Конспект занятия "Почему горит фонарик"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Почему горит фонарик?»
Цель: создание условий для детского экспериментирования, формирование навыков познавательной активности детей.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить представления детей о значении электричества для людей;
- познакомить с батарейкой — хранителем электричества и способом использования лимона в качестве батарейки;
- формировать представления детей о том, откуда человек получает электричество;
Развивающие:
- развивать навыки проведения опытов;
- развивать способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
- развивать мышление, умение анализировать;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность;
- воспитывать доброжелательное уважительное отношение друг к другу;
- воспитывать инициативность, самостоятельность.
Оборудование: игрушка, работающая от батареек; разрешающие и запрещающие иллюстрации при пользовании электричеством; карманный фонарик; лампочка для карманного фонарика; оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, лампочки, батарейки, лимоны, отрезки по 10 см медной изолированной проволоки сечением 0,2—0,5 мм, стальные скрепки для бумаги.
Предварительная работа: беседа об электричестве и об электростанциях; рассматривание иллюстраций; наблюдение за грозовыми разрядами во время грозы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, я очень рада вас видеть. Я предлагаю нам с вами поиграть в игру «Здравствуйте». Мы составим пирамидку из наших ладошек, и каждый назовет свое имя. Согласны? Тогда я начинаю.
Я, Оксана Владимировна. (Воспитатель протягивает вперед ладонь). А теперь все вместе.
Дети называют свои имена по очереди и накрывают своей ладошкой руку воспитателя.
Воспитатель:
Встали дети все в кружок –
Поздоровайся, дружок,
Раз – два, раз – два,
Мы теперь с тобой друзья.
2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Воспитатель: Дети, я сегодня зашла к малышам, они мне показали игрушку – «Совушку» и сказали, что у нее почему-то не загораются глазки. Они попросили нас с вами помочь им. А как вы думаете, сможем мы им помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: А как по-вашему, почему у игрушки перестали загораться глазки?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, а давайте проверим, кто из вас оказался прав.
3. Проведение опытов-экспериментов.
Дети вместе с воспитателем садятся на коврик разбирают игрушку и находят причину поломки - отсоединился проводок от батарейки.
Воспитатель: Ой, смотрите: у «Совушки» не загораются глазки потому, что отсоединился проводок. Давайте его присоединим к батарейке.
Дети присоединяют проводок, глазки у совы загораются.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, а что светится внутри лампочки? Вам интересно? Давайте рассмотрим ее. Пройдите к столам.
Дети проходят к столам, на которых разложены лампочки.
Воспитатель: Возьмите лампочки. Что вы видите внутри?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы увидели внутри лампочки тонкую пружинку. Она светится ярко и долго, потому что внутри лампочки нет воздуха. А что заставляет лампочку светиться?
Дети: Она светится, потому что поступает электрический ток.
Воспитатель: Да. А давайте мы сейчас с вами попробуем ощутить ток, поэкспериментируем! Возьмите проволочку и присоедините ее концы к разным полюсам батарейки. Что вы чувствуете?
Дети: Проволока нагревается.
Воспитатель: Вот так же и в лампочке специальная очень тонкая пружинка накаляется, начинает светиться. А откуда свет приходит в наши дома? А какие источники электричества вы еще знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами сейчас провели эксперимент с батарейками, в которых электрический ток очень и очень слабый, он безопасный. А как вы думаете, существует ли опасный электрический ток? А где он находится? А чем он опасен?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, в электрических проводах и на улице, и дома такой ток в 50 раз сильнее, чем в батарейках и очень - очень опасен для человека, животных и даже для растений. И прикасаться к такому току ни в коем случае нельзя. Есть определенные правила безопасности при пользовании электричеством, которые необходимо строго соблюдать. Давайте вспомним? Перечислите их. Подойдите к доске и рассмотрите вот эти картинки - подсказки. Они помогут вам всем сформулировать и запомнить эти правила.
