Проект "Русская изба"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Берёзовская СОШ»(дошкольное образование)
Проект «Русская изба»
Разработчики воспитатели:
Бухтоярова М.А.(высшая категория)
Слизова О.С.(первая категория)
Крыгина Л.Н.(первая категория)
Проект «Русская изба»
Тип: информационный, практико-ориентированный
По содержанию: социально-педагогический
Продолжительность проекта: долгосрочный(2017-2025)
Актуальность проблемы.
Современный мир полон перемен, нанотехнологий и модернизаций. Это коснулось и сферы образования, так как новому развитому обществу нужны образованные люди.
При разработке новых нормативных документов, регулирующих работу современных детских садов и работу педагогов, пристальное внимание было уделено проблеме приобщения детей к русской культуре.
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу, - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребенком и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть: мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, т.е. занимается женской работой. Папа занимается ремонтом, строительством, т.е. занимается мужской работой, дедушка и бабушка помогают молодой семье по дому. Об этом рассказывают народные сказки, поговорки, песни, игрушки.
Участники проекта: Дети дошкольного возраста, родители, педагоги.
Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Задачи проекта:
• Познакомить детей с устройством русской избы;
• Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
• Познакомить с традициями русского народа;
• Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами
• Расширять словарный запас: изба, печь, ухват, чугун, лавка, сундук;
• Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
• Знакомство с русскими народными подвижными и хороводными играми;
• Изготовление макета русской избы;
• Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
• Воспитание любви и уважения к истории своего народа.
.
Новизна проекта «Русская изба».
Соответствие проекта заявленным в ФГОС принципам - принцип интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
Художественно – эстетическое развитие
Коммуникативно – личностное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Предмет исследования.
Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.)
Проблема. .
В современных семьях знают все меньше обрядов, традиций, забывают потешки, прибаутки, песни, в том числе и колыбельные. В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: первое знакомство многих дошкольников с малыми фольклорными формами происходит только в детском саду. К сожалению, многие родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу криминализации общества мечтают о жизни ребёнка за границей, не стремятся воспитать любовь детей к своей стране, к народной истории и культуре.
Именно поэтому, современные государственные документы ставят перед дошкольными образовательными учреждениями задачу воспитания духовно – нравственной личности с активным творческим началом, а педагогам необходимо искать пути для её реализации.
Гипотеза.
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.
Методы исследования.
* Беседы с детьми.
* Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
* Чтение художественной литературы.
* Театрализованные игры.
* Рассматривание предметов быта и посуды.
* Заучивание потешек, прибауток.
* Использование русских народных песен и танцев.
* Проведение русских народных игр.
* Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
* Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
* Рассказ о народных обычаях и традициях.
* Знакомство с музыкальными инструментами: ложки, свистульки, гусли, бубен, балалайка.
* Проведение дидактических и сюжетно- ролевых игр.
* Познавательно-исследовательская деятельность.
* Анкетирование родителей : «Приобщение детей к истокам русской культуры».
*Слушание народных песен
I этап – подготовительный.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.
Большое значение в реализации проекта имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии. Проведение мастер- класса «Куклы- самоделки». Разработана консультация для родителей: «Сказка как средство патриотического воспитания дошкольника». Рекомендации для родителей: «Воспитываем патриота», «Читаем дома».
Обеспечение проекта:
1.Подбор исторической литературы,
2. Подбор произведений русского народного творчества,
3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки) .Оформление альбомов «Русские красавицы», «Чаепитие», «Русская кухня».
4. Подготовка материала для продуктивной деятельности, сбор лоскутков тканей, тесьмы, кружев и др.
5. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты).
6. Мини-музей « Русская изба», подбор предметов быта русского народа (самовар, ухват, коромысло, самотканые коврики, полотняные дорожки и др., коллекция образцов народно – прикладного искусства)
7. Коллекция русских обрядовых кукол, кукол народов мира.
2 этап - основной
Перспективный план работыпо воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной культуры.
Специфика данного плана состоит в возможности его интеграции с перспективными и календарными планами специалистов дошкольного образования для повышения информированности детей о народных традициях, формирования преставлений о родной культуре, а также закреплении полученной информации в различных видах детской деятельности.
1.Посещение открытых мероприятий и активное участие в них.
2. Изготовление совместно с детьми пособий и выполнение творческих заданий.
3.Посещение с детьми по мере возможности различных музеев.
4.Приобщение к традиционной культуре не только русского народа, но и к культуре других народов России.
5. Проведение консультаций, использование как практических, так и теоретических материалов, накопленных в нашем музее.
6. Оформление папки – передвижки «Наш мини-музей» с фотографиями детей и родителей.
7.Пополнение мини-музея предметами народно-прикладного искусства.
8.Сбор видеоматериала открытых мероприятий.
III этап: заключительный.
1.Выставка коллективной работы макета мини-музей «Русская изба».
2.Совместное обсуждение полученных результатов.
