Патриотическое воспитание детей в ДОУ
статья
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.
Нравственно–патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи.
Именно в дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Патриотическое воспитание в детском саду включает в себя следующие компоненты:
— Создание условий для того, чтобы ребенок мог ощутить себя полноправной личностью, маленьким гражданином нашей необъятной страны.
— Актуализация внимания детей на их семьях как основных носителях традиций родной культуры.
— Знакомство с домами, в которых живут дети (от архитектуры до культурно-личностных особенностей), далее — с родной улицей и родным городом (селом, поселком) и его главными достопримечательностями, культурно-историческими местами.
— Знакомство с самобытностью родного края, государственной символикой. Большое влияние на формирование у детей дошкольного возраста интереса к социальной жизни практика приобщения к российским традициям, праздникам — родительскому дню, дню города, Дню Защитников Отечества, Дню Победы, Дню Конституции. Последовательно перенимая модель поведения взрослых, малыши приучаются чтить почитать подвиги и память прошлых поколений, уважительно относится не только к членам своей семьи, но и другим детям из группы, воспитателям, окружающим людям.
Неотъемлемой составляющей нравственно-патриотического воспитание в детском саду является любовь к природе родного края, образы которой воспеты во многих произведениях народного искусства, более того — именно через отдельные образы (стихий, животных, растительности) порой открываются переживания доблестных защитников нашего Отечества. Развить в детях стремление сохранять и приумножать богатства русской природы, остающейся неизменным символом родного края, — еще одна важная задача педагога, которую следует реализовывать, начиная с младшей группы, во время прогулок и национальных праздников, а также в комплексе патриотического воспитания. Патриотическое воспитание в детском саду должно быть поделено на различные виды занятий, которые включают как целевую, так и базовую подготовку ученика. Планограмма работы может отличаться в каждом ДОУ, при этом ее составляют исходя из места проживания ребенка, особенностей города, региона, географического месторасположения и прочего. Все знания, полученные в процессе обучения, будут подкреплены более серьезными фактами уже в подростковом и взрослом возрасте.
Патриотизм в детском саду — не проблема одного воспитателя. Актуальные программы нравственно-патриотического воспитания дошкольников по ФГОС предусматривают необходимость активного вовлечения в данный вид педагогической деятельности представителей семей и всех специалистов детского сада. Любой педагог должен и обязан производить нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, если обратное не указано в планах занятий. Организация патриотических праздников, беседы, тематические игры создают общее социальное настроение социума и ребенка нужно приучать к этому с детства.
Задействовать ребенка в гражданско-патриотической программе воспитания могут три категории людей:
— Педагоги в детском саду. Сюда относится не только воспитатель группы, но и психологи, музыкальные руководители и учитель физического воспитания.
— Администрация учебного заведения, представители административной части района, города или страны.
— Родители ребенка, после подготовки, лекции или родительского собрания в ДОУ.
Важный момент — целевые беседы с родителями ребенка. Так как многие программы (особенно это касается долгосрочных) рассчитаны на комплексное воспитание ребенка разными группами людей, необходимо подготовить мам и пап к предстоящим занятиям. В случаях, когда родители отказываются от участия в подобных мероприятиях, не хотят приходить на открытые уроки, сопровождать ребенка на экскурсиях по музеям и значимым местам города, следует постараться убедить их не показывать антипатриотического настроя своему ребенку. Это можно сделать во время личной беседы, которая может сопровождаться показом презентации о важности нравственно-патриотического воспитания дошкольников по ФГОС, посредством вовлечения родителей в совместные мероприятия. Вместе с тем в полной мере оградить ребенка от влияния окружающих его людей не получится, поэтому нужно максимально лояльно выстраивать планы уроков и экскурсий, предоставляя малышу только общую информацию о темах, которые подлежат рассмотрению и изучению.
В вопросе выделения ответственных за нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения отдельное внимание следует уделить личностному влиянию педагогов на дошколят. Агитация несовершеннолетнего к какой-либо политической партии, манипуляция родителями через детей запрещена законами Российской Федерации. Несмотря на то, что все методические пособия для педагогов дошкольников составлены с учетом этого факта, инициатива воспитателя может исказить некоторые факты, что является правонарушением.
Тема политики в патриотическом воспитании должна быть изучена педагогами дошкольного образования досконально, ведь между этими двумя понятиями весьма тонкая грань, и переступить ее ни в коем случае нельзя. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает изучение таких фактов:
— Информация о политическом строе страны. Знакомство с политическим строем не обязательно к изучению, но рассказывать о том, что мы живем в демократическом обществе — обязанность педагога.
— Символика края, региона, города и страны. Основные символы страны, прописанные в конституции: флаг, герб и гимн должны быть известны каждому ребенку, который заканчивает ДОУ. Эти знания проверяются на аттестации дошкольников и позволяют определить уровень его социальной подготовки.
— Действующее правительство. Каждый ребенок должен знать имя президента и премьер-министра, уметь выделить их на фотографиях.
Именно эти факторы должны быть рассмотрены и изучены детьми с особой осторожностью, чтобы любая тема не затрагивала тематику политического влияния на несовершеннолетнего. Стоит понимать, что именно нужно рассказывать и показывать детям, чтобы полученная информация не вызвала негодование родителей и администрации детского сада. Во избежание конфликтных ситуаций на педсоветах по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников по ФГОС руководителям, ответственным методистам следует систематически затрагивать эстетический аспект педагогической деятельности по направлению, в случае выявления правонарушений, грозящих влиянием на личность ребенка с нарушением конституционного права выбора — проводить с воспитателями разъяснительные беседы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка» «Русские педагоги о патриотическо...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
- Мне нравится (1)