Экологический проект "Берегите белых лебедей".
проект (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_beregite_belyh_lebedey.docx | 539.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 3 "Журавушка"
Экологический проект
«Берегите белых лебедей»
Бердск 2022г.
Информационная карта проекта
Разработчики: воспитатель Посохова Н.В
Длительность проекта: краткосрочный (12.09-22.16.22.)
Участники проекта: дети подготовительной группы №3, родители, воспитатели.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Вид проекта: групповой, краткосрочный 1неделя
Аннотация: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни водоплавающих птиц - цель данного проекта. К осуществлению проекта были привлечены родители.
Актуальность:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры и очень важно сейчас разбудить в детях интерес к живой природе. В рамках лексической темы «Перелетные птицы» у детей наших групп возникло желание узнать многое о жизни лебедя - этой красивой и удивительной птицы. Поэтому для удовлетворения потребностей детей для обогащения их знаний и формирования начал экологической культуры нами и был разработан этот проект.
Цель проекта: Обогащать и расширять знания и представления детей о лебедях: особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях и повадках.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о разновидностях, повадках, среде обитания лебедя.
- Формировать умение находить в разных источниках необходимую информацию о лебеде с помощью взрослых или самостоятельно.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь
всего живого в природе и роли человека в жизни лебедя.
- Развивать любознательность, активность, творчество, речь.
- Обогатить словарь детей по теме.
- Воспитывать у детей чувство сопричастности к окружающей природе.
Планируемый результат:
Для детей:
- У детей сформированы представления о жизни лебедя.
- У детей сформированы навыки гуманного, заботливого отношения к миру природы.
Для родителей:
- У родителей повышена компетентность по данной теме.
- Укреплены детско-родительские отношения.
- Все участники проекта (дети, родители, воспитатели) получили положительные эмоции.
Для педагогов:
- Созданы оптимальные условия для партнёрской деятельности детей-родителей-педагогов.
- Осуществлены инновационные педагогические технологии.
- Повышен профессиональный уровень.
Для детского сада:
- Данный проект полезен педагогам образовательной организации.
Материально- технические:
Ноутбук, магнитофон, фотоаппарат, принтер, канцелярские товары, предметно – развивающая среда, игровое оборудование, информационный стенд.
Формы реализации проекта:
1.Формы работы с детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы,
продуктивная деятельность, оформление альбомов.
2.Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
Продолжительность:1 день
Содержание:
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемых результатов.
-Изучение методической литературы по данной теме.
-Сбор информации и необходимого материала.
-Вовлечение детей и родителей в процесс решения поставленных задач.
-Создание условий для реализации проекта.
-Подбор художественной литературы о лебеде.
Основной этап.
Продолжительность: 4 дня
Содержание:
-Организация деятельности с внедрением разработанной методики экологического воспитания дошкольников.
-Поощрение самостоятельных творческих работ детей и родителей
( изготовление поделок, рисунков; сочинение сказок, рассказов).
-Формирование у детей специфических умений, знаний и навыков.
-Контроль за осуществлением проекта
Реализация проекта.
Работа по реализации проекта проводилась по следующим видам деятельности:
1.Познавательно-поисковая деятельность.
Проводились беседы «Почему лебеди не ныряют?» «Как люди помогают лебедям» «Лебеди зимой: спасая, не навреди!» «Летящие клинья».
ООД «Удивительные птицы - лебеди»
Использовался материал, который был подобран детьми и родителями, Проводили эксперименты «Почему гусь сухой, а курица мокрая?»
Дидактические игры « Чей клюв», « Найди лебедя», «Загадай загадку», «У кого какая шея?» «Узнай по описанию», «Кто как кричит».
2.Литературно-речевая деятельность. В совместной деятельности проводили: «Чтение Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», Л.Н.Толстой« Лебеди», заучивание стихотворения «Лебедь», рассказывание сказки «Как лебедь остался один». Дети читали стихи, заученные дома, знакомили со сказками, которые были прочитаны с родителями.
