Общение дошкольников со сверстниками в раннем возрасте.
консультация (младшая группа) на тему
Ранний возраст-«возраст нераскрытых резервов», особо важный этап в становлении человека. Как подчеркивал Л. С. Выготский, ранний возраст «сенситивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка во многом зависит от социальных условий жизни. Формируется фундамент будущей личности, происходят важнейшие новообразования: ребенок овладевает такими человеческими качествами, как прямохождение и речь, складываются первичная направленность личности, половая идентификация. У ребенка появляется самосознание, малыш становится личностью. Впечатления этого возрастного периода оставляют неизгладимый след в сознании человека и часто являются причиной многих комплексов и проблем, сопровождающих его на протяжении дальнейшей жизни. Разговорная речь – средство общения, но не только. Это и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и своего «Я» в целом.
В новых требованиях к дошкольному образованию общение детей со сверстниками и взрослыми представлено в образовательных областях «Коммуникация», «Социализация».
Для детей 2-3 лет программой определена следующая задача, связанная с развитием общения: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Предполагаемые результаты выражены в сформированности интегративных качеств: «эмоционально отзывчивый» «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
Общение-та деятельность, которой человек овладевает уже на первом году жизни и совершенствование которой продолжается всю жизнь. В общении развивается речь ребенка, в свою очередь влияющая на характер общения. Пассивный словарь формируется в зависимости от активной позиции взрослого, знакомящего ребенка окружающим миром. В процессе общения с ребенком необходимо: - расширять словарный запас на основе обогащения представлений о ближайшем окружении (уточнять названия предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; учить различать и называть существенные части и детали предметов, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение; глаголы, управляющими поведением ребенка) ; - обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (учить понимать обобщающие слова; называть части суток; различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты) ; -предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, буклеты в целях развития инициативной речи.
В процессе организации общения следует выполнять правила и применять приемы, способствующие установлению взаимопонимания: следить за интонацией и ее соответствием смыслу речи, при произнесении слов обращать внимание на их окончания.
В этот период развивается «деловое сотрудничество». К 2 годам ребенок начинает испытывать потребность в оценке своего участия в «общем деле». Разумеется, в оценке положительной, но именно за дело. Как взрослый должен удовлетворять потребность ребенка в общении? Как развивать общение по поводу предметов? При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для младенчества, вскоре уступает место общению по поводу игрушек, предметов, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит его в окружающий мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действие, направляя его движения. Он учит поведению и обращению с вещами, каждый раз озвучивая словом эти действия.
До 3 лет для ситуативно-деловой формы общения характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. В таком общении ребенок: - овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами, действиями с игрушками, учится одеваться, умываться и т. д. ; - проявляет активность и самостоятельность (становится независимым субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению). Чтобы получить предмет, ребенку нужно назвать его, т. е. произнести слово. Сам ребенок без побуждений взрослого говорить не начнет. Взрослый предлагает назвать предлагаемый предмет- произносит вслед за ребенком новое слово. Эмоционально-положительно
Во время умывания взрослый должен озвучивать этот процесс так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции. Например: «Моем ручки водичкой тепленькой, она журчит, льется, мыло пенится, ручки будут чистые… ». А поскольку это происходит регулярно, словарный запас расширяется, а эмоционально окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.
Надо располагать игрушки предметы, выше уровня досягаемости, но в поле зрения ребенка. Это будет побуждать его обращаться с просьбой к взрослому. Игрушки позволяют ребенку исследовать мир, развивать и проявлять свои творческие способности, выражать чувства, учат общаться и познавать себя. Игрушка-средство развития общения. С ребенком 2-3 лет можно разыгрывать сюжеты с машинками, кубиками, куклами, конструкторами. Любое прочитанное стихотворение несложно превратить в игру-драматизацию с игрушками. Предлагая ребенку игрушку, нужно сразу представить, как ребенок будет с ней действовать, о чем разговаривать. Воспитатель, показывая действия с игрушкой, должен обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные, самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение (сотрудничество) ребенка со взрослым. Одно из требований к игрушке состоит в том, чтобы она могла стать предметом действия ребенка и средством общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Диалогическое общение дошкольников со сверстниками"
Расширяются и уточняются представления педагогов о диалогическом общении дошкольников. Даются конкретные рекомендации по организации и проведению игр и упражнений с целью формирования у детей диалогич...
"Игра как средство развития навыков общения дошкольников со сверстниками"
Уважаемые коллеги, разрешите поделиться с вами опытом работы, проведенной в подготовительной группе. Мною была выбрана тема пролекта: “Игра как средство развития навыков общения дошкольник...
Презентация "Особенности общения дошкольников со сверстниками"
Компьютерная презентация ориентирована на родителей дошкольников (особенно детей 3-5 лет), может быть использована и в работе с педагогами ДОУ. В презентации раскрыты этапы развития форм общения...
Родительское собрание «Общение дошкольников со сверстниками»
В родительском собрании представлена информация об особенностях общения детей старшего дошкольного возраста, игры, способствующие формированию межличностных отношений....
Особенности общения дошкольников со сверстниками.
В этой статье раскрыты особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками, этапы развития этого общения....
Подборка игр на развитие общения дошкольников со сверстниками и игры направленные на доброжелательное отношение со сверстниками
Данные игры направлены на развитие общения дошкольников со сверстниками и на доброжелательное отношение со сверстниками....
Развитие общения со сверстниками в раннем возрасте.
Развитие общения со сверстниками в раннем возрастеПервые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослымилюдьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своейпотребности...
Комментарии
Мария
+