Конспект занятия "Почему горит фонарик"
план-конспект занятия (старшая группа)

Исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_gorit_fonarik.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности                 для детей старшего дошкольного возраста                                               «Почему горит фонарик?»

Цель: создание условий для детского экспериментирования, формирование навыков познавательной активности детей.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить представления детей о значении электричества для людей;

- познакомить с батарейкой — хранителем электричества и способом использования лимона в качестве батарейки;

- формировать представления детей о том, откуда человек получает электричество;

Развивающие:

- развивать навыки проведения опытов;

- развивать способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;

- развивать мышление, умение анализировать;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность;

- воспитывать доброжелательное уважительное отношение друг к другу;

- воспитывать инициативность, самостоятельность.

Оборудование: игрушка, работающая от батареек; разрешающие и запрещающие иллюстрации при пользовании электричеством; карманный фонарик; лампочка для карманного фонарика; оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, лампочки, батарейки, лимоны, отрезки по 10 см медной изолированной проволоки сечением 0,2—0,5 мм, стальные скрепки для бумаги.

Предварительная работа: беседа об электричестве и об электростанциях; рассматривание иллюстраций; наблюдение за грозовыми разрядами во время грозы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Дети, я очень рада вас видеть. Я предлагаю нам с вами поиграть в игру «Здравствуйте». Мы составим пирамидку из наших ладошек, и каждый назовет свое имя. Согласны? Тогда я начинаю.

Я, Оксана Владимировна. (Воспитатель протягивает вперед ладонь). А теперь все вместе.

Дети называют свои имена по очереди и накрывают своей ладошкой руку воспитателя.

Воспитатель:

Встали дети все в кружок –

Поздоровайся, дружок,

Раз – два, раз – два,

Мы теперь с тобой друзья.

2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Воспитатель: Дети, я сегодня зашла к малышам, они мне показали игрушку – «Совушку» и сказали, что у нее почему-то не загораются глазки. Они попросили нас с вами помочь им. А как вы думаете, сможем мы им помочь?

Ответы детей.

Воспитатель: А как по-вашему, почему у игрушки перестали загораться глазки?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, а давайте проверим, кто из вас оказался прав.

3. Проведение опытов-экспериментов.

Дети вместе с воспитателем садятся на коврик разбирают игрушку и находят причину поломки - отсоединился проводок от батарейки.

Воспитатель: Ой, смотрите: у «Совушки» не загораются глазки потому, что отсоединился проводок. Давайте его присоединим к батарейке.

Дети присоединяют проводок, глазки у совы загораются.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, а что светится внутри лампочки? Вам интересно? Давайте рассмотрим ее. Пройдите к столам.

Дети проходят к столам, на которых разложены лампочки.

Воспитатель: Возьмите лампочки. Что вы видите внутри?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы увидели внутри лампочки тонкую пружинку. Она светится ярко и долго, потому что внутри лампочки нет воздуха. А что заставляет лампочку светиться?

Дети: Она светится, потому что поступает электрический ток.

Воспитатель: Да. А давайте мы сейчас с вами попробуем ощутить ток, поэкспериментируем! Возьмите проволочку и присоедините ее концы к разным полюсам батарейки. Что вы чувствуете?

Дети: Проволока нагревается.

Воспитатель: Вот так же и в лампочке специальная очень тонкая пружинка накаляется, начинает светиться. А откуда свет приходит в наши дома? А какие источники электричества вы еще знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы с вами сейчас провели эксперимент с батарейками, в которых электрический ток очень и очень слабый, он безопасный. А как вы думаете, существует ли опасный электрический ток? А где он находится? А чем он опасен?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, в электрических проводах и на улице, и дома такой ток в 50 раз сильнее, чем в батарейках и очень - очень опасен для человека, животных и даже для растений. И прикасаться к такому току ни в коем случае нельзя. Есть определенные правила безопасности при пользовании электричеством, которые необходимо строго соблюдать. Давайте вспомним? Перечислите их. Подойдите к доске и рассмотрите вот эти картинки - подсказки. Они помогут вам всем сформулировать и запомнить эти правила.