4.Показ открытой непосредственно образовательной деятельности для родителей «Милости просим, гости дорогие»
5.Показатели выявления теоретических знаний и интереса детей по разделу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (диагностика).
Предполагаемый результат:
1.Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.
2.Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь» и др.
4.Узнают русские народные игры: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Где был, Иванушка», «Ровным кругом»..
5.Традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.
6.Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.
7.Положительная динамика взаимодействия с родителями.
8.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
9.Будет создан макет мини-музей «Русская изба» (продукт проекта) пополниться предметно – развивающая среда в группе по данной теме.
В процессе изучения состояния воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях выявлена степень информированности родителей и педагогов о феноменах родной культуры, определены основные пути работы с детьми в непосредственно образовательной и в свободной деятельности, разработан перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию в национальных традициях.
Учебно – методическое:
Методическая литература:
Использованы материалы сайта «Все для детского сада» // http://www. ivalex. vistcom. ru/prrabstavr. htm)
1.Дыбина. Что было до…Игры – путешествия в прошлое предметов. Творческий центр «Сфера». М, 2004.
2. Костина деятельность в детском саду: родители и дети. М. Школьная Пресса, 2010.
3.Литвинова Народные подвижные игры. Под ред . –М. Просвещение, 1986
4..Лыкова игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников, 1 – 7 лет. М, 2009.
5. Русский семейный и общественный быт. М.. «Наука» 1989.
6.Соломенникова творчества. Ознакомление детей с народным искусством. М, 2006.
7. Усова народное творчество в детском саду. – М, 1961.
Детская литература:
1. Не пора ли баиньки? Русские народные колыбельные песенки.- М; Малыш, 1990.
2. Дорожин узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства.- М; Мозаика-синтез, 1999.
3. Комарова 5-6 лет. Альбом. – М; АСТ, 1997.
Приложение 1
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Берёзовская СОШ»(дошкольное образование)
Непосредственно образовательная деятельность с детьми.
Беседа по развитию речи с использованием иллюстраций и реальных предметов«Путешествие по Русской избе».
Цель:
Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта, характерные для Древней Руси: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар.
Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.
Воспитатель: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол -избы.
Без печи хата - не хата.
Воспитатель;С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
Когда в печи жарко - тогда и варко.
Воспитатель;Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок. Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством:
Что есть в печи - всё на стол мечи.Не красна изба углами, а красна пирогами.Умей в гости звать, умей и угощать.На столе в избе всегда стоял горячий самовар. Послушайте загадку:
У носатого, у Фоки постоянно руки в боки.Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.
Воспитатель;Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Воспитатель приглашает попить чаю из самовара с традиционным русским угощением: сушками, кренделями, сухарями, мелко колотым сахаром, разным вареньем.
Хлебом-солью привечаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.Во время чаепития воспитатель рассказывает о назначении кухонной утвари, загадывает загадки.
Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)
На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)
Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)
Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство - передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый образ. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко. Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью. Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги
Приложение 2
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Берёзовская СОШ»(дошкольное образование)
Художественно – эстетическому развитию детей»
Конспект .Мастер – класс.«В какие куклы играли наши пра – пра - бабушки»
Кукла – закрутка «Нянюшка».(Подготовительная группа.)
-Сравнение кукол современных и старинных.
- Беседа, рассматривание народных кукол, хранящихся в детском музее группы «Русская изба».
- Самостоятельное исследование и поиск информации совместно с родителями. ---Рисунки по теме исследования.
-Изготовление кукол (совместная работа детей и родителей).
-Организация выставки «Куклы своими руками».
Программное содержание: познакомить детей с русскими народными куклам, через игрушку – с историей и традициями на Руси, прививать уважение к культуре своего народа, традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; учить изготавливать своими руками традиционную куклу-закрутку (куклу-оберег), развивать мелкую моторику рук, формировать индивидуальные творческие способности; самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы; обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значением: кукла-закрутка, оберег, оторочка, лоскут, безликая кукла, фартук, кайма, рукодельница, льняная, нянюшка, старание, мастерство; развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному детскому труду.
Материалы и оборудование: белая ткань размером 30-30 см. по количеству детей (2шт); квадратный кусок поролона 20-20 см, шерстяные и хлопчатобумажные нитки, лоскутки белой и цветной ткани для платков, юбок, фартуков, куски ваты: отделочный материал; декоративная тесьма, узкие ленты, кружева.
Историческая справка:
Изготовление игрушек для детей всегда было делом семейным. Папы и мамы, дедушки и бабушки в свободное время лепили, рубили, точили игрушки, привлекая к делу своих детей – так с ранних лет приучали их к рукоделию, усердию и терпению.
И таких куколок могло быть у девочек очень много - больше 70. Все они были разные, по –разному сделанные и по-разному одетые, в зависимости от того, кого изображала куколка. Каждая девочка берегла свои куколки, и, когда вырастала, передавала их своим детям.
