ПЛАН ПО САМОРАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: Духовно- нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» (средняя группа)
методическая разработка (средняя группа)

Атурова Анна Григорьевна

Пояснительная записка.

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМОРАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: Духовно- нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» (средняя группа)

Пояснительная записка.

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:

- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;

- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со старшими;

- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных произведений.

Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.

Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Цель:

Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

3. Прививать интерес к положительным героям произведений.

4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие

1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Мастер класс для воспитателей

Презентация в виде «Викторины» и чтение конспекта

Цели: повысить профессиональный уровень педагогов. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

 Задачи: выявить наиболее интересные подходы в работе с художественной литературой, способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой; развивать коммуникативные качества  педагогов, умение работать в коллективе.

Перспективный план на 2020-2021 год

Сентябрь.

1.Консультация для родителей «Роль книги в воспитании и развитии ребенка».

2.. Чтение произведений по темам: «В гостях у бабушки Ульяны»( Сказка «Жихарка»;Ш. Перро «Красная Шапочка»;), «Домашние животные»( Сказка «Три поросенка»,Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,М. Пришвин «Журка»,К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»).

2. Дидактическая игра « Угадай сказку»

Октябрь

1. Консультация для родителей: «Почитай мне, мама!! »

2. .Чтение и обсуждение произведений из цикла «Семья»: (А. Барто «Имя и фамилия», Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед», Б. Ганаго «Они забыли»).

2. Беседы о жизни семьи, добрых делах родственников.

3.Игра «Быт моей семьи».

Ноябрь.

1.Рекомендации для родителей: «Книга – наши верные друзья, а без книг нам быть нельзя»

2. Чтение и обсуждение произведений русских народных сказок : «Заюшкина избушка»; «Гуси лебеди» «Царевна -лягушка»; «Сивка Бурка»; «Иван – царевич и серый волк»; «По щучьему веленья»; «Финист – ясный сокол»,«Теремок»;

3. Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок?» настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)

Декабрь.

1.Конкурс«Сказочная книга» (изготовление книжки-малышки родители-дети)

2. Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни». (В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»)

Январь.

1. Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой»

2.        Совместная деятельность с детьми:

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»(обложка любимой семейной книги)

Февраль.

1.Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2.Чтение сказок А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

3.Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

4.Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А.С. Пушкина

Март.

1. В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».

2. Чтение стихов о красоте природы, О Родине. (Л. Громова «Радуга», А. Н. Плещеева «Весна», Ф. И. Тютчев  «Весенняя гроза»)

Апрель.

1. Беседа о космосе, космонавтах с детьми.

2.Выставка рисунков «Этот загадочный космос»

Май.

1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2.Вечер памяти. Чтение произведений о Великой Отечественной войне, её героях.

(Катаев В «Сын полка», Я. Абидов «Мать- Земля», Т. Трутнева «Победой кончилась война», Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова»)

Июнь – август.

1.Планирование деятельности и перспектив развития.

2. Составление плана работы на следующий год по теме самообразования.



Предварительный просмотр:

  1. Ильин И.: «Духовный мир сказки».или «ВВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСКУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ») ( http://kochenevo.narod.ru/dms.htm )

«… Сказка. Народная сказка, и особенно русская народная сказка. Она ни на что не притязает, никому не навязывается, ничего не затевает. «Не любо – не слушай…» Она – как цвет незаметных и неведомых полевых цветов; а тонкий смысл её – как тонкий благоуханный мёд: попробуешь и слышишь на языке всё неизречённое естество родной природы – и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее, - всё в сочетаниях неописуемого вкуса и аромата.

Сотни лет накапливался этот аромат в незаметных и неведомых душах человеческих. В русских душах, незаметно цветших и неведомо отцветавших на равнинах нашей родины. Сотни и тысячи лет этому отстою национального духовного опыта, укрытого и развёрнутого в русских народных сказках».

И. Ильин

  1.  Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

Сказки бывают серьезные и веселые, поучительные и развлекательные. Их герои тои дело попадают в драматические ситуации, встречаются с опасностями, преодолевают трудности и препятствия. Неизменно одно: сказки вызывают у каждого, кто их читает, будь то ребенок или взрослый, самые добрые чувства.

Игра и сказка – порождение фантазии. Народная сказка – творчество народа, литературная сказка – плод авторского гения. Читая сказки других народов, мы узнаем много нового о тех странах, откуда пришли эти сказки, национальных обычаях, нравах, особенностях природы и животного мира.

В сказках мы видим и много общего – любовь к ребенку, внимание к его заботам и увлечениям, любовь к миру, населенному красивыми и добрыми существами. Мы знакомимся с писателями прошлого и настоящего, проникаемся их тревогами и заботами, окунаемся в мир их фантазий. Без знания сказок самое блестящее воспитание и образование не полноценно.

