Развитие компетенций у дошкольников. Коммуникативная компетенция
методическая разработка (средняя группа)

Введение

Современное общество и социокультурные условия выдвигают свои требования к качествам личности людей, что не может не найти отражение в учебно-воспитательном процессе, который начинается уже в детских дошкольных учреждениях. Формируемая личность должна быть активной, неординарно мыслить, творчески подходить к решениям поставленных задач,  способной бесконфликтно общаться, а также, согласно Федеральному Государственном Образовательному Стандарту (далее – ФГОС), на этапе дошкольного детства, должна усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности; уметь общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; быть самостоятельным, способным к целенаправленности и саморегуляции собственных действий; иметь развитый социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, быть подготовленным к совместной деятельности со сверстниками, иметь уважительное отношение и ощущать чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО, иметь сформированные позитивные установки к различным видам труда и творчества; иметь сформированные основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Дошкольное детство – благоприятный период, когда ребёнок в наибольшей степени готов к узнаванию чего-то нового, легко обучается и осваивает какие-либо виды деятельности. Именно поэтому возраст до 7 лет наиболее важен для развития эмоциональной и коммуникативной сферы, учитывая, что формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. А первый удачный опыт отношений – в коллективе детского сада, со сверстниками и взрослыми, – залог успеха в сфере социально-личностного развития в дальнейшей жизни. Всего этого можно достигнуть, сформировав у ребёнка ключевые компетенции, а именно: социальные, коммуникативные, информационные, здоровьесберегающие, когнитивные, эмоциональные. Эти компетенции не только возможно сформировать в дошкольном возрасте, но и необходимо (что определяется ФГОС) это сделать в условиях дошкольного учреждения, в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности, так как они и являются результатом образования.

Обратим наше внимание на одну из ключевых компетенций – коммуникационную – и рассмотрим её подробнее в контексте дошкольного образования. Для начала дадим определению «Компетентность»: Компетентность – это владение, обладание воспитанником соответствующей компетенцией (совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы), включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. (Хуторской А.В.)

Становится ясно, что основная задача воспитателя ДОУ на современном этапе – грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий «образованность», «обученность», «умения», «знания» на понятие «компетентность».

 

 

 

Актуальность темы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что, наблюдая за детьми в детских коллективах, можно заметить, что многие ребята испытывают серьёзные трудности в общении: сложно наладить контакт, по причине агрессивного поведения или, наоборот, чрезмерной стеснительности; дошкольники не могут договориться, ссорятся, возникают конфликты, вспыхивает агрессия; дети не слышать друг друга и не пытаются услышать. Подобные ситуации в общении между детьми, будь то дети, живущие в одной семье, играющие на одной площадке или воспитанники одной группы, не способствуют нормальному общению и налаживанию контактов, а в условиях ДОО ещё и мешают осуществлению воспитательно-образовательного процесса. Конечно, эти особенности в большей степени заметны при общении со сверстниками, нежели со взрослыми. Даже дети подготовительной группы не всегда могут выразить свою мысль и донести её до оппонента, рассказать о своих эмоциях, ощущениях. Вот тут мы приходим к тому, что в дошкольном возрасте существуют наиболее благоприятные условия для создания коммуникативных компетенций в условиях ДОО.

Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и прочее.

Цели и задачи

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста связано с образовательными областями: речевое и социально-коммуникативное развитие.

Конечной целью дошкольного образования в данных направлениях является полноценное развитие всех сторон речи ребенка (фонетической, лексической, грамматической на основе развития связной речи) и развитие коммуникативных умений, что необходимо ему для дальнейшего обучения в школе.

Цель:

Развитие коммуникативной компетентности дошкольников.

Задачи:

- сформировать умение правильно и точно говорить, выражать свои мысли,

- сформировать умение слушать собеседника и извлекать информацию, которую пытается донести говорящий,

- помочь овладеть невербальными средствами общения (понимание и умение использовать мимику, пантомимику,

- сформировать умение задавать и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения,

- дать представление о нормах и правилах речевого этикета и сформировать умение использовать их в зависимости от ситуации,

- помочь овладеть навыками разрешения конфликтных ситуаций.

 

 

 

Теоретические подходы.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова).

Нет единого мнения на раскрытие понятия «коммуникативная компетентность». Коммуникативная компетентность рассматривается как ориентация на объект общения, как ситуативная адаптивность, как владение языком и др. Несмотря на различные трактовки данного понятия, их объединяет то, что все они указывают на компоненты, необходимые для общения: владение средствами общения (речью, мимикой, пантомимикой) ; умение с помощью вербальных и невербальных средств общения устанавливать контакты, включая для этого необходимые внутренние ресурсы (мотивы, направленность на общение, желание обменяться информацией и пр.) ; умение слышать, слушать и говорить (в процессе общения выражать свои чувства, эмоции, желания, задавать вопросы и аргументировать свою точку зрения) .

