Диагностические материалы к проекту "Волшебный сундучок"
тест

Наталья Ивановна Зимина

Представлено описание различных диагностических методик, позволяющие судить об уровне духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

  1. Диагностическая методика «Предпочтения детей в игровой деятельности» автора П. В. Грицковой.
  2.  Диагностическая методика автора Г. А. Урунтаевой на выявление уровня  развития ребёнка в театрализованной деятельности.
  3. Диагностическая методика «Изучение осознания детьми нравственных норм» авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Диагностические материалы60.32 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические материалы к проекту «Волшебный сундучок»

Зимина Наталья Ивановна

МДОБУ ДС № 5 Тынденок

 г. Тынды Амурской обл.

воспитатель высшей

квалификационной категории

Вводная диагностика.

Цель: осуществление диагностики  духовно-нравственного воспитания  детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность (сентябрь 2019).

Задачи:

  1. Определить предпочтения в игровой деятельности детей и выявить место театрализованных игр в предпочтениях детей;
  2. Выявить уровень развития ребёнка в театрализованной деятельности.
  3.  Определить уровень сформированности  нравственных понятий.
  4. Установить эффективность использования театрализованной деятельности  как средства духовно-нравственного воспитания детей;

    В исследование приняли участие 24 ребенка  4 – 5 лет.

  1. Диагностическая методика «Предпочтения детей в игровой деятельности» автора П. В. Грицковой.

Методика проведения.

На картинках изображены дети, играющие в разные виды игр:

  • Режиссерские игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Дидактические игры
  • Подвижные игры, спортивные игры
  • Компьютерные игры
  • Игры со строительным материалом
  • Театрализованные игры

Ребенку предлагается выбрать игру, в которой он бы хотел оказаться. Последовательно делает три выбора.

  • За первый выбор – 3 балла
  • За второй – 2 балла
  • За третий – 1 балл.

   Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу:

   

Фамилия, имя ребенка

Виды игр, предпочитаемые ребенком

  По данной методике на начало 2019 учебного года предпочтения детей распределились следующим образом:

   1место – Компьютерные игры (50%)

   2место – Подвижные и спортивные игры (30, 17%)

   3место – Игры со строительными материалами и Лего (25,25%)

   4место – Дидактические игры (20,83%)

   5место – Сюжетно – ролевые игры (19,5%)

   6место – Режиссерские игры (10,33%)

   7место – Театрализованные игры  (9,17%)

 Рис.1 Предпочтения детей в игровой деятельности

   

 На диаграмме (Рис.1) можно отследить, что режиссерские и театральные игры на последних местах, а наивысшие количество баллов набрали компьютерные игры.

  1. Диагностическая методика автора Г. А. Урунтаевой на выявление уровня  развития ребёнка в театрализованной деятельности.

Методика проведения.

     Педагогические наблюдения за детьми в ходе театрализованной деятельности, в течение недели, в форме игровых заданий:

  1. С помощью пантомимы (жеста, позы, походки) изобразить животное: - Кто прошел по мостику? (медведь, лиса, зайчик).
  2. Изобрази зайчика, который пришел в гости к детям. Поздоровайся с ребятами радостно, грустно.
  3. Предложить детям  театр – кукольный (рукавичка). – Разыграй сказку с помощью игрушек, какая тебе нравиться (три сказки на выбор).

Каждое задание оценивается по 3-х бальной шкале:

1балл низкий уровень – не выполнил задание или частично повторяет за взрослым.

2балла средний уровень – выполняет задание, используя помощь взрослого.

3балла высокий уровень – самостоятельно выполняет задание.

Результаты суммируются для определения уровня развития ребенка:

8 – 9 баллов – высокий уровень

5 – 7 баллов – средний уровень

3 – 4 баллов – низкий уровень

Запись в таблице:

ФИ ребенка

Задание1

Задание2

Задание3

Итог

Уровень

  По данной методике на начало 2019 учебного года предпочтения детей распределились следующим образом:

  1. Умеют с помощью пантомимы изобразить животное
  • Высокий уровень – 12,5%
  • Средний уровень – 41,67%
  • Низкий уровень – 45,83%
  1. Умеют изобразить зайчика, который пришел в гости, передавая радость, грусть
  • Высокий уровень – 16,67%
  • Средний уровень – 37,5%
  • Низкий уровень – 45,83%
  1. Умеют разыгрывать сказку, с помощью перчаточного театра (рукавичка)
  • Высокий уровень – 8,33%
  • Средний уровень – 33,33%
  • Низкий уровень – 58,33%

Рис.2 Уровень развития театрализованной деятельности

На графике (Рис.2) можно отследить, что  развитие театрализованной деятельности детей средней группу находится на среднем и низком уровне.

