Проект "Венок дружбы"
проект (старшая группа)

Игровой проект для детей старшей группы "Венок дружбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_venok_druzhby_2.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Введение 

Актуальность проекта: В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая  сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью.

Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала проектную деятельность «Венок дружбы».

 Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств и толерантности у дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.

Задачи: 

Образовательные:

- знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья (русские, татары, чуваши, мордва);

- вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;

Развивающие:

 - обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;

Воспитательные:

- воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, родному краю;

- формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов Поволжья;

- формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;

- взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно – патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

  1. Участники проекта: дети, родители, педагоги

Методы и формы работы: Беседы, рассказ воспитателяы, художественное слово, использования ТСО,  рассматривание; наблюдение, дидактические игры. Проведение народных, календарных  праздников и развлечений с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов Поволжья. Сюжетно-ролевые игры с целью  освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; проведение народных подвижные игры, использование театрализованной  деятельности.

  1. Вид проекта: познавательно-игровой
  2. Срок реализации: долгосрочный ( 1 год)
  3. Ожидаемые результаты:

Повышение интереса у детей к традициям и обычаям, промыслам, художественныму творчеству народов Поволжья. Формирование толерантного отношения к представителям других национальностей. Продуктивное взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно – патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту

6. Материально-техническое оснащение: Географическая карта России; Государственные символы России, государственные символы республики Мордовия. Дидактические игры: «Русские узоры», «С какого дерева лист», «Угадай сказку» и др.

Русские народные детские музыкальные инструменты; Театры – кукольный, настольный, пальчиковый; иллюстрации с изображением национальных костюмов.

7. Разработка проекта:

1 этап – подготовительный

Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта «Венок дружбы»

Содержание работы.

-Определение темы проекта, постановка цели и задач;

-Создать мотивацию для работы по проекту;

-Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;

-Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.

-Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.

2 этап – основной

Цель:

Организация деятельности по формированию основ толерантной культуры у детей ;

Реализация проекта ведется в следующих направлениях: педагоги и дети, дети и родители, педагоги и родители.

Работа по проекту строится в совместной деятельности с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

3 этап - заключительный

Цель: обобщить и систематизировать знания детей, родителей. Подведение итогов проекта. Анализ и оценка результатов проекта. Практический выход. Определение новых перспектив.

Список литературы:

  1. Андреенко Т. А., Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -96с.
  2. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с. 40-43
  3.  Ветохина Асия Якуповна, Савельева О. В., Полынова В. К. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий» - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020
  4. Востружина Т. М. «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения». М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.
  5. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. «Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет», Мозаика-Синтез; Москва; 2006
  6. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» М. : Эксо, 2007;

        

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Беседа «Дружат дети всей земли»

Д/И «Кто здесь кто?

Анкета на выявление нравственных и жизненных позиций

Консультация для педагогов на тему: «Формирование межнационального согласия и толерантности у дошкольников»

Октябрь

Беседа «Куклы из бабушкиного сундука»

Мультимедийная презентация «Национальные костюмы разных народов»

Д/И «Оденем куклу в национальный костюм»

Консультация «Что такое толерантность»

Анкетирование педагогов для самооценки толерантности «Черты терпимой личности»

Ноябрь

Беседа «День народного единства»

НОД «16 ноября - Всемирный день толерантности»

Д/И «Собери флаг»

Консультация для родителей на тему: «Мы живем семьей единой»

Консультация «История празднования дня народного единства»

Декабрь

Беседа «Народные праздники»

Д/И «Народные праздники»

Памятки «Нити дружбы»

Разработка картотеки «Подвижные игры разных народов»

Январь

Развлечение Праздник Рождества

Целевая экскурсия в минимузей «Изба старины»

Консультация «Что можно рассказать детям про Рождество»

Консультация «Календарные праздники России»

Февраль

 Рассматривание куклы в мордовском костюме

Д/И «Найди пару»

Конкурс «Мой семейный герб»

«Воспитание толерантности – основа современного культурного общества»;

Март

Развлечение «Широкая Масленица»

Д/И

Консультация «Во что играли наши бабушки»

Тематическая консультация  «Толерантность и правовая культура дошкольников»

Апрель

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. 

Беседа «Народные куклы вчера и сегодня»

Составление тематического альбома «Традиции нашей семьи»

Оформлении тематической выставки при ознакомлении с предметами быта и культуры народов разных стран.

Май

Создание фотовыставки «Мы дружные ребята»

Фотовыставка «Мы дружные ребята»

Презентация о результатах проделанной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дружба,дружба...

Всё о дружбе...

Фестиваль народов Сибири "Дом Дружбы"(приложение к проекту "Дом Дружбы")

Для педагогов работающих в среденй группе по поликультурному воспитанию дошкольников....

Конспект занятия №1 "Начало дружбы. Встречаем гостей". Из проекта "Маршруты детской дружбы".

Тема занятия говорит о её цели, три группы встречаются и воспитатели знакомят детей друг с другом для дальнешего плодотворного сотрудничества с группами, всё это выражается в конечном совместном творч...

«Дружба – это хорошо, дружба – это весело!»

«Дружба – это хорошо, дружба – это весело!»...

Журнал для родителей "Творческая студия "Серпантин дружбы" в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы"

Руководители творческой студии "Серпантин дружбы" предлагают  фотоотчет и познавательный материал для родителей и педагогического сообщества в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы",...

Дружба не от дружбы близко живёт

Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы соответствующим нормам поведе...

Конспект ООД "«Дружба – наука, дружба – искусство, дружба – прекрасное доброе чувство»

Конспект данного занятия содержит в себе материалы духовно-нравственного содержания....