Обращаясь к рабочей программе нашего детского сада, мы можем узнать, к чему необходимо стремиться:

  • Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятным другим.
  • Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными навыками и умениями. Ребенок выстраивает свою речь, делая ее понятной не только для себя, но и для других, свободно выражая свои мысли, суждения, чувства, проявляет начальную коммуникативную компетентность, которая является показателем его речевого развития.

В структуре коммуникативной компетентности нередко выделяют три других компонента:

- коммуникативные знания (это знания о способах и средствах взаимодействия с окружающими людьми, знания о речи как средстве коммуникации, о вербальных и невербальных формах общения, о важности развития компонентов устной речи для эффективного взаимодействия со взрослыми и детьми).

- коммуникативные умения (умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т. д., используя вербальные и невербальные средства общения).

- коммуникативные способности (способность ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в ситуации общения, способность выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной формах общения).

Важно отметить, что развитие коммуникативной компетентности необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребенка разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении). Большое значение в системе коммуникативно-деятельностного взаимодействия детей дошкольного возраста приобретает игровая деятельность.

Игра как коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. В игре осуществляется речевое развитие детей, происходит усвоение норм общения.

Несовершенство коммуникативных умений препятствует процессу свободной коммуникации, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение ребенка, не способствует развитию его речемыслительной и познавательной деятельности.

Свободное общение или свободная коммуникация – это нерегламентированное общение, которое чаще всего происходит в процессе разговора, обмена информацией. К такому общению в дошкольном возрасте в большей степени располагают игровая деятельность детей и беседа как способ получение новой информации.

Свободное общение предполагает спонтанность ребенка в речевом выражении своих чувств, информации, которой он владеет и хочет поделиться с товарищами. Активность ребенка, субъектная позиция в процессе свободного общения способствуют развитию его коммуникативной деятельности и коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность – это сложное образование, которое характеризуется определенной структурой, компонентами и уровнями, находящимися во взаимосвязи. Традиционно в структуре коммуникативной компетентности выделяют три компонента:

- мотивационно-личностный (потребность ребенка в общении, в процессе которого проявляются особенности его личности, непосредственно влияющие на содержание, процесс и сущность общения).

- когнитивный (знания из области взаимоотношений людей, о смысле и ценности общения; о личностных качествах, которые ему способствуют или препятствуют; о чувствах и эмоциях, которые его сопровождают; о поведенческой стороне общения).

- поведенческий (способ реагирования на конкретную ситуацию, выбор определенных норм и правил в процессе общения и для общения; это коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности).

 

 

 

 

Технологическая часть

В процессе своей работы с детьми я развивала их коммуникативную компетенцию во много по наитию, но очень хорошо понимая, насколько это важно и на сколько эта компетенция облегчает детям пребывание в детском саду, поэтому данная работа мне будет особенно полезна для подкрепления теоретической базы и использования на практике изученной информации, в частности, мне захотелось больше узнать о коммуникативных играх.

Убеждаясь много раз в своей жизни, что коммуникативная компетенция – залог успеха во многих ситуациях, умения и знания способов и приёмов коммуникации я ставлю во главу угла. Конечно, обязательно приучить детей здороваться и прощаться, вежливо просить и благодарить. В-первую очередь, самое важное, что я делаю, это сама соблюдаю эти правила в течение всего дня и во всех режимных моментах. Во-вторых, конечно, занятия по этикету, где можно отработать в игровых ситуациях и с помощью бесед правила поведения и общения. В-третьих, в любой момент я могу остановить процесс и обратить внимание детей на ситуацию в группе, спросив, какой из нее может быть выход.

Естественно, мы учимся: не перебивать говорящего, дослушивать до конца; уместно вступать в обсуждения; просить о помощи сверстников или взрослых; предлагать свою помощь сверстнику или взрослому, откликаться на просьбы о помощи и принимать помощь; задавать вопросы о непонятном, сообщать о своих потребностях или чувствах, проявлять эмпатию, приносить извинения, сочувствовать и сопереживать, контролировать свои негативные эмоции, мирно отстаивать свои интересы, делиться игрушками.

Часто случаются ситуации, когда дети друг друга обвиняют, в такие моменты мы учимся адекватно реагировать на незаслуженные обвинения и спокойно признавать свою вину, если виноват. Также очень важно научиться говорить «Нет» и без сильных эмоций реагировать на отказ. Это непросто, но мы двигаемся вперед.

К сожалению, аспект новых знакомств на практике нам отработать достаточно сложно, только если в игровой форме. Но вот умение присоединяться к играющим детям, играть по правилам и спокойно реагировать, если не принимают в игру, мы оттачиваем практически ежедневно, учитывая, что есть дети, которые легко затевают игру, но избирательны к её участникам, а другие дети переживают, что сегодня их не взяли. По счастью, в группе нет детей, которых регулярно не берут в игру, но есть дети, которые не лидеры по натуре, им сложно быть ведущими в игре, или дети, которым непросто играть по правилам, в силу своих особенностей.

