Экологический проект "Берегите белых лебедей".
проект (подготовительная группа)

Вагнер(Посохова) Нина Владимировна
Цель проекта: Обогащать и расширять знания и представления детей о лебедях: особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях и повадках.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о разновидностях, повадках, среде обитания лебедя.
- Формировать умение находить в разных источниках необходимую информацию о лебеде с помощью взрослых или самостоятельно.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь
всего живого в природе и роли человека в жизни лебедя.
- Развивать любознательность, активность, творчество, речь.
- Обогатить словарь детей по теме.
- Воспитывать у детей чувство сопричастности к окружающей природе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_beregite_belyh_lebedey.docx539.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 3 "Журавушка"

Экологический проект

«Берегите белых лебедей»

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\I35VN9EF\cisnes[1].jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\I35VN9EF\cisnes[1].jpg

Бердск 2022г.

Информационная карта проекта

Разработчики: воспитатель Посохова Н.В

Длительность проекта: краткосрочный (12.09-22.16.22.)

Участники проекта: дети  подготовительной группы №3, родители, воспитатели.

Тип проекта: познавательно - творческий.

Вид проекта: групповой, краткосрочный 1неделя

Аннотация: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни водоплавающих птиц - цель данного проекта. К осуществлению проекта были привлечены родители.

Актуальность:

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры и очень важно сейчас разбудить в детях интерес к живой природе. В рамках лексической темы «Перелетные птицы» у детей наших  групп возникло желание узнать многое о жизни лебедя - этой красивой и удивительной птицы. Поэтому для удовлетворения потребностей детей для обогащения их знаний и формирования начал экологической культуры нами и был разработан этот проект.

Цель проекта: Обогащать и расширять знания и представления детей о лебедях: особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях и повадках.

Задачи проекта:

- Расширять знания детей о разновидностях, повадках, среде обитания лебедя.

- Формировать умение находить в разных источниках необходимую информацию о лебеде с помощью взрослых или самостоятельно.

- Учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь

всего живого в природе и роли человека в жизни лебедя.

- Развивать любознательность, активность, творчество, речь.

- Обогатить словарь детей по теме.

- Воспитывать у детей чувство сопричастности к окружающей природе.

Планируемый результат:

Для детей:

  • У детей сформированы представления о жизни лебедя.
  • У детей сформированы навыки гуманного, заботливого отношения к миру природы.

Для родителей:

  • У родителей повышена компетентность по данной теме.
  • Укреплены детско-родительские отношения.
  • Все участники проекта (дети, родители, воспитатели) получили положительные эмоции.

Для педагогов:

  • Созданы оптимальные условия для партнёрской деятельности детей-родителей-педагогов.
  • Осуществлены инновационные педагогические технологии.
  • Повышен профессиональный уровень.

Для детского сада:

  • Данный проект полезен педагогам образовательной организации.

Материально- технические:

Ноутбук, магнитофон, фотоаппарат, принтер, канцелярские товары, предметно – развивающая среда, игровое оборудование, информационный стенд.

Формы реализации проекта:

1.Формы работы с детьми:

Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы,

продуктивная деятельность, оформление альбомов.

2.Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

Продолжительность:1 день

Содержание:

-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемых результатов.

-Изучение методической литературы по данной теме.

-Сбор информации и необходимого материала.

-Вовлечение детей и родителей в процесс решения поставленных задач.

-Создание условий для реализации проекта.

-Подбор художественной литературы о лебеде.

Основной этап.

Продолжительность: 4 дня

Содержание:

 -Организация деятельности с внедрением разработанной методики экологического воспитания дошкольников.

-Поощрение самостоятельных творческих работ детей и родителей

 ( изготовление поделок, рисунков; сочинение сказок, рассказов).

-Формирование у детей специфических умений, знаний и навыков.

-Контроль за осуществлением проекта

Реализация проекта.

Работа по реализации проекта проводилась по следующим видам деятельности:

1.Познавательно-поисковая деятельность.

Проводились беседы «Почему лебеди не ныряют?» «Как люди помогают лебедям» «Лебеди зимой: спасая, не навреди!» «Летящие клинья».

