Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)

Курцева Светлана Витальевна
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:


Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного   возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и
умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или
последовательности событий. Именно связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, ведь связная речь лежит в основе общения, коммуникации, взаимодействия
людей, без которого нормальное психическое развитие и функционирование личности невозможно. Для успешного освоения школьной программы у выпускника ДОУ должны быть сформированы, например, такие умения, как
строить диалог, связно высказывать свои мысли и составлять небольшой текст на определенную тему. Таким образом, умение грамотно работать с
текстом – это одно из основополагающих умений для человека. Исходя из этого, в настоящее время перед педагогами ДОУ стоит первостепенная
задача – сформировать связную речь у дошкольников, что в свою очередь предполагает умения воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственные высказывания. Вопросы развития связной речи были актуальны
во все времена и её проблемами занимались многие исследователи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, В.В. Гербова, Э.П. Короткова,
В.И. Логинова и многие другие. Они отмечали, что именно в старшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы
занимают основное место. Они способствуют дальнейшему формированию связной речи и успешному обучению в школе. Однако анализ проблемы
показал, что практический аспект методических основ формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста остается недостаточно
раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно меняется технология работы
педагогов. Также причина возникающих трудностей связана с недостатком специальных программ и рекомендаций по использованию средств и методов
формирования связной речи у детей.
В настоящее время задачи по овладению речью как средством общения и культуры, по обогащению активного словаря, развитию связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию
звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования.
На практике реализовать задачи по развитию связной речи возможно лишь с учётом ведущей деятельности конкретного возрастного периода. В
дошкольном детстве основным видом деятельности является игра, именно поэтому при планировании работы по развитию связной речи нужно
применять игровые виды упражнений, заданий и т.д.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что важной задачей дошкольного образования на современном этапе является формирование у
дошкольников потребности к овладению знаниями и способами действий с
ними в соответствии с познавательными установками. Одно из решающих условий решения этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека.
Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо дошкольники овладеют
родным языком, речевыми навыками и умениями.
Таким образом, развитие речи дошкольника – это практическая сторона
обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для ребенка с проблемами речевого развития важно не столько обучение, сколько образование. Процесс образования подразумевает умение воспринимать, интерпретировать и создавать образы.  Дети с общи...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...