Дети формулируют правила.

Воспитатель: Да, дети, с электрическим током нужно быть очень осторожным. Включать электрические приборы могут только взрослые. А с таким сильным электрическим током работают только специально обученные люди. Как называют людей этой профессии?

Дети: Электрики.

Воспитатель: Молодцы. А теперь мы с вами немного отдохнем.

Физкультурная минутка.

Если свет погаснет вдруг,                        (шаги на месте, руки на поясе)

У меня есть верный друг.                        (руки на поясе, повороты влево и вправо)

Мне с фонариком не страшно                (руки держим в фонариках)

Я иду вперёд отважно

Шаг на месте раз, два, три                        (ходьба на месте, руки на поясе)

Плечи шире разверни.

Проведём одну игру:                                (присели, руки на поясе)

Все присядем, скажем «у».

Быстро встанем                                        (встали, руки на поясе)

Скажем «а».

Нам пора уж за дела.                                (сели на свои места)

Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим. Мы с вами говорили, что в дом электричество поступает по проводам. А карманный фонарик зажигается без проводов, откуда в нем электричество?

Дети: В нем есть батарейки.

Воспитатель: Значит, в батарейках есть электричество? Нужно это проверить. Берем батарейку (крона) и приставляем к ней лампочку от карманного фонарика. Почему загорелась лампочка?

Дети: Батарейки хранят электроэнергию.

Воспитатель: Я хочу продемонстрировать вам необычную лимончик-батарейку. Хотите ее увидеть? Подойдите, пожалуйста, ко мне. (Дети подходят к столу).

Воспитатель: Я беру чистый сухой лимон. (При проведении эксперимента лимоны должны быть свежие!) Вставляю в лимон скрепку и прикручиваю к скрепке один проводок. Другой провод я втыкаю в лимон чуть подальше от скрепки. Теперь два свободных конца провода прикладываю к контактам лампочки. Что произошло?C:\WINDOWS\TEMP\FineReader10\media\image1.jpeg

Дети: Лампочка загорелась.

Воспитатель: Почему лампочка загорелась?

Дети: В лимонах есть электричество.

Воспитатель: Теперь попробуем вместе сделать такую же, как у меня, батарейку.

Дети выполняют, с помощью воспитателя.

Воспитатель: Молодцы, все наши лимончики-батарейки зажгли лампочку.

Воспитатель: Дети, может кто-то догадается, почему лампочка загорелась?

Ответы детей.

Воспитатель: Лимон на вкус кислый. Вот кислота и даёт ток для батарейки и лампочка загорается.

Вывод: в лимоне содержится кислота, которая даёт ток для лампочки, и та загорается; т.е. батарейка – это хранитель электрического тока.

4. Итог.

Воспитатель: Дети, вам понравилось, как мы с вами провели время? Давайте вспомним, что сегодня мы узнали?

Дети: Карманный фонарик работает от батарейки. В лимонах есть электричество, как в батарейках.

Воспитатель: Что вам особенно запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Почему горит фонарик?"

Уточнить представления детей о значении электричества для людей, познакомить с батарейкой-хранителем электричества- и способом использования лимона в качестве батарейки....

Электричество. Почему горит фонарик? «Экспериментальная деятельность» Тугушева Г.П. Чистякова А.Е.

Электричество. Почему горит фонарик?  «Экспериментальная деятельность»  Тугушева Г.П. Чистякова А.Е....

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности Почему горит фонарик

Создание условия для детского экспериментирования, формирование навыков познавательной активности детей....

Технологическая карта по ПИД "Почему горит фонарик"

Формировать представления у детей дошкольного вораста о том, откуда человек берет электричество. создать условия для детского экспериментирования. Познакомить с батарейкой и способом  использован...

Презентация "Почему горит фонарик" старшая группа

Уточнить представления детей 5-6 лет о назначении электричества для детей. Развивать способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы....