Программа кружка дополнительного образования в детском саду "Экология"
рабочая программа (старшая группа)
Программа кружка для старшей группы на тему "Экология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_deyatelnost_ekologiya.docx | 47.12 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара
Рассмотрено и принято: на заседании педагогического совета №1 от______ августа 2021 г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 1» г. о. Самара _______________И.В.Бурцева Приказ № ____от «____» ______2021 г. |
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности (экология)
старшей группы №21,23,35,36 (5 -6 лет) общеразвивающей направленности
на 2021-2022 учебный год
Составители:
Воспитатели: Петрова Я.В., Зарыпова Л.М.,
Иванова А.А., Суворова С.С.,
Плотникова И.А., Новикова Е.А.,
Уткина Г.В., Маслова Т.А.
Самара 2021 г.
Оглавление
- Учебно-тематический план 6
- Содержание изучаемого курса программы 8
- Методическое обеспечение 11
- Список использованной литературы 15
- Календарно - тематический план 16
- Приложение «Диагностический инструментарий для детей 5-6 лет 22
"Земля - наш дом, природа - наша мать.
Об этом человек не должен забывать."
(по рассказу И. Рябых)
Пояснительная записка
В условиях существующей экологической проблемы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.
Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают ребенку в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.
Поэтому очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у дошкольника начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней.
Непосредственно в соприкосновении с природой у детей развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.
Знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад - школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).
Направленность программы социально-экологическая (взаимодействие человека с природой) и природоохранная (воспитание у детей бережного отношения к живому).
Отличительная особенность программы состоит в ее практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.
Актуальность программы обусловлена законом Самарской области от 16.12.2013 года, №109-ГД «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Самарской области», который основывается на положениях Конституции РФ и «Образовании в Российской Федерации» и отражает региональный компонент.
Цель программы. Развитие экологической воспитанности дошкольников, формирование интереса к природным объектам, желание и умение детей заботиться о живом
Общие задачи:
- расширить представления детей о различных природных объектах;
- уметь устанавливать причинно - следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;
- формировать активную позицию, желание изменить, что - либо вокруг себя в лучшую сторону;
- воспитывать защитников природы, дать экологические знания;
- научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами;
- развивать экологическую культуру.
У детей происходят изменении в отношении с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным - память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста в основном организуются на наблюдении.
Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно - чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми.
Воспитатель в старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяем детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы,
является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - дети 5-6 лет (старшая группа) обучающихся по общеобразовательной программе, в том числе дети с ОВЗ.
Сроки реализации программы - 1 год.
Форма организации деятельности: групповая.
Режим занятий - 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 20 мин.
Формы проведения организованной образовательной деятельности:
экскурсии, игры (дидактические, сюжетные, подвижные), занятия с использованием опытно - экспериментальной деятельности.
Для решения программных образовательных задач используются:
Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, обсуждение полученной информации).
Наглядные: показ видеофильмов, презентации, наблюдения, рассматривание.
Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.
Ожидаемые результаты:
- дети проявляют интерес к природе, имеют знания о животных и растениях Самарского края;
- умеют устанавливать причинно - следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;
- сформированы понятия о том, что в природе всё взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;
- сформированы элементарные знания экологической культуры.
Критерии и способы определения результативности: метод диагностики
экологических знаний старших дошкольников: «Диагностика уровня экологических знаний детей» О. А. Соломенниковой.
Формы подведения итогов реализации программы:
- продуктивные - выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии», альбом «Лекарственные травы Самарской области», плакат «Правила поведения в природе», изготовление кормушек для птиц;
- соревнование - «КВН «Самарские эколята».
