Развитие общения со сверстниками в раннем возрасте.
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_obshcheniya_so_sverstnikami_v_rannem_vozraste.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие общения со сверстниками в раннем возрасте
Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми
людьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своей
потребности — его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят,
ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все больше
самостоятельным, он продолжает зависеть от взрослого, который учит его
ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из
кубиков, отвечает на все его «почему?».
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1—2
месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и
бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек,
ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять
эту новую потребность. Непосредственно-эмоциональное общение с
взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его
активность, что становится необходимой основой для развития его
движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или
удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или в
детском доме, отстают в психическом развитии. До 9—10 месяцев они
сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх,
мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить
попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают
интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того,
даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом
развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве
получили название госпитализма.
В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные
инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с
которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.
Таким образом, в первый год жизни полноценное общение с взрослым
является жизненно важным. Недостаточное или не соответствующее
потребностям общение отрицательно сказывается на развитии и позже,
причем проявление этого негативного влияния на разных возрастных
этапах имеет свою специфику. Каждый возраст, принося новые
возможности и новые потребности, требует особых форм общения.
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его
взаимоотношения с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Все свои
психические качества и свойства личности он приобретает исключительно
через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности
к самообразованию и самовоспитанию.
Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении
и в их личных отношениях с другими людьми.
В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому
продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому
объекту.
В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по
взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками
проходит ряд этапов:
- внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);
- стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать
свои успехи (конец второго года жизни);
- появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям
(третий год жизни).
Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально
практического воздействия, характерными особенностями которого
являются непосредственность, отсутствие предметного содержания,
ненормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера.
Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные
особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия
между детьми играют взрослые.
Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это
сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу.
Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно
затрудняет привыкание его к новым социальным условиям.
Как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет
поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с
сослуживцами на работе. Учить детей общаться нужно тогда, когда ребенок
начнет проявлять интерес к другим детям. При этом необходимо учесть, что
внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к
интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их
понимает.
Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом.
Правильно организованное общение:
- обогащает детей впечатлениями;
- является источником разнообразных эмоций;
- учит сопереживать, радоваться, сердиться, стоять за свои права;
- помогает преодолеть робость;
- способствует становлению личности;
- формирует представление о другом человеке — ровеснике;
- начинает развивать способность понимать других людей;
- подготавливает к последующему общению со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по психологии на тему: "Особенности развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте"
Презентация по психологии на тему: "Особенности развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте"...
Особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте.
Рассмотрены причины возникновения трудностей в межличностном общении, а также даны примеры, способствующие развитию у детей навыков конструктивного взаимодействия....
Общение дошкольников со сверстниками в раннем возрасте.
Ранний возраст-«возраст нераскрытых резервов», особо важный этап в становлении человека. Как подчеркивал Л. С. Выготский, ранний возраст «сенситивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка во ...
Средства формирования навыков общения со сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Краткий анализ основных средств коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР по формированию и развитию навыков общения...
Развитие общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.
Развитие общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Диагностика коммуникативной сферы. Цель: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками...
Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте
Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кри...
Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте
Развитие общения со сверстниками в дошкольномвозрастеНа протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности мотивы и ...