VII Всероссийский конкурс методических разработок занятий, посвященных семье и традиционным семейным ценностям
методическая разработка

Селиванова Елена Александровна

Воспитательная функция - важнейшая функция семьи. По мнению философа Н.Я.Соловьева, "семья - воспитательная колыбель человека". Потому что в семье воспитываются и взрослые и дети. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семья и традиционные ценности61.15 КБ

Предварительный просмотр:

VII Всероссийский конкурс методических разработок занятий, посвященных семье и традиционным семейным ценностям

Селиванова Елена Александровна

Методические материалы

Видеоролик

 «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше
всего — люди. Из них на первом месте
— родители и педагоги»
/А.С. Макаренко/

      В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение - семья, друзья.Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.

     Семья - одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства.

     Цель - воспитание культуры семейных отношений.

Задачи:

  • Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
  • Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
  • Вызвать интерес у детей и родителей интерес к семье, ее истории;
  • Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

     «Семья, школа, общество – взаимодействие ради будущего». Это направление продолжено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем. От решения данной проблемы зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.
Одним из важных показателей деятельности образовательного учреждения является результативность воспитательного процесса, а именно воспитанность дошкольника. Детский сад и семья – это два социальных института, от взаимодействия которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. В основе новой философии взаимодействия семьи и детского сада лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а детский сад призван помочь, поддержать, стать центром духовного развития личности каждого воспитанника. Взаимодействие детского сада и семьи - это взаимосвязь педагогов, воспитанников, родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Наша задача - помочь воспитанникам и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности.

     В семейных традициях заложена великая сила семейного воспитания. Семья дает маленькому человечку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, об уважительном отношении к ценностям. Именно в семье ребёнок впервые узнаёт «что такое хорошо, а что такое плохо». Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семьи складываются представления ребенка о вежливости, внимательности, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.

        Детство – самое благоприятное время формирования семейных ценностей. Именно в этот период личность наиболее открытая влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в детстве, - глубокие и сознательные. Дети и родители становятся активными участниками в реализации важнейших задач, направленных на возрождение и укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

         Детство – самое благоприятное время формирования семейных ценностей. Именно в этот период личность наиболее открытая влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в детстве, - глубокие и сознательные. Дети и родители становятся активными участниками в реализации важнейших задач, направленных на возрождение и укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

     Умело организованная и продуманная работа педагогов способствует эффективному усвоению дошкольниками понятий и представлений о семейных ценностях, развитию умения видеть ценность в предметах. В работе я использовала, как традиционные формы и методы работы с родителями, так и нетрадиционные:

- родительские собрания;

- консультации;

- выставки детских работ;

- Дни добрых дел;

- Дни открытых дверей;

- работа с родительским комитетом группы;

- семейные вечера в группе с детьми и родителями;

- презентации семейного опыта воспитания;

- выпуски групповых газет и журналов;

- семейные альбомы;

- фотовыставки.

    Таким образом утренники ко Дню Матери, к Дню Защитников Отечоства, выставки-конкурсы детских рисунков, праздники – все эти мероприятия объединяют не только детей и родителей, но и представителей общественности, сделав образование по-настоящему открытым. В результате реализуемых мероприятий повышается уровень воспитательно-образовательной компетентности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы. Это проявляется в неподдельном интересе к событиям в группе, родители сами предлагают свою помощь, стало легче найти общий язык в каких-то вопросах.

     На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями, так как организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Беседы с родителями по семейному воспитанию

1. Беседа на тему : «Семья. Семейный климат» - Выяснить общие условия семейного воспитания. Формирование у родителей представления о семейном климате и его влияния на развитие ребёнка.

  • Что такое семья?
  • Что родители понимают под словами «семейный климат?»
  • От чего он зависит?
  • Каким он должен быть?
  • Чему в семье должны учиться?

2. Беседа на тему : «Полезные овощи» - Выяснить у родителей, что они знают о пользе овощей.

  • Какие овощи любят ваши дети?
  • Почему нужно есть овощи детям?
  • Как и в каком виде, ребёнок употребляет овощи?
  • Какие витамины содержат овощи?
  • Какие овощи не любит, есть ваш ребёнок?
  • Как способствовать желанию детей есть овощи?
  • Как подавать овощи к столу?

3. Беседа на тему : «Ваш ребёнок» - Выяснить мнение родителей о ребёнке его поведении в семье.

  • Считаете ли вы своего ребёнка подвижным?
  • Как реагирует ребёнок на нарушение привычного режима?
  • Как ребёнок ведёт себя в гостях?
  • Легко ли направить его поведение в нужное вам направление?
  • Каким вы считаете своего ребёнка?
  • Как он выражает своё отношение к близким людям?
  • Как часто меняется настроение у вашего ребёнка?
  • Какие черты характера ребёнка вам не нравятся?
  • Что бы вам хотелось изменить в нем?
  • Почему возникли эти черты?

4. Беседа «Режим дня» - Распространение педагогических знаний среди родителей.

