"МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
учебно-методический материал на тему
Методическая разработка по теме:
"МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme_muz_sensor_razvit_tedey.docx | 17.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
"МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ".
Способность к какому-либо виду деятельности развиваются на основе природных задатков, и нередко интерес к тому или иному виду деятельности указывает на способности, которые могут проявиться в будущем. Как говорил Гете, что «наши желания - это предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить». Но одно исследовать природные способности, а другое – проявление способностей от условий внешней среды. Скорее всего это можно назвать задатками человека, которые находиться в срытом виде пока он не начинает заниматься какой-либо деятельностью и развивающиеся под влиянием обучения и воспитания.
Педагоги и музыканты имеют общее мнение, что музыкальные задатки есть у каждого ребенка, а сами способности, по словам профессора Б. Теплова, «всегда являются результатом их развития» зависят от влияния социальных условий, окружающей среды и, в особенности, от характера, содержания и формы музыкального воспитания. Самый благоприятный период – детство, начиная с периода беременности женщины (так как плод начинает слушать и реагировать на звуки окружающего мира, начиная с 3-х недель).
К музыкальным способностям относятся:
- звуковысотный слух;
- ладовое чувство;
- чувство ритма.
В разработке аспектов развития музыкальных способностей существуют различные подходы. Теплов Б.М. выделяет 3 основные музыкальные способности:
- Ладовое чувство;
- Музыкально-слуховое представление;
- Музыкально-ритмическое чувство.
Все способности – синтез эмоционального и слухового компонентов, их сенсорная основа, заключается в узнавании сопоставленных звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру и их воспроизведении.
Н.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: эмоциональное чувство и слуховое представление.
А формирование основных музыкальных способностей состоит из:
- Восприятие высоты звука;
- Восприятие длительности звука;
- Восприятие тембра звука;
- Восприятие динамики звука.
В каких же видах деятельности развиваются музыкально-сенсорные способности?
Самое главное – развитие эмоциональной отзывчивости, проявляется у детей очень рано. На веселую музыку он реагирует непроизвольными движениями, с вниманием воспринимать спокойную музыку, постепенно двигательные реакции становятся более ритмически организованными.
Ладовое чувство развивается во время пения – когда дети прислушиваются к себе и друг другу.
Музыкально-слуховое представление развивается в видах деятельности, где есть различение и воспроизведение мелодий по слуху – в пении и игре на звуковых музыкальных инструментах.
Чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях, соответствующих эмоциональной окраске музыки.
Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности исполнительства детей – дети узнают тембры музыкальных инструментов, различают динамику. С помощью музыкально-дидактических игр моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков.
Музыкальные способности у всех детей проявляются по разному, поэтому, учитывая быстрое развитие музыкальных способностей детей. Нельзя на основе разового испытания предсказывать музыкальное будущее ребенка. По мнению Л.С. Выготского, нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития (2-3 раза в год).
Музыкальная литература рассматривает музыку как искусство, воплощающее художественные образы, которые передают переживания человека с помощью разнообразных средств выразительности. Анализ педагогической литературы (Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комисарова) позволяет сделать вывод о необходимости формирования музыкального восприятия детей, начиная с раннего возраста, а так как это сложный процесс, требующий внимания, памяти, развитого мышления, знаний, то необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки – акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности, на свойствах музыкальных звуков и т.д.
Музыкально-сенсорное восприятие имеет огромное значение в развитии ребенка, так как отличается необыкновенной эмоциональностью, непосредственностью. Формируя способность восприятия, мы развиваем у детей уменья выражать свои впечатления, что связанно с обогащением детской речи определенным запасом слов, чем они могут определить характер, выразительные средства. Сенсорно-музыкальное развитие происходит успешно при специальном организованном воспитании и обучении, активизируется музыкальные переживания ребенка. Сенсорно-музыкальное воспитание имеет социальную направленность – это позволяет более эмоционально, сознательно относиться к музыке, отражающей жизненные явления, чувствовать красоту от звучания.
Задачи сенсорного воспитания:
а) формировать слуховое внимание детей;
б) улавливать смену контрастных и сходных звуков;
в) обучать способам обследования музыкального звучания;
г) развить музыкально-сенсорные способности.
В результате сенсорного опыта дети приобретают конкретные представления о музыкальных явлениях. Содержание музыкального воспитания предполагает развитие у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости, приобщение к различным видам музыкальной деятельности, что помогает развить общую музыкальность ребенка, его творческие способности.
Все эта музыкально-организованная деятельность происходит в процессе музыкальной практики: пение, слушание движения, игры на музыкальных инструментах путем использования музыкальных дидактических игр, здоровье сберегающих технологий.
Список литературы
1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд. – Л.: музыка, 1973. – 144с.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.
3. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Учеб. пособие для пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983.
4. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.
5. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
6. Удальцева Е. А. Дидактические игры: Пособие для студентов-заочников дошкольных фак. пед. ин-тов. М., Учпедгиз, 1963.
7. Учите детей петь. Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М.: Просвещение, 1986. – 144с., нот.
8. Эстетическое воспитание детей в игре / Под ред. Г. Н. Швыдкая-Эйсмонт. - М., 1963.
9. Янковская О. П. Дидактические игры в детском саду: Научно – методическое пособие. К.: Сов. школа, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой образовательной деятельности по физическому воспитанию детей дошкольного образовательного учреждения и их родителей "Вперёд, к Олимпиаде в Сочи".
Данное мероприятие было проведено для воспитанников ДОУ и их родителей....
Статья «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Аннотация в статьеВ статье раскрывается опыт работы педагогического коллектива по созданию экологических пространств на территории ДОУ, как условия осмысления педагогами новой идеологии федераль...
Возникновение и развитие воспитательных и образовательных учреждений для особых детей с Древней Руси и о 1917 года.
Данная статья посвещена краткому обзору возникновению и становлению воспитательных и образовательных учреждений в нашей стране с древних времен и до 1917 года....
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Центр развития ребёнка – детский сад «Жемчужинка»
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Центр развития ребёнка – детский сад «Жемчужи...
Программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка – детского сада «Чебурашка»
Программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка – детского сада «Чебурашка»...
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Крепыш», реализующего образовательную программу дошкольного образования
Программа определяет содержание и организацию воспитательной деятельности в Учреждении и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их ...