В основном ребята не могут выполнить задания самостоятельно, а выполняют их с помощью взрослого. Воспитанники слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека (персонажа), умением вживаться в создаваемый образ использовать мимику, жесты, движения.

III.Диагностическая методика «Изучение осознания детьми нравственных норм» авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.

Методика проведения:

  1. три незаконченные ситуации, описывающие выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста.
  2. 10-12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей.
  3. Стихотворение Е. Благининой «Подарок»
  4. Новая яркая игрушка

Диагностика проводится индивидуально с интервалом в 2 – 3 дня в виде бесед «вопрос – ответ».

Первая серия.

Вторая серия

Третья серия

Обработка данных

Ребенку говорят: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».

Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему

Подсерия 1– ребенку читают стихотворение Е. Благининой «Подарок», а потом задают вопросы: Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?

Подсерия 2– участвуют те же дети. Экспериментатор создает ситуации, в которых дети должны поделиться игрушками. В комнату, где проходит исследование, приглашают сначала одного ребенка, показывают ему новую яркую игрушку и предлагают поиграть с ней. В момент, когда ребенок наиболее увлечен игрой, приглашают второго. В протоколе фиксируют поведение, речь и эмоциональные реакции детей.

Анализируют, насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от возраста дошкольников. Соответственно распределяют испытуемых по 4 уровням осознания нравственных норм:

В третьей серии сопоставляют реальное и предполагаемое поведение детей и делают вывод о том, насколько они соответствуют друг другу, как это соответствие зависит от возраста

Примеры ситуаций

1.Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?

2.Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала; «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила ... Что ответила Катя? Почему?

3.Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил... Что ответил Саша? Почему?

Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа

Обработка результатов данной методики.

Баллы

Действия детей

Уровни осознания

Интерпретация уровней

0 баллов

Ребенок не может оценить поступки детей.

Низкий (критический)

Дети не знакомы с нравственными нормами.

1 балл

Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

Средний

Дети не осознают нравственные нормы.

2 балла

Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку

Выше среднего

Дети осознают нравственную норму, но, не придают ей особого значения (внимания).

3 балла

Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку

Высокий уровень

Дети глубоко осознают нравственную норму, применяя ее в повседневной жизни.

По данной методике на начало 2019 учебного года осознание детьми нравственных норм поведения можно отследить по двум направлениям:

       1 по  уровню сформированности нравственных понятий: честность, доброта, справедливость, дружба, грубость, ложь.

       2 по уровню осознания нравственных норм

                                                             

Рис.3 Уровень сформированности                        Рис.4 Уровень осознания

 нравственных понятий                                                 нравственных норм

На диаграмме (Рис.3) – у детей больше сформированы понятия честности и доброты, а наименьше – грубость, ложь.

  На диаграмме (Рис.4) у большинства детей средний уровень и есть дети с низким уровнем, что говорит о необходимости их  нравственного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОЦЕНКЕ И УЧЕТУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-7 лет Под редакцией академика РАО М. М. Безруких Москва 2006 г.

Диагностика на конечном этапе (перед школой) обеспечит определение «готовности» к школьному обучению и выбор оптимальной стратегии и тактики обучения (программы образования). Комплексная диагностика ...

«Диагностические материалы к дополнительным образовательным программам»

методические рекомендации в помощь педагогам. воспитателям...

Справка по проверке диагностических материалов ДОУ.

Содержит аналитический материал на соответствие предъявляемым требованиям. Может использоваться в контролирующей деятельности старшего воспитателя, методиста ДОУ....

Диагностические материалы

Материалы для диагностики детей-дошкольников...

Диагностические материалы для обследования речевых функций ребенка

Данный материал будет полезен в первую очередь начинающим учителям - логопедам, молодым специалистам.Материал содержит схемы обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, среднего и ст...

Диагностические материалы для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей ПДД

Диагностические  задания для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей старшего возраста ПДД...

Диагностические материалы по овладению ИКТ педагогами в ДОУ

Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий.Диагностическая карта «Использование информационно-компьютерных технологий в работе»...