  • Что такое режим?
  • Соблюдаете ли вы его дома?
  • Совпадает ли домашний режим ребё нка с режимом детского сада?

5. Беседа на тему : «Предлагать ли детям делится?» - Выявление знаний у родителей по данной теме.

  • Как вы считаете, нужно заставлять детей делится?
  • Ваш ребёнок делится с другими детьми?
  • В какой форме можно попросить ребёнка поделится игрушкой?

6. Беседа на тему : «Если дети играют в агрессивные игры» - Выявить причины агрессии в играх детей.

  • Как вы думаете, где ребёнок мог увидеть агрессивное поведение? (на улице, дома, по телевизору).
  • Нужно ли детям предоставлять возможность проиграть эти темы?
  • Как вы объясняете агрессивное поведение взрослых?

7. Беседа на тему : «На что ребёнок имеет право» -  Выяснить у родителей, какие права есть у ребёнка».

  • На что ребёнок имеет право?
  • Как вести себя, чтобы соблюсти его права?

8. Беседа на тему : «Совместный труд ребёнка и взрослого» - Выяснение, как родители взаимодействуют с ребёнком, приобщая его к совместному труду.

  • Знакомити ли вы ребёнка с трудом взрослых?
  • Рассказываете ли вы ребёнку о своей работе?
  • Как вызвать у ребёнка желание трудится?
  • Как в домашних условиях вы приобщаете ребёнка к труду?
  • Как вы организуете участие ребёнка в совместном с вами труде?

9. Беседа на тему : «Спорт и ребёнок» - Выяснить у родителей, что они знают о детском спорте.

  • Что вы знаете о детском спорте?
  • В какой вид спорта вы хотели бы отдать ребёнка?
  • Почему?

10. Беседа на тему : «Что стоит за плохим поведением» - Выяснить у родителей о поведении ребёнка дома.

  • Случается, что ребёнок регулярно демонстрирует негативное поведение?
  • Проевляет ли ребёнок дома физическую агрессию, жестокость?
  • Что делается для того что бы у ребёнка отпала желание демонстрировать агрессивное поведение?

11. Беседа на тему «Прием пищи. Мучение или что- то ещё» - Выяснить у родителей. как ест ребёнок дома.

  • Что любит кушать ваш ребёнок?
  • Принимаете ли вы пищу вместе с детьми?
  • Когда нужно настоять что бы ребёнок поел?
  • Есть ли в вашей семье традиции, обедать или ужинать всей семьёй?
  • Что вы предпринимаете, что бы ребёнок хорошо покушал?

12. Беседа на тему : «Математические игры в домашних условиях» - Формирование и выявление знаний родителей о ЭМП. Выяснить у родителей играют ли они в игры дома или надеются только на детский сад.

  • Как играть с детьми дома?
  • Играете ли вы в игры дома?
  • В какие игры вы играете?
  • Нуждаетесь ли вы в том, что бы вам предложили математические игры, которые помогут вам играть с детьми дома?

13. Беседа на тему : «Осторожно гололёд» - Формирование у родителей внимательности и осторожности при гололёде.

  • Что такое гололёд?
  • Какие опасности подстерегают людей при гололёде?
  • Что нужно предпринять, что бы, не попасть в число пострадавших?

14. Беседа на тему : «Как развивать любознательность» - Распространение педагогического опыта. Расширение знаний родителей в по данной теме.

  • Что нужно делать, что бы развить у ребёнка любознательности?
  • Какие условие создаёте вы для познавательной активности детей дома?
  • Побуждаете ли вы детей задавать вопросы?

15. Беседа на тему : «Озорство и шалость» - Формирование у родителей понимания о разнице озорства и шалости.

  • Что такое озорство?
  • Что такое шалость
  • В чём различие?

«Семейные традиции»

Круглый стол с родителями

     Цель: : способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями достижение оптимального уровня взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии детей.

    Задачи:

  • использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей;
  • создать условия для совместной деятельности детей и их родителей;
  • подчеркнуть доброе, внимательное отношение членов семьи.

     Семья, по признанию учёных, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Как вы думаете, что означает слово «семья»? (ответы родителей)

     По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми». С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Предлагаю вам их вспомнить. Я начинаю, вы заканчиваете:

- В гостях хорошо, а… (дома лучше).

- Не красна изба углами, а (красна пирогами).

- Дети не в тягость, а (в радость).

- Когда семья вместе, и (сердце на месте).

- Семья – это (семь я).

     Семья – это наша крепость. Членов семьи связывают тысячи невидимых нитей. И это не только любовь, поддержка, взаимопонимание. Ежедневная жизнь близких людей пронизана множеством мелочей, ритуалов, традиций, понятных только им одним. Психологи доказали, что незначительные на первый взгляд вещи помогают как взрослым стать единым целым, так и малышу ощутить стабильность, надежность и защищенность.

