Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»
методическая разработка
Программа по самообразованию
на тему:
«Устное народное творчество в развитии речи
детей раннего возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_rol_unt_v_razvitii_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №51»
Программа по самообразованию
на тему:
«Устное народное творчество в развитии речи
детей раннего возраста»
Составила: воспитатель I квалификационной
категории Потапова Л.С.
г. Хотьково, 2019г.
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Устное народное творчество – это особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. С самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности позволяет устное народное творчество, которое таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Фольклор – это не только возможность прикоснуться к истории, но и способ доступной весёлой формы развития и воспитания ребёнка.
Актуальность:
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного языка.
Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
∙ Воспитание звуковой культуры речи.
∙ Обогащение словаря.
∙ Формирование грамматического строя речи.
∙ Развитие монологической и диалогической речи.
∙ Развитие мелкой моторики.
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Цель программы:
Раскрыть влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством.
Задачи программы:
- Показать детям красоту русского языка через устное народное
творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др.;
- Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие,
обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.
Принципы:
— максимальной личностной направленности коррекционного воздействия;
— ориентации на формирование мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности;
— предметно-практической направленности;
— формирования чувства языка и опоры на него в речевой действительности.
Этапы реализация краткосрочной программы:
1 этап — составление плана работы:
— развитие речи детей средствами народного творчества;
— изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2 этап — работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:
— разработать занятия, мероприятия, развлечения, игр-имитации по теме проекта;
— разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).
3 этап – работа с родителями:
— консультации по теме проекта;
— родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация).
Возраст участников: 2 – 3 года (первая младшая группа)
Срок реализации программы: 1 год
Формы реализации программы:
— учебная деятельность на игровой основе;
— досуги;
— консультативная работа с родителями.
2 Учебно – тематический план по реализации программы
«Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»
Месяц | Работа воспитателя | Работа воспитателя с детьми | Работа воспитателя с родителями |
Сентябрь | 1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»; 2. Постановка целей и задач по данной теме; 3. Составление перспективного плана по теме самообразования | 1. Использовать потешки в режимных моментах; 2.Чтение детям русских народных сказок; 3.Прослушивание аудиозаписей, сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных | 1.Знакомство с родителями, выявление творческих способностей родителей |
Октябрь | 1.Подбор методической литературы по теме; 2.Изучение методической литературы | 1. Использовать потешки в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Чтение детям русских народных сказок; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных | 1.Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя Семья»; 2.Оформление папки – передвижки на тему: « С пальчиками играем, речь развиваем» |
Ноябрь | 1.Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»; 2.Создание картотеки потешек для работы с детьми; 3.Изготовление фланелеграфа | 1. Использовать потешки в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Игровое занятие « Репка» | 1.Оформление папки - передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки» |
Декабрь | 1.Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»; 2.Создать театральный уголок в группе (обновить имеющие виды театры, пополнить новыми видами) | 1.Использовать потешки в режимных моментах; 2.Разучивание и проговаривание потешек. 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных | 1.Составление рекомендаций для родителей по использованию театрализованной деятельности дома; 2.Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р.н.с. «Репка» |
Январь | 1.Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»; 2.Обустроить уголок ряженья; 3.Обновление и пополнение театра на фланелеграфе (потешки, сказки) | 1.Использовать потешки в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото); 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных | 1.Изготовление театра масок по русским народным сказкам; 2.Оказание помощи в рисовании иллюстраций к песенкам и потешкам; 3. Оказание помощи в шитье кокошников, юбок, косыночек и т.д. |
Февраль | 1.Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей»; 2.Пополнить книжный уголок детскими книгами согласно возрастным особенностям | 1.Использовать потешки в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры - драматизации); 5. Настольно-печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) | 1. Консультация «Почитай мне мама сказку»; 2.Оказание помощи в изготовлении настольного театра на стаканах к р.н.с. «Теремок» |
Март | 1.Изучение темы: Настольно-печатные игры по русским народным сказкам; 2.Ремонт настольно – печатных игр по сказкам | 1.Использовать потешек в режимных моментах; 2.Разучивание и проговаривание потешек. 3.Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 5. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры - драматизации); 6. Настольно-печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) | 1.Оформление родителями: альбом потешек, книжка - игрушка; 2. Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы» |
Апрель | 1.Изучение темы: «Использование хороводных игр»; | 1.Использовать потешки в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры - драматизации); 5. Настольно-печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); 5. Разучивание игр «Мыши водят хоровод», «Жили у бабуси» | 1.Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р.н.с. «Репка» |
Май | 1.Отчет по проделанным работам | 1.Использовать потешки в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры - драматизации); 5. Настольно-печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) | 1.Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год |
3 Методические программы
Методы и приёмы, используемые в проекте:
- Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
- Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми младшего возраста
- Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, словесные игры.
4 Практические выходы
∙ Подготовка материалов для мастер – класса и презентации для родителей по теме: «Пальчиковые игры для малышей».
∙ Оформление папки - передвижки. Тема: «С пальчиками играем – речь развиваем!»
∙ Пополнение центра театрализованной деятельности новыми видами театра;
∙ Составление картотеки игр-потешек на все случаи жизни;
∙ Отчёт о проделанной работе за учебный год.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Л.Н.Павлова «Фольклор для маленьких», Журнал «Дошкольное воспитание» 1990, No 4, 7, 10
- М.Н.Мельников «Русский детский фольклор», 1987, М.Просвещение
- В.Г.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры», 2005, М.: ЦГЛ
- О.Л. Князева, М.Д.Маханёва «Приобщение детей к истокам русской культур», 2008.сПб
- Сост. В.Аникин «Русский фольклор», 1985, М
- Е.А.Янушко «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет», 2009, М
- О.Гурская, А.Далидович, Т.Мазаник и др. «Годовой курс занятий для детей 2-3 лет», 2018, М
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"
цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...
отчет по теме самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"
в отчете довольно кратко отражена работа по теме самообразования...
План по самообразованию по теме: "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"
В плане представлены мероприятия на год по данной теме....
План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»
Цель: Повышение профессионального уровня в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...
Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта....
Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта...
Отчёт по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста»
Самообразование воспитателя ДОУ....