Конспект НОД по финансовой грамотности "Юные финансисты"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Первушкина Елена Михайловна

Конспект НОД по финансовой грамотности "Юные финансисты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_konspekt_mo_po_fin.gr_.docx455.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по финансовой грамотности

"Юные финансисты"

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности  

"Юные финансисты"

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
Развивающие:
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
- Закреплять умение выполнять математические вычисления.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).

Ход занятия

1. Приветствие

    Воспитатель: Дорогие ребята, я хочу пригласить вас вместе со мной взяться за ручки и сделать дружный круг и передать хорошее настроение друг другу.

     В нашей группе яркое солнышко сияет!

     Здесь ребята дружные, это каждый знает

     Ты мой друг, я твой друг

     Как прекрасен мир вокруг

     Мы друг другу улыбнемся

     Дружно за руки возьмемся.

Воспитатель: Спасибо, ребята, за улыбки, мы зарядили друг друга хорошим настроением!
 Воспитатель: Ребята, вы уже подросли и скоро пойдёте в школу, и вам родители будут давать деньги на карманные расходы. Вы должны научиться их тратить разумно, с умом, по назначению. Сегодня я предлагаю вам отправиться в школу «Финансовой грамотности» где мы будем учиться быть экономными и финансово грамотными, и где вы покажите свои знания и умения.
  -Для того, чтобы мы попасть в школу финансовой грамотности, вам нужно посчитать от 10 до 0 всем вместе. А теперь десятками до ста.  Двойками до двадцати.
  - Вот мы и с вами и оказались в школе «Финансов»

2. Основная часть.
                        Воспитатель демонстрирует копилку:
Воспитатель:
- Ребята посмотрите, что это такое у меня в руках? (копилка)
- Для чего нужна копилка? (чтобы копить деньги)
- Правильно. А на что люди копят деньги? (на дорогие вещи).        

- Какие например? (дом, квартира, машина, поездка на море, шуба и т. д)
  А где еще люди могут хранить деньги? (в банках, сейфах, кошельках.
Воспитатель: Молодцы.

 - В современном обществе люди не могут прожить без денег. Поэтому люди вынуждены работать, чтобы обеспечить себя и своих близких.

- Но деньги были в этом мире не всегда. А как появились деньги, сейчас мы с вами узнаем.

  - А сейчас пройдем дальше за столы
                                                 (садятся за столы)
Воспитатель: Сейчас посмотрите пожалуйста как давно появились деньги и как они назывались в старину.
                         

                    Просмотр слайдов «История возникновения денег»

                                               

Воспитатель: Скажите, а как сейчас в нашем современном обществе называются деньги? (купюры, банкноты, монеты). И какого достоинства они бывают? (пять тысяч рублей, тысяча рублей, пять рублей, два рубля и т.д)

                                                     Ответы детей

 Воспитатель: У вас на столах лежать купюры и монеты. Возьмите их в руки посмотрите на них и потрогайте. Что вы можете сказать о них, какие они? (монета- блестящая, круглая, тяжелая….Купюра- бумажная, прямоугольная, легкая и т.д. )

На экране монеты разного достоинства.
- Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте посмотрим.
На экране банкноты.
- Как можно назвать эти деньги?
- Банкноты. А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». 

                           

                                                 Игра «Дополни»        

 Воспитатель:

  - А как называются деньги, которые зарабатываются? (Доход)

   -А деньги, которые тратятся? (Расход)

    -А кто в семью может принести доход? И как он называется? Расскажите и покажите при помощи картинок какие виды доходов бывают.

             (в семью может принести доход папа и мама их доход - зарплата; бабушка и дедушка приносят пенсию.)

    - И как одним словом можно назвать эти общие деньги в семье? (семейный бюджет).

  - А сейчас мы пройдем на палас и проверим как вы усвоили что такое доход и расход при помощи игры с мячом.

                                           

                                       

                                      Игра с мячом «Доход – расход»

    Воспитатель: А сейчас я буду называть вид дохода или расхода и бросать вам мяч.  А вы будите отвечать к чему это относиться к расходу или доходу.

                                                          

Ну что начнем? Будьте очень внимательны!

- Папа получил зарплату. – доход

- Заболела бабушка. – расход

- Мама выиграла приз. – доход

- Сестра потеряла кошелек. – расход

- Заплатили за квартиру. – расход

- Сын получил стипендию. – доход

- Купили телевизор. – расход

- Бабушка продала пирожки. – доход

- Брат порвал куртку. –расход

- Купили путевку на море. – расход

-Молодцы ребята, а сейчас вернемся за столы.

