"МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
учебно-методический материал на тему

Глинская Наталия Николаевна

Методическая разработка по теме:

"МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В

ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: 

"МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В

ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ".

Способность к какому-либо виду деятельности развиваются на основе природных задатков, и нередко интерес к тому или иному виду деятельности указывает на способности, которые могут проявиться в будущем. Как говорил Гете, что «наши желания - это предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить». Но одно исследовать природные способности, а другое – проявление способностей от условий внешней среды. Скорее всего это можно назвать задатками человека, которые находиться в срытом виде пока он не начинает заниматься какой-либо деятельностью и развивающиеся под влиянием обучения и воспитания.

Педагоги и музыканты имеют общее мнение, что музыкальные задатки есть у каждого ребенка, а сами способности, по словам профессора Б. Теплова, «всегда являются результатом их развития» зависят от влияния социальных условий, окружающей среды и, в особенности, от характера, содержания и формы музыкального воспитания. Самый благоприятный период – детство, начиная с периода беременности женщины (так как плод начинает слушать и реагировать на звуки окружающего мира, начиная с 3-х недель).

К музыкальным способностям относятся:

- звуковысотный слух;

- ладовое чувство;

- чувство ритма.

В разработке аспектов развития музыкальных способностей существуют различные подходы. Теплов Б.М. выделяет 3 основные музыкальные способности:

  1. Ладовое чувство;
  2. Музыкально-слуховое представление;
  3. Музыкально-ритмическое чувство.

Все способности – синтез эмоционального и слухового компонентов, их сенсорная основа, заключается в узнавании сопоставленных звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру и их воспроизведении.

Н.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: эмоциональное чувство и слуховое представление.

А формирование основных музыкальных способностей состоит из:

  1. Восприятие высоты звука;
  2. Восприятие длительности звука;
  3. Восприятие тембра звука;
  4. Восприятие динамики  звука.

В каких же видах деятельности развиваются музыкально-сенсорные способности?

Самое главное – развитие эмоциональной отзывчивости, проявляется у детей очень рано. На веселую музыку он реагирует непроизвольными движениями, с вниманием воспринимать спокойную музыку, постепенно двигательные реакции становятся более ритмически организованными.

Ладовое чувство развивается во время пения – когда дети прислушиваются к себе и друг другу.

Музыкально-слуховое представление развивается в видах деятельности, где есть различение и воспроизведение мелодий по слуху – в пении и игре на звуковых музыкальных инструментах.

Чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях, соответствующих эмоциональной окраске музыки.

Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности исполнительства детей – дети узнают тембры музыкальных инструментов, различают динамику. С помощью музыкально-дидактических игр моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков.

Музыкальные способности у всех детей проявляются по разному, поэтому, учитывая быстрое развитие музыкальных способностей детей. Нельзя на основе разового испытания предсказывать музыкальное будущее ребенка. По мнению Л.С. Выготского, нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития (2-3 раза в год).

Музыкальная литература рассматривает музыку как искусство, воплощающее художественные образы, которые передают переживания человека с помощью разнообразных средств выразительности. Анализ педагогической литературы (Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комисарова) позволяет сделать вывод о необходимости формирования музыкального восприятия детей, начиная с раннего возраста, а так как это сложный процесс, требующий внимания, памяти, развитого мышления, знаний, то необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки – акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности, на свойствах музыкальных звуков и т.д.

Музыкально-сенсорное восприятие имеет огромное значение в развитии ребенка, так как отличается необыкновенной эмоциональностью, непосредственностью. Формируя способность восприятия, мы развиваем у детей уменья выражать свои впечатления, что связанно с обогащением детской речи определенным запасом слов, чем они могут определить характер, выразительные средства. Сенсорно-музыкальное развитие происходит успешно при специальном организованном воспитании и обучении, активизируется музыкальные переживания ребенка. Сенсорно-музыкальное воспитание имеет социальную направленность – это позволяет более эмоционально, сознательно относиться к музыке, отражающей жизненные явления, чувствовать красоту от звучания.

Задачи сенсорного воспитания:

а) формировать слуховое внимание детей;

б) улавливать смену контрастных и сходных звуков;

в) обучать способам обследования музыкального звучания;

г) развить музыкально-сенсорные способности.

В результате сенсорного опыта дети приобретают конкретные представления о музыкальных явлениях. Содержание музыкального воспитания предполагает развитие у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости, приобщение к различным видам музыкальной деятельности, что помогает развить общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Все эта музыкально-организованная деятельность происходит в процессе музыкальной практики: пение, слушание движения, игры на музыкальных инструментах путем использования музыкальных дидактических игр, здоровье сберегающих технологий.

Список литературы

1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд. – Л.: музыка, 1973. – 144с.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.

3. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Учеб. пособие для пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983.

4. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.

5. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

6. Удальцева Е. А. Дидактические игры: Пособие для студентов-заочников дошкольных фак. пед. ин-тов. М., Учпедгиз, 1963.

7. Учите детей петь. Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М.: Просвещение, 1986. – 144с., нот.

8. Эстетическое воспитание детей в игре / Под ред. Г. Н. Швыдкая-Эйсмонт. - М., 1963.

9. Янковская О. П. Дидактические игры в детском саду: Научно – методическое пособие. К.: Сов. школа, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Аннотация в статьеВ статье раскрывается опыт работы педагогического коллектива по созданию экологических пространств на территории ДОУ, как условия  осмысления педагогами новой идеологии федераль...

Возникновение и развитие воспитательных и образовательных учреждений для особых детей с Древней Руси и о 1917 года.

Данная статья посвещена краткому обзору возникновению и становлению воспитательных и образовательных учреждений в нашей стране с древних времен и до 1917 года....

Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Центр развития ребёнка – детский сад «Жемчужинка»

   Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Центр развития ребёнка – детский сад  «Жемчужи...

Программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка – детского сада «Чебурашка»

Программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка – детского сада «Чебурашка»...

Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Крепыш», реализующего образовательную программу дошкольного образования

Программа определяет содержание и организацию воспитательной деятельности в Учреждении и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их ...