Учебно-тематический план программы
Модуль | Тема |
Вегетативный |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
9.Практическое занятие: «Уход за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья.» | |
| |
11. «Бережное отношение к природе.» | |
Животные и птицы | 12.«Вид и образ жизни птиц самарской области» |
13. «Берегите птиц» | |
14.«Вид и образ жизни животных самарской области» | |
15.«Животные наши друзья и нуждаются в защите » | |
16«Как звери и птицы зимуют » | |
17.Практическое занятие : «Слепи любимого животного» | |
18«Домашние животные и птицы» | |
19. «Насекомые самарской области» | |
20. «Техника безопасности при обращение с животными.» | |
Природа самарской области | 21. «Что такое природа?» |
22. «Растительный мир. Самарской области» | |
23. «Заповедные места Самарской области» | |
24. «Защити природу-наш общий дом» | |
25. Практическое занятие : В уголке «природа» | |
26. «Как мы можем помочь сберечь природу?» | |
Воздух | 27. «Воздух в жизни человека и растений» |
28. «Свойства воздуха» | |
29. Опыт: «Воздух не имеет запаха» | |
30. «Кто и что загрязняет воздух?» | |
Водные ресурсы самарской области | 31. «Свойства воды (твердая, жидкая, газообразная)» |
32. «Реки и озера самарской области» | |
33. «Берегите воду» | |
34. «Техника безопасности: Поведение у водоемов» | |
35. "Вода источник жизни на земле" | |
36.Опыт «Вода может принимать вкус». |
Содержание изучаемого курса программы
Вегетативный
Тема№1
«Цветы самарской области»
Знакомство детей с цветами Самарской области.
Тема№2
«Съедобные грибы»
Систематизирование знаний и преставлений детей о грибах.
Тема№3
«Ядовитые грибы»
Продолжить знакомство с ядовитыми грибами.
Тема№4
«Ягоды самарской области»
Получают знания о съедобных и ядовитых ягодах самарской области.
Тема№5
Техника безопасности (грибы ,ягоды)
Формирование представление об опасности ядовитых ягод, съедобных и несъедобных грибов.
Тема№6
«Целебные растения (Зеленая аптека)»
Получают знания, какие растения в самарской области, называются лекарственными и какую пользу они приносят.
Тема№7
Практическое занятие «Поделка из природного материала»
Закрепляют знания по работе с природным материалом, цветной бумагой.
Тема№8
«Мир комнатных растений»
Дети расширяют представление о комнатных растениях.
Тема№9
Практическое занятие: «Уход за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья.»
Систематизация знаний детей о приемах и последовательности ухода за растениями.
Тема№10
«Потребности растений (земля, влага, свет, тепло)»
Дополнить знания детей о влиянии тепла, земли ,света, тепла и воды на мир живой природы.
Тема№11
«Бережное отношение к природе.»
Закрепляют знания о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
Животные и птицы
Тема№12
«Вид и образ жизни птиц самарской области»
Расширяют знания о птицах самарской области.
Тема№13
«Берегите птиц»
Закрепляют навыки бережного отношения к пернатым друзьям.
Тема№14
«Вид и образ жизни животных самарской области»
Расширяют представление о жизни животных самарской области.
Тема№15
«Животные наши друзья и нуждаются в защите »
Формируется заботливое отношение к животным (социализация).
Тема№16
«Как звери и птицы зимуют »
Продолжают формировать знание о зимовье птиц и зверей.
Тема№17
Практическое занятие : «Слепи любимого животного»
Познакомить окружающих со своим любимым животным и отобразить его в лепке.
Тема№18
«Домашние животные и птицы»
Закрепляют представление о внешнем виде домашних птиц и животных, их строении, повадках, пище, пользе приносимой людям.
Тема№19
«Насекомые самарской области»
Расширяют и закрепляют знания о насекомых.
Тема№20
«Техника безопасности при обращение с животными.»
Расширяют представление о способах правильного взаимодействия с животными (безопасность).
Природа самарской области
Тема№21
«Что такое природа?»
Дети получаю знания о том, что природа это мир, который окружает человека и всю природу Земли.
Тема№22
«Растительный мир. Самарской области»
Дети расширяют свое представление о растительном мире самарской области.
Тема№23
«Заповедные места Самарской области»
Дать знания об уникальности заповедных мест Самарской области.
Тема№24
«Защити природу- наш общий дом»
Дополнить знания о заботливом отношения к миру природы, и окружающему миру в целом.
Тема№25
Практическое занятие : В уголке «природы»
Формируют заботливое отношение к комнатным растениям.
Тема№26
«Как мы можем помочь сберечь воду?»
Закрепляют элементарные экологические знания по правилам поведения в природе.
Тема№27
«Воздух в жизни человека и растений»
Узнают о необходимой потребности человека и растений в воздухе, в дыхании.
Тема№28
«Свойства воздуха»
Дети получают представление о воздухе и его свойствах.
Тема№29
Опыт: «Воздух не имеет запаха»
Дать знания о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается).