Первые полгода в младшей группе мы с детьми разбираем каждую ситуацию сразу, по факту свершения. Как правило, это относится к конфликтам из-за игрушек. К новому году младшей группы дети уже умеют договариваться разными способами. Неговорящим детям помогают те, кто уже владеет речью: они могут попросить за другого ребёнка, чтобы, поиграв с игрушкой, её отдали тому, кто её тоже хотел. Дети быстро научились вежливо просить, меняться, обязательно благодарить после, спрашивать разрешение взять чужую вещь. Ребята часто помогают друг другу и воспитателям во многих делах в группе: сначала по моей просьбе, а теперь уже и по своей инициативе.

В нашей группе принято говорить друг другу комплименты (правда, мне очень приятно, когда дети замечают что-то новое в одежде и хвалят это), мы учимся радоваться успехам других, замечать удачные поделки и поступки. На дни рождения детей мы обязательно после хоровода говорим имениннику по очереди пожелания, надеюсь, эти приятные моменты останутся в памяти у детей.

В этом году мы начали практиковать игру «в молчанку» (например, во время одевания на прогулку) – детям очень нравится не только стараться как можно дольше не проиграть (мы соревнуемся сами с собой), но и выражать жестами слова и просьбы.

Также в развитие коммуникативной компетенции нам помогают игры социо-игровой направленности: они прекрасно могут сплотить коллектив детей, дадут повод для дальнейших бесед, помогут научиться работать в команде. Особенно детям нравятся такие игры, как «Гусеница», «Друг к дружке», «Делай, как я», «Одно и то же по-разному», «Такси». «День наступает – всё оживает».

Периодически мы с детьми перечитываем воспитательно-познавательные книжки: «Сказки от слёзок» (Ульева Е.А.) и «Правила поведения для воспитанных детей». Нередко мы, исходя из ситуации, обсуждаем чувства и эмоции: самих детей, взрослых, героев сказок и рассказов. Совершенно необходимо, чтобы дети понимали, что чувствует другой ребёнок и что является мотивом для его поступков. Очень важно проговаривать вслух то, что чувствуешь, поэтому я делюсь с детьми своими эмоциями. А также сама пользуюсь своими коммуникативными умениями, благодаря которым детям интересно слушать то, что я говорю, а это способствует не только тому, что дети лучше усваивают информацию, но и тому, что под нужные слова дети лучше едят и быстрее одеваются, если их правильно замотивировать. Моя коммуникативная компетенция, желание искать нестандартные подходы и неплохая фантазия – огромное подспорье в работе

Сейчас, почти на финишной прямой средней группы, я вижу результаты своей работы во всех образовательных областях, но особенно я радуюсь, когда дети умело выходят из конфликтных ситуаций с помощью разговоров, а не насилия, вежливо обращаются друг другу, стараются помочь мне и одногруппникам. Веря в детей, я часто поручаю им самим разобраться в ситуации, а они воодушевляются своими успехами.

Выводы

После анализа своей деятельности в сфере развития у детей коммуникативных компетенция, я пришла к выводу, что есть над чем поработать и что необходимо разнообразить методы и приёмы работы в этой области. А также следует начать более углублённую и планомерную работы в направлении коммуникативных игр, что сможет ещё быстрее и успешнее развить у детей моей группы коммуникативные компетенции. В связи с этим я создала картотеку игр для развития коммуникативных компетенций, которую можно использовать при работе с детьми в моей группе. Важно, чтобы во время этих игр: ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым внимание, чтобы игры были не слишком длительными, чтобы помогали снять эмоциональное напряжение у детей, раскрепоститься и выразить свои чувства, переключить внимание, снизить возбудимость, настроить на позитивный лад; чтобы инициатором игры выступал взрослый, который проявляет большую заинтересованность, контролирует полностью ее ход и создает приятную, комфортную атмосферу. В игровом процессе не нужно оценивать детей, давая им возможность проявлять спонтанные и естественные реакции; не стоит настаивать на активном участии всех детей (сначала уместно позволить некоторым детям просто понаблюдать за происходящим). Периодически можно приглашать родителей для участия в таких игровых действиях и рекомендовать данные игры для повторения в домашних условиях.