Такая игрушка готовила ребёнка к самостоятельной жизни, работе, в игре дети учились всему. Кукла-это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя. Как и человек, она может быть какой угодной-дружелюбной, высокомерной, весёлой, грустной. По разным поводам, для разных случаев делали разных кукол: при рождении ребёнка в семье - нянюшка; на свадьбу – жениха и невесту; отдельно куклы изготовляли для сохранения домашнего очага. Почти все куклы – обереги, т. е. они оберегали человека от несчастья.
Одежда и весь облик отражали образ жизни и возраст человека: коса – у молодой незамужней девушки; женщины убирали волосы под головной убор; длинная рубаха была у взрослого мужчины, короткая – у парня; кукла без фартука означала старуху.
Края одежды обязательно украшали, ведь оторочка – тоже оберег.
Тщательно подбирали ткани и нитки для будущей куклы, учитывали символический смысл каждого цвета:
красный – солнце, огонь, символ плодородия;
жёлтый – божественный цвет, тепло, младенчество;
зелёный – здоровье, молодость;
синий – высокие помыслы и духовное общение;
чёрный – сила, власть, богатство, крепкая семья.
Первую куколку ласково называли «Нянюшка». «Нянюшку» нельзя делать с помощью ножниц и иглы (жизнь ребёнка должна быть без разрезов и проколов, цельной и счастливой.)В работе не используется иголка - только закрутка тряпочки и завязывание её хлопчатобумажной ниткой.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Таких кукол называли «безликими», т. е. без лица. По народным поверьям, кукла с лицом как приобретала душу и могла повредить ребёнку, поэтому безликая кукла служила одновременно и оберегом.
Ход занятия.
Педагог знакомит детей с технологией изготовления куклы – закрутки «Нянюшка».
Для работы потребуется кусок льняной или хлопчатобумажной ткани, квадрат белой ткани, пёстрый лоскут, декоративные тесёмки и нитки.
1.Дети сворачивают льняную ткань в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, можно закрепить её ниткой.
2.Делают лицо и руки: кладут трубочку из ткани на середину квадрата из белой ткани; перегибают по диагонали и закрепляют голову, перевязывают ниткой. Ручки и талию также перевязывают, получилась белая кофта.
3.Наряжают куклу: закручивают вокруг талии декоративную тряпочку и завязывают её ниткой, можно дополнить наряд фартуком и поясом из декоративной тесьмы.
4.На голову повязывают шёлковую ленточку или платок.
5. Получилась кукла «Нянюшка».
Приложение №3
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Берёзовская СОШ»(дошкольное образование)
Беседа - Экскурсия
ТЕМА:«5 особенных мест в русской избе»
Цель: Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц.
-Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.
-Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.
1. Двери.
Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!
Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.
2. Печь.
Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить». Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.
3. Стол.
Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.
4. Лавки.
Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание! – лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.
5. Матица.
Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.
Приложение №4
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Берёзовская СОШ»(дошкольное образование)
Тема: «Эти мудрые русские сказки»
Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.
- Ребята, вы любите сказки? (Любим.) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей.)
- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделает жизнь счастливой.
- А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей).
- Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передавать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.
Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.. назовите сказки которые вы знаете. ( Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживляла весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречали животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают… (дети называют сказки.)
- В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают разные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?
- Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или живить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса (ответы детей)
- Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)
- Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси – лебеди». (ответы детей)
- А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)
- У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не подали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна – лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца. От медведя, от сокола, от щуки…
- Ребята, читая сказки, мы должны научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она нас учит.
-Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок».)
- А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)
- Как важно научится жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди научились с детства жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т. д.
Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку… И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.
- А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в разных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер.
(Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису премудрую и т. д.)
- Есть еще одна игра «Имя шепчут волны». Попробуем представить, что мы попали в сказку, где неживая природа ожила и хочет поговорить с нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам и хотят поговорить, тихо шепчут имя каждого из нас. Попробуйте услышать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнесите вслух. (потом предложить детям послушать, как их по имени зовет ветер, туча, березка, мышка – норушка, Русалочка, Баба –Яга, Илья Муромец…)
- Ребята, вам нравятся сказки про Бабу – Ягу? А почему? А какая Баба – Яга в сказках?
- Баба – яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба – Яга страшная, коварная, злая. ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.) А теперь вспомните, где Баба – Яга была справедливая, гостеприимная.(«Финист – Ясный Сокол») Вот какая разная Баба – Яга.
А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую бабу – Ягу. (Дети изображают.) (Самая страшная Баба – Яга выходит в центр с метлой.) Дети ее дразнят:
Баба – Яга, костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку.
(Баба – Яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого – тот замирает.)
- Самая добрая Баба – Яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает совета, защищает, дает различные волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.
Игра в пальчиковые игры: «Сорока», «Веселые пальчики», «Коза», «пальчики», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"
Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"
Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....
конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....