Тема№30
«Кто и что загрязняет воздух?»
Формируют представление о том, какое негативное воздействие оказывает техника ,заводы на воздух.
Водные ресурсы самарской области
Тема№31
«Свойства воды (твердая, жидкая, газообразная)»
Знакомятся с некоторыми свойствами воды.
Тема№32
«Реки и озера самарской области»
Дети получают знание о том, что в самарской области большое количество рек.
Тема№33
«Кто и что загрязняет воздух?»
Помочь детям ознакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения
Тема№34
«Техника безопасности: Поведение у водоемов»
Закрепляют знания о правилах поведения на водоёмах в летнее время.
Тема№35
«Вода источник жизни на земле»
Показать детям ценность пресной воды как источника жизни на планете Земля.
Тема№36
Опыт «Вода может принимать вкус».
Развивают познавательно-исследовательскую активность детей, формируют навыки экспериментирования с водой.
Методическое обеспечение
Месяц | Тема | Форма занятий | Оборудование |
Сентябрь | 1.«Цветы самарской области» | Рассказ воспитателя. Создание гербария. | Сухие цветы. |
2.«Съедобные грибы» | Рассказ воспитателя. Просмотр наглядного материала. | Иллюстрации с изображением грибов. | |
3.«Ядовитые грибы» | Рассказ воспитателя. Просмотр презентации. | Телевизор ,флеш-накопитель. | |
4.«Ягоды самарской области» | Рассказ воспитателя. Отгадывание загадок | Загадки по данной теме. | |
Октябрь | 5.Техника безопасности (грибы ,ягоды) | Рассказ воспитателя. Проведение игры «Съедобное - несъедобное», | Карточки с картинками съедобных и несъедобных ягод и грибов, |
6. «Целебные растения (Зеленая аптека)» | Рассказ воспитателя. Создание альбома | Альбом-картотека. Иллюстрации из интернета с изображением Целебных растений. | |
7.Практическое занятие «Поделка из природного материала» | Рассказ воспитателя. Беседа. | Шишки, пластилин, семена клена. | |
8. «Мир комнатных растений» | Рассказ воспитателя. Дидактическая игра «Подбери каждому цветочку горшок» | Плакат для игры «Подбери каждому цветочку горшок» | |
Ноябрь | 9.Практическое занятие: «Уход за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья.» | Рассказ воспитателя. Совместная работа по уходу за растениями. | Горшки с цветами, леечки с водой, удобрение, тряпочки для протирания пыли пульверизаторы. |
10. «Потребности растений (земля, влага, свет, тепло)» | Рассказ воспитателя. Обсуждение карточек. Беседа | Карточки с условными обозначениями условий жизни (тепла, земля, воды, свет) | |
11. «Бережное отношение к природе» | Рассказ воспитателя. Просмотр презентации | Ноутбук. Презентация «Береги природу» | |
12. «Вид и образ жизни птиц самарской области» | Рассказ воспитателя. Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц» | Магнитофон. Аудиозапись «Пение птиц» | |
13. «Берегите птиц» | Рассказ воспитателя. Беседа. Чтение художественной литературы: А.Яшина «Покормите птиц зимой» | Книга А.Яшина «Покормите птиц зимой» | |
Декабрь | 14. «Вид и образ жизни животных самарской области» | Рассказ воспитателя. Игра «Зоопарк». Чтение художественной литературы: Е.Чарушина "Заяц". | текст рассказа Е.Чарушина "Заяц". Игрушечные фигурки животных. |
15. «Животные наши друзья и нуждаются в защите » | Рассказ воспитателя. Игра «Кто, где живет?». Знакомства с красной книгой | Наглядные пособия с изображением Красной книги. | |
16. «Как звери и птицы зимуют » | Рассказ воспитателя. Чтение художественной литературы «Зимовье зверей» В. Бианки; | Текст рассказа «Зимовье зверей» В. Бианки. Кормушка | |
17.Практическое занятие : «Слепи любимого животного» | Рассказ воспитателя. Лепка животное из слоеного теста. | Соленое тесто. Гуашь | |
18. «Домашние животные и птицы» | Рассказ воспитателя. Игра с мячом "Польза домашних животных" | Мяч | |
Январь | 19. «Насекомые самарской области» | Рассказ воспитателя. Беседа | Игрушечные насекомые |
20.«Техника безопасности при обращение с животными.» | Рассказ воспитателя. Просмотр презентации «Животные могут быть опасны» | Презентация «Животные могут быть опасны». Телевизор , флеш-накопитель. | |
21. «Что такое природа?» | Рассказ воспитателя. Просмотр иллюстраций. Беседа. | Картинки с изображением живой и неживой природы | |