 

 

Используемая литература

  • Хуторской А.В. Образовательные компетенции и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В.В. Краевского. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.09.2016 г.
  • Детский сад: теория и практика. Тема номера: Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. № 3/2013г.
  • Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред.: А.Г.Гогоберидзе,- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012. 
  • «Формирование ключевых компетентностей учащихся» Даньшина А.В
  • Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие/Н. П. Гришаева. М. : Вентана-Граф, 2015г,Литература.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnoe_razvitie.docx44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального

педагогического образования центр повышения квалификации специалистов

 «Информационно-методический центр»

Кировского района Санкт-Петербурга

Выпускная работа по программе

«Основы профессиональной успешности педагогов ДОУ в контексте современных тенденций развития дошкольного образования»

(72 часа)

Тема: «Развитие компетенций у дошкольников. Коммуникативная компетенция»

Выполнил слушатель курса,

воспитатель ГБДОУ № 38

Кировского района

Санкт-Петербурга,

Попова Любовь Владимировна

Санкт-Петербург

2022


Оглавление

Введение        3

Актуальность темы        4

Цели и задачи        4

Теоретические подходы.        5

Технологическая часть        7

Выводы.        8

Используемая литература        9

Приложение: игры для развития коммуникативной компетенции.        10


Введение

Современное общество и социокультурные условия выдвигают свои требования к качествам личности людей, что не может не найти отражение в учебно-воспитательном процессе, который начинается уже в детских дошкольных учреждениях. Формируемая личность должна быть активной, неординарно мыслить, творчески подходить к решениям поставленных задач,  способной бесконфликтно общаться, а также, согласно Федеральному Государственном Образовательному Стандарту (далее – ФГОС), на этапе дошкольного детства, должна усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности; уметь общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; быть самостоятельным, способным к целенаправленности и саморегуляции собственных действий; иметь развитый социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, быть подготовленным к совместной деятельности со сверстниками, иметь уважительное отношение и ощущать чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО, иметь сформированные позитивные установки к различным видам труда и творчества; иметь сформированные основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Дошкольное детство – благоприятный период, когда ребёнок в наибольшей степени готов к узнаванию чего-то нового, легко обучается и осваивает какие-либо виды деятельности. Именно поэтому возраст до 7 лет наиболее важен для развития эмоциональной и коммуникативной сферы, учитывая, что формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. А первый удачный опыт отношений – в коллективе детского сада, со сверстниками и взрослыми, – залог успеха в сфере социально-личностного развития в дальнейшей жизни. Всего этого можно достигнуть, сформировав у ребёнка ключевые компетенции, а именно: социальные, коммуникативные, информационные, здоровьесберегающие, когнитивные, эмоциональные. Эти компетенции не только возможно сформировать в дошкольном возрасте, но и необходимо (что определяется ФГОС) это сделать в условиях дошкольного учреждения, в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности, так как они и являются результатом образования.

Обратим наше внимание на одну из ключевых компетенций – коммуникационную – и рассмотрим её подробнее в контексте дошкольного образования. Для начала дадим определению «Компетентность»: Компетентность – это владение, обладание воспитанником соответствующей компетенцией (совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы), включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. (Хуторской А.В.) 

Становится ясно, что основная задача воспитателя ДОУ на современном этапе – грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий «образованность», «обученность», «умения», «знания» на понятие «компетентность».


Актуальность темы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что, наблюдая за детьми в детских коллективах, можно заметить, что многие ребята испытывают серьёзные трудности в общении: сложно наладить контакт, по причине агрессивного поведения или, наоборот, чрезмерной стеснительности; дошкольники не могут договориться, ссорятся, возникают конфликты, вспыхивает агрессия; дети не слышать друг друга и не пытаются услышать. Подобные ситуации в общении между детьми, будь то дети, живущие в одной семье, играющие на одной площадке или воспитанники одной группы, не способствуют нормальному общению и налаживанию контактов, а в условиях ДОО ещё и мешают осуществлению воспитательно-образовательного процесса. Конечно, эти особенности в большей степени заметны при общении со сверстниками, нежели со взрослыми. Даже дети подготовительной группы не всегда могут выразить свою мысль и донести её до оппонента, рассказать о своих эмоциях, ощущениях. Вот тут мы приходим к тому, что в дошкольном возрасте существуют наиболее благоприятные условия для создания коммуникативных компетенций в условиях ДОО.

Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и прочее.

Цели и задачи

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста связано с образовательными областями: речевое и социально-коммуникативное развитие.

Конечной целью дошкольного образования в данных направлениях является полноценное развитие всех сторон речи ребенка (фонетической, лексической, грамматической на основе развития связной речи) и развитие коммуникативных умений, что необходимо ему для дальнейшего обучения в школе.

Цель:

Развитие коммуникативной компетентности дошкольников.

Задачи:

- сформировать умение правильно и точно говорить, выражать свои мысли,

- сформировать умение слушать собеседника и извлекать информацию, которую пытается донести говорящий,

- помочь овладеть невербальными средствами общения (понимание и умение использовать мимику, пантомимику,

- сформировать умение задавать и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения,

- дать представление о нормах и правилах речевого этикета и сформировать умение использовать их в зависимости от ситуации,

- помочь овладеть навыками разрешения конфликтных ситуаций.


Теоретические подходы.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова).