ООД «Удивительные птицы - лебеди»

Использовался материал, который был подобран детьми и родителями, Проводили эксперименты «Почему гусь сухой, а курица мокрая?»

Дидактические игры « Чей клюв», « Найди лебедя», «Загадай загадку», «У кого какая шея?» «Узнай по описанию», «Кто как кричит».

2.Литературно-речевая деятельность. В совместной деятельности проводили: «Чтение Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», Л.Н.Толстой« Лебеди», заучивание стихотворения «Лебедь», рассказывание сказки «Как лебедь остался один». Дети читали стихи, заученные дома, знакомили со сказками, которые были прочитаны с родителями.

3.Творческая деятельность. Провели ООД Рисование «Лебеди на озере», ООД Аппликация «Птицы улетают на юг» (коллективная аппликация), совместная художественно - продуктивная деятельность «Царевна лебедь», ООД «Оригами лебедь». Представление детьми рисунков, нарисованных к сочиненной сказке.

4. Игровая деятельность. Проводились игры-этюды и драматизация эпизодов по сказке «Гуси - лебеди», стихотворению Н.Нищевой «Одинокий лебедь»

5. Работа с родителями.

Консультация «Как помощь ребенку в реализации познавательно-творческого проекта»

Элементарная поисковая деятельность с ребенком: сбор материала из разных источников информации.

Составление альбома исследований детей с родителями.

Создание альбома стихов, загадок, поговорок о лебеде

Оснащение наглядным материалом о разновидностях лебедя.

Завершающий этап.

Продолжительность 1 день

Содержание:

-Оформление выставки детских работ.

-Информационный стенд для родителей «На этой недели мы узнали».

-Итог проекта: лэпбук «Водоплавающие птицы», викторина «Кто лучше знает птиц»


Перспективное планирование по теме: «Водоплавающие птицы»

Дни недели.

Распорядок дня

12.09.22

13.09.22

14.09.22

15.09.22

16.09.22

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро.

Беседа «Перелётные птицы»

Рассматривание картинок и иллюстраций «Птицы»

Дидактическая игра «Экологическое домино» Цель: создание условий для закрепления ранее полученных знаний детей о птицах.

Беседа «Летящие клинья»

ЧХЛ: Чтение загадок. Задачи: Учить детей разгадывать загадки различными способами, обосновывать ответ; познакомить с общей схемой работы с загадкой.

Разучивание пословиц и поговорок: Лес без птиц и птицы без леса не живут. Всякая птица своим пером гордится. Объяснить смысл.

Беседа «Почему лебеди не ныряют?»

ЧХЛ: Л.Н.Толстого «Лебеди». Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Закреплять умения внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по тексту Дидактические игры « Чей клюв», « Найди лебедя», «Загадай загадку», «Кто как кричит», «Расскажи о своем лебеде»

Беседа «Лебеди зимой: спасая, не навреди!»

Совместная творческая деятельность «Лебединое озеро».

Игры на развитие мелкой моторики «мозаика», «пазлы», « шашки».

Беседа «Как люди помогают лебедям»

Педагогическая ситуация Отгадывание и составление загадок по теме водоплавающие птицы.

Организованная образовательная деятельность

Физическая культура (по плану специалиста по физической культуре)

ФЭМП (по плану специалиста)

Рисование «Лебеди на озере »

Цель: Развивать творческие способности дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования для изображения птиц.

Задачи:

Уточнять и закреплять знания детей о лебедях, закреплять умение слышать и слушать объяснения воспитателя.

Развивать творческие способности, чувство восприятия цвета; развивать у детей чувство сопереживания к птицам.

Воспитывать аккуратность работы с гуашью. Вызывать желание помогать сверстникам

Лепка «Царевна лебедь»

Задачи: продолжать знакомить детей со сказками А.Пушкина; учить лепить образ Царевны - Лебедь из "Сказки о царе Салтане..." по образцу, предложенному педагогом, передавать сказочный образ птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона на голове);

-учить находить способы лепки птицы, опираясь на умения, полученные ранее развивать глазомер, мелкую моторику, синхронизировать движения обеих рук.