     Ситуация 1. Мама делает замечание пятилетней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола : — Плохо себя ведешь. Братик меньше тебя, ему надо уступать. — Все уступать да уступать! А если он мешает мне! — Все равно, ты же старше его! Поддержанный мамой, мальчик продолжает свое дело. — Ах так? — сердится девочка,— будешь знать, как чу- жие рисунки портить! Вот тебе за это! Девочка в сердцах толкает брата. Конфликт разрастается. В результате оба плачут. В беседе с воспитателем мама сетует, что дети не дружны, не умеют ладить друг с другом. В чем вы видите причину разросшегося конфликта меж- ду братом и сестрой? Оцените, справедливо ли замечание мамы по отношению к дочери. Делать замечание, основываясь на том, что дочь старшая и поэтому должна уступить брату, неправильно. Именно это способствует разрастанию конфликта между детьми, так как каждый из них чувствует неравное к себе отношение матери. Это вредит воспитанию детей: младший получает урок вседозволенности, старший теряет веру в за- конность родительского слова.

     Ситуация 2. Дима привык, чтобы его хвалили. Нарисует рисунок и бежит к соседям показывать; угостит бабушку конфетой и тут же резюмирует: «Я добрый!»; после прогулки положит свои вещи на место и ходит сзади мамы: «Правда, я молодец?»; сделает сооружение из строителя и снова: «Я настоящий мастер, верно?» — Молодец! ты ведь у нас самый-самый,— подтверждают родители. Часто хвалят сына в его присутствии: и рисует он хорошо, лучше, чем другие, и песен знает много, и стихи читает выразительно, и ростом то выше сверстников. При случае награждают игрушкой, лакомством за то, что не капризничал, за то, что сегодня хорошо себя вел с бабушкой… И так изо дня в день. Хорошо или плохо, что Диму часто хвалят? Как это отражается на воспитании ребенка? В каких случаях следует поощрять ребенка? Поощрение — один из методов воспитания. Однако, применяемое часто и неоправданно, оно не только утрачивает педагогическую ценность, но и развивает в ребенке отрица- тельные качества детей.

     Ситуация 3. Гена очень не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой и бабушкой об этом говорить бесполезно: они на страже режима. Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он до- пускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа — болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И ребенок пользуется этим. Сын смотрит отцу в глаза и вкрадчиво говорит: — Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза.) — Ну, папулечка-а-а,— тянет сын, — можно? Мальчик знает, что папа еще помолчит немного, а потом скажет снисходительным тоном: — Так и быть, разрешаю в виде исключения! Гена знает, что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня все повторяется в точности, как было до сих пор: папа молчит, затем говорит: — Так и быть, разрешаю в виде исключения! Сын остается смотреть телевизор. Он знает, что на следующей неделе, когда будут передавать футбол, все будет, как сегодня. Зато во всем другом папа строг, и если он сказал «нет», то просить бесполезно. А в разговоре с мамой у Гены требовательный тон. В особенности когда дело касается покупок игрушек и лакомств. И сын этим пользуется. А с бабушкой! С ней можно даже покапризничать, пустить слезу, прикинувшись маленьким и обиженным. Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи? От кого это зависит — от ребенка или от взрослых? Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой — как добрый заступник.

     Каждый из вас стремится создать в своей семье уют, атмосферу гостеприимности, неповторимости, чтобы, находясь вдали от дома, каждый из членов семьи понимал, что его ждут дома, обязательно выслушают и поймут, окажут поддержку и помощь в трудную минуту. В каждой семье обязательно должны быть традиции, которые впоследствии дети перенесут во взрослую жизнь и свои семьи. Что же входит в понятие «семейные традиции»?

     Часто сразу мы не в состоянии выделить обычаи, которые приняты в нашей семье, поскольку многие мы переняли из детства. Для нас они настолько естественны, что мы даже о них не задумываемся. Традиции и обычаи в семье составляют духовную ауру дома, включая в себя и уклад жизни, и распорядок дня, и взаимоотношения членов семьи, и различные ежедневные ритуалы.

     Сюда можно отнести:

1. Семейные праздники и традиции, посвященные им. Например, день рождения, а также общенародные праздники.

2. Общие игры с детьми.

    Детство – это игра, игра – это детство. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

     А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы, которые помогут выяснить, есть ли в вашей семье традиции, о которых вы может быть и не догадываетесь. У вас в руках два жетона: красный и зеленый. Если то, о чем я скажу, есть в вашей семье, поднимите зеленый жетон, если нет – красный.

- Совместные трапезы (обеды, ужины).

- Не начинать есть, пока все не сядут за стол.

- На день рождения обязательно покупать торт и ставить свечи.

- Пожелание «спокойной ночи» обязательно всем членам семьи.

- Совместное разукрашивание яиц на Пасху.

- В летне-осенний период поход в лес за грибами или ягодами.

- Совместные походы за покупками.

- Субботняя уборка с распределением обязанностей: кто-то пылесосит, поливает цветы, моет пол…

- Не включаем телевизор или музыку, если кто-то занимается или отдыхает.

- Поход в кинотеатр на все премьеры мультфильмов.

