Методические принципы физического воспитания детей
презентация урока для интерактивной доски по физкультуре (подготовительная группа)

Шабовта Евгения Николаевна

Методические принципы физического воспиатния - это наиболее важные положения, отражающие общие закономерности воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_printsipy_fizicheskogo_vospitaniya.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические принципы физического воспитания Выполнила: студентка СибУПК Шабовта Евгения Проверил: кандидат педагогических наук, доцент Исмиянов В.В.

Слайд 2

Методические принципы физического воспитания Сознательности и активности Наглядности Доступности и индивидуализации Систематичности Прогрессирования (динамичности)

Слайд 3

Принцип сознательности и активности Сознательность представляет собой категорию, отражающую способность человека правильно разбираться в объективных законах, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность

Слайд 4

1. Принцип сознательности и активности Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность обучаемого является главным показателем меры его сознательного отношения к учебному процессу. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность и творчество.

Слайд 5

1. Принцип сознательности и активности Назначение принципа: сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.

Слайд 6

При формировании сознательного отношения к занятию необходимо предусмотреть следующее: 1. Сообщать занимающимся в доступной для них форме знания о физической культуре и спорте. 2. Всегда ставить перед занимающимися не только конкретные задачи, реализуемые на отдельных занятиях, но и обязательно обозначать перспективные цели совершенствования.

Слайд 7

3. Формировать и умело регулировать мотивы физкультурной деятельности. 4. Формировать у занимающихся устойчивый интерес к физкультурно-спортивной деятельности. 5. Развивать способность критически относится к своим успехам и неудачам стимулировать потребность в самооценке, самоанализе и самоконтроле двигательной деятельности.

Слайд 8

6. Применять специальные методы и методические приемы обучения, способствующие более активному включению в этот процесс сознания обучаемых. К ним можно отнести: – идеомоторную тренировку; – последовательная концентрация внимания на основных элементах техники физического упражнения; – анализ выполняемых действий на основе получаемых ощущений, особенно мышечных; – словесный отчет о выполненном действии;

Слайд 9

Существенную роль в повышении активности занимающихся играет: Систематическая оценка и поощрение достигнутых результатов, организация самостоятельных занятий; Выполнение заданий творческого характера, связанных с элементами поиска новых форм техники движений и тактики, новых средств и методических приемов; Доступность предъявляемых заданий и требований; Использование музыкального сопровождения на занятиях; Применение педагогических воздействий таким образом, чтобы занимающийся расценивал свою активность как проявление личного желания, а не подчинение воле преподавателя.

Слайд 10

2. Принцип наглядности Принцип наглядности предполагает широкое использование в процессе обучения и воспитания зрительных ощущений, восприятий, образов, а также всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

Слайд 11

Назначение принципа наглядности Создание зрительного и двигательного представления об изучаемых двигательных действиях. Содействие разностороннему глубокому пониманию сущности физкультурно-спортивной деятельности. Облегчение и ускорение процесса обучения движениям.

Слайд 12

Основные пути реализации принципа наглядности на практике 1. Систематически использовать разнообразные методы обеспечения наглядности: показ упражнения в целом и по частям, замедленный показ, демонстрация различных наглядных пособий (схем, рисунков, фото), просмотр кино и видеозаписей, применение музыкальных сопровождений, звуковых сигналов, направленного прочувствование движения, различных ориентиров и т.д.

Слайд 13

Основные пути реализации принципа наглядности на практике: 2. Находить наиболее оправданные соотношения в использовании разных форм наглядности. 3 . Искать разумные соотношения наглядности и слова в зависимости от возраста и уровня подготовленности занимающихся.

Слайд 14

3. Принцип доступности и индивидуализации Доступность и индивидуализация обучения выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств, методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.

Слайд 15

Назначение принципа доступности и индивидуализации Эффективно совершенствовать физическую сферу человека, не нанося при этом вреда его здоровью

Слайд 16

Факторы определяющие доступность задания: 1. Количество информации заложенной в двигательном действии. 2. Структурная сложность Д Д и величина психофизиологических усилий, затрачиваемых на его выполнение. 3. Уровень развития соответствующих двигательных способностей.

Слайд 17

Методические правила при реализации принципа доступности: - от легкого к трудному, - от простого к сложному, - от освоенного к неосвоенному. Необходимо распределять учебный материал таким образом, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей к освоению программы следующего занятия.

Слайд 18

Объективные показатели для определения доступных нагрузок и заданий: показатели здоровья (они определяются медиками и самими занимающимися – кардиограммы, артериальное давление, различные функциональные пробы, стабильность веса, отсутствие травм и многие другие); показатели тренированности (динамика спортивных результатов, МПК, ЖЕЛ, динамика роста двигательных способностей и технической подготовленности и т.д.). Они определяются преподавателем-тренером в содружестве с врачом, ученым.