Нет единого мнения на раскрытие понятия «коммуникативная компетентность». Коммуникативная компетентность рассматривается как ориентация на объект общения, как ситуативная адаптивность, как владение языком и др. Несмотря на различные трактовки данного понятия, их объединяет то, что все они указывают на компоненты, необходимые для общения: владение средствами общения (речью, мимикой, пантомимикой) ; умение с помощью вербальных и невербальных средств общения устанавливать контакты, включая для этого необходимые внутренние ресурсы (мотивы, направленность на общение, желание обменяться информацией и пр.) ; умение слышать, слушать и говорить (в процессе общения выражать свои чувства, эмоции, желания, задавать вопросы и аргументировать свою точку зрения) .

Обращаясь к рабочей программе нашего детского сада, мы можем узнать, к чему необходимо стремиться:

  • Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятным другим.
  • Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными навыками и умениями. Ребенок выстраивает свою речь, делая ее понятной не только для себя, но и для других, свободно выражая свои мысли, суждения, чувства, проявляет начальную коммуникативную компетентность, которая является показателем его речевого развития.

В структуре коммуникативной компетентности нередко выделяют три других компонента:

- коммуникативные знания (это знания о способах и средствах взаимодействия с окружающими людьми, знания о речи как средстве коммуникации, о вербальных и невербальных формах общения, о важности развития компонентов устной речи для эффективного взаимодействия со взрослыми и детьми).

- коммуникативные умения (умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т. д., используя вербальные и невербальные средства общения).

- коммуникативные способности (способность ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в ситуации общения, способность выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной формах общения).

Важно отметить, что развитие коммуникативной компетентности необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребенка разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении). Большое значение в системе коммуникативно-деятельностного взаимодействия детей дошкольного возраста приобретает игровая деятельность.

Игра как коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. В игре осуществляется речевое развитие детей, происходит усвоение норм общения.

Несовершенство коммуникативных умений препятствует процессу свободной коммуникации, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение ребенка, не способствует развитию его речемыслительной и познавательной деятельности.

Свободное общение или свободная коммуникация – это нерегламентированное общение, которое чаще всего происходит в процессе разговора, обмена информацией. К такому общению в дошкольном возрасте в большей степени располагают игровая деятельность детей и беседа как способ получение новой информации.

Свободное общение предполагает спонтанность ребенка в речевом выражении своих чувств, информации, которой он владеет и хочет поделиться с товарищами. Активность ребенка, субъектная позиция в процессе свободного общения способствуют развитию его коммуникативной деятельности и коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность – это сложное образование, которое характеризуется определенной структурой, компонентами и уровнями, находящимися во взаимосвязи. Традиционно в структуре коммуникативной компетентности выделяют три компонента:

- мотивационно-личностный (потребность ребенка в общении, в процессе которого проявляются особенности его личности, непосредственно влияющие на содержание, процесс и сущность общения).

- когнитивный (знания из области взаимоотношений людей, о смысле и ценности общения; о личностных качествах, которые ему способствуют или препятствуют; о чувствах и эмоциях, которые его сопровождают; о поведенческой стороне общения).

- поведенческий (способ реагирования на конкретную ситуацию, выбор определенных норм и правил в процессе общения и для общения; это коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности).


Технологическая часть

В процессе своей работы с детьми я развивала их коммуникативную компетенцию во много по наитию, но очень хорошо понимая, насколько это важно и на сколько эта компетенция облегчает детям пребывание в детском саду, поэтому данная работа мне будет особенно полезна для подкрепления теоретической базы и использования на практике изученной информации, в частности, мне захотелось больше узнать о коммуникативных играх.

Убеждаясь много раз в своей жизни, что коммуникативная компетенция – залог успеха во многих ситуациях, умения и знания способов и приёмов коммуникации я ставлю во главу угла. Конечно, обязательно приучить детей здороваться и прощаться, вежливо просить и благодарить. В-первую очередь, самое важное, что я делаю, это сама соблюдаю эти правила в течение всего дня и во всех режимных моментах. Во-вторых, конечно, занятия по этикету, где можно отработать в игровых ситуациях и с помощью бесед правила поведения и общения. В-третьих, в любой момент я могу остановить процесс и обратить внимание детей на ситуацию в группе, спросив, какой из нее может быть выход.

Естественно, мы учимся: не перебивать говорящего, дослушивать до конца; уместно вступать в обсуждения; просить о помощи сверстников или взрослых; предлагать свою помощь сверстнику или взрослому, откликаться на просьбы о помощи и принимать помощь; задавать вопросы о непонятном, сообщать о своих потребностях или чувствах, проявлять эмпатию, приносить извинения, сочувствовать и сопереживать, контролировать свои негативные эмоции, мирно отстаивать свои интересы, делиться игрушками.