                                              (садятся за столы)

Воспитатель: Хорошо, ребята, мы с вами выяснили, что для покупок и оплаты услуг нужны деньги – банкноты и монеты.

- Сейчас мы с вами поучиться считать семейный бюджет. А кто мне в этом поможет?

   (Вызывается ребенок, который пишет на доске. Остальные пишут за столами).

Первое Практическое задание. «Подсчитайте семейный бюджет»
Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля.
Сколько в общей сумме составляет доход семьи? (Дети выполняют математическое вычисление и проговаривают.  -Общий доход семьи, составляет…)

  Папа зарабатывает 5 рублей, мама получает детские пособия по уходу за малышом 3 рубля, Старший брат получает стипендию 2 рубля. Сколько в общей сумме составляет доход семьи? (Дети выполняют математическое вычисление и проговаривают.  -Общий доход семьи, составляет…)

Второе Практическое задание. 

  -Ребята, а когда мы ходим в магазин, мы должны уметь различать, какой товар дороже, а какой дешевле. Сейчас мы с вами поучимся это делать.

 - Расставьте пожалуйста с помощью знаков неравенств, какой товар дороже, а какой дешевле, аргументируя свои действия. (ручка стоит 16 рублей, а йогурт 28. Йогурт дороже ручки, так как число 28 больше чем 16 и т. д).
(Дети определяют, аргументируют).

   

Молодцы. Вы справились с этими заданиями.

Воспитатель: А сейчас проведем разминку.

                                   

                             Физкультминутка «Мы монетки»

     Мы не детки, мы не детки

     Мы веселые монетки.

     Звонка катимся по кругу,

     Радуемся мы друг другу.

     Дружн скачем скок, скок, скок.

     И обратно в кошелек.


Воспитатель: Скажите пожалуйста, что люди берут с собой в первую очередь, когда идут в магазин? (кошелек с деньгами).

  Предлагаю вам сделать кошелек своими руками.

          «Сделаем кошельки»

Воспитатель: Молодцы. Вы старались и у вас у всех получились красивые кошельки.

Воспитатель: Ребята, когда вы будите ходить в школу, вам иногда придется заходить в магазин за покупками. Сейчас я предлагаю вам отправиться в магазин и проверить ваши знания в обращении с деньгами.

  Дети выбирают изображение товара на картинки, что бы они предпочтительно купили и называют цену, указанную на нем. А затем отсчитывают столько монет, сколько указанно на цене товара.

                                       (дети идут к магазину)

                                      Игра «Соверши покупку»

 

     Воспитатель: Молодцы!

- Но есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Как вы думаете какие это вещи? Что нельзя купить за деньги? (за деньги не купишь, любовь, дружбу, время, солнце и т.д).

                                   Речевая игра «Что не купишь за деньги)

 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы узнали так много узнали. Скажите, что вам запомнилось? (ответы детей )
- Правильно. Самые важные и нужные вещи не продаются и не покупаются за деньги

                                                       (ответы детей)

 Воспитатель: Молодцы, ребята!  На этом наше путешествие по школе «Финансовой грамотности» завершено. И мы возвращаемся обратно в группу. Сегодня так много узнали. Скажите, что вам запомнилось? (ответы детей) О чем мы говорили и что делали?

     -Я вами очень довольна и теперь я точно уверена, что вы финансово грамотны и сумеете обращаться с деньгами экономно и бережно.


https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1328/000913d7-888a827a/img4.jpg

https://www.flexys.com/wp-content/uploads/Utilities-jpeg.jpg

Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
Ответы детей
Воспитатель: А может мы это проверим? Давайте пройдем в мини лабораторию. Напомните мне Правило – как надо вести себя в лаборатории? Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.
- как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске.
- Посмотрите на оборудование. Что же мы возьмем вместо настоящей купюры, для эксперимента?
Ответы детей

1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет.)
ВЫВОД
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2. Эксперимент: Что будем дальше? Посмотрите в карту.
Ответы детей
Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Ответы детей
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.
ВЫВОД плюс монетке.

А теперь поделитесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.
3 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Ответы детей
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
- Может, подуем?
- Что происходит с монетой?
- А что происходит с купюрой?
- Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.

4 Эксперимент
Воспитатель: Положите купюру и монету в кошельки.(купюры в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. ВЫВОД.

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Ответы детей
Воспитатель: А что значит ничья?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Ответы детей
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?
Ответы детей
Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?
(Дети спрашиваю гостей удобно ли им пользоваться картой.)
Воспитатель: Молодцы! За проделанную работу все получаете по монетке.

Физминутка.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон. Прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.