Слайд 19

Субъективные показатели для определения доступных нагрузок и заданий: дающие важную информацию о доступности нагрузок: сон, аппетит, самочувствие, желание тренироваться и участвовать в соревнованиях и т.д.

Слайд 20

4. Принцип систематичности Принцип систематичности: физическое воспитание надо осуществлять регулярно, при оптимальном чередовании допустимых нагрузок с необходимым отдыхом.

Слайд 21

Закон фазового изменения работоспособности: При выполнений физической работы (физических упражнений) в организме человека постепенно наступает утомление. Эта фаза называется фазой снижения работоспособности . После прекращения работы, во время отдыха, обязательно наступает фаза восстановления работоспособности. И если выполняемая работа была достаточно значительной , то проявляется фаза сверхвосстановления (суперкомпенсации).

Слайд 22

Динамика оперативной работоспособности во время физической нагрузки и в период отдыха (схема) 1 – фаза врабатывания; 2 – фаза устойчивой работоспособности; 3 – фаза снижения работоспособности (утомления); 4 – фаза относительной нормализации работоспособности (восстановления); 5 – фаза повышенной работоспособности (суперкомпенсации); 6 – редукционная фаза (снижение работоспособности до исходного уровня).

Слайд 23

Особенности проявления закона фазового изменения работоспособности: 1. Степень сверхвосстановления зависит от величины нагрузки. Чем выше в пределах допустимого выполненная нагрузка, тем значительней степень сверхвосстановления . 2. Сохранение фазы сверхвосстановления у человека зависит от продолжительности выполняемой им работы. Фаза сверхвосстановления дольше сохраняется после длительной работы и быстро проходит после кратковременной.

Слайд 24

Особенности проявления закона фазового изменения работоспособности: 3. Наиболее заметный рост работоспособности в системе занятий происходит тогда, когда каждая последующая нагрузка дается в фазе сверхвосстановления .

Слайд 25

Назначение принципа систематичности обеспечить суммирование тренировочных эффектов, достигнутых благодаря фазам сверхвосстановления , обеспечение адаптации организма к предъявляемым ему нагрузкам, закрепление двигательных умений и навыков, осваиваемых на занятиях.

Слайд 26

5. Принцип прогрессирования (динамичности) Принцип прогрессирования выражает тенденцию постепенного, но неуклонного повышения требований к занимающимся.

Слайд 27

5. Принцип прогрессирования (динамичности) Назначение принципа: Обеспечение прочности приобретаемых умений и навыков Создание условий их прогрессивного совершенствования и тем самым расширение функциональных возможностей организма занимающихся.

Слайд 28

5. Принцип прогрессирования (динамичности) В основе принципа прогрессирования лежат биологическая и социальная закономерности. Сущность биологической закономерности основана на явлении адаптации к постоянному раздражителю. По мере выполнения одной и той же по величине нагрузки функциональные сдвиги в организме постепенно уменьшаются. Значит, те нагрузки, которые приводили к необходимым позитивным сдвигам в организме, начинают терять свой развивающий эффект.

Слайд 29

5. Принцип прогрессирования (динамичности) Сущность социальной закономерности заключается в том, что интерес человека к любому виду деятельности очень сильно зависит от успеха в том деле, которым он занимается. Поэтому, если никаких положительных изменений не происходит, интерес к занятиям угасает.

Слайд 30

Формы повышения нагрузок

Слайд 31

Прямолинейно восходящая форма повышения нагрузок Суть состоит в том, что на каждом занятии (или через несколько занятий) на строго определенную величину нагрузка увеличивается. Например, человек пробегает с определенной скоростью 3000 м, на следующем занятии к этой дистанции добавляется еще 100 м, затем снова 100 м и т.д.

Слайд 32

Ступенчатая форма повышения нагрузок Смысл заключается в следующем. На протяжении определенного периода (к примеру, в течение двух недель) на каждом занятии выполняется относительно стабильная нагрузка. Через две недели нагрузка увеличивается более значительно, чем при прямолинейной динамике. Происходит как бы своеобразный скачок с одной ступеньки на другую.

Слайд 33

Волнообразная динамика нагрузок Характеризуется сочетанием постепенного повышения нагрузок с заметным их нарастанием и последующим некоторым снижением. Следующая «волна» воспроизводится аналогичным образом, но на более высоком уровне. Это дает возможность выдержать тенденцию повышения нагрузок на протяжении более длительных периодов, чем при ступенчатой форме.

Слайд 34

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы физического воспитания.

Принципы физического воспитания....

Общеметодические принципы физического воспитания.

Общеметодические принципы. Это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания....

Специфические принципы физического воспитания.

Специфические принципы физического воспитания необходимо учитывать на занятиях....

Реализация принципа сознательности в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста посредством физкультурных праздников и досугов

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно...

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА И ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Дошкольный возраст - это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Отбор содержани...

Консультация для родителей в подготовительной группе на тему: «Общие принципы физического воспитания детей в детском саду».

Чтобы правильно рос и развивался ребенок, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. ...