Часто случаются ситуации, когда дети друг друга обвиняют, в такие моменты мы учимся адекватно реагировать на незаслуженные обвинения и спокойно признавать свою вину, если виноват. Также очень важно научиться говорить «Нет» и без сильных эмоций реагировать на отказ. Это непросто, но мы двигаемся вперед.

К сожалению, аспект новых знакомств на практике нам отработать достаточно сложно, только если в игровой форме. Но вот умение присоединяться к играющим детям, играть по правилам и спокойно реагировать, если не принимают в игру, мы оттачиваем практически ежедневно, учитывая, что есть дети, которые легко затевают игру, но избирательны к её участникам, а другие дети переживают, что сегодня их не взяли. По счастью, в группе нет детей, которых регулярно не берут в игру, но есть дети, которые не лидеры по натуре, им сложно быть ведущими в игре, или дети, которым непросто играть по правилам, в силу своих особенностей.

Первые полгода в младшей группе мы с детьми разбираем каждую ситуацию сразу, по факту свершения. Как правило, это относится к конфликтам из-за игрушек. К новому году младшей группы дети уже умеют договариваться разными способами. Неговорящим детям помогают те, кто уже владеет речью: они могут попросить за другого ребёнка, чтобы, поиграв с игрушкой, её отдали тому, кто её тоже хотел. Дети быстро научились вежливо просить, меняться, обязательно благодарить после, спрашивать разрешение взять чужую вещь. Ребята часто помогают друг другу и воспитателям во многих делах в группе: сначала по моей просьбе, а теперь уже и по своей инициативе.

В нашей группе принято говорить друг другу комплименты (правда, мне очень приятно, когда дети замечают что-то новое в одежде и хвалят это), мы учимся радоваться успехам других, замечать удачные поделки и поступки. На дни рождения детей мы обязательно после хоровода говорим имениннику по очереди пожелания, надеюсь, эти приятные моменты останутся в памяти у детей.

В этом году мы начали практиковать игру «в молчанку» (например, во время одевания на прогулку) – детям очень нравится не только стараться как можно дольше не проиграть (мы соревнуемся сами с собой), но и выражать жестами слова и просьбы.

Также в развитие коммуникативной компетенции нам помогают игры социо-игровой направленности: они прекрасно могут сплотить коллектив детей, дадут повод для дальнейших бесед, помогут научиться работать в команде. Особенно детям нравятся такие игры, как «Гусеница», «Друг к дружке», «Делай, как я», «Одно и то же по-разному», «Такси». «День наступает – всё оживает».

Периодически мы с детьми перечитываем воспитательно-познавательные книжки: «Сказки от слёзок» (Ульева Е.А.) и «Правила поведения для воспитанных детей». Нередко мы, исходя из ситуации, обсуждаем чувства и эмоции: самих детей, взрослых, героев сказок и рассказов. Совершенно необходимо, чтобы дети понимали, что чувствует другой ребёнок и что является мотивом для его поступков. Очень важно проговаривать вслух то, что чувствуешь, поэтому я делюсь с детьми своими эмоциями. А также сама пользуюсь своими коммуникативными умениями, благодаря которым детям интересно слушать то, что я говорю, а это способствует не только тому, что дети лучше усваивают информацию, но и тому, что под нужные слова дети лучше едят и быстрее одеваются, если их правильно замотивировать. Моя коммуникативная компетенция, желание искать нестандартные подходы и неплохая фантазия – огромное подспорье в работе

Сейчас, почти на финишной прямой средней группы, я вижу результаты своей работы во всех образовательных областях, но особенно я радуюсь, когда дети умело выходят из конфликтных ситуаций с помощью разговоров, а не насилия, вежливо обращаются друг другу, стараются помочь мне и одногруппникам. Веря в детей, я часто поручаю им самим разобраться в ситуации, а они воодушевляются своими успехами.

Выводы

После анализа своей деятельности в сфере развития у детей коммуникативных компетенция, я пришла к выводу, что есть над чем поработать и что необходимо разнообразить методы и приёмы работы в этой области. А также следует начать более углублённую и планомерную работы в направлении коммуникативных игр, что сможет ещё быстрее и успешнее развить у детей моей группы коммуникативные компетенции. В связи с этим я создала картотеку игр для развития коммуникативных компетенций, которую можно использовать при работе с детьми в моей группе. Важно, чтобы во время этих игр: ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым внимание, чтобы игры были не слишком длительными, чтобы помогали снять эмоциональное напряжение у детей, раскрепоститься и выразить свои чувства, переключить внимание, снизить возбудимость, настроить на позитивный лад; чтобы инициатором игры выступал взрослый, который проявляет большую заинтересованность, контролирует полностью ее ход и создает приятную, комфортную атмосферу. В игровом процессе не нужно оценивать детей, давая им возможность проявлять спонтанные и естественные реакции; не стоит настаивать на активном участии всех детей (сначала уместно позволить некоторым детям просто понаблюдать за происходящим). Периодически можно приглашать родителей для участия в таких игровых действиях и рекомендовать данные игры для повторения в домашних условиях.


