Статья "Организационно-методические основы реализации индивидуального подхода в развитии детей в дошкольном образовательном учреждении"
статья

Лысенко Алёна Сергеевна

Индивидуальный подход в развитии детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационно-методические основы реализации индивидуального подхода в развитии детей в дошкольном образовательном учреждении

Лысенко А.С., старший воспитатель

МБДОУ № 211 "Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению

развития воспитанников»

 Каждый ребёнок – это уникальная личность, со своими особенностями психологическими, интеллектуальными, физическими. В условиях дошкольного образовательного учреждения сложно, но необходимо сделать всё возможное, чтобы каждый ребёнок получил в своём развитии индивидуальный подход.

Для этого в первую очередь должна быть обеспечена предметно-развивающая среда, которая даст возможность каждому ребёнку проявлять свои интересы. Воспитатели совместно с родителями могут помочь ребёнку в реализации своих интересов. Для того, чтобы педагоги могли лучше знать интересы каждого ребёнка, проводится анкетирование родителей.

Свободная деятельность детей позволяет понять, что интересно ребёнку, так как он сам выбирает то, чем будет заниматься: рисовать, конструировать, и т.д. Педагогическая система М. Монтессори практически полностью ориентирована на индивидуальный подход в развитие ребёнка. Предоставленная свобода действий ребёнку способствует реализации его потребностей.

Задача педагогов и образовательного учреждения обеспечить детям возможность в реализации развития своих интересов, способностей. Поддержка воспитателем детской инициативы, придаёт желание детям совершенствовать свои умения.

Предметно-развивающая среда должна быть поделена на определённые зоны, где каждый ребёнок получит возможность реализовать свои интересы. Но также эта среда должна стимулировать детей к закреплению необходимых навыков, развитию мелкой моторики, например, используя дидактический материал с пуговицами, замками, шнурками и т.д., маленькие дети закрепляют навыки самообслуживания, то есть могут самостоятельно застёгивать одежду, а дети постарше развивают мелкую моторику рук.

В зоне сенсорного развития дети могут через свои чувства познавать окружающий мир: запахи, формы, высота, длина, свойства предметов и т.д [1].

Нужно как можно больше зон для того, чтобы каждый ребёнок проявил индивидуальность в своём свободном выборе, чем ему заниматься: интеллектуальную, музыкальную, изобразительной деятельности и т.д.

Наблюдая за детьми, педагог видит и вносит в свой план, чем он может помочь ребёнку в индивидуальном развитии, и проводит индивидуальные занятия.

Деятельность ребёнка – это освоение окружающего мира и реализация заложенного в нём потенциала. Созданная благоприятная среда поможет в реализации всех его способностей. Дети больше не должны слушать, что им нужно от педагога, они сами выбирают, чем будут заниматься.

Итак, главное организовать доступную полифункциональную предметно-развивающую среду для детей и предоставить возможность реализации потенциала. Предметно- развивающая среда конечно должна соответствовать требованиям безопасности и возрастным критериям.

Увлеченные своими интересами дети более дисциплинированны, так как они заняты, тем, что их увлекает, хотя эти увлечения и меняются очень быстро, но если предоставлено много всего, то всё попробовать необходимо много времени. Так поиграв в одной зоне, ребёнок переходит в другую, конечно у каждого из детей есть свои любимые занятия, но так или иначе они пробуют позаниматься всем, в силу своей детской природной любознательности.

Воспитание не должно ограничивать в ребёнке его активность, а наоборот направлять её на продуктивную и познавательную деятельность.

Индивидуальное развитие ребёнка способствует проявлению в нём самостоятельности. Самостоятельность в принятии решения чем занимать, как и что делать даёт возможность формироваться самодисциплине и способствует развитию личности в целом.

Педагогу необходимо постоянно следить за предметно-пространственной средой, пополнять её дидактическими материалами, делать её более привлекательной для детей, учитывая все возможные интересы.

При индивидуальном развитии педагогу важно не вмешиваться в процесс познания ребёнка чего-либо, ребёнок может ошибаться, пробовать, снова и снова. Подсказать воспитатель может только если ребёнок сам его об этом просит или видит, что ребёнок начал терять интерес.  Так как активное вмешательство педагога может стать препятствием в развитии самостоятельности принятия решений, в желании пробовать.

Индивидуальность детей заключается в психологических, эмоциональных особенностях, в индивидуальных интересах и потребностях, творческих способностях и дошкольное учреждение должно учитывать все эти особенности детей. Для кого-то нужен уголок уединения, а кому-то активное участие в театрализованной постановке, главное, чтобы все дети могли удовлетворить свои потребности и чувствовали себя в дошкольном учреждении комфортно.

Таким образом, воспитатель может формировать мини группы детей по интересам и уделять всем внимание.

Но индивидуальное развитие - это не только познавательная и творческая деятельность, это так же учитывается при физическом развитии, при проведении закаливаний и т.д. Поэтому педагогу важно координировать свои действия с родителями каждого ребёнка.

Литература:

1. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. –– М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. - (Педагогика детства).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении

Организация прогулок-походов – это наиболее эффективная форма работы по развитию двигательной активности и физических качеств детей, выносливости, любознательности; приобщение к удивительному ми...

"МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Методическая разработка по теме:"МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"...

Опыт работы по теме: «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении»

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умств...

СТАТЬЯ "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

В статье раскрыт вопрос здоровьесберегающих технологий: задачи, этапы работы,цель, виды и использование в режиме дня......

Реализация мер по поддержке одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях

Методический материал  для руководителей и старших воспитателей: «Реализация мер по поддержке одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях»...