- Приходя в дом, где есть дети, приносить «гостинец».

- На майские праздники устраивать шашлыки.

- Обязательно готовить первое блюдо. Суп должен быть всегда!

- На прощание выглядывать в окно и махать рукой.

     Обычно традиции переходят в семью из поколения в поколение. Но можно придумать традицию, которая стала бы новой в вашей семье. Для этого нужно придерживаться некоторых принципов.

     Во-первых, во всем необходима естественность: новая традиция не должна насаждаться насильно. К примеру, если мама не ест после шести, обычай собираться за семейным ужином и обсуждать все, что случилось за день, отпадает.

     Второе условие – простота. Нововведение не должно быть трудным в исполнении. Традиция выезжать каждый уикенд за город для пикника может быть мало осуществимой, если у семьи нет своей машины и даже просто из-за обычных капризов природы.

     Третий принцип: придуманная вами история должна стать желанной для всех членов семья. Если старшие дети наотрез отказываются лепить снеговика зимой по субботам, то у вас есть только два пути: или конструировать снежную бабу только с младшими, или попробовать заинтересовать «старшее поколение» чем-нибудь более увлекательным.

     Закончить наш сегодняшний разговор о семье и семейных традициях мне бы хотелось словами Ольги Высотской:

Берегите друг друга, добротой согревайте,

Берегите друг друга, обижать не давайте.

Берегите друг друга, ссоры все позабудьте

И в свободную минуту рядом друг с другом побудьте!

      Спасибо всем большое за участие в разговоре. А сейчас я хотела бы узнать ваше отношение к мероприятию. Если вам было интересно, вы почерпнули что-то для себя, то в коробочку положите зеленый жетон. Если вас не заинтересовала тема нашего разговора, и вам было скучно, то – красный.

Сценарий развлечения ко Дню матери во второй младшей группе

Ведущий

     Здравствуйте наши дорогие мамы! Мы не случайно сегодня собрались, ведь именно сегодня мы отмечаем День Матери. Этот праздник посвящается самым любимым, самым заботливым, самым нежными, конечно же самым красивым  нашим мамам.

    И мы от всей души поздравляем всех присутствующих женщин с праздником любви, доброты, и мудрости –с Днем Матери! Этот осенний день посвящается Вам! Пусть этот праздник будет светлым! Пусть уходят печали и сбываются мечты. Сегодня праздник, а в празник принято дарить подарки. Встречайте Лучший подарок –это ваши дети!

Дети входят в зал

Дети

1 ребенок

Мам сегодня поздравляем,

Мамам счастья мы желаем

2 ребенок

Мамочка как бабочка,

Веселая,красивая,

Ласковая,добрая

И самая любимая

3 ребенок

Слушай нашу песенку

Мамочка любимая

4 ребенок

Будь всегда здоровая

Будь всегда счастливая!

Ведущий

Милые мамы! Примите в подарок песню

Дети исполняют песню

«У всех на свете мама есть»

(садятся на стульчики)

Ведущий

   О матери сложено много пословиц и поговорок, знают ли их наши мамы мы сейчас проверим.

    Вам нужно закончить пословицу:

- При солнышке тепло (при матери добро).

- Материнская забота в огне не горит (в воде не тонет)

- Птица рада весне (а младенец – матери).

- Материнская ласка (конца не знает).

- Для матери ребёнок (до ста лет дитёнок)

Ведущий

Особые слова нужны для того, чтобы отблагодарить за заботу и ласку наших мам.

Дети

 Ребенок 5

Мне мама приносит

Игрушки,конфеты

Но маму люблю я совсем  не за это

Ребенок 6

Веселые песни она напевает

Нам скучно вдвоем никогда не бывает

Ребенок 7

Я ей открываю свои все секреты

Но маму люблю я не только за это

Ребенок 8

Люблю свою маму скажу я вам прямо

Ну просто за то,что она моя мама

Конкурс «Накорми маму йогуртом»

(ребенок кормит маму)

Ведущий

А теперь не много поиграем .

Игра «Шапочка»

(дети вместе с мамами становятся в кург)

Ведущий

Праздник мам мы отмечаем осенью, это время года отличается золотыми красками, за окном листопад и моросит небольшой дождь, а наши детки не дадут промокнуть своим любимым мамочкам и станцуют для них танец «Зонтики – цветы».

Танец «Зонтики – цветы»

Ведущий

Да, действительно осенью часто идут дожди, и как же наши мамы приводят детей в детский сад, когда идет дождь?

Конкурс «С зонтиком через лужи»

(мама с зонтиком и ребенком идут в детский сад, перепрыгивая через лужи)

Дети

ребенок 9

Кто на свете всех милее

И теплом своим согреет

Любит больше чем меня

Это мамочка моя

Ребенок 10

Мама это небо,мама это свет

Мама это счастье,мамы лучше нет

Ребенок 11

Маму крепко поцелую,обниму ее родную

Очень я люблю ее, мама солнышко мое!