Воспитатель: Давайте подсчитаем, сколько вы заработали монет за сегодняшний день. Теперь вы можете смело идти в магазин и купить то, что вы захотите. Сначала рассмотрите товар, определите вместе с напарником, что бы вам хотелось купить и хватит ли у нас на всё это денег. Каждый товар имеет свою цену. Обратите внимание, в нашем магазине есть товар с разными ценами. Почему? Как вы считаете? (два яблока красное яблоко 5 рублей, зелёное 2) Как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую цену? Почему? Да, конечно за меньшую цену, потому что так мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.

Проводится игра «Магазин» после покупок дети выполняют вычисления, и объясняют свою экономию

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, за что садик платит деньги?
Ответы детей (За воду, свет, телефон, вывоз мусора).
Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?
Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).
Воспитатель: Правильно, а как это сделать?
Ответы детей (Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду, не ломать игрушки, не рвать книги).
Воспитатель: Если вы это будите делать, то вам удается сэкономить деньги детского сада. Ребята нам пора возвращаться обратно в группу снимаем жетоны, беремся за руки, закрываем глаза и считаем от 0 до 10.

Итог. Рефлексия.
Вам понравилось в школе «Экономики»? Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать в круг. Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…».
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали, и у меня для вас сюрприз. (Достаю из копилки шоколадные монетки)

Словесная игра "Монета и купюра"
Воспитатель называет признак монеты, дети называют признак купюры и наоборот.
- Купюра прямоугольная, а монета? (круглая)
- Купюра рвётся, а монета? (не рвётся)
- Монета металлическая, а купюра? (бумажная)
- Купюра шуршит, а монета? (звенит)
- Монета тяжёлая, а купюра? (лёгкая)
Воспитатель: Ребята, вы все видели, как выглядят деньги. Вспомните, из чего они сделаны? (Ответы детей) Деньги, которые сделаны из бумаги, называются купюры. давайте все вместе повторим это слово.
Педагог включает слайды презентации "Деньги. Виды денег".
Воспитатель: Купюры бывают: 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 500 рублей.
А ещё есть металлические деньги, называются они - монеты. Давайте повторим это слово. Монеты бывают: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля и 10 рублей.


Воспитатель: Теперь вы знаете, что такое деньги и чем они различаются. Бумажные деньги называются купюры, а металлические деньги - это монеты. А также мы пользуемся электронными деньгами - это пластиковая карта.

Воспитатель: Ребята, а когда мы зарабатываем деньги, это как называется? А когда тратим?

  • Доход - это деньги полученные в результате работы.
  • Расход - это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
  • Бюджет - это подсчет доходов и расходов.

Воспитатель: а теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

(Ответы детей)

А теперь давайте пройдем на ковёр и поиграем с мячом в игру

«Доход - расход». Я буду кидать вам мяч, и называть какую-то ситуацию, а

вы должны сказать, о чём я говорила, о доходе или расходе и кинуть мне мяч

обратно. Ну что начнем? Будьте очень внимательны!

- Папа получил зарплату. – доход

- Заболела бабушка. – расход

- Мама выиграла приз. – доход

- Сестра потеряла кошелек. – расход

- Заплатили за квартиру. – расход

- Сын получил стипендию. – доход

- Купили телевизор. – расход

- Бабушка продала пирожки. – доход

- Брат порвал куртку. –расход

- Купили путевку на море. – расход

Задание. Положите на картонку в верхний левый угол монету 10 руб.
в нижний правый угол – монету 50 коп., в левый нижний угол– монету 5 руб.. в верхний правый – монету 10 копеек.

- Поставьте знак . = между деньгами верхнего ряда и нижнего ряда.

- Какой знак вы выбрали для верхнего ряда? Для нижнего? И почему?

- Дети, всё ли можно купить на деньги? (Нет)

 Значит на деньги можно купить многое :товар или услугу, но нельзя приобрести такие человеческие ценности, как любовь, дружбу, здоровье, милосердие. Помните об этом ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по финансовой грамотности детей средней группы. Тема: «Юные финансисты»

формирование у детей средней группы первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека....

Конспект мероприятия на тему "Юный финансист"

Достаточно новое направление в системе в дошкольного образования – это финансовое просвещение детей-дошкольников. Способность человека управлять как доходами, так и расходами...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Юные финансисты» для детей 6–7 лет

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать ...

Игра-викторина по финансовой грамотности «Финансисты» для старших дошкольников

Игра-викторина по финансовой грамотности «Финансисты» для старших дошкольниковЦель:Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возр...

Сопроводительный конспект к дидактической игре «Юный финансист» для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». В проц...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе "Мы финансисты"

В занятии подобраны задания и упражнения на развитие финансовой грамотности детей....