Художественно-эстетическое воспитание детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Чатанова Резеда Рафиковна

Как сказал один мудрец:

«Ребенок – это не сосуд, который надо  наполнить,

а огонь, который надо зажечь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как сказал один мудрец:

«Ребенок – это не сосуд, который надо  наполнить,

а огонь, который надо зажечь

Художественно-эстетическое воспитание детей раннего возраста

     Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни.

     Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. ФГОС ориентирует ребенка раннего возраста проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматривания картин, стремится двигаться под музыку: эмоционально отвлекаться на различные произведения культуры и искусства.

Рисовать, мы  с детьми любим не только стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные способы рисования, соответствует методике "свободных ассоциаций",нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа  лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.

Больше всего мои дети любят рисовать пальчиками, ладошками и ватными палочками – это самый простой способ получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком, ватной палочкой линию (ручеек или дождик).

Рисование ладошкой - детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге.

Планирую организованную образовательную деятельность соответственно лексическим темам. Все игры-занятия представляю в виде интеграции образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация». Необычное начало работы, применение современных технологий и устного народного творчества – все это помогает мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Очень нравиться детям рисование цветной солью (смешиваем соль с мелом разных цветов и наносим ее на клей ПВА). Или же с манной крупой (смешивали крупу с разведенной гуашью и получали мокрый песок). Окрашивание воды, рябь на воде и другие.

Дети раннего возраста в силу своих возрастных особенностей они не способны сосредоточиваться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития мелкой моторики у детей делает затруднительной работу с большими кусками пластичного материала, а также  не позволяет изготавливать и прикреплять мелкие детали. К тому же у малышей  может возникнуть соблазн попробовать пластилин на вкус, размазать его по столу и др. Но, несмотря на все описанные выше трудности, мы не отказываемся от работы с пластичными  материалами.

Мы любим всё красивое, ведь "Красота - спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим  цветы, мы любим розовый цвет. Мы, любим - заниматься, играть, танцевать. И я считаю, что эстетический вкус детей,  развивается изо дня в день.  

 Следует помнить, что творческие способности, следует необходимо  целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.  

     Творческий процесс  завлекает детей, а малышей особенно! Когда я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, что у них получилось,  слышу их смех, вижу, как дети рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторге.

Также мы с малышами любим:  лепить, учимся изготавливать  пластилиновые картинки методами надавливания и размазывания, создавать простейшие объемные поделки, осваиваем - прием вдавливания. Навыки работы с пластичными материалами усваиваются маленькими детьми быстро и без особого труда. Нужно только заинтересовать малышей, показать, как нужно действовать.

       В процессе лепки мы с детьми проговариваем потешки, прибаютки, а так же  ведется непрерывная беседа с детьми,  благодаря которым  развивается речь. Кроме того, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, ребенок способен усвоить много новых слов и выражений. Поэтому лепка способствует  расширению активного и пассивного словаря детей.

Я подбираю  сюжеты, близкие жизненному опыту детей. Они позволяют уточнить уже усвоенные знания, расширить их, применить первые варианты обобщения, дать малышам представления о цвете, величине, форме, количестве предметов, их пространственном расположении.

           И, конечно же, очень важно  эмоционально зарядить детей, превратить практическую деятельность в увлекательную игру. Готовые  работы нужно внимательно рассмотреть, одобрить, а маленького автора похвалить  за старание.

        Так как в детском саду ребенок живет большую часть своего времени, занимается, отдыхает. С коллегой и родителями мы постарались, сделать так, чтобы детям было в группе эмоционально комфортно. В группе оформлены зоны: уголок уголок творчества, природы.

Нужно сказать, что в  художественно – эстетическом воспитании малышей особая роль принадлежит иллюстрации. Рисунки в книге являются одним из первых произведений искусства, с  которыми встречается ребенок в дошкольном детстве. Иллюстрированные художниками книжной графики птицы и животные очень самобытны, они близки и понятны детям. Часто замечаю, как при рассматривании иллюстраций дети улыбаются, восторгаются, эмоционально реагируют словом и движением, поэтому стараюсь подбирать иллюстрации - с красиво оформленными иллюстрациями. Детям очень нравятся слушать сказки и стихи.

       Наблюдения показали, что ребенку в возрасте от двух до трех лет интересен сам материал, потому что он так лучше  чувствует предмет, исследуя его руками, и при этом действует свободнее, чем   кистью. Поэтому я практикую способ рисования пальчиками падающих  листьев, следов зверей. Изобразительно-игровым способом ребёнок не просто показывает, как шагает маленькая кошка - пальчиком, как топает большой медведь - ладошкой, но и воображает себя этой кошкой и медведем. Таким образом, дети изображают отдельные предметы, иногда в качестве материала можно предложить использование губки или ватного тампона. Поэтому в своей дальнейшей работе буду с детьми опробовать такие техники, как рисование печатками, сделанными из картошки, а недостающие детали дорисовать кистью, карандашом или фломастером, а так же использовать губки или ватные тампоны.

           Подводя итог, хочется отметить, что использование разнообразных средств методов и приемов способствуют  приобретению детьми умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных  образов.

Поскольку фундамент личности  закладывается именно в раннем возрасте, важно постараться зажечь в детях огонек  творчества.  Нужно по чаще хвалить малышей, не бояться их перехвалить. Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста . Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.

Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...

Конспект занятия по формированию художественно-эстетического вкуса у детей раннего возраста

Цель занятия:познакомить детей с красками и простыми способами получения изображений, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками,воспитывать интерес к рисованию,развивать воображение, эстет...

Сценарий НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей раннего возраста на тему: «Кабачок» Автор-составитель: Матвеева Татьяна Андреевна Воспитатель

Используемые современные образовательные технологии:-Игровая технология-Технология деятельностного подхода-Технология развивающего обучения...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей раннего возраста (2-3 лет) Тема: «построим домик для жучка»

Программное содержаниеЗадачи:         Образовательные Знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка. Привлечь внимание детей к строительному матери...

Конспект ННООД по художественно-эстетическому развитию для детей раннего возраста "Падает снежок"

Конспект ННООД по изодеятельности для детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники рисование пальчиками....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей раннего возраста «Дружные ладошки».

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника &nda...