Сочетание в сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного, делает ее двуплановой, одинаково интересной и детям, и взрослым. Ребенка привлекает невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий. Взрослого волнуют стоящие за сказочной схемой сложные человеческие отношения, глубокая философия, приметы подлинной жизни с ее радостями и разочарованиями, правдой и ложью.

   Но вместе с тем, всякий, кто обладает чувством юмора и фантазией, кто умеет мыслить не прямолинейно, читая эти сказки, получит истинное наслаждение, а то и урок, и повод для размышления.

  1. Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы» (http://doshkolnik.ru/chtenie/27649-statya-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-deteiy-posredstvom-chteniya-hudozhestvennoiy-literatury.html)

Чтение детям книги выступает тем идущим от взрослого видом деятельности, который становится для ребенка особой «культурной практикой». Суть ее состоит в том, что художественные тексты позволяют детям интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений. А в сочетании всех традиционных культурных практик (игровой, познавательно – исследовательской, продуктивной деятельности, чтении детям художественной литературы) происходит репрезентация и моделирование реальности, развитие ребенка как инициативного деятельного субъекта.

  1. Педагогическая копилка , блок воспитателя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» (https://chernikovanata.blogspot.com/2018/04/normal-0-false-false-false-ru-x-none-x.html)

Необходимо у детей с раннего  возраста формировать положительное отношение к фольклору, поэзии, учить  эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, связывать его с реальными картинками природы, чувствовать ритм стихотворной речи  и обогащать словарь детей образными словами и выражениями: «снежинки-пушинки», «снег летает, кружится, танцует», побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях. Чтение стихотворений о природе необходимо использовать в тесной связи с непосредственными наблюдениями. Таким образом, детям будут понятны не только сезонные изменения в природе, но и чувства, настроение, переданные автором.

  1. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
  2. (http://sdo.mgaps.ru/books/KP5/M4/file/6.pdf)

 Процесс расшифровки знаний... Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации — так и останется в пассиве

Теоретическое изучение проблемы



Предварительный просмотр:

Описание слайда: Мастер- класс «Духовно нравственное воспитание дошкольников посредством чтение художественной литературы» для педагогов ДОУ Подготовила: Атурова А.г

2 слайдЦель: повысить профессиональный уровень педагогов. Раскрыть творческий потен

Описание слайда: Цель: повысить профессиональный уровень педагогов. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога. Задачи: выявить наиболее интересные подходы в работе с художественной литературой, способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой; развивать коммуникативные качества  педагогов, умение работать в коллективе.

3 слайд«Чтение, – говорил Василий. Александрович. Сухомлинский, – это окошко,через

Описание слайда: «Чтение, – говорил Василий. Александрович. Сухомлинский, – это окошко,через которое дети видят и познают мир и самих себя».   Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей" Н. И. Морозов

4 слайд1) Какие литературные жанры вы знаете?  2) Какая самая главная задача при оз

Описание слайда: 1) Какие литературные жанры вы знаете?  2) Какая самая главная задача при ознакомлении детей с художественной литературой, на ваш взгляд? Определите ее. 3) Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? 4) Какова схема построения занятия по ознакомлению с художественной литературой? 5).Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда?  6) Когда уместен на занятиях по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций? Практическая работа

5 слайд

Описание слайда: Мозговой штурм. Знаешь ли ты детскую литературу? Викторина  «Мир литературы» (Назвать русских поэтов и писателей) Борис Заходер (Писатель) - советский российский писатель и поэт, переводчик, сценарист. Популяризатор мировой детской классики. Лауреат Государственной премии Российской Федерации

6 слайдМозговой штурм. Знаешь ли ты детскую литературу? Викторина  «Мир литературы»

Описание слайда: Агния Барто - Русская советская детская поэтесса, писательница, киносценарист, радиоведущая. Лауреат Сталинской премии второй степени и Лениской премии

7 слайдМозговой штурм. Знаешь ли ты детскую литературу? Викторина  «Мир литературы»

Описание слайда: Успенский Эдуард Николаевич – Русский писатель, драматург и сценарист, автор детских книг, телеведущий. Среди популярных персонажей, придуманных им, - крокодил Гена и Чебурашка, пёс Шарик и кот Матроскин, дядя Фёдор, почтальон Печкин, Тр-тр Митя, братья Колобки, гарантийные человечки

8 слайдМозговой штурм. Знаешь ли ты детскую литературу? Викторина  «Мир литературы»

Описание слайда: Сауил Яковлеевич Маршак - Русский советский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист. Автор популярных детских книг. Лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий.

