«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья (младшая группа)

Статья на тему «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt35.14 КБ

Предварительный просмотр:

 «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Шершнева Ольга Александровна

           

            Цель: раскрыть методы, формы, приёмы и создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства через игровую деятельность.  

            В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест.  Дошкольнику предстоит многое узнать. От того, как освоит ребёнок эти знания об окружающем его мире,  о себе самом, зависит успешность ребёнка в дальнейшей жизни.

Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Воспитателям надо помогать детям и участвовать в игре наравне с ребенком. Руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления.

Важнейшее условие — умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за помощью.

Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Именно в сюжетно-ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность.

На этапе становления ролевой игры ребенок имеет еще смутное представление о различных профессиях. Поэтому внимание детей привлекают взрослые, профессия которых выразительным атрибутом: белый халат, полицейская фуражка. Играя с детьми в хорошо знакомые игры («в бельчат», «в цветочки»), воспитатель в удобный для этого момент дает образец вхождения в образ взрослого: обозначает себя представителем какой-либо профессии, используя для этого выразительный атрибут, и показывает 2-3 игровых действия. А вот детей последовать своему примеру воспитатель не побуждает, т.к. это было бы преждевременным.

На четвертом году жизни, дети переходят от отобразительной игры к «сюжетно-ролевой», от одиночной к совместной. Однако ребенок этого возраста не всегда может объяснить свои действия товарищу по игре, самостоятельно договориться с ним. Опыт показывает, что нельзя пускать на самотек развитие игры как деятельности. Важно, чтобы воспитатель постоянно изучал игровые интересы детей, уровень детских взаимоотношений и игровой деятельности в группе и в соответствии с этим осуществлял руководство ею.

  Педагогическая работа включает четыре направления:

- продолжение работы по подготовке детей к принятию роли;

- обогащение индивидуальной ролевой игры ребенка;

- расширение диапазона принимаемых ролей;

- подготовка ребенка к ролевому взаимодействию.

При подготовке детей к принятию роли педагог организовывает наблюдения детей за профессиональными действиями взрослых с целью продемонстрировать социальную значимость ряда профессий, систему присущих им целей, и наблюдает за самостоятельными играми детей. Воспитатель помогает ребенку соотносить известные ему игровые действия с названием роли и ее внешним обозначением, осознавать себя носителем определенной роли. Для решения этих задач можно использовать игровые приемы, побуждающие ребенка принять роль взрослого. Например, вы видите, что малыш держит в руках трубочку и бесцельно ходит по группе. Попытайтесь, не отвлекая других детей, помочь малышу принять роль. «Денис, очень нужен врач с трубкой, чтобы послушать куклу Катю. Она сильно кашляет. А может, ты и есть врач? Тогда вот тебе халат и шапочка с красным крестиком. Обогащение ролевого поведения ребенка новыми игровыми целями осуществляется через принятие взрослым параллельной роли и введением в игру новых атрибутов. Взрослый с разрешения ребенка принимает такую же роль, какую уже принял и разыгрывает малыш. Играя рядом в такой же роли, он получает возможность скрыто влиять на игру ребенка, обогащать ее новыми игровыми целями, новыми сюжетными ситуациями и при этом сохранять ее самостоятельный характер

В период становления ролевого взаимодействия важно, кто является непосредственным носителем взаимосвязанной роли – кукла, сверстник или взрослый. Кукла уже сыграла свою роль. Сверстник в качестве партнера пока еще тоже не устроит ребенка, поскольку сам не владеет ролевым взаимодействием. Остается взрослый. Именно ему надлежит быть таким партнером в игре, который не только учтет его возможности, интересы и желания, но и сумеет отобрать типы существующих в реальной жизни отношений, не только доступные пониманию малыша, но и способные вызвать у него активный интерес, побудить к воспроизведению их в игре и еще доставить удовольствие от общения с взрослым. Воспитатель в таких играх выступает как бы в роли «консультанта» - врача, продавца, который сам практически не выполняет никаких игровых действий, но зато много говорит.

Первые сюжетно-ролевые игры  связаны с рядом условий:

- наличие разнообразных впечатлений об окружающем мире;

- накопление предметно-игровых действий;

- наличие игрушек;

- частота общения со взрослыми.

Перед каждым из нас стоит задача: создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять интерес к сверстникам.

В своей работе мы поставили такие задачи:

  • научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре;
  •  тактично руководить выбором игры;
  •  приучать детей соблюдать во время игры правила;
  •  воспитывать чувство доброжелательности.

Каждый педагог, знающий индивидуальные и возрастные особенности детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого дети вовлекаются в сплочённые группы и могут реализовывать себя, с желанием участвовать в игровых действиях.

Для этого необходимо создавать развивающую предметно-пространственную среду, которая способствует развитию самостоятельной игровой деятельности.

         Для формирования у детей ролевых действий необходимо перевоплощаться. С этой целью нужно использовать костюмы, атрибуты (фартук для мамы, которая готовит обед; белый халат для врача и многое другое). Это побуждает обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для игровой деятельности. Играя с детьми, надо принимать позицию играющего партнёра. Кроме этого стараемся создавать доброжелательную атмосферу. В совместной игре с детьми не допускаем принуждённости, навязывания тем, игровых ролей. Начинать играть с детьми в такие игры лучше с каждым индивидуально. Наиболее подходящее время – утренние и вечерние часы, когда детей в группе немного и можно уделить ребенку время.

 Благодаря этому в ходе игры дети чувствуют радость и  удовлетворение от реальной ценности свершённых в игре действий. Это помогает формировать нравственную личность ребёнка.

Литература:

1. Под редакцией Н.Е Веракса. «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

2. Н.В. Краснощёкова. Сюжетно - ролевая игра для детей дошкольного возраста.

3. Н.А. Михайленко. Н.А. Корткова. «Организация сюжетно - ролевой игрой в детском саду».

4. Б.П. Никитина. «Развивающие игры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационная игровая деятельность с детьми раннего дошкольного возраста

Игровая деятельность для детей  группы раннего дошкольного возраста, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Веракса Н. Е. "От рождения до школы"...

Совместная игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Школа Светофора»

Совместная игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста«Школа  Светофора»...

Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну Фантазеров» (игры с правилами)

Организация совместной игровой деятельности с детьми подготовительной группы (игры с правилами)...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ «ДИКИЕ ЗВЕРИ. (ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК») ( с использованием игровых технологий)

Цель: познакомить детей со сказкой «Теремок» и её персонажами – зверьми.Задачи:- продолжить знакомство детей с обитателями леса, закрепить знания детей о месте проживания;- учить детей узнавать русски...

План-конспект совместной игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Тема: "Путешествие на поезде"

Цель: расширение представления детей о профессии машиниста, проводницы и обогащение игрового опыта детей, учитывая их полоролевые предпочтения.Задачи: -развивать умение совместно строить и творче...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста (интегрированное занятие) с использованием игровой технологии «Собираем урожай"

Совместной образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного  возраста по реализации образовательной области «Развитие речи» и «Художественно-эстетическое развитие»...