 

Заключительный танец с мамами

«Солнышко ласковае»

(дети с мамами в кругу танцуют танец)

Дети

хором

Мы наш праздник завершаем,милым мамам пожелаем

Чтобы мамы не старели,молодели,хорошели

Ведущая

К сожалению наш праздник подошел к концу, мы поздравляем еще раз всех мам с праздником. Желаем счастья, семейного благополучия, здоровья, успехов и всего самого наилучшего. А сейчас нас всех ждет чаепитие.

Сценарий 23 февраля во второй младшей группе

- Уважаемые гости! Сегодня мы отмечаем праздник – День защитников Отечества. Вся страна поздравляет в этот день наших пап и дедушек, все дарят им цветы и песни, читают в их честь стихи. А ещё мы поздравим наших мальчиков, ведь они – тоже будущие защитники страны. Этот день стал для россиян праздником всех мужчин – защитников Отечества и семейного очага; праздником сильных, смелых и благородных мужчин.

- Праздничный парад в честь Дня защитников Отечества объявляется открытым.  (Все дети  маршируют с флажками под музыку ).

Песня «Мы солдаты»

- Предлагаю нам послушать стихотворения про папу:

- Папа, ты самый хороший на свете,

  Лучший отец на огромной планете!

  Как я тобой восхищаюсь, горжусь,

  Крепко за дружбу и руку держусь!

- Спасибо, милый папочка,

  Что ты достался мне

  Люблю улыбку ясную,

  Она как свет в окне!

  Хочу, чтобы ты был, счастлив,

  Успешен и здоров!

  Ты самый замечательный!

  И лучший из отцов!

- Может он в футбол играть,

  Может книжку мне читать,

  Может суп мне разогреть,

  Может мультик посмотреть,

  Для меня всегда герой –

  Самый лучший ПАПА мой!

- Может поиграть он в шашки,

  Может даже вымыть чашки,

  Может рисовать машинки,

  Может собирать картинки,

  Для меня всегда герой –

  Самый лучший ПАПА мой!

 - Может прокатить меня

  Вместо быстрого коня

  Может рыбу он ловить,

  Кран на кухне починить.

  Для меня всегда герой –

  Самый лучший ПАПА мой!

- Все знают ,что Защитники должны быть сильными, храбрыми, ловкими, смелыми. Поэтому предлагаю провести сегодня сражения!

Для этого нам понадобятся наши детки  и папы.

«Туннель»

- Много специальностей есть в армии и пограничники, и лётчики, но нам сегодня больше всего по душе моряки.

 А у нас с ребятами есть небольшой сюрприз для наших пап

(выходят моряки и читают стихи)

- Мы отважные матросы,

Мы из плаванья пришли,

И морской привет горячий,

Нашим папам принесли.

- Моряки – народ бывалый,

Никогда не подведут.

Подрастают капитаны –

Их моря большие ждут!

- Мы сегодня в увольненье,

И хотим потанцевать.

Ей ,девчонки, выходите,

Будем вместе танцевать.

Танец «Юрочка»

А сейчас у нас для вас игра , вот сейчас посмотрим какие же вы ловкие и быстрые.

«Спасатели»

(две команды по 5 человек (папы и дети), нужно одеть спасательный круг на ребенка и переправить на другой берег)

Молодцы ребята, какие вы ловкие и сильные…а теперь я хочу проверить какие вы умные и как умеете отгадывать загадки про наших пап:

  • Стоит сильный гром и свист,

Папа в танке ,он…..  (танкист)

  • По синему небу летит самолет,

Им управляет папа -…… (пилот)

  • Дружно шагает с военными в ряд

В серой шинели папа - ….. (солдат)

  • На корабле он тут и там

Папа главный -….   (капитан)

«Доплыви до карабля»

(кто быстрее доплывет до корабля, накручивая ленточку)

- А сейчас совместный танец ребят с папами...

«Вперед четыре шага»

- Вот и кончился наш праздник

И желаем на прощанье

Всем здоровье укреплять

Мышцы крепче накачать.

-Папам всем мы пожелаем

Не стареть и не болеть,

Больше спортом заниматься,

Чувство юмора иметь.

- Уважаемые наши папы поздравляем Вас с наступающим праздником с Днём защитника Отечества! Желаем Вам здоровья, успехов в вашей работе, и всего самого наилучшего!

«Шляпный бал» - праздник 8 марта в ср.гр.

Под музыку выходят мальчики, выстраиваются шеренгой в центре зала.

Ведущая

Здравствуйте, наши гости!

Вот и кончилась зима,

К на, друзья, весна пришла!

Мамин день – Восьмое марта –

Отмечает вся страна!

А сейчас встречайте наших девочек – красавиц.

(Выходят девочки колонной, проходят круг и становятся возле мальчиков, те дарят им цветок.)

Дети

1.Ах, какие наши мамы –

Мы всегда гордимся вами,

Умными и милыми,

Добрыми, красивыми.

2.Мама – слово дорогое!

В слове том тепло и свет.

В славный день Восьмое марта

Нашим мамам шлём…

Все

Привет!

Ребёнок

Всё готово к празднику –

Так чего ж мы ждём?

Мы весёлой песенкой

Конкурс наш начнём.

Песня «Мамочке любимой» Е.Гомоновой.

Ведущая

Итак, всё готово. Представляю наше независимое жюри…

Итак Шляпный бал объявляю открытым.(Звучит фанфара.)

Встречайте первых конкурсанток!

(Объявляет по имени несколько девочек. Они выходят в центр зала. Их мамы по очереди рассказывают о шляпках: объясняют название и назначение, описывают, из чего каждая шляпа сделана и какой был использован материал.)

А сейчас наши кавалеры будут танцевать с такой красотой. Мальчики, приглашайте своих дам на танец.

«Вальс»

Ведущая

Дети, а сейчас я предлагаю почитать нашим любимым мамам стихи.

Стихи мамам.

Песня – соло.

Ведущая

А теперь на подиум выходят следующие конкурсантки…

(объявляет по имени, мамы рассказывают о шляпках.)

А теперь, детвора,

У меня для вас игра.

Муз. игра «Шапочка» С.Железнова.

(Выбегает клоун Смешинкин.)

Смешинкин

А вот и я! Здравствуйте, друзья! Я – клоун Смешинкин!

Ведущая

Смешинкин, у нас сегодня проходит конкурс шляп, и посвящён он празднику всех женщин.

Смешинкин

И правда, сколько шляп здесь разных –

Таких забавных и прекрасных!

А девочки как в шляпах хороши!

Я говорю вам это от души.

(обращается к ведущей.)

Я ужас как люблю всякие конкурсы проводить. Можно, я вам покажу?

(начинает суетиться, ходит, якобы показывая шляпу, кланяется, ему дети хлопают.)

Внимание, внимание!

Объявляется задание:

Все загадки отгадайте,

Дружно, быстро отвечайте.

Загадки.

1.Лишь солнце пригреет

В положенный срок,

Проснётся под снегом

Чудесный цветок.                 (Подснежник.)

2.Что за спальные мешочки?

В них зимою до весны

Спят зелёные листочки

И цветные видят сны.               (Почки.)

3.Только снег в лесу раскис,

Побежал он с горки вниз,

По овражкам вертится –

Хочет с речкой встретиться.           (Ручеёк.)

4.В этот день календаря,

Солнечный и яркий,

Все для бабушек и мам

Делают подарки.                             (8 Марта.)

5.Самая хорошая,

Самая родная,

Самая любимая

Это наша…              (Мама.)

6.Кто трудится дома

Весь день напролёт?

Кого ваша мамочка

Мамой зовёт.                          (Бабушка.)

Ведущая

Клоун Смешинкин, дети очень, очень любят своих бабушек, и для них мы выучили песенку.

Песня «Бабушка моя» Е.Гомоновой.

Смешинкин

Молодцы! Вы так дружно отгадали все загадки и весело спели! А можно мне объявить следующих участниц конкурса? (Объявляет оставшихся участниц конкурса. Они вместе с мамами демонстрируют шляпки.)

Как здорово! Браво, браво! (Хлопает.)

Ведущая

А сейчас забавные шутки на полминутки!

Шутки на полминутки.

Девочка

Где же яблоко, Андрюша?

Мальчик

Яблоко давно я скушал.

Девочка

Ты не мыл его, похоже?

Мальчик

Я с него очистил кожу.

Девочка

Молодец ты стал какой!

Мальчик

Я давно уже такой.

Девочка

А куда очистки дел?

Мальчик

Ах, очистки… тоже съел.

Ребёнок

Мам дорогих в этот день поздравляем,

Подарки чудесные мы им вручаем.

Примите подарки скорее от нас,

Их сделали сами с любовью для вас!

(Дети дарят свои поделки мамам и присаживаются на стулья.)

Смешинкин

Я так рад, что есть на свете замечательный праздник – праздник бабушек и мам.

Ведущая

А теперь пришла пора нашему жюри подвести итоги конкурса и определить победительниц.

Шутки на полминутки.

Ведущая

Кто поцарапал нашу дверь?

Сын

Дверь поцарапал страшный зверь.

Ведущая

Кто вылил на пол весь компот?

Сын

Компот? Наверно, Васька – кот.

Ведущая

А кто порвал сегодня книжки?

Сын

Порвали мышки – шалунишки.

Ведущая

Кто посадил кота в мешок?

Сын

Кота в мешок? Наш пёс, Дружок.

Ведущая

Дружок сердито зарычал, и Вова сразу замолчал.

Смешинкин

Ну, а я предлагаю поиграть с моими шляпками. Но они непростые: оживают только в ласковых руках наших мамочек и бабушек. Для этого давайте выберем маму и бабушку и соберём команды из ребят.

Игра «Попади в шляпу»

(перед каждой командой на расстоянии стоит мама или бабушка, которая держит в руках шляпу. Участники, по одному добежав до отметки, стараются попасть в шляпу маленькими мячами.)