Мозговой штурм. Знаешь ли ты детскую литературу? Викторина  «Мир литературы»

9 слайд

Описание слайда: Аркадий Гайдар - Советский детский писатель, сценарист и прозаик, журналист, военный корреспондент. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

Мозговой штурм. Знаешь ли ты детскую литературу? Викторина  «Мир литературы»

10 слайд

Описание слайда: Ханс Кристиан Андерсен - Датский писатель, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева», «Русалочка» и многих других.

11 слайд

Описание слайда:

Мозговой штурм. Знаешь ли ты детскую литературу? Викторина  «Мир литературы» (Назвать русских поэтов и писателей) Ушинский Константин Дмитриевич: Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России

12 слайд

Описание слайда: Алексей Толстой -  Русский и советский писатель и общественный деятель из рода Толстых. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени.

13 слайд Мозговой штурм. Знаешь ли ты детскую литературу? Викторина  «Мир литературы»

Описание слайда: Корней Чуковский - Русский советский поэт, публицист,

литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской. Самый издаваемый в Советском Союзе и России автор детской литературы: тираж книг Чуковского за 2017 год превысил два миллиона экземпляров

14 слайд

Описание слайда: Александр Сергеевич Пушкин - Русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века

15 слайдНаше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий.

Описание слайда: Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее. А закончить мне хочется словами К. Г. Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!

 Спасибо за внимание!

16 слайд

Описание слайда:

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс «Духовно нравственное воспитание дошкольников посредством чтение художественной литературы» для педагогов ДОУ Подготовила: Атурова А.Г.

Слайд 2

Цель : повысить профессиональный уровень педагогов. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога. Задачи : выявить наиболее интересные подходы в работе с художественной литературой, способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой; развивать коммуникативные качества педагогов , умение работать в коллективе.

Слайд 3

«Чтение, – говорил Василий. Александрович. Сухомлинский, – это окошко,через которое дети видят и познают мир и самих себя». Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей" Н . И. Морозов

Слайд 4

1) Какие литературные жанры вы знаете? 2) Какая самая главная задача при ознакомлении детей с художественной литературой , на ваш взгляд? Определите ее . 3) Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? 4) Какова схема построения занятия по ознакомлению с художественной литературой ? 5).Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда? 6) Когда уместен на занятиях по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций ? Практическая работа

Слайд 6

Мозговой штурм. Знаешь ли ты детскую литературу? Викторина «Мир литературы» (Назвать русских поэтов и писателей)

Слайд 7

Мозговой штурм. Знаешь ли ты детскую литературу? Викторина «Мир литературы» (Назвать русских поэтов и писателей)

Слайд 8

Мозговой штурм. Знаешь ли ты детскую литературу? Викторина «Мир литературы» (Назвать русских поэтов и писателей)

Слайд 9

Мозговой штурм. Знаешь ли ты детскую литературу? Викторина «Мир литературы» (Назвать русских поэтов и писателей)

Слайд 10

Мозговой штурм. Знаешь ли ты детскую литературу? Викторина «Мир литературы» (Назвать русских поэтов и писателей)

Слайд 13

Мозговой штурм. Знаешь ли ты детскую литературу? Викторина «Мир литературы» (Назвать русских поэтов и писателей)

Слайд 15

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее. А закончить мне хочется словами К. Г. Паустовского : «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи

«Угадай из какой сказки прочитан отрывок?»

Цель: развивать внимание, речь, мышление, память; умение отгадывать сказку по прочитанному отрывки из нее .

Ход: воспитатель начинает читать отрывки к данным сказкам

После прочтения одного из отрывка , дети должны угадать из какой сказки отрывок.

 Дети с удовольствием разгадывают отрывки и угадывают по ним сказки.

Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:

— Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.( царевна –лягушка)

 Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик — из сыпучего песка. Перезимовали они в новых избушках. Настала весна, пригрело солнце. Лисичкина избушка растаяла, а зайкина стоит, как стояла (Заюшкина избушка)

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Конь бежит — земля дрожит, из ушей пламя, из нозрей дым столбом валит. Прибежал — и стал конь перед Иванушкой как вкопанный.

— Ну, — говорит,— влезай мне, Иванушка, в правое ухо, а в левое вылезай.

Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.( сивка-бурка)

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.(теремок)



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

«Угадай, что за сказка?»

Цель: развивать внимание, речь, мышление, память; умение отгадывать сказку по картинке и угадывание загадки.

Ход: воспитатель раскладывает иллюстрации к знакомым сказкам.

Затем начинает читать отрывки или загадки к данным сказкам.

После прочтения одной из загадок, дети должны выбрать из иллюстраций ту, которая подходит к прочитанной загадке или отрывку из сказки.

Дети с удовольствием разгадывают загадки и находят подходящие иллюстрации.

Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Красная шапочка

Хрю-хрю-хрю – каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный?

(Три поросенка)

Лиса пыталась украсть маленькую девочку, чтобы ее съесть.

 Девочку-то она украла, а вот съесть ее не получилось.

(жихарка)

Супруги настолько привыкли к нему,

что подрезали ему крылья,

чтоб он не улетел от них

(Журка)

Короткий диалог между мальчиком

 и собакой ,

 в котором говорится о том,

что делает дворовая собака

(Бижка)

Забавная присказка про кота,

которая рассказывает о внешности

 и привычках пушистого мурлыки.

(Васька)

 «Выходи, хозяюшка;

выноси подойничек, чистый утиральничек!

Я деточкам молочка принесла,

густых сливочек»

(Коровка)



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по вопросам привития детям бережного отношения к книгам

Рекомендации по приобретению литературы:

У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений. В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского. Д ля того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

Советы для родителей.

• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
• Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)


Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.



Предварительный просмотр:

Беседа занятия на тему «Добро и зло в сказках и в жизни».

Цель: развитие способности увидеть и оценить нравственную ситуацию поступка сказочных героев, используя понятия «добро» и «зло».

Задачи:

  1. Воспитывать осознанное отношение к социальным нормам поведения (побуждение детей к проявлению добра в поступках).
  2. Способствовать созданию положительного эмоционального климата в классе.
  3. Формировать уважительное отношение друг к другу.

Ход занятия.

Орг. момет

Звучит песня «Дорогою добра»
Самоопределение к деятельности

- О чём эта песня? (о доброте, о друзьях)

- Что значит идти дорогой добра? (значит помощь другу, забота о ближнем)
- Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на занятии?
- Назовите противоположное слово слову «добро».

- Да сегодня речь пойдёт о «добре и зле».

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- А вы умеете отличать добро от зла и наоборот?

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. 
- Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.
 Работа по теме
- Прослушайте отрывки о сказочных героях и попробуйте определить, кто из них несёт добро, а кто – зло.

1.Баба Яга - колдует, варит зелье, насылает на людей болезни, смерть, ест, жарит в печи.
2.Иванушка царевич, дурачок. Спасает, выручает.
3.Леший – хозяин леса. Заманивает в лес, чтобы заблудились, погибли.
4. Герда – преодолевает трудности, чтобы спасти Кая. 
5. Снежная Королева – холодная, бездушная, обманом увозит Кая.
6. Кощей Бессмертный – злой, ворует красавиц, принуждает выйти замуж.

7. Фея – добрая, помогает, выручает из беды, награждает.
8. Кикимора болотная – из болота громко кричит о помощи, заманивает в болото. Оборачивается девушкой, зовёт на помощь, заманивает путников в топь.

9. Змей Горыныч крадёт красавиц, сжигает всё живое.
- Вы услышали много героев сказок, отличали добро от зла. Так скажите, что же такое «добро»? (дети отвечают) 
- Добро – это всё хорошее, полезное, красивое. Оно соединяет, роднит, дружба, счастье, радость улыбки, хорошие поступки.
 Сказки учат думать, видеть добро, зло и размышлять над своими поступками.

- Что такое зло? (дети отвечают) 
- Зло – это
 вред, боль, страдание, обида, грубость, драки, злые слова, плохие поступки. Оно разъединяет, разрушает дружбу».
- Сказки помогают нам понять, что такое добро и зло.
Игра «Сказка».
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина.) 
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей) 
- Сказки многому учат тех, кто умеет размышлять над прочитанным. Ведь мало уметь читать, надо уметь думать.
 

Собери пословицы
– В народе часто говорят пословицу: «Доброе слово и кошке приятно».
- Как понимаете смысл этой пословицы? (ответы)
- А что такое пословица? (ответы)
- Предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Пословицы рассыпались на слова. Помогите собрать и прочитать.
На доске дети собирают три пословицы:
«Жизнь дана на добрые дела» 
«За добро добром и платят»
«Доброе слово лечит, а злое калечит»

- Как понимаете смысл? (ответы)
А вы часто используете в речи добрые слова? (ответы)
- Их ещё называют «волшебные», почему? (ответы)

Вежливые слова

- Проверим, насколько хорошо вы знаете вежливые слова. Я буду называть предложение, а вы в рифму заканчивать его волшебным словом.

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….(спасибо)

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, при встрече…. (здравствуйте)

- Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, простите ,пожалуйста)

- И во Франции, и в Дании

На прощанье все говорят …(до свидания)

- Эти слова всем известны давно,

Видишь — они и просты, и не новы.