Грамота (по плану специалиста)

Музыка (по плану специалиста по музыке

ФЭМП  (по плану специалиста)

Музыка (по плану специалиста по музыке)

Познание «Удивительные птицы-лебеди»

Цель: расширить знания о лебеде, через знакомство с праздником «Проводы лебедя».

Задачи:

• познакомить с праздника Проводы лебедя;

• расширить знания о птице лебедь;

• развивать познавательную активность, творческие способности;

• воспитывать бережное и ответственное отношение к природе родного края.

Рисование (по плану специалиста)

Развитие речи

«Как лебедь остался один»»

Цели. Актуализация словаря по теме «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов ат, ят).

Развитие связной речи. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие координации движений и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания.

Воспитание бережного отношения к природе.

Экология

Экскурсия о водоплавающих птицах по плану специалиста

Прогулка

Наблюдение за перелетными птицами. Цели: закреплять знания о перелетных птицах; воспитывать интерес и любовь к пернатым; уметь выделять признаки живого организма.

Трудовая деятельность Сбор листьев на участке. Цель учить работать дружно, помогая друг другу.

Подвижные игры:  «Шишка-камешек». Цель: учить четко и быстро выполнять повороты, не останавливаясь.

Наблюдение за воробьем. Продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье, обогащать словарный запас художественным словом о воробье, активизировать внимание и память,  учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.

Подвижные игры: «Гуси-лебеди» Задачи: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега.

Наблюдение за голубем. Продолжать расширять, закреплять и систематизировать знания детей о голубе, обогащать словарный запас.

Подвижные игры «Стоп!» Цель: создание условий для развития физических навыков (ходьба, бег).

Подвижные игры «С кочки на кочку». Цель: Учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам, воспитывать дружелюбие.

Наблюдение за птицами. Задачи: Актуализировать и конкретизировать знания детей о жизни птиц осенью. Обсудить, чем можно помочь птицам в холодное время года.

Подвижная игра «Совушка». Задачи: учить ориентироваться в пространстве; развивать интерес к игре.

Подвижная игра« Третий лишний». Задачи: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега.

Наблюдение за вороной, за сорокой. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Подвижные игры -эстафеты

Вечер

Совместная деятельность педагога и детей

Чтение художественной литературы «Знакомство с творчеством писателя Ханса Кристиана Андерсена и его произведением «Гадкий утенок»

Цель: познакомить с творчеством датского сказочника Х. К.Андерсена

Задачи: учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; развивать умение вспоминать сказку с помощью графических схем, отображающих события; развивать внимание к поэтическим образам; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение, эмпатию; продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения; воспитывать интерес и любовь к художественной литературе

Опытно-экспериментальной деятельность« Почему гусь сухой, а курица мокрая?»

Цель: Расширение представлений детей о домашних птицах, свойствах пера домашних птиц.

Задачи:

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Коллективная аппликация «Птицы улетают на юг»

Задачи:

Закрепить знания о лебеде как о перелётной птице; совершенствовать навыки работы с ножницами (резать по прямой линии); создавать образ лебедя с помощью петель из бумаги, и укладывать их рядами, используя уже имеющиеся умения и навыки работы с бумагой.

Развивать речь, память, внимание, воображение.

Развивать мелкую моторику пальцев, двигательную активность.

Воспитывать заботливое отношение к птицам; умение работать вместе, дружно и согласованно.

Конструирование из бумаги «Оригами лебедь»

Цель: Формирование конструктивных умений при работе в технике оригами.

Задачи:

Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги и делать простейшие игрушки.

Разбудить воображение детей.

Создавать условия для возникновения положительных эмоций.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движением.

Воспитывать любознательность и интерес к познанию живой природы.

Трудовые поручения: уборка в групповой комнате.

Задачи: Совершенствовать трудовые умения детей, учить рационально, выполнять индивидуальные и коллективные поручения, соблюдать правила личной гигиены и трудового взаимодействия

РППС

Оснащение группы наглядным материалом о разновидностях лебедя.

Портрет Ханса Кристиана Андерсена, выставка произведений писателя. Презентация «Лебедь»

Внесение перьев водоплавающих птиц. Внесение «Сказки о царе Салтане..»А. Пушкина, просмотр одноименного мультфильма, статуэтки лебедя, репродукции картины М.  Врубеля "Царевна - лебедь".