Февроль | 22. «Растительный мир. Самарской области» | Рассказ воспитателя. Рисование «Любимый цветок» | Листочи, цветные карандаши, иллюстрации с изображением цветов Самарской области. |
23. «Заповедные места Самарской области» | Рассказ воспитателя. Просмотр презентации «Путешествие по Самарской земле» | Презентация «Путешествие по Самарской земле». Ноутбук | |
24. «Защити природу- наш общий дом» | Рассказ воспитателя. Чтение энциклопедии «Отчего и почему?» Беседа | Энциклопедии «Отчего и почему?» | |
25. Практическое занятие : В уголке «природы» | Рассказ воспитателя. Показать наглядно, как нужно рыхлить землю в цветах. | Цветы. Деревянные палочки, тряпочки. | |
Март | 26. «Как мы можем помочь сберечь воду?» | Рассказ воспитателя. Наблюдение за водой в стаканчики. Дидактическая игра «Кому нужна вода». | Одноразовые стаканчики. |
27. «Воздух в жизни человека и растений» | Рассказ воспитателя. | ||
28. «Свойства воздуха» | Опыт с воздушным шаром (услышать воздух); опустить камешек в воду - пойдут пузыри (увидеть воздух). | Воздушный шар, емкость с водой, камешек. | |
29. Опыт: «Воздух невидимка» | Рассказ воспитателя. Проведение опыта «Воздух невидимка». | Воздушные шары, полоски бумаги, целлофановый пакет. | |
Апрель | 30.«Кто и что загрязняет воздух?» | Просмотр презентации .«Кто и что загрязняет воздух?» | презентация .«Кто и что загрязняет воздух?». Ноутбук |
31. «Свойства воды (твердая, жидкая, газообразная)» | Проведение опыта. | Вода в различных состояниях: лед, вода в стакане, чашка с кипятком. Различные твердые предметы: соль. | |
32. «Реки и озера самарской области» | Рассказ воспитателя. Разгадывание кроссвордов | Кроссворд «Реки и озера самарской области» | |
33. «Кто и что загрязняет воду?» | Просмотр презентации «Кто и что загрязняет воду?» | Презентация «Кто и что загрязняет воздух?». Ноутбук | |
Май | 34.«Техника безопасности: Поведение у водоемов» | Рассказ воспитателя. Просмотр иллюстрации | Картинки с изображением техники безопасности. |
35. «Вода источник жизни на земле» | Рассказ воспитателя .Беседа | Картинки с изображением | |
36. «Вода может принимать вкус». | Проведение опыта. Беседа | 2 стаканчика (вода, молоко, сок, сахар, лимон; |
Список использованной литературы.
- Аксенова З.Ф. Войди в природу с другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. -128 с. – (Библиотека воспитателя).
- Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительные группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Мазильникова Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. - СПб: «Детство-Пресс», 2003.
- Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
- Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / О.О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.Издательство Юрайт, 2019. - 425 с.
- Григорьева, А. И. Формирование экологической культуры дошкольника Григорьева А. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - №6. - С. 44-45.
- Журавлёва Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская. Т.П. Авдулова. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 с.
- Бобылева Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 37-42.
- Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание.- 2012. -№ 6. – С.26-30.
- Каменева Л.А. Мир природы и ребёнок / Л.А.Каменева. Н.Н.Кондратьева и др/. - СПб: «Детство-пресс», 2003.
- Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошколных учреждений, учителей начальных классов. – Москва: АРКТИ, 2001. – 128 с.
- Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2007. № 1. – С. 13-18.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.
- Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей. - СПб: «Детство-Пресс», 2002.
- Шишкина В.А. Прогулки в природу / В.А. Шишкина М.Н. Дедулевич/. - М.: Просвещение, 2002.
- Михалков С. Любимые стихи. - Планета детства, 2015.
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. - 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Немов Р. С. Общая психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2008. - 400 с.
- Рыжова Н.А. Воздух вокруг нас: (методическое пособие) / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208 с.
- Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
- Лопатина А.А. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – Москва: Амрита- Русь, 2008. – 256. – (Образование и творчество).
- Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников / С.Н.Николаева, И.А.Комарова /.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
- Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. №6. – С. 8-14
Календарно-тематический план
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | «Цветы самарской области» | - познакомить детей с цветущими растениями Самарской области; - сформировать знания детей узнавать цветы Самарской области. |
«Съедобные грибы» | - познакомить детей с строением грибов; - научить детей технике безопасности по употреблению в пищу грибов; - научить детей определять наиболее распространенные виды съедобных грибов. | |
«Ядовитые грибы» | - дать понятие о слове «ядовитый»; - продолжать учить технике безопасности по употреблению в пищу грибов; - научить детей определять наиболее распространенные виды ядовитых грибов. | |
«Ягоды самарской области» | - сформировать у детей представление о ягодах Самарской области; - воспитывать интерес и бережное отношение к природе. | |
Октябрь | Техника безопасности (грибы ,ягоды) | - учить детей безопасному поведению в живой природе; - воспитывать бережное отношение к природе Самарского края; - сформировать знания о безопасном поведении на природе. |
«Целебные растения (Зеленая аптека)» | - дать детям понятие «лекарственные растение»; - научить узнавать лекарственные растения Самарской области; - воспитывать интерес к живой природе. | |
Практическое занятие «Поделка из природного материала» | - закрепить у детей знания и строении растений; - развивать пространственное воображение и мышление; - воспитывать любовь к живой природе. | |
«Мир комнатных растений» | - познакомить детей с распространенными видами комнатных растений; - учить различать цветущие и нецветущие комнатные растения; - воспитывать интерес к живой природе. | |
Ноябрь | Практическое занятие: «Уход за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья.» | - закрепить у детей навык ухода за комнатными растениями; - воспитывать любовь к живой природе. |
«Потребности растений (земля, влага, свет, тепло)» | - расширить кругозор детей о жизни растений; - воспитывать бережное отношение к природе. | |
«Бережное отношение к природе.» | - закрепить знания детей о экологичном воспитании; - учить беречь природу; - воспитывать любовь к природе. | |
«Вид и образ жизни птиц самарской области» | - познакомить детей с птицами Самарской области; - научить различать основные виды птиц Самарской области. | |
«Берегите птиц» | - воспитывать бережное отношение к живой природе; - учить правилам поведения в живой природе. | |
Декабрь | «Вид и образ жизни животных самарской области» | - познакомить детей с животными Самарской области; - научить различать основные виды животных Самарской области. |
«Животные наши друзья и нуждаются в защите » | - воспитывать бережное отношение к живой природе; - сформировать у детей знания о жизни животных в природе. | |
«Как звери и птицы зимуют » | - сформировать у детей знания об изменениях поведения животных в зимний период времени; - научить детей особенностям поведения животных в зимний период времени. | |
Практическое занятие : «Слепи любимого животного» | - закрепить у детей знания о животных Самарской области; - воспитывать интерес к изучению живой природы. | |
«Домашние животные и птицы» | - закрепить у детей знания о домашних животных и птицах; - научить детей названиям домашних животных по половому различию; - обобщить знания детей о различиях домашних и диких животных и птиц. | |
Январь | «Насекомые Самарской области» | - систематизировать знания детей о насекомых Самарской области; - сформировать у детей знания о строении насекомых; - воспитывать интерес к живой природе. |
«Техника безопасности при обращение с животными» | - закрепить знания детей о правилах поведения в лесу; - научить безопасному поведению. | |
«Что такое природа?» | - ввести понятие «природа»; - сформировать у детей знания о живой и не живой природе; - развивать любознательность. | |
Февраль | «Растительный мир Самарской области» | - познакомить детей с основными видами растений Самарской области; - учить детей сопоставлять листья и плоды деревьев с их стволами; - развивать пространственное мышление и любознательность. |
«Заповедные места Самарской области» | - ввести понятие «заповедник»; - познакомить детей с заповедными местами Самарской области; - развивать любознательность. | |
«Защити природу- наш общий дом» | - систематизировать знания детей о безопасном поведении в природе; - научить детей бережному отношению к природе. | |
Практическое занятие : В уголке «природа» | - вызвать у детей интерес к живой природе; - систематизировать и закрепить знания детей о ранее полученных знаниях. | |
Март | «Как мы можем помочь сберечь природу?» | - развивать пространственное мышление; - учить заботится о окружающей природе; - воспитывать бережное отношение к природе. |
«Воздух в жизни человека и растений» | - дать детям знания о воздухе, как незаменимом веществе для жизни на Земле; - провести опыты с воздухом, для закрепления знаний детей. | |
«Свойства воздуха» | - познакомить детей со свойствами воздуха; - вызвать у детей интерес к природе; - расширить кругозор детей. | |
Опыт: «Воздух не имеет запаха» | - продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; - обобщить знания детей о воздухе и его свойствах; - развивать любознательность. | |
Апрель | «Кто и что загрязняет воздух?» | - сформировать у детей знания о факторах, загрязняющих воздух; - воспитывать бережное отношение к природе. |
«Свойства воды (твердая, жидкая, газообразная)» | - дать детям знания о воде, как незаменимом источнике жизни; - познакомить детей со свойствами воды; - расширить кругозор детей. | |
«Реки и озера самарской области» | - научить детей знать основные различия реки и озера; - дать детям знания об основных реках и озерах Самарской области; - вызвать интерес и любовь детей к природе Самарской области. | |
«Кто и что загрязняет воду?» | - сформировать у детей знания о масштабах загрязнения воды; - познакомить детей с путями решений очищения водоемов; - воспитывать бережное отношение к природе. | |
Май | «Техника безопасности: Поведение у водоемов» | - закрепить у детей знания о безопасном поведении на водоемах; - учить правилам безопасности на природе; - развивать любознательность. |
«Вода источник жизни на земле» | - систематизировать у детей знания о воде; - сформировать бережное отношение к водным ресурсам; - расширить кругозор детей. | |
Опыт «Вода может принимать вкус» | - воспитывать любознательность и интерес к новым знаниям; - закрепить знания о свойствах воды; - вызвать интрес к эксперементированию. |
Диагностика экологических знаний старших дошкольников
(по О. А. Соломенниковой)
В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, а также ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Таким образом, диагностика экологической воспитанности дошкольников проведена с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Диагностика проводилась в начале и конце учебного года по 5 основным направлениям (блокам) экологического воспитания дошкольников:
1) знания о растительном мире;
2) знания о животном мире;
3) знания о природе Самарской области;
4) знания о воздухе;
5) знания о воде.
По каждому направлению проводились задания, которые были представлены в виде вопросов, игр, упражнений, тренингов. За ответы на диагностические задания выставлялись баллы:
3 балла - высокий уровень освоения,
2 балла - средний уровень освоения,
1 балл - низкий уровень освоения.
Диагностическая карта по экологическому воспитанию
№ | ФИО ребёнка | Растительный мир | Животный мир | Знания о природе Самарской области | Знания о воздухе | Знания о воде | |||||||||
Умение называть и различать растения ближайшего окружения | Умение называть и различать комнатные растения | Трудовые умения и навыки ухода за растениями | Навыки безопасного поведения в природе(растительный мир) | Знания основных классов животных(звери, птицы, насекомые, рыбы) | Представления о домашних животных | Представления о диких животных | Правила безопасного поведения на природе(животный мир) | Умение различать растения и животных Самарской области | Иметь представление что такое воздух | Знать основные свойства воздуха, называть их | Иметь представление что такое вода | Называть основные свойства воды | Знать правила безопасности при проведении опытов | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
Итоговый показатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.
Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года....
Как разработать программу кружка дополнительного образования
Предлагаемая презентация раскрывает этапы разработки авторской программы кружка по художественному творчеству "Ярмарка чудес".Подготовлена мною для представления перед педагогами в ДОУ и на ...
Программа кружка дополнительного образования "Умные пальчики"
Программа кружка дополнительного образования успешно реализовывалась в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми. Программа направлена на развитие навыков и умений, необходимых для овладения письмом, на...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...
Программа кружка дополнительного образования "Живые буквы"
Программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста чтению.5...
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....
Выставка детских работ по программе кружка дополнительного образования дошкольников по лепке из солёного теста "Тестопландия"
По итогам года за 2019-2020 учебный год, руководитель кружка Шайхулова Е.Н., организовала выставку детских работ по программе кружка дополнительного образования дошкольников по лепке из солёного теста...