Но я ещё повторю все равно:

Добрые люди, будьте здоровы!

Читает стихотворение воспитатель

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой!
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!

На клумбе – цветок, его листья повисли.
Грустит он… О чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.

Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы.
«Вернусь, хорошо бы присесть, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять»

 

И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
- Да это, как в сказке, волшебник ты мой!

- Быть легче добрым или злым? 
- Как вы думаете? Почему? (ответы детей)

Игра с мячом: круговая беседа

Я чувствую себя счастливым, когда………………………. (хорошо всем, все улыбаются и т. д.) 

«Правила доброты»

Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты. Давайте попробуем составить правила «Спешите делать добро». (ромашка с лепесточками – правилами доброты).

Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

Делать добро для близких и друзей.

Не завидовать.

Не вредничать.

Не грубить.

Итог

На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей.

Рефлексия 

Предлагаю вам поделиться, какие добрые дела вы делали?
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).
- Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!
- Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.

1 - За добро добром и платят.
2 - Доброе слово лечит, а злое калечит.
3 - Жизнь дана на добрые дела.



Предварительный просмотр:

Беседа «Моя семья»

(средняя группа)

Цель: Формирование представлений о семье и родственных отношениях.

Задачи:

- упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных.

- расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях;

- воспитывать положительные взаимоотношения в семье, чувство любви и уважения к членам своей семьи.

Ход беседы

Воспитатель:

-Ребята, попробуйте отгадать загадку и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная.

ДетиСемья

Воспитатель: Правильно! Мы поговорим сегодня о семье.

-Ребята, как вы думаете, что такое семья?

ДетиСемья-это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.

Воспитатель: Правильно. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. У каждого человека должна быть семья, потому что в семье легче выжить, в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге и всегда помогут в трудную минуту. Вы тоже живёте в семье. Кто хочет рассказать о своей семье?

Рассказы детей о своей семье.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошие получились рассказы.

А ну-ка показали все свои ладошки и вспомним пальчиковую игру «Семья» Этот пальчик – папа, - (загибаем один пальчик)

Этот пальчик – мама, - (загибаем второй пальчик)

Этот пальчик – дедушка, - (загибаем третий пальчик)

Этот пальчик - бабушка, - (загибаем четвёртый пальчик)

Этот пальчик – я, - (загибаем пятый пальчик)

Это вся моя семья. – (загибаем и разгибаем все пальчики)

Правильно, ребята это вся ваша семья.

А как можно сказать ласково папа, мама, бабушка?

Проводится игра «Скажи ласково». Я бросаю вам мячик и называю члена семьи.

Бабушка – бабуля и т. д.

Предлагаю поиграть ещё в одну интересную в игру «Кто, что делает в семье».Я бросаю вам мячик и задаю вопрос :например: «Что делает мама, (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра?», а вы подбираете подходящие слова (гладит, стирает, готовит, моет посуду, ходит на работу, шьет, зарабатывает деньги, читает, смотрит телевизор и т. д.).

Воспитатель: Спасибо ребята, я очень рада, что вы так много знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье. Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьиСемья необходима каждому человеку, большому и маленькому. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге. Ребята, если кто желает, то можете нарисовать свою семью, а вечером подарить свои рисунки родителям.

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Программные образовательные задачи:

Обучающие:

Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.

Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.

Развивающие:

Развивать интерес к игре.

Развивать диалогическую речь.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Предварительная работа: Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает? ». Чтение художественной литературы: «Мама», «Братик», «Работа» Д. Габе из серии «Моя семья». Дидактические игры: «Как нужно встречать гостей», «Для чего эта посуда», «Накроем стол к чаю (обеду) ».

Материалы и оборудование: Куклы, игрушечная посуда, мебель, туалетный столик с зеркалом, полотенце, фен, халат для парикмахера, пустые флакончики из под шампуня, крема; набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, заколки, банты. Касса, наборы продуктов, фартук для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, весы, пакеты, предметы – заместители.

Ход игры:

Воспитатель: Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте». Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье? Какие обязанности у папы?  Какие обязанности у мамы? Какие обязанности у бабушки? А что может делать дедушка? Что делает их ребенок? Дети, давайте представим, что у кого-нибудь в семье наступил день рождения? Как мы его будем праздновать?

Воспитатель: Ой, стук в дверь. Да это же кукла Маша. Ребята, посмотрите какая Маша сегодня нарядная у нее сегодня день рождения. А почему же она грустная? Ребята, у нее нет мамы и папы. А ей так хочется отметить свой день рождения в семье. Давайте возьмем ее в свою семью.