Выставка книг по данной тематике, внесение альбомов: «Птицы»; стихов, загадок, поговорок о лебеде

Энциклопедии для детей «Хочу всё знать», «Что? Где? Когда?» «Птицы»

Внесение дидактических игр «Экологическое домино», « Чей клюв», « Найди лебедя», «Загадай загадку», «Кто как кричит», «Расскажи о своем лебеде»

Фонотека с голосами птиц

Театральный уголок: Внесение и дополнение атрибутов для сказки «Гуси-лебеди».

Ресурсы:

Научно-методические

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155)
  2. Основная образовательная программа детского сада, разработанная педагогическим коллективом ДОУ. При разработке Программы учитывались ФГОС ДО, методические рекомендации от 20.05.2015г, подходы и принципы примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г.№2/15)
  3. Программа развития 2016-2020г. с учётом Программы развития муниципальной системы образования ТМР на 2016-2020г.
  4. Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н. К. Андриенко // Дошкольная педагогика. - 2007. - №1. - С. 10-12.
  5. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №6. - С. 10-15.
  6. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Современная технология экологического образования дошкольников / О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2006. - №3. - С. 23-27.
  7. Горелов А. А. Экология. - М.: Академия, 2009. - 400 с.
  8. Зотова Т.В. Педагогические условия формирования эколого- ориентированного сознания дошкольников и младших школьников в учреждении дополнительного образования детей / Т. В. Зотова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 11. - С. 50-55.
  9. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 80с.
  10. Казарчук Г.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников / Г. Н. Казарчук // Дошкольная педагогика. - 2008. - №2. - С. 19- 27.
  11. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. - М.: АРКТИ, 2005. - 248с.
  12. Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу: методическое пособие по ознакомлению детей с окружающим миром. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 144с.
  13. Кузнецова Л. В. взаимодействие детского сада и семье в экологическом воспитании / Л. В. Кузнецова // Дошкольная педагогика. - 2009. - №6. - С. 54- 57.
  14. Куприна, Н. Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка. - М.: Академия, 2007. - 448 с.
  15. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: Новая школа, 1993. - 16с.
  16. Прошкина И.В. Экологическое воспитание дошкольников через подвижные игры. - Издат. Содействие, 2009. - 116с.
  17. Горбатенко О.Ф «Система экологического воспитания в ДОУ. – Изд. - Волгоград.,2007.
  18. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.:Академия,2005.
  19. Соломенникова О.А.Ознакомление с природой. Подготовительная группа.
  20. Журналы, энциклопедии.

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\7zE038DC1D0\image-23-09-22-01-18-2.jpeg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное сотворчество педагога и детей младшей группы "Белые лебеди вот-вот улетят на юг"

Работая в младшей группе,  я большое значение уделяю коллективному творчеству детей.Коллективные работы значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворен...

"Белые лебеди"

Конспект могут использовать воспитатели в старших группах...

Художественно-эстетическое развитие «Белые лебеди» (аппликация)

Цель: Обучение дошкольников художественному творчеству через аппликацию...

Белые лебеди Конспект занятия по рисованию в старшей группе (в рамках семинара по эстетическому воспитанию )

Учить детей создавать композицию по своему усмотрению.Учить соединять отдельные работы в единый сюжет.Развивать навыки и умения использовать в работе методы нетрадиционной техники рисования: (тонирова...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе: Художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусства «Белые лебеди» по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» (аппликация, рисование)

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе:Художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусства  «Белые лебеди» по картине А.А.Рылова  &l...

Сценарий марийской сказки "Белая лебедь"

Сценарий марийской сказки "Белая лебедь" для детей старшего дошкольного возраста. Цель: приобщение к культуре и традициям родного народа; продолжать работу над развитием музыкальных и творче...

Конспект ОД по рисованию нетрадиционным способом – рисование ладошкой на тему: для детей 3- 4 лет «Ах, белый лебедь на пруду».

Конспект ОД по рисованию нетрадиционным способом – рисование ладошкой  на тему: для детей 3- 4 лет «Ах,  белый лебедь на пруду»....