Консультация для воспитателей «Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте: особенности и нормы»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Прохорова Валерия Сергеевна

 

«Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте: особенности и нормы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

(МОУ СОШ №27)

140013, Московская обл., г. Люберцы

Проспект Гагарина, дом 11, E-mail: ОГРН 1145027014021, ИНН/КПП 5027213541/502701001 Телефон 8-495-463-91-57

Консультация для воспитателей

«Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте: особенности и нормы»

Выполнила:

Прохорова В.С.

Люберцы, 2024 г.

Содержание

1. Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. 3

2. Формы общения в дошкольном возрасте. 5

3. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию произвольности ребенка дошкольного возраста. Рекомендуемые упражнения и игры. 7

Список литературы 13


1. Общение со сверстниками в дошкольном возрасте.

Общение — это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение выступает более исследуемой областью и является важным фактором человеческой деятельности.

Одним из распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социально - психологический, в центре которого находятся структура и возрастные изменения детского коллектива. В группе сверстников межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения детей. Психологические исследования показывают, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива — одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение «отверженных». Повышается устойчивость и количественный состав детских объединений. Предпочтений детей изменяется от личностных характеристик и внешних качеств. Также на отношения ребенка со сверстниками влияет эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду.

Исследования, показали, что примерно к четырем годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. На основе общения возникают избирательные привязанности и предпочтения детей. Предпочтение отдают тем сверстникам, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Главным предпочтением является потребность в доброжелательном внимании и в уважении сверстника. Дошкольникам важно чтоб их могли выслушать, похвалить, поддержать и помочь.

Для ребенка взрослый остается источником новых знаний, и нуждаются в его уважении и признании. Но в общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми. Ребенок может спорит со сверстником, успокаивает, обманывает, приказывает, навязывать свою волю и т.д. В общении с детьми появляются новые сложные формы поведения у ребенка. Со сверстниками более выявляется повышенная эмоциональность и раскованность. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9–10 раз больше экспрессивно–мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. Так же при общении со сверстниками дошкольники ведут себя более расковано, чем со взрослыми. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало.

Раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.


2. Формы общения в дошкольном возрасте.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить три качественно своеобразных этапа (или формы общения) дошкольников со сверстниками.

Эмоционально-практическая форма общения (2-4 года).

В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Детям необходимо привлечь внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Эмоционально-практическое общение зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий сверстника.

Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Для детей сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Об этом говорит стремление детей к эмоционально-практическому взаимодействию, подражание движениям сверстника. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы выделяет в самом себе конкретные свойства. Но эта общность имеет чисто внешний, процессуальный и ситуативный характер. При эмоционально-практическом общении детям важно внимание и соучастие сверстника.

Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет).

После четырех лет у детей сверстник становится более важным, чем взрослый. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата.

На данном этапе важна потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. В этом возрасте появляется конкуренция в общении. Дети пристально наблюдают и оценивают действия сверстников, также реагируют более остро и эмоционально на оценку взрослого.

В этом возрасте у детей возникают такие эмоции, как зависть, ревность, обида на сверстника. Дети начинают сравнивать себя со сверстниками. Через сравнение со сверстником ребенок оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а «в глазах другого».

К шести годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конкуренция сохраняется, но в общении появляется умение видеть желания, предпочтения, настроение собеседника. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику. Их общение становится внеситуативным.

Внеситуативная форма общения.

К концу дошкольного возраста возникает дружба. Дошкольники «собираются» в группы (2-3 человека) и оказывают предпочтение своим друзьям. К шести годам дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Действия старших дошкольников направлены на другого ребенка.

У старших дошкольников возникает бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-либо или уступить. Дети начинают сопереживать успехам и неудачам ровесника. Для дошкольника сверстник становится для ребенка самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов.

В дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам и преобладанию речевых средств. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять другими, вступать в разнообразные отношения.


  1. 3. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию произвольности ребенка дошкольного возраста. Рекомендуемые упражнения и игры.

Произвольность поведения – необходимое условие успешного обучения ребенка в школе. Произвольность включает следующие умения:

• Четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу.

• Ориентация на выполнение заданных требований.

• Быть внимательным к говорящему, готовность выполнять задания говорящего.

• Если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности.

Внимание определяет интеллектуальную активность и способствует развитию познавательных способностей. Оно помогает человеку сосредотачивать своё сознание на предметах и явлениях окружающего мира. Сегодня родители и педагоги всё чаще жалуются на невнимательность детей: неумение слушать взрослого, частую отвлекаемость при выполнении заданий, совершения большого количества ошибок.

В развитии внимания лучшие показатели имеют успевающие школьники. При овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Внимание является основополагающей частью развития познавательной сферы человека.

В последнее время наблюдается устойчивая тенденция снижения произвольного внимания у детей. Всё чаще проявляется неумение управлять не только вниманием, но и своим поведением.

В школе могут возникнуть трудности, если у ребенка не сформировано произвольность поведения. Что бы преодолеть это родители должны уделять значительное внимание формированию произвольности поведения своего ребенка, его волевой сферы.