Используемая литература

  • Хуторской А.В. Образовательные компетенции и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В.В. Краевского. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.09.2016 г.
  • Детский сад: теория и практика. Тема номера: Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. № 3/2013г.
  • Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред.: А.Г.Гогоберидзе,- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012. 
  • «Формирование ключевых компетентностей учащихся» Даньшина А.В
  • Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие/Н. П. Гришаева. М. : Вентана-Граф, 2015г,Литература.

Приложение: игры для развития коммуникативной компетенции.

Игра-ситуация

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Содержание: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – их нужно помирить.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

«Царь»

Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению, умение прислушиваться и понимать желания другого.

Ход: дети садятся в круг и, передавая мяч, высказывают друг другу желания. Например: «Желаю чтобы ты превратился в медведя». Ребёнок берёт на себя роль «медведя». Затем другой ребёнок становится «Царём».

«Раздувайся, пузырь!»

Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: делая несколько шагов назад приговаривая:

«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!» — «пузырь» увеличивается. Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по группе (разлетелись пузырьки).

«Крошка Енот»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Ход игры: Один ребенок — Крошка Енот, остальные — его отражение («Тот, который живет в реке»). Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, удивления, радости, а дети точно отражают их с помощью мимики и жестов. Затем на роль Енота выбираются поочередно другие дети. Игра заканчивается песней: «От улыбки станет всем светлей».

«Угадай эмоцию»

Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Ход игры: На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети — зрители — должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

«Коробка добрых поступков»

Полезно дома поставить такую коробочку для поддержания доброжелательного отношения друг к другу, создания положительного эмоционального настроя в семье, развития умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми. Каждый из участников, имитируя движения, складывает в коробку добрые поступки окружающих людей: друзей, родителей, братьев и сестер, знакомых. Например, ребенок говорит: «Папа помог соседу починить дверной замок»; «Сестра Наташа вместе с мамой испекла вкусный пирог»; «Миша научил меня кататься на велосипеде».

«Розовые очки»

Игра предназначена детям с 5 лет, направлена на воспитание положительного отношения к окружающим людям, умения разглядеть как можно больше положительного, повышение самооценки своей и своих товарищей. Играть можно в семейном кругу или на домашнем празднике, когда собирается несколько ребятишек. Можно подготовить импровизированные розовые очки и рассказать детям, что означает это выражение (смотреть сквозь розовые очки - не замечать недостатков, отрицательных сторон жизни). Каждый игрок, надев очки, старается назвать положительные качества других участников.

«Волшебное зеркало»

Развивает умение понимать и выражать эмоции, преодолеть застенчивость. Играть можно в разных вариантах:

- индивидуально - взрослый показывает мимикой различные эмоциональные состояния (радость, грусть, гнев, а ребенок повторяет;

- в группе - ведущий показывает одну эмоцию, а участники - противоположную ей (грусть - радость, смех - слезы).

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Повышает самооценку, развивает позитивное отношение к окружающим. Хороши такие действия будут во время празднования дней рождения, семейных торжеств. Для поддержания интереса можно использовать вариант с мячом. Начинает взрослый, который бросает мяч любому игроку с комплиментом, например: «Наташа добрая, она пожалела котенка, покормила его молочком» или «Андрюша заботливый, он всегда помогает маме донести сумки из магазина». Когда дети усвоят, что такое комплимент, действия можно разнообразить, например, поочередно перебрасывать мяч друг другу с комплиментами. Игра должна проходить в спокойном темпе, чтобы дать время для обдумывания комплимента.

«Комплименты»

Звучит красивая, спокойная музыка. Дети сидят на ковре в кругу, берутся за руки. Воспитатель тихим голосом предлагает детям, глядя в глаза своему соседу сказать несколько добрых слов, похвалить его, сказать что-нибудь приятное. Принимающий комплимент отвечает, может сказать спасибо, мне приятно, погладить по руке или голове.

«Эстафета дружбы»

Взрослый предлагает передать через рукопожатие, как эстафету своё настроение, дружбу, внимание друг другу со словами: «Я передаю свою дружбу, улыбку вам, она пойдёт к каждому из вас, а вы передадите мою дружбу и свою друг другу. Нашей дружбы стало много, её хватит на весь день. От наших улыбок стало ещё светлей в группе, дарите их весь день друг другу.

«Приветствие»

Ведущий предлагает поздороваться друг с другом необычным способом. Дети двигаются по группе под музыку и выполняют задания по словесному указанию ведущего: 1хлопок в ладоши – поздороваться руками, 2 хлопка – поздороваться плечиками, 3 хлопка- поздороваться спинками, 4 хлопка – поздороваться глазками и так далее.