3.Творческая деятельность. Провели ООД Рисование «Лебеди на озере», ООД Аппликация «Птицы улетают на юг» (коллективная аппликация), совместная художественно - продуктивная деятельность «Царевна лебедь», ООД «Оригами лебедь». Представление детьми рисунков, нарисованных к сочиненной сказке.
4. Игровая деятельность. Проводились игры-этюды и драматизация эпизодов по сказке «Гуси - лебеди», стихотворению Н.Нищевой «Одинокий лебедь»
5. Работа с родителями.
Консультация «Как помощь ребенку в реализации познавательно-творческого проекта»
Элементарная поисковая деятельность с ребенком: сбор материала из разных источников информации.
Составление альбома исследований детей с родителями.
Создание альбома стихов, загадок, поговорок о лебеде
Оснащение наглядным материалом о разновидностях лебедя.
Завершающий этап.
Продолжительность 1 день
Содержание:
-Оформление выставки детских работ.
-Информационный стенд для родителей «На этой недели мы узнали».
-Итог проекта: лэпбук «Водоплавающие птицы», викторина «Кто лучше знает птиц»
Перспективное планирование по теме: «Водоплавающие птицы»
Дни недели. Распорядок дня | 12.09.22 | 13.09.22 | 14.09.22 | 15.09.22 | 16.09.22 |
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Утро. | Беседа «Перелётные птицы» Рассматривание картинок и иллюстраций «Птицы» Дидактическая игра «Экологическое домино» Цель: создание условий для закрепления ранее полученных знаний детей о птицах. | Беседа «Летящие клинья» ЧХЛ: Чтение загадок. Задачи: Учить детей разгадывать загадки различными способами, обосновывать ответ; познакомить с общей схемой работы с загадкой. Разучивание пословиц и поговорок: Лес без птиц и птицы без леса не живут. Всякая птица своим пером гордится. Объяснить смысл. | Беседа «Почему лебеди не ныряют?» ЧХЛ: Л.Н.Толстого «Лебеди». Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Закреплять умения внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по тексту Дидактические игры « Чей клюв», « Найди лебедя», «Загадай загадку», «Кто как кричит», «Расскажи о своем лебеде» | Беседа «Лебеди зимой: спасая, не навреди!» Совместная творческая деятельность «Лебединое озеро». Игры на развитие мелкой моторики «мозаика», «пазлы», « шашки». | Беседа «Как люди помогают лебедям» Педагогическая ситуация Отгадывание и составление загадок по теме водоплавающие птицы. |
Организованная образовательная деятельность | Физическая культура (по плану специалиста по физической культуре) ФЭМП (по плану специалиста) Рисование «Лебеди на озере » Цель: Развивать творческие способности дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования для изображения птиц. Задачи: Уточнять и закреплять знания детей о лебедях, закреплять умение слышать и слушать объяснения воспитателя. Развивать творческие способности, чувство восприятия цвета; развивать у детей чувство сопереживания к птицам. Воспитывать аккуратность работы с гуашью. Вызывать желание помогать сверстникам | Лепка «Царевна лебедь» Задачи: продолжать знакомить детей со сказками А.Пушкина; учить лепить образ Царевны - Лебедь из "Сказки о царе Салтане..." по образцу, предложенному педагогом, передавать сказочный образ птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона на голове); -учить находить способы лепки птицы, опираясь на умения, полученные ранее развивать глазомер, мелкую моторику, синхронизировать движения обеих рук. Грамота (по плану специалиста) Музыка (по плану специалиста по музыке | ФЭМП (по плану специалиста) Музыка (по плану специалиста по музыке) | Познание «Удивительные птицы-лебеди» Цель: расширить знания о лебеде, через знакомство с праздником «Проводы лебедя». Задачи: • познакомить с праздника Проводы лебедя; • расширить знания о птице лебедь; • развивать познавательную активность, творческие способности; • воспитывать бережное и ответственное отношение к природе родного края. Рисование (по плану специалиста) | Развитие речи «Как лебедь остался один»» Цели. Актуализация словаря по теме «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов ат, ят). Развитие связной речи. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие координации движений и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Воспитание бережного отношения к природе. Экология Экскурсия о водоплавающих птицах по плану специалиста |
