Всероссийский конкурс методических разработок
рабочая программа (младшая группа) на тему
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_obrazovatelnaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey_.docx | 41.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.
Российская Федерация Республика Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 17
города Нерюнгри Нерюнгринского района
Принято УТВЕРЖДАЮ:
педагогическим советом Заведующий МБДОУ № 17
Протокол от 04.09.2017 г. № 1 _______________ В.В. Овчиникова
Приказ № 166 от 04.09.2017г.
Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей математического кружка «Занимательная математика»
в группах общеразвивающей направленности для детей 6 – 7 лет №№ 4, 11.
Срок реализации 1 год.
Разработала: воспитатель Икс Ирина Викторовна.
г. Нерюнгри 2017 год
Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, оценке ее результатов.
Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений предстали:
- Устав МДОУ № 17 г. Нерюнгри Нерюнгринского района.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования РФ от 17 октября 2013 года № 1155)
- СанПин2.4.1.3049-13 (с изм.от 04.04.2014) Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Содержание программы
Все НОД проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность НОД и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе НОД используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
НОД проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям.
Минимальный состав группы - 8 человек.
Программа рассчитана на 1 год на детей 6 – 7 лет. Группа работает 1 раз в неделю по 25-30 минут, всего 28 занятий за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.
Расписание занятий кружка
Вторник (Группа № 11), четверг (группа № 4)
16.00-16.30
Список воспитанников кружка
№ | Ф.и детей группы № 11 | № | Ф.и детей группы № 4 |
Чащина Полина | 1. | Ефимов Женя | |
Тогущакова Ангелина | 2. | Ефремов Саша | |
Адам Саша | 3. | Хуснутдинова Даша | |
Евдокимова Алиса | 4. | Смирнова Даша | |
Кувшинова Таня | 5. | Лобова Полина | |
Кузовкин Олег | 6. | Савина Катя | |
Закиров Данил | 7. | Зайцева Варя | |
Кузьменко Илья | 8. | Павлова Таня | |
Григорьев Вова | 9. | Харьковская Аня | |
Белоусов Дима | 10. | Столяренко Вероника | |
Расазанова Алина | |||
Исакова Вика |
Основные задачи программы
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.
Выработать у детей привычку максимально полно включаться в процесс обучения, благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
Привить любовь к конкретному предмету – математике.
Формирование представлений о числе и количестве:
Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: («+», «-« , «=»).
Развитие представлений о величине:
Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.) ; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр) .
Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развитие представлений о форме:
Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Развитие пространственной ориентировки:
Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
«Читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Формы организации НОД
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
- Показ мультимедийных материалов
Программа составлена с учетом интеграции с содержанием следующих образовательных областей:
«Физическое развитие» | Развитие ориентировки в пространстве в процессе выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, подвижные игры. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
«Социально – коммуникативное развитие» | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире |
«Речевое развитие» | Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Расширять математический кругозор используя литературные предпочтения, художественные навыки, развитие интереса к театрально - игровой деятельности. |
Итоговые результаты освоения Программы
Планируемые результаты при успешном освоении Программы:
- Умение самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
- Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
- Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
- Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
- Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
- Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
- Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
- Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
- Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
- Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Контроль
- Итоговые НОД
- Мониторинг
Список литературы
- Планы занятий по программе «От рождения до школы» для подготовительной к школе группы детского сада. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2011г.
- Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
- Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
- Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
- Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008
- Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
- Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
- А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».
- Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька
- Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
- В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
- Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове
- Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
- Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,
- Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004
- Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
- Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
- Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
IV Всероссийский конкурс методических разработок, НОД, развлечений, сценариев "Воспитатель - профессионал"
"Волшебное дерево"...
Участие в III Всероссийском конкурсе методических разработок уроков о семье. Октябрь 2018г.
quot;Блокнот для заботливых родителей, или что ж(Д)елать, если…"Памятки для родителей по вопросам воспитания детей дошкольного возраста....
«Воспитателям.ру»: Всероссийский конкурс методических разработок «Серпантин педагогических идей» «Осенний праздник в средней группе «Приключения подсолнушка»
Праздники, развлечения, сценарии...
Всероссийский конкурс методических разработок и педагогических идей
Участие во Всероссийском конкурсе с проектом "Юный конструктор" в номинации: Конструирование...
Всероссийский конкурс методических разработок и педагогических идей с проектом Тема "Юный конструктор"
Участие в конкурсе с проектом...
Конкурсные материалы для муниципального этапаVII Всероссийского конкурса методических разработок занятий, посвященных семье и традиционным семейным ценностям.
Воспитание подрастающего поколения и формирование гражданской идентичности признается одной из актуальнейших задач. Мы с моей коллегой Галиной Александровной Ферарр...
Конкурсные материалы для муниципального этапаVII Всероссийского конкурса методических разработок занятий, посвященных семье и традиционным семейным ценностям. проект (подготовительная группа)
Воспитание подрастающего поколения и формирование гражданской идентичности признается одной из актуальнейших задач. Мы с моей коллегой Галиной Александровной Ферарр...