А наша семья подготовит ей праздник. Мама пригласит гостей для Маши сходит в парикмахерскую, сделает себе праздничную прическу, бабушка испечет вкусный пирог, папа сходит в магазин за угощениями. А старшие брат и сестра помогут бабушке по дому, вымоют посуду и вместе накроют на стол. А дедушка поможет бабушке по дому, а если устанет? может отдохнуть почитать газету.

Воспитатель: Как вы думаете, с чего мы начнем игру? Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, бабушкой, дедушкой и братом и сестрой кто парикмахером, кто будет продавцом в магазине, а кто придет поздравить куклу Машу.

Воспитатель: Ребята давайте выберем маму? Во что мама может быть одета? Посмотрите у нас есть бусы, очки, платок сумочка… Давайте мы наденем маме бусы, дадим ей красивую сумочку.

Во что может быть одет папа? Посмотрите, что у нас здесь еще есть? Согласна, папе мы можем предложить надеть галстук. Кто у нас хочет быть бабушкой, что мы подберем для нашей бабушки? Верно, она у нас старенькая мы наденем ей очки, платок и фартук. Ребята, кто хочет быть дедушкой. Во что мы можем одеть нашего дедушку? Посмотрите, что у нас еще осталось? Верно, мы дедушке предложим очки, теплую жилетку он ведь у нас старенький ему всегда холодно, потому что у него болит спина. Посмотрите, у нас есть еще газета, давайте мы предложим ее почитать дедушке. А кто будет братом и сестрой?

Воспитатель: Ребята, а кто у нас будет продавцом? Посмотрите, у нас есть для продавца форма – фартук, чтобы продавец не испачкался когда продает товар. Еще нам нужно выбрать парикмахера, кто будет делать прически Маше, маме, а может гости тоже захотят сделать себе прическу.

Воспитатель: А остальные ребята придут в гости к нашей кукле Маше. Ребята не забудьте в гости на день рождение нужно приходить с подарками. Что можно подарить Маше? Ребята, а что мы можем сделать своими руками? Молодцы, конечно, мы можем сделать для куклы открытки. А еще в магазине нам можно купить какие – ни будь сладости, например конфеты или шоколадку.

Воспитатель: Давайте мы пройдем в наш игровой уголок. Семья, в которой праздник, живут в этом доме. Сегодня выходной день. Что делает утром мама? Что делает папа и другие члены семьи?

Продавец готовит к открытию свой магазин, а парикмахер ждет прихода посетителей. А гости отправляются в творческую мастерскую и готовят для именинницы подарки - открытки.

Семья сидит за столом и завтракает. После завтрака мама и Машенька собираются в парикмахерскую, папа в магазин за продуктами к праздничному столу. Как вы думаете, дети, что мама посоветует купить папе в магазине к празднику?  Мама,  папа и Машенька пошли по своим делам, а бабушка и старшие брат и сестра наводят в доме порядок.

Бабушка стирает белье, готовит праздничный ужин, печет пироги, а старшие дети накрывают на стол. Вот здесь у нас ребята магазин, сюда наш папа пришел за покупками

Нам даёт товар и чек.

Не философ, не мудрец

И не суперчеловек,

А обычный … (продавец).

Воспитатель: А вот здесь у нас работает парикмахерская

У этой волшебницы, этой художницы,

Не кисти и краски, а гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснётся, тот станет красивый.

В парикмахерскую пришли мама и дочка Машенька.

Воспитатель: Мама, тебе нравится прическа, которую сделала парикмахер? Может кто-то из гостей желает сделать себе прическу? Какие стали все красивые, давайте поспешим на день рождение, подарки готовы.

Воспитатель: Какой замечательный день рождение у нас получился. Дети, вам понравилось играть?



Предварительный просмотр:

Конспект НООД в средней группе

«Этот загадочный космос»

Цель: расширить представления детей о космосе, планетах и космических полетах.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о планетах солнечной системы.

2. Подчеркнуть уникальность планеты Земля.

3. Познакомить детей с профессией космонавта.

4. Закреплять знания детей о первом космонавте Ю. Гагарине.

5. Развивать связную речь.

6. Упражнять детей в обратном счёте.

Материал и оборудование: фотографии Ю. Гагарина; фотография планеты Земля из космоса; макет ракеты; счётные палочки, губка, листы бумаги с прорезанным кругом на каждого, краски.

Предварительная работа: Чтение книг о космосе; просмотр мультфильмов на космическую тему: "Тайна третьей планеты"; загадывание детям загадок на космическую тему; знакомство с первым космонавтов Ю. Гагариным; просмотр снимков из космоса.

Формы организации детской деятельности

1. Коммуникативная:

  • «В космосе»

2. Познавательно-исследовательская:

  • Рассматривание снимков из космоса

3. Двигательная:

  • -«Держу равновесие»
  •  Зарядка

4. Продуктивная:

  • Конструирование ракеты
  • Художественно-эстетическая
  • Рисование луны,
  • Проведение образовательной деятельности

Дети играют. Звучит музыка. Вдруг в группу залетает ракета (воспитатель берет макет в руки).

Воспитатель: Ой, ребята что это? Правильно ракета. А как вы думаете, для чего она нужна? Конечно, чтобы летать в космос.

Воспитатель: А вы бы хотели стать космонавтами? Здорово, я так и думала.

Воспитатель: Но в космонавты берут не всех. Ребята, как вы думаете, каких людей берут в космонавты? Правильно самых умных, самых смелых, самых здоровых.

Воспитатель: Вы готовы пройти испытания, чтобы стать космонавтами? Ну, тогда моё вам первое задание. Игра «В космосе».

Дети становятся в круг и, передавая макет ракеты, друг другу называют слова, относящиеся к космосу и всему, что с ним связано.

Воспитатель: Молодцы, как много космических слов вы знаете. А теперь проверим вашу выносливость (игра «Держу равновесие»). Нужно будет простоять на одной ноге, а руки отвести в стороны. Приготовились, начали.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Вы, просто молодцы. Вас всех смело можно брать в космонавты..

Воспитатель: Итак, ракета у нас есть, и мы смело можем отправиться в путешествие (ребята поднимают руки вверх и соединяют их в виде конуса). Начинаем с вами обратный отсчет, ведём счёт от 10 до 1.

Воспитатель: Ура, мы взлетели! Ребята, предлагаю вам взглянуть в иллюминаторы. Что мы можем видеть из них в космосе? Правильно планеты.

Воспитатель: Давайте подойдем к нашему плакату.

Воспитатель: Ребята, все планеты вращаются вокруг Солнца. Оно располагается в центре нашей солнечной системы.

Воспитатель: Ребята, назовите мне, пожалуйста, планеты нашей солнечной системы. Помните, мы с вами учили стихотворение, давайте хором его вспомним.

Дети вспоминают и рассказывают стихотворение:

По порядку все планеты назовет любой из нас:

Раз – Меркурий,

два – Венера,

три – Земля,

четыре – Марс!

пять – Меркурий,

шесть – Сатурн,

семь – Уран,

восьмой – Нептун.

И девятая планета — под названием Плутон!

Воспитатель: Ребята, а как звали первого в мире космонавта? Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин.

Воспитатель: Он совершил свой первый полет 12 апреля 1961 года, это было очень давно. И тогда всё люди нашей страны гордились этим событием.

Воспитатель: О, нашем первом космонавте писали много стихов, вот послушайте одно из них.

Воспитатель зачитывает детям стихотворение о Ю. А. Гагарине.

Юрий Гагарин

Автор: Владимир Степанов

В космической ракете,

С названием "Восток"

Он первым на планете,

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Воспитатель: Ребята о чём это стихотворение? Правильно о Ю. Гагарине, о его первом полете. А как называлась эта ракета? Молодцы, вы внимательно слушали «Восток».

Воспитатель: Мы с вами должны гордиться, что живем в стране, гражданин которой совершил первый полет в космос.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать зарядку. Ведь для космонавтов очень важно поддерживать хорошую физическую форму. Начнём? Поехали.

Воспитатель читает стихотворение и выполняет упражнения, ребята повторяют упражнения за воспитателем.

Но чтоб ракетой управлять,

Нужно смелым, сильным стать.

Слабых в космос не берут,

Ведь полет — не легкий труд!

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня — космонавт!

Продолжаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Воспитатель: Ребята, в свой первый полет Юрий Гагарин сделал круг вокруг Земли. Давайте пролетим над нашей планетой и посмотрим, что же он видел из своего иллюминатора. Земля вращается вокруг Солнца, так же как и все другие планеты, и одновременно вокруг себя, когда Солнце освещает одну сторону, здесь светло, а с противоположной стороны темно, ночь.

Воспитатель: Мы видим на этих фото нашу планету Земля. Ребята, собой представляет наша планета, что вы можете рассказать о ней, глядя на эти фотографии? Правильно, она круглая. А какие цвета мы здесь видим? Голубой в основном. А что это такое голубое на нашей планете, как вы думаете? Правильно, это вода, моря и океаны.

Воспитатель: Как вы думаете, а что из космоса видится на нашей планете зеленым и коричневым? Правильно, это леса и горы. Молодцы, ребята.

Воспитатель: Ребята, наша с вами планета Земля уникальна, только на ней из всех планет солнечной системы есть жизнь.

Воспитатель: У нашей с вами планеты есть спутник, который называется Луна.

Воспитатель: У Луны есть одна особенность: она каждый день меняет свой вид. То она видна нам как буква «С», то похожа на блин, то снова превращается в букву «С». Это происходит из-за того, что наша планета Земля все время вращается, и из-за ее вращения нам видна то вся Луна (когда Солнце ее освещает, то ее частичка (когда Земля заслоняет Луне свет Солнца).

Воспитатель: Сейчас мы с вами нарисуем Луну.

Детям предлагается на лист бумаги черного цвета наложить лист картона с прорезанным в нем кругом и с помощью губки нанести краску на круг (не размазывая, а прижимая). Затем осторожно убрать картон и пальцами дорисовать круги-кратеры.

Воспитатель: Время быстро пролетело, и нам пришла пора возвращаться на Землю. Приготовились (дети поднимают руки над головой, соединяя их, делая как бы конус ракеты) и полетели (дети двигаются за воспитателем в раздевалку, приземление на Землю происходит там).

Воспитатель: Ребята, поздравляю вас с успешным возвращением на Землю.

Рефлексия: выставка работ по теме космос.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей: «Книги — наши верные друзья, а без друзей нам быть никак нельзя!»s1200.jpg

Уважаемые родителикнига – добрый и мудрый советчик, друг и учитель! Для того, чтобы дети дошкольного возраста желали общаться с книгой, черпать из нее знания, необходимо, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети должны иметь возможность каждодневного общения с книгой.

Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и поможет в учёбе через развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности.

Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться. Можно и нужно читать и в течение дня. С возрастом детям требуется всё больше информации, растёт потребность и в положительных эмоциях. Поэтому постепенно стоит увеличивать время чтения и повышать уровень сложности книг. Чтение повысит словарный запас ребёнка, поможет развитию фонематического слуха и способности правильно произносить звуки, научиться понимать разные интонации.

s1200.jpg

Дети с удовольствием слушают сказки, по которым сняты мультфильмы. Даже если ребёнок уже видел мультфильм, прочитайте сказку. В отличие от мультипликации, которая воспринимается набором отдельных кадров, и ребёнок не улавливает смысла, книги заставляют мыслить и переживать.

В наше время место книг в жизни детей занимают компьютер, планшет и другие гаджеты. Это интересно, захватывающе. Почему же чтение книг не вызывает интереса у подрастающего поколения? В этом случе пример взрослого очень важен. Ребенок должен видеть родителей, которые читают, причём с интересом. Дайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, несравнимое ни с чем. Читайте для себя. Расскажите ребёнку, о чём книга. Дети любят подражать взрослым.

Покупайте книги с хорошими иллюстрациями, развивающие книги и энциклопедии с наиболее интересной для ребёнка информацией, подарочные издания с красивыми фотографиями. Не забывайте так же учитывать интересы ребенка при подборе книг. Сходите с ребёнком в библиотеку.Рассмотрите разные издания: художественные книги, справочники, альбомы.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра, так поиграйте в библиотеку с ребенком дома, во время игры расскажите о правилах обращения с книгойнельзя рисовать на страницах, перегибать книгу, вырезать картинки, использовать книги вместо кубиков и т. д., ребенок должен осознавать, что необходимо беречь книги.

s1200.jpg

Отведите специальное место в комнате, где будут находиться книги ребёнка, чтобы он сам мог брать их, когда захочет, и совсем нелишне завести традицию семейного чтения по вечерам, при этом выключить телевизор и компьютер и все члены семьи, без исключений уделяют час своего времени прочтению книг.

Обсуждайте прочитанное, пусть ребенок не только расскажет вам, о чем он прочитал, но и выберет понравившегося героя, оценит его действия, выскажет предположения о том, как дальше развернутся события, и обязательно поделитесь своими впечатлениями, выскажите свое мнение по поводу прочитанного.

Не забывайте, что книга на печатной основе останется актуальной уже просто потому, что в ней «между строк» скрыто то духовное содержание, которое способны почувствовать и осознать лишь грамотные читатели. Такие люди во все времена были и будут носителями этой способности, а также просто образованными и интересными собеседниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"

инновационный педагогический опыт ао теме : "Духовно -нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы (обобщение опыта работы в рамках плана по самообразованию с детьми второй младшей группы)

Данная статья содержат обобщение опыта по реализации плана по самообразованию педагога во второй младшей группе в 2020/2021 учебном году по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников поср...

Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Цель: Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало. Формировать духовно-нравственные представления и воспитание нравственных качеств личности (милосерди...

Консультация для педагогов на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

         Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит при общение ребенка к культуре, к...