Ведущая

Вот и наступает самый долгожданный момент – награждение! Предоставляем слово жюри.

(Жюри объявляет победительниц в самых разных номинациях (по количеству участниц), например: «Самая оригинальная шляпка», «Самая современная шляпка», «Самая забавная шляпка», «Самая сказочная шляпка» и т.д. всем девочкам вручают призы.)

Смешинкин

Мне тоже хочется что-нибудь оставить на память. (Думает.) Надо что-нибудь подарить, что же? Нужно такое, что бы подошло и девочкам, и мальчикам…(Ходит по залу, жестикулирует, размышляет вслух.) Ура, придумал! (Шепчет на ухо ведущей.)

Ведущая

Ой, как же это у нас получится? А всем ли хватит?

Смешинкин

А нам детки помогут. Поможете? Нужно закрыть крепко – накрепко глаза, досчитать до десяти, и тогда будет…Вот что!

Ведущая

Подожди, подожди! Не говори. Пусть это будет сюрпризом для всех.

(Дети закрывают глаза, считают до десяти. В это время выносят большую шляпу, наполненную шоколадками.)

Смешинкин

Эники, бэники, фокус – покус… открывайте глаза!

(Детей угощают сладостями, поздравляют с праздником. Праздник заканчивается.)

Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте по теме: "Дружная семья".

Цель: Формирование понятия семья и семейные роли, развитие у детей способности любить, закрепление в сознании детей эталонов семейных отношений.
Задачи:
Познавательные и развивающие:
• Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, трудятся, имеют общие интересы, сохраняют семейные традиции.
• Дать знание детям о важности роли каждого члена семьи.
• Учить высказывать свои суждения.
• Активизировать мыслительные процессы.
Воспитательные и речевые:
• Воспитывать уважение к членам семьи и желание заботиться о близких.
• Расширять лексический запас.
• Развивать навык диалогической речи, используя распространенные предложения.
• Развивать эмоциональную сферу.
Наглядный и дидактический материал, оборудование используемые в организованной деятельности.
Настольная развивающая игра – лото для занятий в детском саду и самостоятельно «Семья. Наши родные: как их называть?»; папка - раскладка « Роль семьи в воспитании ребенка. Идеально для детского сада»; схема, объясняющая родственные связи и состав семьи; карточки эмоций; пальчиковый театр «Колпачки».

Ход занятия:

Дети встают в круг и берутся за руки.
Звучит музыка :
«Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – Мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
Затем предлагается им сесть на стульчики полукругом перед демонстрационным материалом [/u].
Воспитатель:" Здравствуйте, дети! Мы с вами сегодня будем говорить о семье.
- Подскажите мне, что такое семья, из кого она состоит?"
Дети:( Дети, рассмотрев иллюстрацию семьи отвечают):
"Семья – это мама, папа и дети".
Воспитатель: "Как одним словом можно назвать маму и папу?"
Дети: "Родители"
Воспитатель:" Кто такие сын и дочь?"
Дети:"Это дети для родителей".
Воспитатель: "Кем являются дети для бабушки и дедушки?"
Дети: "Они – внуки (внук и внучка)"
Воспитатель: "Кто самый старший в семье?"
Дети:"Самые старшие – дедушка и бабушка".
Воспитатель: "Кто самый младший в семья?"
Дети: "Самый младший - это маленький мальчик".
Воспитатель: "Семьи бывают большие и маленькие, с дедушками и бабушками и без, с одним ребенком, и где много детей".
Воспитатель предлагает детям встать у стульчиков и поиграть в игру
Воспитатель: "Давайте поиграем.
(Проводится пальчиковая гимнастика, используя колпачки).
«Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья"
(Дети надевают колпачки на пальчики. Соединяют и разъединяют одноименные пальцы).
После игры детям предлагается сесть на стульчики вокруг стола, проводится пальчиковый театр
Воспитатель:
"Сейчас мы с вами пофантазируем. Представьте себе, что Иванушка и Марья - Царевна поженились и у них родились детки: мальчик и девочка – сыночек и доченька. Однажды дети спросили маму: «Кто в нашей семье главный?».
- Что им ответила мама Марья – Царевна? ( Дети высказывают свои суждения)
- Главным или главой семьи является папа. Он выполняет самые тяжелые работы по дому: ремонтирует, строит, красит, ходит на работу, что бы содержать семью, заботится обо всех, защищает".
Воспитатель: "Какой папа?"
Дети: "Он сильный, смелый, добрый, заботливый"
Воспитатель: "Но главной в семье является мама: она главная по хозяйству в семье, убирает, кормит, всех жалеет. Вот послушайте:
« Кто всегда со всеми ладит, Шьет, пирог готовит, гладит,
Никогда не отдыхает,
Ни о чем не забывает,
Поцелует, приласкает,
За плохое поругает,
А потом 100 раз простит,
Когда болен ты, не спит".
Какая она – мама?"
Дети: "Она добрая, заботливая, веселая, строгая, любящая".
Воспитатель: "И дедушка с бабушкой тоже - главные. Они старенькие. Они нуждаются в помощи. Их надо уважать, так как они самые старшие в семье, они много знают, они мудрые, могут дать полезный совет и очень любят своих внуков и, конечно нянчатся с ними
-Как дедушка и бабушка проявляют заботу о своих внуках?"
Дети: "Они могут погулять, почитать книгу, рассказать сказку, отвести в кружок или тренировку. Бабушка может связать носочки и варежки. Дедушка – починить игрушку".
Воспитатель: "А дети в семье тоже главные.
Кто главные помощники родителям, бабушке и дедушке?"
Дети: "Дети!"
Воспитатель: "Как дети могут помочь своим родным?"
Воспитатель предлагает детям поиграть
Воспитатель: "Давайте поиграем. Я начинаю, а вы продолжайте.
(Можно использовать мяч).
- Я умею игрушки… ( убирать)
-Я умею пол… (подметать)
- Я умею цветы … (поливать)
- Я умею кровать…(заправлять)
Я умею посуду… ( мыть)
- Я умею белье… ( стирать)
Воспитатель предлагает детям разбежаться врассыпную
Проводится физминутка
Воспитатель: "А теперь мы отдохнем. После моих слов вы должны изображать движения стирки. Повторяйте за мной:
«Как мы будем помогать?
Будем мы носки стирать.
Как стирать? Да так стирать.
Вот так, вот так!
Как мы будем помогать?
Будем их мы полоскать.
Вот так, вот так
Будем полоскать.
Как мы будем помогать?
Будем их мы отжимать.
Вот так, вот так.
Встряхнули, повесили.
Ух, устали."
Воспитатель пантомимой имитируют движения процесса стирки, дети повторяют движения.
После физминутки воспитатель предлагает детям сесть на свои стульчики и раздает по 2 карточки каждому ребенку "Эмоции": радость и огорчение.
Воспитатель: "Дети, а надо ли слушаться взрослых в семье?
- Если в семье царит лад: все уважают друг друга, просят прощение за плохие поступки, то такую семью можно назвать счастливой".
Проводится психогимнастика, на вопрос воспитателя дети должны показать соответствующую карточку "Эмоции" и мимикой изобразить огорчение или радость.