Для развития этих особенностей в условиях дома (семьи) родителям в воспитании необходимо следовать следующим рекомендациям:

1. Приучайте ребенка к режиму дня – все должно осуществляться в свое время: сон, отдых, питание, игры, занятия и т. д. (такая организация жизнедеятельности очень дисциплинирует ребенка);

2. Приобщайте ребенка к посильному труду (у каждого ребенка должны быть посильные домашние обязанности, выполняя которые ребенок заставляет себя делать то, что кажется трудным и неинтересным);

3. Не потакайте всем желаниям ребенка по первому же обращению (ребенок должен знать, что желаемого необходимо добиваться и заслуживать, преодолевая определенные трудности. При этом взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления);

4. Будьте последовательны в воспитании (если наказали за какую-то провинность – проследите, чтобы наказание было доведено до конца);

5. Последовательность в воспитании должна прослеживаться у обоих родителей (если мама сказала, что должно быть так, то и папа должен придерживаться этой линии в воспитании. Рассогласование во взглядах на воспитание у родителей приведет к тому, что ребенок станет манипулировать родителями).

Игры на развитие произвольности:

"Три пункта".

А. Простое задание:

  • Хлопни в ладоши три раза;
  • Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;
  • Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.

Б. Усложненное задание:

  • Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
  • Напиши в тетради название водоплавающей птицы;
  • Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".

Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми.

«Черный с белым не носи».

Эта игра, представляющая собой вариант старинной игры, рекомендуется для развития произвольного внимания. В ней участвуют двое – ребенок и взрослый, который контролирует выполнение правил игры.

Предложите ребенку поиграть в вопросы и ответы. Вы будете задавать вопросы, а он – отвечать. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить одно запретное слово, например, называть белый цвет. Предупредите малыша, чтобы он был внимательным, так как вы постараетесь его подловить. Затем можно задавать вопросы, к примеру: «Был ли ты в поликлинике?», «Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Как только он ошибется и назовет запретное слово, происходит смена ролей. Выигрывает тот, кто сумеет ответить правильно на большее количество вопросов.

Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему карточку, раскрашенную запретным цветом. Когда у малыша есть такое вспомогательное средство, он гораздо лучше управляет своим вниманием. После нескольких вариантов игры (запретными могут быть разные цвета) ребенок может отказаться от карточки. Эту игру можно усложнить, вводя 2 запретных цвета или другие запретные слова, например, да и нет.

Конструктивные виды деятельности: конструирование, лепка, аппликация.

Главной задачей воспитателя и родителей является подготовка к школе, нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.

Игры на развитие навыков общения:

«Общий круг»

Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

«Кто сказал?»

Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал воспитатель, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал, не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнес эту фразу. Следующим ведущим становится ребенок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывал в роли ведущего.

"Найди себе пару"

Помогает развитию общей моторики и ориентировки в пространстве. Для этой игры на развитие общения требуется иметь набор карточек с животными (котята, щенята, мышки). Каждой картинки должно быть два экземпляра. Детям раздают карточки так, чтобы другие ребята не видели изображений. По очереди дети изображают животных со своей карточки, не называя животное вслух. Ребенок с парной карточкой должен стать за изображающим.

Игры на развития внимания:

«Что изменилось?»

Развитие концентрации, объема, распределения внимания и зрительной памяти.

Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 8-10 штук) раскладывают на столе. В течение 30 секунд ребенок смотрит и запоминает расположение предметов; потом ребенок поворачивается спиной к столу, а в это время 2 -3 предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего спросим играющего: что изменилось в расположении предметов.

«Корректор»

Данное упражнение очень хорошо тренирует внимание.

Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, О).

Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву О, а букву П – обведи в кружок». Через несколько дней дайте ребенку его же работу – пусть ее проверит сам и найдет пропуски и ошибки (поиграет в учителя)

«Найди отличия»

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.


Список литературы

  1. Игры на развитие общения. ;
  2. Общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте. ;
  3. Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. ;
  4. Особенности общения детей дошкольного возраста. ;
  5. Особенности общения дошкольников со сверстниками. ;
  6. Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте. ;
  7. Развитие общения у детей дошкольного возраста. ;
  8. Развитие произвольного внимания у детей 5-6 лет. ;
  9. Развитие произвольности у детей 6-7 года. ;
  10. Рекомендации родителям по формированию произвольного поведения у дошкольников. ;
  11. Сборник игр и упражнений для развития навыков общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх»

«Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра – особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения, с...

Консультация для воспитателей «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность:  Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, стимулирует интеллектуальную...

консультация для воспитателей «Развитие навыков и умений детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественному конструированию"

В материале представлен опыт работы по развитию у детей дошкольного возраста художкственных кнструктивных способностейю...

Консультация для воспитателей "Развития навыков общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Тетрализованная деятельность - одно из эффективных средств развития общения дошкольника в процессе игры со сверстниками....

консультация для воспитателей «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста».

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый...

Консультация для воспитателей:"Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования".

     Проблема познавательной активности – одна из наиболее  трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической  характеристикой человека, отража...