Дети формулируют правила.
Воспитатель: Да, дети, с электрическим током нужно быть очень осторожным. Включать электрические приборы могут только взрослые. А с таким сильным электрическим током работают только специально обученные люди. Как называют людей этой профессии?
Дети: Электрики.
Воспитатель: Молодцы. А теперь мы с вами немного отдохнем.
Физкультурная минутка.
Если свет погаснет вдруг, (шаги на месте, руки на поясе)
У меня есть верный друг. (руки на поясе, повороты влево и вправо)
Мне с фонариком не страшно (руки держим в фонариках)
Я иду вперёд отважно
Шаг на месте раз, два, три (ходьба на месте, руки на поясе)
Плечи шире разверни.
Проведём одну игру: (присели, руки на поясе)
Все присядем, скажем «у».
Быстро встанем (встали, руки на поясе)
Скажем «а».
Нам пора уж за дела. (сели на свои места)
Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим. Мы с вами говорили, что в дом электричество поступает по проводам. А карманный фонарик зажигается без проводов, откуда в нем электричество?
Дети: В нем есть батарейки.
Воспитатель: Значит, в батарейках есть электричество? Нужно это проверить. Берем батарейку (крона) и приставляем к ней лампочку от карманного фонарика. Почему загорелась лампочка?
Дети: Батарейки хранят электроэнергию.
Воспитатель: Я хочу продемонстрировать вам необычную лимончик-батарейку. Хотите ее увидеть? Подойдите, пожалуйста, ко мне. (Дети подходят к столу).
Воспитатель: Я беру чистый сухой лимон. (При проведении эксперимента лимоны должны быть свежие!) Вставляю в лимон скрепку и прикручиваю к скрепке один проводок. Другой провод я втыкаю в лимон чуть подальше от скрепки. Теперь два свободных конца провода прикладываю к контактам лампочки. Что произошло?
Дети: Лампочка загорелась.
Воспитатель: Почему лампочка загорелась?
Дети: В лимонах есть электричество.
Воспитатель: Теперь попробуем вместе сделать такую же, как у меня, батарейку.
Дети выполняют, с помощью воспитателя.
Воспитатель: Молодцы, все наши лимончики-батарейки зажгли лампочку.
Воспитатель: Дети, может кто-то догадается, почему лампочка загорелась?
Ответы детей.
Воспитатель: Лимон на вкус кислый. Вот кислота и даёт ток для батарейки и лампочка загорается.
Вывод: в лимоне содержится кислота, которая даёт ток для лампочки, и та загорается; т.е. батарейка – это хранитель электрического тока.
4. Итог.
Воспитатель: Дети, вам понравилось, как мы с вами провели время? Давайте вспомним, что сегодня мы узнали?
Дети: Карманный фонарик работает от батарейки. В лимонах есть электричество, как в батарейках.
Воспитатель: Что вам особенно запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы .ТЕМА:«Почему горит фонарик?»
конспект +презентация...
Презентация "Почему горит фонарик?"
Уточнить представления детей о значении электричества для людей, познакомить с батарейкой-хранителем электричества- и способом использования лимона в качестве батарейки....
Электричество. Почему горит фонарик? «Экспериментальная деятельность» Тугушева Г.П. Чистякова А.Е.
Электричество. Почему горит фонарик? «Экспериментальная деятельность» Тугушева Г.П. Чистякова А.Е....
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности Почему горит фонарик
Создание условия для детского экспериментирования, формирование навыков познавательной активности детей....
Технологическая карта по ПИД "Почему горит фонарик"
Формировать представления у детей дошкольного вораста о том, откуда человек берет электричество. создать условия для детского экспериментирования. Познакомить с батарейкой и способом использован...
Презентация "Почему горит фонарик" старшая группа
Уточнить представления детей 5-6 лет о назначении электричества для детей. Развивать способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы....