Художественно-эстетическое воспитание детей раннего возраста
статья (младшая группа)
Как сказал один мудрец:
«Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить,
а огонь, который надо зажечь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno-esteticheskoe_vospitanie_detey_rannego_vozrasta.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Как сказал один мудрец:
«Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить,
а огонь, который надо зажечь
Художественно-эстетическое воспитание детей раннего возраста
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни.
Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. ФГОС ориентирует ребенка раннего возраста проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматривания картин, стремится двигаться под музыку: эмоционально отвлекаться на различные произведения культуры и искусства.
Рисовать, мы с детьми любим не только стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные способы рисования, соответствует методике "свободных ассоциаций",нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Больше всего мои дети любят рисовать пальчиками, ладошками и ватными палочками – это самый простой способ получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком, ватной палочкой линию (ручеек или дождик).
Рисование ладошкой - детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге.
Планирую организованную образовательную деятельность соответственно лексическим темам. Все игры-занятия представляю в виде интеграции образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация». Необычное начало работы, применение современных технологий и устного народного творчества – все это помогает мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Очень нравиться детям рисование цветной солью (смешиваем соль с мелом разных цветов и наносим ее на клей ПВА). Или же с манной крупой (смешивали крупу с разведенной гуашью и получали мокрый песок). Окрашивание воды, рябь на воде и другие.
Дети раннего возраста в силу своих возрастных особенностей они не способны сосредоточиваться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития мелкой моторики у детей делает затруднительной работу с большими кусками пластичного материала, а также не позволяет изготавливать и прикреплять мелкие детали. К тому же у малышей может возникнуть соблазн попробовать пластилин на вкус, размазать его по столу и др. Но, несмотря на все описанные выше трудности, мы не отказываемся от работы с пластичными материалами.
Мы любим всё красивое, ведь "Красота - спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет. Мы, любим - заниматься, играть, танцевать. И я считаю, что эстетический вкус детей, развивается изо дня в день.
Следует помнить, что творческие способности, следует необходимо целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.
Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно! Когда я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, что у них получилось, слышу их смех, вижу, как дети рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторге.
Также мы с малышами любим: лепить, учимся изготавливать пластилиновые картинки методами надавливания и размазывания, создавать простейшие объемные поделки, осваиваем - прием вдавливания. Навыки работы с пластичными материалами усваиваются маленькими детьми быстро и без особого труда. Нужно только заинтересовать малышей, показать, как нужно действовать.
В процессе лепки мы с детьми проговариваем потешки, прибаютки, а так же ведется непрерывная беседа с детьми, благодаря которым развивается речь. Кроме того, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, ребенок способен усвоить много новых слов и выражений. Поэтому лепка способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Я подбираю сюжеты, близкие жизненному опыту детей. Они позволяют уточнить уже усвоенные знания, расширить их, применить первые варианты обобщения, дать малышам представления о цвете, величине, форме, количестве предметов, их пространственном расположении.
И, конечно же, очень важно эмоционально зарядить детей, превратить практическую деятельность в увлекательную игру. Готовые работы нужно внимательно рассмотреть, одобрить, а маленького автора похвалить за старание.
Так как в детском саду ребенок живет большую часть своего времени, занимается, отдыхает. С коллегой и родителями мы постарались, сделать так, чтобы детям было в группе эмоционально комфортно. В группе оформлены зоны: уголок уголок творчества, природы.
Нужно сказать, что в художественно – эстетическом воспитании малышей особая роль принадлежит иллюстрации. Рисунки в книге являются одним из первых произведений искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве. Иллюстрированные художниками книжной графики птицы и животные очень самобытны, они близки и понятны детям. Часто замечаю, как при рассматривании иллюстраций дети улыбаются, восторгаются, эмоционально реагируют словом и движением, поэтому стараюсь подбирать иллюстрации - с красиво оформленными иллюстрациями. Детям очень нравятся слушать сказки и стихи.
Наблюдения показали, что ребенку в возрасте от двух до трех лет интересен сам материал, потому что он так лучше чувствует предмет, исследуя его руками, и при этом действует свободнее, чем кистью. Поэтому я практикую способ рисования пальчиками падающих листьев, следов зверей. Изобразительно-игровым способом ребёнок не просто показывает, как шагает маленькая кошка - пальчиком, как топает большой медведь - ладошкой, но и воображает себя этой кошкой и медведем. Таким образом, дети изображают отдельные предметы, иногда в качестве материала можно предложить использование губки или ватного тампона. Поэтому в своей дальнейшей работе буду с детьми опробовать такие техники, как рисование печатками, сделанными из картошки, а недостающие детали дорисовать кистью, карандашом или фломастером, а так же использовать губки или ватные тампоны.
Подводя итог, хочется отметить, что использование разнообразных средств методов и приемов способствуют приобретению детьми умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов.
Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, важно постараться зажечь в детях огонек творчества. Нужно по чаще хвалить малышей, не бояться их перехвалить. Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занимательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей раннего возраста "Красивые цветы для пчелки"
атмаопаудвжи...
Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста. Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...
Конспект занятия по формированию художественно-эстетического вкуса у детей раннего возраста
Цель занятия:познакомить детей с красками и простыми способами получения изображений, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками,воспитывать интерес к рисованию,развивать воображение, эстет...
Сценарий НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей раннего возраста на тему: «Кабачок» Автор-составитель: Матвеева Татьяна Андреевна Воспитатель
Используемые современные образовательные технологии:-Игровая технология-Технология деятельностного подхода-Технология развивающего обучения...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей раннего возраста (2-3 лет) Тема: «построим домик для жучка»
Программное содержаниеЗадачи: Образовательные Знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка. Привлечь внимание детей к строительному матери...
Конспект ННООД по художественно-эстетическому развитию для детей раннего возраста "Падает снежок"
Конспект ННООД по изодеятельности для детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники рисование пальчиками....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей раннего возраста «Дружные ладошки».
Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника &nda...