Воспитатель: " Ребята, покажите, какое выражение лица может быть у мамы или папы, если у них хорошее настроение, когда они радуются;
- Если они огорчаются.
- Мальчик не помыл руки перед едой.
- Девочка вытерла посуду.
- Мальчик помог сестренке одеться.
- Девочка кричала на бабушку.
- Мальчик сложил игрушки.
Молодцы!"
Воспитатель: "- А теперь каждый из вас выберет карточку с изображением члена семьи и расскажет как будет помогать или каким интересным делом будет заниматься."
Дети(встают с места по очереди и отвечают):" 1.Маме помогу пропылесосить. С мамой пойду в театр
2. Папе помогу покрасить забор. С папой пойдем порыбачить.
3. Братику помогу одеться. Покатаю его на санках".
Воспитатель: "- И так, сегодня мы с вами разобрались, что такое семья, что в семье каждый важен. Вот послушайте стихотворение.
«Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно.
Всегда будьте вместе, любовь берегите.
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!"
Далее детям воспитатель предлагает на свой выбор одно из :
•нарисовать семью (или выделить рисование в отдельное практическую организованную деятельность);
•поиграть в хороводную игру «У Маланьи, у старушки…»
(Дети ходят, взявшись за руки по кругу, в середине которого водящий – Маланья).

«У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке
7 дочерей, 7 сыновей»
(Дети останавливаются лицом в круг и показывают руками).
«Все без бровей, с такими глазами, с такими ушами, с такими
носами, с такими усами, с такой головой, с такой бородой.
Ничего не ели. (Дети приседают). Целый день сидели, на нее глядели. Что делает она». (Водящий в круге пантомимой изображает действия домашнего труда. Остальные дети отгадывают действие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский конкурс методических разработок

Детский сад – первая и очень ответственная  ступень общей системы образования. Перед педагогами  дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенст...

Участие в III Всероссийском конкурсе методических разработок уроков о семье. Октябрь 2018г.

quot;Блокнот для заботливых родителей, или что ж(Д)елать, если…"Памятки для родителей по вопросам воспитания детей дошкольного возраста....

Конкурсные материалы для муниципального этапаVII Всероссийского конкурса методических разработок занятий, посвященных семье и традиционным семейным ценностям.

Воспитание  подрастающего поколения  и формирование гражданской идентичности  признается одной  из  актуальнейших задач.  Мы с моей коллегой Галиной Александровной Ферарр...

Конкурсные материалы для муниципального этапаVII Всероссийского конкурса методических разработок занятий, посвященных семье и традиционным семейным ценностям. проект (подготовительная группа)

Воспитание  подрастающего поколения  и формирование гражданской идентичности  признается одной  из  актуальнейших задач.  Мы с моей коллегой Галиной Александровной Ферарр...

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы...