Программа кружка дополнительного образования в детском саду "Экология"
рабочая программа (старшая группа)

Программа кружка для старшей группы на тему "Экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_deyatelnost_ekologiya.docx47.12 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Рассмотрено и принято:

на заседании педагогического совета

№1 от______ августа 2021 г.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 1» г. о. Самара

 _______________И.В.Бурцева

Приказ № ____от «____» ______2021 г.

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности (экология)

старшей группы №21,23,35,36 (5 -6 лет) общеразвивающей направленности

на 2021-2022 учебный год

Составители:

         Воспитатели: Петрова Я.В., Зарыпова Л.М.,

Иванова А.А., Суворова С.С.,

Плотникова И.А., Новикова Е.А.,

Уткина Г.В., Маслова Т.А.

Самара 2021 г.

Оглавление  

1 .Пояснительная записка        3

  1. Учебно-тематический план        6
  2. Содержание изучаемого курса программы        8
  3. Методическое обеспечение        11
  4. Список использованной литературы        15
  5. Календарно - тематический план        16
  6. Приложение «Диагностический инструментарий для детей 5-6 лет        22

"Земля - наш дом, природа - наша мать.

Об этом человек не должен забывать."

 (по рассказу И. Рябых)

Пояснительная записка

В условиях существующей экологической проблемы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

 Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают ребенку в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

Поэтому очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у дошкольника начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней.

Непосредственно в соприкосновении с природой у детей развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.

Знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад - школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).

Направленность программы социально-экологическая (взаимодействие человека с природой) и природоохранная (воспитание у детей бережного отношения к живому).

Отличительная особенность программы состоит в ее практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.

Актуальность программы обусловлена законом Самарской области от 16.12.2013 года, №109-ГД «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Самарской области», который основывается на положениях Конституции РФ и «Образовании в Российской Федерации» и отражает региональный компонент.

Цель программы. Развитие экологической воспитанности дошкольников, формирование интереса к природным объектам, желание и умение детей заботиться о живом

Общие задачи:

  • расширить представления детей о различных природных объектах;
  • уметь устанавливать причинно - следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;
  • формировать активную позицию, желание изменить, что - либо вокруг себя в лучшую сторону;
  • воспитывать защитников природы, дать экологические знания;
  • научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами;
  • развивать экологическую культуру.

 У детей происходят изменении в отношении с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным - память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.

Эколого-педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста в основном организуются на   наблюдении.

Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно - чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми.

Воспитатель в старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяем детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы,

является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - дети 5-6 лет (старшая группа) обучающихся по общеобразовательной программе, в том числе дети с ОВЗ.

Сроки реализации программы - 1 год.

Форма организации деятельности: групповая.

Режим занятий - 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 20 мин.

Формы проведения организованной образовательной деятельности:

экскурсии, игры (дидактические, сюжетные, подвижные), занятия с использованием опытно - экспериментальной деятельности.

Для решения программных образовательных задач используются:

Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, обсуждение полученной информации).

Наглядные: показ видеофильмов, презентации, наблюдения, рассматривание.

Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • дети проявляют интерес к природе, имеют знания о животных и растениях Самарского края;
  • умеют устанавливать причинно - следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;
  • сформированы понятия о том, что в природе всё взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;
  • сформированы элементарные знания экологической культуры.

Критерии и способы определения результативности: метод диагностики

экологических знаний старших дошкольников: «Диагностика уровня экологических знаний детей» О. А. Соломенниковой.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • продуктивные - выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии», альбом «Лекарственные травы Самарской области», плакат «Правила поведения в природе», изготовление кормушек для птиц;
  • соревнование - «КВН «Самарские эколята».

Учебно-тематический план программы

Модуль

Тема

Вегетативный

  1. «Цветы самарской области»
  1. «Съедобные грибы»
  1. «Ядовитые грибы»
  1. «Ягоды самарской области»
  1. Техника безопасности (грибы ,ягоды)
  1. «Целебные растения (Зеленая аптека)»
  1. Практическое занятие «Поделка из природного материала»
  1. «Мир комнатных растений»

       9.Практическое занятие: «Уход  за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья.»

  1. «Потребности растений (земля, влага, свет,      тепло)»

      11. «Бережное отношение к природе.»