Вариант для старшего возраста:

Воспитатель предлагает разные варианты приветствий: в России принято пожимать друг другу руку, в Италии горячо обниматься, в Бразилии хлопать друг друга по плечу, в Зимбабве трутся спинками, в Македонии здороваются локтями, в Никарагуа приветствуют друг друга плечами, у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть по ладоням, подпрыгнуть, толкнуть бедром. Дети под музыку выполняют.

Детям предлагается вспомнить знакомую песенку (1 куплет) про ёлочку, кузнечика, кошку и так далее. Вместо пения слов дети поют песенку коровки, утят, гусят, поросят. Сначала поют одни животные, потом другие, а потом могут объединиться.

«Подарки»

На подносе лежат разные игрушки, открытки, конфеты. Воспитатель говорит: На подносе много подарков. Сегодня, мы с вами тоже будем дарить подарки друг другу. Вы можете взять один подарок и подарить его тому, кому захотите, скажите своё пожелание. Педагог предлагает детям рассказать детям, почему они выбрали именно этого ребёнка. «Доброе животное»

Дети сидят полукругом на стульчиках. Они превращаются в доброго животного. Ребёнок объясняет в кого он превратился, почему он добрый, какой добрый поступок он совершил.

«Угадай»!

Детям необходимо:

- Угадать по голосу, кто позвал.

- Угадать на ощупь кто из товарищей к тебе подошел.

- Угадать человека по рукопожатию.

«Сиамские близнецы».

Цель: Научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Ход игры: Скажите детям следующее: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д.»

«Пантомимические этюды»

Ход игры:

Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:

• маленькая девочка в хорошем настроении;

• старик;

• уставший человек;

• смелый человек и т. д.

Вначале дети выполняют каждое задание одновременно, затем поочередно.

«Взаимное цитирование».

Ход игры:

Играющие садятся на стульчики или на пол, образуя круг. Воспитатель говорит:

- Давайте поиграем в такую игру. Я два раза стучу ладонями по коленям и дважды произношу свое имя «Лена – Лена», а затем хлопаю в ладоши над головой, называя кого-нибудь другого, например: «Ваня-Ваня». Ваня, услышав свое имя, сначала стучит по коленям два раза, называя себя «Ваня – Ваня» а потом хлопает в ладоши и называет кого-нибудь другого, например: «Катя-Катя». Теперь Катя перенимает ход и так далее. Постарайтесь не смотреть на того участника, которого вы называете. Произносите его имя, например, глядя куда-то вверх.

«Магазин».

Ход игры:

С помощью считалки выбирается водящий - «продавец», остальные дети – «покупатели».

На «прилавке магазина» раскладываются различные «товары». Один из «покупателей» не называя предмет, описывает его и рассказывает, для чего он ему нужен, что из него можно приготовить и т. д.

«Продавец» должен догадаться, какой именно «товар» нужен «покупателю». Затем водящий меняется, игра повторяется.

«Опиши друга».

Ход игры: С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

«Библиотека».

Ход игры: С помощью считалки выбирается водящий. – «Библиотекарь», остальные дети – «читатели».

Один из «читателей» описывает содержание нужной книги, не называя её. По его описанию «библиотекарь» должен догадаться, о какой книге идет речь, и «выдать ее читателю»

«Знакомство».

Ход игры: С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям. После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…» Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется.

«Угадай, кто это».

Ход игры: Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий- «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т. д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь.

Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника, и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую остальными детьми:

- Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Затем угадавший становится «рассказчиком», игра возобновляется.

«Диалоги».

Ход игры: Участники разбиваются на пары. Воспитатель предлагает каждой паре побеседовать на тему «Мое любимое время года» («Лучший день» «День рождения» и др.) и запомнить, о чем рассказал партнер. В течение 3 -5 минут участники общаются.

Затем по условному сигналу разговоры прекращаются, и дети меняются парами. Им дается второе задание - рассказать друг другу то, что услышали от предыдущих собеседников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог – как средство развития коммуникативной компетенции старших дошкольников.

В презентации рассматриваются вопросы развития диалогоческой речи дошкольников  - задачи по формированию речевых и социально-этических умений детей, их содержание, этапы работы по обучению  ...

«Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников через организацию театрализованной деятельности».

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. И она является  средством развития коммуникативных способностей у детей....

Консультация для педагогов «Развитие коммуникативной компетенции ребёнка-дошкольника»

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникатив...

Роль педагога дополнительного образования в развитии коммуникативной компетенции старших дошкольников.

Статья : Роль педагога дополнительного образования по хореографии в развитии комуникативной компетенции старших дошкольников.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12312422","attributes":{...

Развитие социально-коммуникативной компетенции у дошкольников через социоигровые технологии в контексте ФГОС ДОО

Статья об использовании социоигровых технологий в развитии коммуникативных умений детей дошкольного воэраста....

Презентация "Развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников посредством использования приемов технологии ТРИЗ" 

В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования необходимо научить детей владеть конструктивными способами и средствами  общения – взаимо...