Прогулка | Наблюдение за перелетными птицами. Цели: закреплять знания о перелетных птицах; воспитывать интерес и любовь к пернатым; уметь выделять признаки живого организма. Трудовая деятельность Сбор листьев на участке. Цель учить работать дружно, помогая друг другу. Подвижные игры: «Шишка-камешек». Цель: учить четко и быстро выполнять повороты, не останавливаясь. | Наблюдение за воробьем. Продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье, обогащать словарный запас художественным словом о воробье, активизировать внимание и память, учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны. Подвижные игры: «Гуси-лебеди» Задачи: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега. | Наблюдение за голубем. Продолжать расширять, закреплять и систематизировать знания детей о голубе, обогащать словарный запас. Подвижные игры «Стоп!» Цель: создание условий для развития физических навыков (ходьба, бег). Подвижные игры «С кочки на кочку». Цель: Учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам, воспитывать дружелюбие. | Наблюдение за птицами. Задачи: Актуализировать и конкретизировать знания детей о жизни птиц осенью. Обсудить, чем можно помочь птицам в холодное время года. Подвижная игра «Совушка». Задачи: учить ориентироваться в пространстве; развивать интерес к игре. Подвижная игра« Третий лишний». Задачи: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега. | Наблюдение за вороной, за сорокой. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу. Подвижные игры -эстафеты |
Вечер Совместная деятельность педагога и детей | Чтение художественной литературы «Знакомство с творчеством писателя Ханса Кристиана Андерсена и его произведением «Гадкий утенок» Цель: познакомить с творчеством датского сказочника Х. К.Андерсена Задачи: учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; развивать умение вспоминать сказку с помощью графических схем, отображающих события; развивать внимание к поэтическим образам; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение, эмпатию; продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения; воспитывать интерес и любовь к художественной литературе | Опытно-экспериментальной деятельность« Почему гусь сухой, а курица мокрая?» Цель: Расширение представлений детей о домашних птицах, свойствах пера домашних птиц. Задачи: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты. Воспитывать заботливое отношение к птицам. | Коллективная аппликация «Птицы улетают на юг» Задачи: Закрепить знания о лебеде как о перелётной птице; совершенствовать навыки работы с ножницами (резать по прямой линии); создавать образ лебедя с помощью петель из бумаги, и укладывать их рядами, используя уже имеющиеся умения и навыки работы с бумагой. Развивать речь, память, внимание, воображение. Развивать мелкую моторику пальцев, двигательную активность. Воспитывать заботливое отношение к птицам; умение работать вместе, дружно и согласованно. | Конструирование из бумаги «Оригами лебедь» Цель: Формирование конструктивных умений при работе в технике оригами. Задачи: Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги и делать простейшие игрушки. Разбудить воображение детей. Создавать условия для возникновения положительных эмоций. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движением. Воспитывать любознательность и интерес к познанию живой природы. | Трудовые поручения: уборка в групповой комнате. Задачи: Совершенствовать трудовые умения детей, учить рационально, выполнять индивидуальные и коллективные поручения, соблюдать правила личной гигиены и трудового взаимодействия |
РППС | Оснащение группы наглядным материалом о разновидностях лебедя. Портрет Ханса Кристиана Андерсена, выставка произведений писателя. Презентация «Лебедь» | Внесение перьев водоплавающих птиц. Внесение «Сказки о царе Салтане..»А. Пушкина, просмотр одноименного мультфильма, статуэтки лебедя, репродукции картины М. Врубеля "Царевна - лебедь". | Выставка книг по данной тематике, внесение альбомов: «Птицы»; стихов, загадок, поговорок о лебеде Энциклопедии для детей «Хочу всё знать», «Что? Где? Когда?» «Птицы» | Внесение дидактических игр «Экологическое домино», « Чей клюв», « Найди лебедя», «Загадай загадку», «Кто как кричит», «Расскажи о своем лебеде» | Фонотека с голосами птиц Театральный уголок: Внесение и дополнение атрибутов для сказки «Гуси-лебеди». |
Ресурсы:
Научно-методические
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155)
- Основная образовательная программа детского сада, разработанная педагогическим коллективом ДОУ. При разработке Программы учитывались ФГОС ДО, методические рекомендации от 20.05.2015г, подходы и принципы примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г.№2/15)
- Программа развития 2016-2020г. с учётом Программы развития муниципальной системы образования ТМР на 2016-2020г.
- Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н. К. Андриенко // Дошкольная педагогика. - 2007. - №1. - С. 10-12.
- Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №6. - С. 10-15.
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Современная технология экологического образования дошкольников / О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2006. - №3. - С. 23-27.
- Горелов А. А. Экология. - М.: Академия, 2009. - 400 с.
- Зотова Т.В. Педагогические условия формирования эколого- ориентированного сознания дошкольников и младших школьников в учреждении дополнительного образования детей / Т. В. Зотова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 11. - С. 50-55.
- Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 80с.
- Казарчук Г.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников / Г. Н. Казарчук // Дошкольная педагогика. - 2008. - №2. - С. 19- 27.
- Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. - М.: АРКТИ, 2005. - 248с.
- Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу: методическое пособие по ознакомлению детей с окружающим миром. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 144с.
- Кузнецова Л. В. взаимодействие детского сада и семье в экологическом воспитании / Л. В. Кузнецова // Дошкольная педагогика. - 2009. - №6. - С. 54- 57.
- Куприна, Н. Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка. - М.: Академия, 2007. - 448 с.
- Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: Новая школа, 1993. - 16с.
- Прошкина И.В. Экологическое воспитание дошкольников через подвижные игры. - Издат. Содействие, 2009. - 116с.
- Горбатенко О.Ф «Система экологического воспитания в ДОУ. – Изд. - Волгоград.,2007.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.:Академия,2005.
- Соломенникова О.А.Ознакомление с природой. Подготовительная группа.
- Журналы, энциклопедии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективное сотворчество педагога и детей младшей группы "Белые лебеди вот-вот улетят на юг"
Работая в младшей группе, я большое значение уделяю коллективному творчеству детей.Коллективные работы значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворен...
"Белые лебеди"
Конспект могут использовать воспитатели в старших группах...
Художественно-эстетическое развитие «Белые лебеди» (аппликация)
Цель: Обучение дошкольников художественному творчеству через аппликацию...
Белые лебеди Конспект занятия по рисованию в старшей группе (в рамках семинара по эстетическому воспитанию )
Учить детей создавать композицию по своему усмотрению.Учить соединять отдельные работы в единый сюжет.Развивать навыки и умения использовать в работе методы нетрадиционной техники рисования: (тонирова...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе: Художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусства «Белые лебеди» по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» (аппликация, рисование)
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе:Художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусства «Белые лебеди» по картине А.А.Рылова &l...
Сценарий марийской сказки "Белая лебедь"
Сценарий марийской сказки "Белая лебедь" для детей старшего дошкольного возраста. Цель: приобщение к культуре и традициям родного народа; продолжать работу над развитием музыкальных и творче...
Конспект ОД по рисованию нетрадиционным способом – рисование ладошкой на тему: для детей 3- 4 лет «Ах, белый лебедь на пруду».
Конспект ОД по рисованию нетрадиционным способом – рисование ладошкой на тему: для детей 3- 4 лет «Ах, белый лебедь на пруду»....