был(а) волшебником(цей)».
- Подготовка кукольного театра и показ младшим дошкольникам сказки «Колобок».
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
- Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки». Постановка целей и задач по данной теме.
- Консультация для родителей в печатном виде «Как подружить ребёнка с книгой».
- Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».
- Консультация для родителей в печатном виде «Особенности чтения сказок о животных»
- Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.
- Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях.
Темы: «Личная библиотека вашего ребёнка»
- «Как подружить ребёнка с книгой»
- «О чём и как беседовать ребёнком после чтения»
- Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
в старшей группе детей (5-6 лет)
по теме «Духовно-нравственное развитие
детей посредством чтения
художественной литературы»
Составила: воспитатель Жилина А.В.
Камень – на – Оби
2022г.
Актуальность выбранной темы:
Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас - взрослых. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития дошкольника. Его можно осуществлять во всех видах детской деятельности. С первых лет жизни у ребёнка нужно воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, городу, Родине, уважение к людям разных национальностей.
В процессе нравственного воспитания стоит помогать становлению человека, способного испытывать гуманные чувства, формированию у него этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, уважения к взрослым. В детском саду педагогам под силу развить у детей умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей. При этом педагог сам должен уважительно относиться к каждому ребёнку, создавать атмосферу для эмоционально-позитивного общения дошкольников друг с другом, создавать благоприятные условия для воспитания отзывчивости, заботы, сочувствия, доброты.
Содержание
Цель: развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
- Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
- Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
- Прививать интерес к положительным героям произведений.
- Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
- Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
- Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие
- Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
- Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
- Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Приемы:
Словесные:
- Беседы;
- Игры-беседы;
- Рассказ;
- Чтение художественной литературы;
- Использование игровых ситуаций;
- Игры - беседы с персонажами сказок.
Наглядные:
- Рассматривание иллюстраций.
Практические:
- Игры – драматизации;
- Игры – инсценировки;
- Игры – забавы;
- Подвижные игры;
- Пальчиковые игры;
- Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера.
Формы организации:
- Занятие по художественной литературе;
- Индивидуальная работа с ребенком;
- Коллективные работы;
- Тематические занятия;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дидактические игры;
- Физкультминутки;
- Драматизация.
Методы ознакомления с художественной литературой
- Чтение воспитателя по книге или наизусть.
- Рассказывание воспитателя.
- Инсценирование.
- Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
- Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.
Сотрудничество с родителями
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
Содержание работы:
- Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне.
- 2.Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие.
.
Формы работы с родителями
- Оформление папок – передвижек
- Консультации
- Индивидуальные беседы и рекомендации
Cрок реализации плана: 1 год (2022 - 2023)
1. Теоретический этап:
- Изучение психолого-педагогической литературы и передового опыта по теме самообразования, инновационных методик и технологий «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
- Определение основных методов и форм работы с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию.
- Проектирование системы работы со всеми участниками образовательных отношений.
- Обеспечение и построение предметно-развивающей среды, направленной на духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.
- Подбор дидактических игр и художественной литературы, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы.
- -Составление перспективного планирования.
2. Практический этап:
Перспективное планирование работы
с детьми старшей группы на 2022-2023 учебный год
сентябрь
- Пополнение группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
- Применение цитат из сказок в режимных моментах.
- Дидактическая игра «Угадай сказку»
октябрь
- Чтение и пересказ р.н.с. «Заяц-хвастун»
- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
- Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок»
ноябрь
- Чтение и пересказ сказки «Лиса и кувшин»
- Добавить в уголок ряжения новые костюмы, маски, атрибуты.
- Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»
декабрь
- Беседа «Волшебные сказки»
- Знакомство со сказками Г.Х.Андерсена. Чтение сказки «Снежная королева».
- Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.).
январь
- Н.О.Д. «Колобок- снежный бок» Цель: расскажи сказку на новый лад
- Рисование в свободное время на тему: «Зимние сказки»
Февраль
- Рассказывание детям р.н.с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней.
- Творческая мастерская: рисование иллюстрации к любимой сказке.
март
- Показ русской народной сказки «Репка» на новый лад (с музыкальным сопровождением).
- Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.
апрель
- Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки в обр. А.Толстого «Сивка-Бурка» обр. М. Булатова и рассматривание иллюстраций к сказке.
- Обыгрывание знакомых сказок.
май
- Сочинение вместе с детьми сказки: «Если бы я был(а) волшебником(цей)».
- Подготовка кукольного театра и показ младшим дошкольникам сказки «Колобок».
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
- Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки». Постановка целей и задач по данной теме.
- Консультация для родителей в печатном виде «Как подружить ребёнка с книгой».
- Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».
- Консультация для родителей в печатном виде «Особенности чтения сказок о животных»
- Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.
- Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях.
Темы: «Личная библиотека вашего ребёнка»
- «Как подружить ребёнка с книгой»
- «О чём и как беседовать ребёнком после чтения»
- Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы логопеда в старшей группе детей с задержкой психического развития.
Представлено планирование работы логопеда с группой детей с задержкой психического развития по следующим разделам:- Общие речевые навыки- Развитие моторики речевого аппарата- Развитие общей мотор...
критерий 2.3.4 Обобщение педагогического опыта по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
свидетельство область...
педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
инновационный педагогический опыт ао теме : "Духовно -нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"...
План работы с родителями старшей группы детей (от 5 до 6 лет) на 2021 – 2022 учебный год
план работы с родителями...
ПЛАН ПО САМОРАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: Духовно- нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» (средняя группа)
Пояснительная записка.Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных пр...
Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Цель: Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало. Формировать духовно-нравственные представления и воспитание нравственных качеств личности (милосерди...