Животные и птицы

12.«Вид и образ жизни птиц самарской области»

13. «Берегите птиц»

14.«Вид и образ жизни животных самарской области»

15.«Животные наши друзья и нуждаются  в

защите »

16«Как звери и птицы зимуют »

17.Практическое занятие : «Слепи любимого животного»

18«Домашние животные и птицы»

19. «Насекомые  самарской области»

20. «Техника безопасности при обращение с животными.»

Природа самарской области

21.  «Что такое  природа?»

22. «Растительный мир. Самарской области»

23. «Заповедные места Самарской области»

24.   «Защити природу-наш общий дом»

25. Практическое занятие : В уголке «природа»

26. «Как мы можем помочь  сберечь природу?»

Воздух

27. «Воздух в жизни человека и растений»

28. «Свойства воздуха»

29. Опыт: «Воздух не имеет запаха»

30. «Кто и что загрязняет воздух?»

Водные ресурсы самарской области

31. «Свойства воды (твердая, жидкая, газообразная)»

32. «Реки и озера самарской области»

33. «Берегите воду»

34. «Техника безопасности: Поведение у водоемов»

35. "Вода источник жизни на земле"

36.Опыт  «Вода может принимать вкус».

Содержание изучаемого курса программы

Вегетативный

Тема№1

 «Цветы самарской области»

Знакомство детей с  цветами Самарской области.

Тема№2

«Съедобные грибы»

Систематизирование знаний и преставлений  детей  о грибах.

Тема№3

«Ядовитые грибы»

Продолжить знакомство с ядовитыми грибами.

Тема№4

«Ягоды самарской области»

Получают знания о съедобных и ядовитых ягодах самарской области.

Тема№5

Техника безопасности (грибы ,ягоды)

Формирование  представление об опасности ядовитых ягод, съедобных и несъедобных грибов.

Тема№6

«Целебные растения (Зеленая аптека)»

Получают знания, какие растения в самарской области, называются лекарственными и какую пользу они приносят.

Тема№7

Практическое занятие «Поделка из природного материала»

Закрепляют  знания по работе с природным материалом, цветной бумагой.

Тема№8

«Мир комнатных растений»

Дети расширяют  представление  о комнатных растениях.

Тема№9

Практическое занятие: «Уход  за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья.»

Систематизация знаний детей о приемах  и последовательности ухода за растениями.

Тема№10

«Потребности растений (земля, влага, свет, тепло)»

Дополнить знания детей о влиянии тепла, земли ,света, тепла и воды на мир живой природы.

Тема№11

«Бережное отношение к природе.»

Закрепляют  знания о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.

Животные и птицы

Тема№12

«Вид и образ жизни птиц самарской области»

Расширяют  знания о птицах самарской области.

Тема№13

«Берегите птиц»

Закрепляют навыки бережного отношения  к пернатым друзьям.

Тема№14

«Вид и образ жизни животных самарской области»

Расширяют  представление о жизни животных самарской области.

Тема№15

«Животные наши друзья и нуждаются  в защите »

Формируется  заботливое отношение к животным (социализация).

Тема№16

«Как звери и птицы зимуют »

Продолжают формировать знание о зимовье птиц и зверей.

Тема№17

Практическое занятие : «Слепи любимого животного»

Познакомить окружающих со своим любимым животным и отобразить его в лепке.

Тема№18

«Домашние животные и птицы»

Закрепляют представление  о внешнем виде домашних птиц и животных, их строении, повадках, пище, пользе  приносимой людям.

Тема№19

«Насекомые  самарской области»

Расширяют  и закрепляют  знания о насекомых.

Тема№20

«Техника безопасности при обращение с животными.»

Расширяют  представление о способах правильного взаимодействия с животными (безопасность).

Природа самарской области

Тема№21

«Что такое  природа?»

Дети получаю знания  о том, что природа это мир, который окружает человека и всю природу Земли.

Тема№22

 «Растительный мир. Самарской области»

Дети расширяют свое представление о растительном мире самарской области.

Тема№23

«Заповедные места Самарской области»

Дать знания  об уникальности заповедных мест Самарской области.

Тема№24

«Защити природу- наш общий дом»

 Дополнить   знания о заботливом  отношения к миру природы, и окружающему миру в целом.

Тема№25

Практическое занятие : В уголке «природы»

Формируют   заботливое  отношение к комнатным растениям.

Тема№26

«Как мы можем помочь  сберечь воду?»

Закрепляют  элементарные экологические знания по правилам поведения в природе.

Тема№27

«Воздух в жизни человека и растений»

Узнают о необходимой потребности человека и растений в воздухе, в дыхании.

Тема№28

«Свойства воздуха»

Дети получают представление о воздухе и его свойствах.

Тема№29

Опыт: «Воздух не имеет запаха»

Дать знания  о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается).

Тема№30

«Кто и что загрязняет воздух?»

Формируют  представление о том, какое негативное воздействие оказывает техника ,заводы на воздух.

Водные ресурсы самарской области

Тема№31

«Свойства воды (твердая, жидкая, газообразная)»

Знакомятся  с некоторыми свойствами воды.

Тема№32

«Реки и озера самарской области»

Дети получают знание о том, что в самарской области большое количество рек.

Тема№33

«Кто и что загрязняет воздух?»

Помочь детям ознакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения

Тема№34

«Техника безопасности: Поведение у водоемов»

Закрепляют  знания  о правилах поведения на водоёмах в летнее время.

Тема№35

«Вода источник жизни на земле»

Показать детям ценность пресной воды как источника жизни на планете Земля.

Тема№36

Опыт  «Вода может принимать вкус».

Развивают  познавательно-исследовательскую  активность детей, формируют  навыки  экспериментирования с водой.

Методическое обеспечение

Месяц

Тема

Форма занятий

Оборудование

Сентябрь

1.«Цветы самарской области»  

Рассказ воспитателя. Создание гербария.

Сухие  цветы.

2.«Съедобные грибы»

Рассказ воспитателя.

Просмотр наглядного материала.

Иллюстрации с изображением грибов.

3.«Ядовитые грибы»

Рассказ воспитателя. Просмотр презентации.

Телевизор ,флеш-накопитель.

4.«Ягоды самарской области»

Рассказ воспитателя. Отгадывание загадок

Загадки по данной теме.

Октябрь

5.Техника безопасности (грибы ,ягоды)

Рассказ воспитателя. Проведение игры  «Съедобное - несъедобное»,

Карточки с картинками съедобных и несъедобных ягод и грибов,

6. «Целебные растения (Зеленая аптека)»

Рассказ воспитателя. Создание альбома

Альбом-картотека. Иллюстрации из интернета с изображением Целебных растений.

7.Практическое занятие «Поделка из природного материала»

Рассказ воспитателя.

Беседа.

Шишки, пластилин, семена клена.

8. «Мир комнатных растений»

Рассказ воспитателя. Дидактическая игра «Подбери каждому цветочку горшок»

Плакат для игры «Подбери каждому цветочку горшок»

Ноябрь

9.Практическое занятие: «Уход  за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья.»

Рассказ воспитателя. Совместная работа по уходу за растениями.

Горшки с цветами, леечки  с водой, удобрение,  тряпочки для протирания пыли пульверизаторы.

10. «Потребности растений (земля, влага, свет, тепло)»

Рассказ воспитателя.

Обсуждение карточек. Беседа

Карточки с условными обозначениями условий жизни (тепла, земля, воды, свет)

11. «Бережное отношение к природе»

Рассказ воспитателя. Просмотр презентации

Ноутбук.

Презентация «Береги природу»

12. «Вид и образ жизни птиц самарской области»

Рассказ воспитателя. Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»

Магнитофон.

Аудиозапись «Пение птиц»

13. «Берегите птиц»

Рассказ воспитателя. Беседа. Чтение художественной литературы: А.Яшина «Покормите птиц зимой»

Книга А.Яшина

«Покормите птиц зимой»

  Декабрь

14. «Вид и образ жизни животных самарской области»

Рассказ воспитателя. Игра «Зоопарк». Чтение художественной литературы:

Е.Чарушина "Заяц".

текст рассказа Е.Чарушина "Заяц". Игрушечные фигурки животных.

15. «Животные наши друзья и нуждаются  в защите »

Рассказ воспитателя. Игра «Кто, где живет?». Знакомства с красной книгой

Наглядные пособия с изображением Красной книги.

16. «Как звери и птицы зимуют »

Рассказ воспитателя. Чтение художественной литературы «Зимовье

зверей» В. Бианки;

Текст рассказа

«Зимовье

зверей» В. Бианки.

Кормушка

17.Практическое занятие : «Слепи любимого животного»

Рассказ воспитателя. Лепка животное из слоеного теста.

Соленое тесто.

Гуашь

18. «Домашние животные и птицы»

Рассказ воспитателя.

Игра с мячом "Польза домашних животных"

Мяч

Январь

19. «Насекомые  самарской области»

Рассказ воспитателя. Беседа

Игрушечные насекомые

20.«Техника безопасности при обращение с животными.»

Рассказ воспитателя. Просмотр презентации «Животные могут быть опасны»

Презентация «Животные могут быть опасны». Телевизор , флеш-накопитель.  

21. «Что такое  природа?»

Рассказ воспитателя. Просмотр иллюстраций. Беседа.

Картинки с изображением живой и неживой природы

Февроль

22. «Растительный мир. Самарской области»

Рассказ воспитателя. Рисование «Любимый цветок»

Листочи, цветные карандаши, иллюстрации с изображением цветов Самарской области.

23. «Заповедные места Самарской области»

Рассказ воспитателя. Просмотр презентации «Путешествие по Самарской земле»

Презентация «Путешествие по Самарской земле». Ноутбук

24. «Защити природу- наш общий дом»

Рассказ воспитателя. Чтение энциклопедии «Отчего и почему?» Беседа

Энциклопедии «Отчего и почему?»

25. Практическое занятие : В уголке «природы»

Рассказ воспитателя. Показать наглядно, как нужно рыхлить землю в цветах.

Цветы. Деревянные палочки, тряпочки.

Март

26. «Как мы можем помочь  сберечь воду?»

Рассказ воспитателя. Наблюдение за водой в стаканчики. Дидактическая игра «Кому нужна вода».

Одноразовые стаканчики.

27. «Воздух в жизни человека и растений»

Рассказ воспитателя.

28.  «Свойства воздуха»

Опыт с воздушным шаром (услышать воздух); опустить камешек в воду - пойдут пузыри (увидеть воздух).

Воздушный шар, емкость с водой, камешек.

29. Опыт: «Воздух невидимка»

Рассказ воспитателя. Проведение опыта «Воздух невидимка».

Воздушные шары,  полоски бумаги, целлофановый пакет.

Апрель

30.«Кто и что загрязняет воздух?»

Просмотр презентации .«Кто и что загрязняет воздух?»

презентация .«Кто и что загрязняет воздух?».

Ноутбук

31. «Свойства воды (твердая, жидкая, газообразная)»

Проведение опыта.

Вода в различных состояниях: лед, вода в стакане, чашка с кипятком. Различные твердые предметы: соль.

32. «Реки и озера самарской области»

Рассказ воспитателя. Разгадывание кроссвордов

Кроссворд «Реки и озера самарской области»

33. «Кто и что загрязняет воду?»

Просмотр презентации «Кто и что загрязняет воду?»

Презентация «Кто и что загрязняет воздух?».

Ноутбук

Май

34.«Техника безопасности: Поведение у водоемов»

Рассказ воспитателя. Просмотр иллюстрации

Картинки с изображением техники безопасности.

35. «Вода источник жизни на земле»

Рассказ воспитателя .Беседа

Картинки с изображением

36. «Вода может принимать вкус».

Проведение опыта. Беседа

2 стаканчика (вода, молоко, сок, сахар, лимон;

Список использованной литературы.

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу с другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. -128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительные группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  3. Мазильникова Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
  4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. - СПб: «Детство-Пресс», 2003.
  6. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
  7. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / О.О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.Издательство Юрайт, 2019. - 425 с.
  8. Григорьева, А. И. Формирование экологической культуры дошкольника Григорьева А. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - №6. - С. 44-45.
  9. Журавлёва Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  10. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская. Т.П. Авдулова. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 с.
  11. Бобылева Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 37-42.
  12. Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание.- 2012. -№ 6. – С.26-30.
  13. Каменева Л.А. Мир природы и ребёнок / Л.А.Каменева. Н.Н.Кондратьева и др/. - СПб: «Детство-пресс», 2003.
  14. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошколных учреждений, учителей начальных классов. – Москва: АРКТИ, 2001. – 128 с.
  15. Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2007. № 1. – С. 13-18.
  16. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.
  17. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей. - СПб: «Детство-Пресс», 2002.
  18. Шишкина В.А. Прогулки в природу / В.А. Шишкина М.Н. Дедулевич/. - М.: Просвещение, 2002.
  19. Михалков С. Любимые стихи. - Планета детства, 2015.
  20. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. - 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011.
  21. Немов Р. С. Общая психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2008. - 400 с.
  22. Рыжова Н.А. Воздух вокруг нас: (методическое пособие) / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208 с.
  23. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
  24. Лопатина А.А. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – Москва: Амрита- Русь, 2008. – 256. – (Образование и творчество).
  25. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников / С.Н.Николаева, И.А.Комарова /.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
  26. Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. №6. – С. 8-14

Календарно-тематический план

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

«Цветы самарской области»

- познакомить детей с цветущими растениями Самарской области;

- сформировать знания детей узнавать цветы Самарской области.

«Съедобные грибы»

- познакомить детей с строением грибов;

- научить детей технике безопасности по употреблению в пищу грибов;

- научить детей определять наиболее распространенные виды съедобных грибов.

«Ядовитые грибы»

- дать понятие о слове «ядовитый»;

- продолжать учить технике безопасности по употреблению в пищу грибов;

- научить детей определять наиболее распространенные виды ядовитых грибов.

«Ягоды самарской области»

- сформировать у детей представление о ягодах Самарской области;

- воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Октябрь

Техника безопасности (грибы ,ягоды)

- учить детей безопасному поведению в живой природе;

- воспитывать бережное отношение к природе Самарского края;

- сформировать знания о безопасном поведении на природе.

«Целебные растения (Зеленая аптека)»

- дать детям понятие «лекарственные растение»;

- научить узнавать лекарственные растения Самарской области;

- воспитывать интерес к живой природе.

Практическое занятие «Поделка из природного материала»

- закрепить у детей знания и строении растений;

- развивать пространственное воображение и мышление;

- воспитывать любовь к живой природе.

«Мир комнатных растений»

- познакомить детей с распространенными видами комнатных растений;

- учить различать цветущие и нецветущие комнатные растения;

- воспитывать интерес к живой природе.

 

Ноябрь

Практическое занятие: «Уход  за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья.»

- закрепить у детей навык ухода за комнатными растениями;

- воспитывать любовь к живой природе.

«Потребности растений (земля, влага, свет, тепло)»

- расширить кругозор детей о жизни растений;

- воспитывать бережное отношение к природе.

«Бережное отношение к природе.»

- закрепить знания детей о экологичном воспитании;

- учить беречь природу;

- воспитывать любовь к природе.

«Вид и образ жизни птиц самарской области»

- познакомить детей с птицами Самарской области;

- научить различать основные виды птиц Самарской области.

«Берегите птиц»

- воспитывать бережное отношение к живой природе;

- учить правилам поведения в живой природе.

Декабрь

«Вид и образ жизни животных самарской области»

- познакомить детей с животными Самарской области;

- научить различать основные виды животных Самарской области.

«Животные наши друзья и нуждаются  в защите »

- воспитывать бережное отношение к живой природе;

- сформировать у детей знания о жизни животных в природе.

«Как звери и птицы зимуют »

- сформировать у детей знания об изменениях поведения животных в зимний период времени;

- научить детей особенностям поведения животных в зимний период времени.

Практическое занятие : «Слепи любимого животного»

- закрепить у детей знания о животных Самарской области;

- воспитывать интерес к изучению живой природы.

«Домашние животные и птицы»

- закрепить у детей знания о домашних животных и птицах;

- научить детей названиям домашних животных по половому различию;

- обобщить знания детей о различиях домашних и диких животных и птиц.

Январь

«Насекомые Самарской области»

- систематизировать знания детей о насекомых Самарской области;

- сформировать у детей знания о строении насекомых;

- воспитывать интерес к живой природе.

«Техника безопасности при обращение с животными»

- закрепить знания детей о правилах поведения в лесу;

- научить безопасному поведению.

«Что такое природа?»

- ввести понятие «природа»;

- сформировать у детей знания о живой и не живой природе;

- развивать любознательность.

Февраль

«Растительный мир Самарской области»

- познакомить детей с основными видами растений Самарской области;

- учить детей сопоставлять листья и плоды деревьев с их стволами;

- развивать пространственное мышление и любознательность.

«Заповедные места Самарской области»

- ввести понятие «заповедник»;

- познакомить детей с заповедными местами Самарской области;

- развивать любознательность.

«Защити природу- наш общий дом»

- систематизировать знания детей о безопасном поведении в природе;

- научить детей бережному отношению к природе.

Практическое занятие : В уголке «природа»

- вызвать у детей интерес к живой природе;

- систематизировать и закрепить знания детей о ранее полученных знаниях.

Март

«Как мы можем помочь  сберечь природу?»

- развивать пространственное мышление;

- учить заботится о окружающей природе;

- воспитывать бережное отношение к природе.

«Воздух в жизни человека и растений»

- дать детям знания о воздухе, как незаменимом веществе для жизни на Земле;

- провести опыты с воздухом, для закрепления знаний детей.

«Свойства воздуха»

- познакомить детей со свойствами воздуха;

- вызвать у детей интерес к природе;

- расширить кругозор детей.

Опыт: «Воздух не имеет запаха»

- продолжать знакомить детей со свойствами воздуха;

- обобщить знания детей о воздухе и его свойствах;

- развивать любознательность.

Апрель

«Кто и что загрязняет воздух?»

- сформировать у детей знания о факторах, загрязняющих воздух;

- воспитывать бережное отношение к природе.

«Свойства воды (твердая, жидкая, газообразная)»

- дать детям знания о воде, как незаменимом источнике жизни;

- познакомить детей со свойствами воды;

- расширить кругозор детей.

«Реки и озера самарской области»

- научить детей знать основные различия реки и озера;

- дать детям знания об основных реках и озерах Самарской области;

- вызвать интерес и любовь детей к природе Самарской области.

«Кто и что загрязняет воду?»

- сформировать у детей знания о масштабах загрязнения воды;

- познакомить детей с путями решений очищения водоемов;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Май

«Техника безопасности: Поведение у водоемов»

- закрепить у детей знания о безопасном поведении на водоемах;

- учить правилам безопасности на природе;

- развивать любознательность.

«Вода источник жизни на земле»

- систематизировать у детей знания о воде;

- сформировать бережное отношение к водным ресурсам;

- расширить кругозор детей.

Опыт  «Вода может принимать вкус»

- воспитывать любознательность и интерес к новым знаниям;

- закрепить знания о свойствах воды;

- вызвать интрес к эксперементированию.

Диагностика экологических знаний старших дошкольников

(по О. А. Соломенниковой)

В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, а также ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Таким образом, диагностика экологической воспитанности дошкольников проведена с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Диагностика проводилась в начале и конце учебного года по 5 основным направлениям (блокам) экологического воспитания дошкольников:

1)        знания о растительном мире;

2)        знания о животном мире;

3)        знания о природе Самарской области;

4)        знания о воздухе;

5)        знания о воде.

По каждому направлению проводились задания, которые были представлены в виде вопросов, игр, упражнений, тренингов. За ответы на диагностические задания выставлялись баллы:

3 балла - высокий уровень освоения,

2 балла - средний уровень освоения,

1 балл - низкий уровень освоения.

Диагностическая карта по экологическому воспитанию

ФИО ребёнка

Растительный

мир

Животный мир

Знания о природе Самарской области

Знания о воздухе

Знания о воде

Умение называть и различать растения ближайшего окружения

Умение называть и различать комнатные растения

Трудовые умения и навыки ухода за растениями

Навыки безопасного поведения в природе(растительный мир)

Знания основных классов животных(звери, птицы, насекомые, рыбы)

Представления о домашних животных

Представления о диких животных

Правила безопасного поведения на природе(животный мир)

Умение различать растения и животных Самарской области

Иметь представление что такое воздух

Знать основные свойства воздуха, называть их

Иметь представление что такое вода

Называть основные свойства воды

Знать правила безопасности при проведении опытов

1

2

Итоговый показатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.

Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года....

Как разработать программу кружка дополнительного образования

Предлагаемая презентация раскрывает этапы разработки авторской программы кружка по художественному творчеству "Ярмарка чудес".Подготовлена мною для представления перед педагогами в ДОУ и на ...

Программа кружка дополнительного образования "Умные пальчики"

Программа кружка дополнительного образования успешно реализовывалась в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми. Программа направлена на развитие  навыков и умений, необходимых для овладения письмом, на...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

Программа кружка дополнительного образования "Живые буквы"

Программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста чтению.5...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....

Выставка детских работ по программе кружка дополнительного образования дошкольников по лепке из солёного теста "Тестопландия"

По итогам года за 2019-2020 учебный год, руководитель кружка Шайхулова Е.Н., организовала выставку детских работ по программе кружка дополнительного образования дошкольников по лепке из солёного теста...