Статья Исследовательская деятельность в ДОУ
статья
статья исследовательская деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_isledovatelskaya_deyatelnost.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ»
Фрейман Татьяна Валентиновна
Воспитатель
ГБДОУ ЦРР д/с№29 г. Санкт-Петербург
Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и.т.д.» Но зачастую дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.
В таких условиях долг педагога – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.
В федеральных государственных стандартах требования к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено, что совместная деятельность воспитателя и ребенка является одним из основных способов реализации образовательного содержания, но не уточнено, в каких именно формах должна реализовываться совместная деятельность. Таким образом, решение этого вопроса открывает широкие возможности для опытно-экспериментального поиска, для проектирования и внедрения педагогических инноваций, для поддержания и развития педагогического творчества специалистов дошкольного образования.
На сегодняшний день самым эффективным видом деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности, является проектно – исследовательская и экспериментальная деятельность, которая позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Исследовательский и экспериментальный метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Исследование и экспериментирование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований и экспериментирования лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность детей (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.
Следовательно, проектная и исследовательская деятельность в детском саду неразрывны между собой. Исследовательская и экспериментальная деятельность является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности.
Проектно – исследовательская деятельность представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектно – исследовательская деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектно – исследовательской деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает выполнение оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
В ходе проектно – исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектно – исследовательская деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Большое влияние проектно – исследовательская и экспериментальная деятельность оказывает и на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
Проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.
Проектирование также ориентировано на уникальные отношения «ребенок -взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Педагог ведет
к соучастию постепенно: от наблюдения за его деятельностью
к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству, наконец,
к сотрудничеству.
Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
В ходе проектно – исследовательской и экспериментальной деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь родителя и ребенка наполняется богатым содержанием.
Проект включает три основных этапа:
l-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Реализуя проект, надо помнить:
Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, задавал вопросы.
Необходимо предоставить детям свободу выбора. С одной стороны, есть ряд заданий, которые выполняют все участники проекта, с другой - кто-то из них (особенно в подготовительной группе) может предложить сделать дополнительные рисунки, выбрать свой объект исследования (ребёнок должен почувствовать, что это именно его дерево, цветок, растение, он сам его выбрал, что этот объект нравится ему больше других).
Надо относиться к любым наблюдениям детей серьёзно. Как можно чаще хвалите их: за то, что они заметили что-то новое (поведение, внешний вид объекта в тени, на солнце, после дождя, аромат ...) Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого - прекрасный стимул для развития познавательного интереса.
Надо проявлять доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Никогда не говорить ребёнку, что он выполнил что-то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если кто-то из детей сделал ошибку, неправильный вывод, не надо акцентировать на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с ребёнком проанализировать его действия, чтобы он сам понял, в чём не прав. Дети необыкновенно искренни в своих высказываниях, но эту искренность легко уничтожить окриком, указанием на ошибки, неоправданной требовательностью, повелительным тоном. Ребёнок не должен бояться ошибиться! К тому же в природе всё так неоднозначно: одни и те же явления можно рассматривать с разных точек зрения.
В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение к объектам живой и не живой природы. Это напоминает детям сказки, в которых растения и животные ведут себя как думающие, говорящие, живые существа. Такое отношение помогает закладывать основы экологически грамотного, бережного отношения к природе. Надо развивать эмоциональную сферу ребёнку, давая соответствующие задания: определить “настроение” объекта наблюдения, исследования, его желания, чувства. Надо помогать ребёнку видеть необыкновенное в обыкновенном, повседневном.
Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество взрослого и ребёнка. Чтобы подопечные почувствовали это, мы можем рассказать им о своих впечатлениях, о своём любимом дереве, цветке, растении, насекомом и т.д., вспомнить связанные с ними истории, загадки, стихотворения.
Старайтесь привлечь к участию в проекте членов семьи ребёнка. Опыт работы показывает, что многие родители интересуются исследованиями своих детей при соответствующей рекламе, пропаганде деятельности, интересе их сыновей и дочерей. Участвуют в оформлении альбомов наблюдений, рассказывают о своих наблюдениях, впечатлениях, принимают участие в выставках, в изготовлении эмблем исследуемого объекта и т.д.
Закончить статью хочется словами Э. Хаббарда
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя».
Список литературы:
1. Веракса Н.Е. , Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:Мозаика –Синтез, 2008. -112с.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. –СПб. 6 ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. -128с.,ил.
3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
4. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- СПб,: ООО « Издательство « Детство-Пресс», 2012.-96с.
5. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования,2013.-144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".
Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....
Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»
Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....
Статья «Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования (из опыта работы)
Cистематическое использование опытно-экспериментальной деятельности способствует развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраст....
Статья "Проектная деятельность, как один из видов исследовательской деятельности в ДОУ".
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ребенок – дошкольник усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает что &ndash...
Статья:Исследовательская деятельность в детском саду.
laquo;Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее...
Статья:Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования.
Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...
Статья "Исследовательская деятельность"
Смысл иследовательской деятельности для детей...