Картотека игр по театрализованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста 4 - 5 лет
картотека (средняя группа)

Наталья Ивановна Зимина

В данном приложение собраны игры на развитие фантазии и воображения дошкольников 4 - 5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                              Приложение

        Картотека игр по театрализованной  деятельности

          с детьми среднего дошкольного возраста 4 – 5 лет.

Игры-превращения.

 Цель: научить будущих артистов выразительности, оживлять

 фантазию и воображение, совершенствовать  образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Игры на мышечное напряжение и расслабление

 «Деревянные и тряпичные куклы»

 При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног,  корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты  всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу.  Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.

  В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни  остаются на месте. Движения исполняются по нескольку раз подряд,  то в одной, то в другой форме.

  «Цветочек»

  Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от  напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу,  голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть  колени («завял цветочек»).

 «Веревочки»

Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой  образ: ронять руки, как веревочки.

 «Стряхнуть воду с платочков»

  Руки согнуть в локтях, кисти свисают ладонью вниз. Движением предплечья несколько раз подряд  сбросить их вниз пассивно. Перед этим движением полезно  сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу   в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

 

«Незнайка»

Поднять плечи как можно выше, затем дать им свободно

 опуститься в нормальное положение (сбросить их).

«Крылья самолета и мягкая подушка»

  Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы,

напрячь все мышцы от плеча до концов пальцев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям, кистям и пальцам — пассивно согнуться.

  Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

    «Мельница»

    Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, описав  круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько  раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как  «не свои»).  

 Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов,  при   которых сразу нарушается правильное круговое движение и  появляется угловатость.

 «Маятник»

    Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяют; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибается. Затем тяжесть тела так же переносится на пятки. Носки от пола не отделяются. Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществляется на расставленных ногах, рука правая и левая прижаты к корпусу. Раскачивание с ноги на ногу медленное, без отрыва от пола.

«Паровозики»

   Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх -назад — вниз -вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед  т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.

«Кошка выпускает когти»

Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук.

 Руки согнуть в локтях, ладони вниз, кисти сжать в кулачки

 и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все

пальцы вверх и разводить их до предела в стороны («кошка

выпускает когти»). Затем без остановки согнуть кисти вниз,

одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти»),

и, наконец, вернуться в исходное положение. Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением. Позднее в упражнение следует включить движение всей руки — то сгибая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку («кошка загребает лапками»).

«Великаны и гномы»

Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полу пальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.

Игры на развитие выразительности и воображения

   Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.

«Лисичка подслушивает»

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед. Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полу открыть.

«Кузнечик»

  Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте. Выразительные движения: шею вытянуть вперед» пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.

«Вкусные конфеты»

  У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.  Мимика: жевательные движения, улыбка.

«Новая кукла»

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет,

 кружится, показывает всем желанный подарок, прижимает

ее к себе и снова кружится.

«После дождя»

Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают,

ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног.

Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

«Цветок»

Теплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

 Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх — цветок расцвел; голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать ее вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

«Танец розы»

Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. Ребенок сам придумывает к нему движения. Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.

«Вдоль по бережку»

Прочитать выразительно, нараспев стихотворение. Попросить ребенка передать его содержание в движениях.

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

 Выше бережка головушку несет,

 Белым крылышком помахивает,

Со крыла водичку стряхивает.

Вдоль по бережку молодчик идет,

Выше по бережку молодчик идет,

Выше бережка головушку несет,

Сапожком своим пристукивает

 Да по пяточкам постукивает.

 

 

                    

 Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала.

Цель: совершенствовать образные исполнительские

 умения. Развивать творческую самостоятельность в

передаче образа.

1)  Нахмуриться, как:

а) король,

б) ребенок, у которого отняли игрушку,

в) человек, скрывающий улыбку.

2) Улыбнуться, как:

а)  вежливый японец,

б)  собака своему хозяину,

в)  мать младенцу,

г)  младенец матери,

д)  кот на солнце.

3)  Сесть, как:

а)  пчела на цветок,

б) наказанный Буратино,

в)  обиженная собака,

г) обезьяна, изображавшая вас,

д)  наездник на лошади,

е)  невеста на свадьбе.

«Игра с платком». 

Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики  

изобразить:

 а) бабочку,

б)  лису,

в)  принцессу,

г) волшебника,

 д)  бабушку,

е)  фокусника,                                                       

ж) больного с зубной болью.

 Игра:  «Пантомимы»

Цель: учить детей элементам искусства пантомимы , развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.

2. Много снега — протопчем тропинку.

3.  Моем посуду. Вытираем.

4. Мама с папой собираются в театр.

5.  Как падает снежинка.

6.  Как ходит тишина.

7.  Как скачет солнечный зайчик.

8.  Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем,

жарим, едим.

9. Едим щи, попалась вкусная косточка.

10.  Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки,

лов.

11. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки,

зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.

12.  Лепим снежки.

13. Расцвели, как цветы. Завяли.

14. Волк крадется за зайцем. Не поймал.

15.  Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью,

галопом), приехала.

16.  Котенок на солнышке: жмурится, нежится.

17.  Пчела на цветке.

18. Обиженный щенок.

19. Обезьяна, изображающая вас,

20. Поросенок в луже.

21. Наездник на лошади.

22.  Невеста на свадьбе. Жених.

23.  Бабочка порхает с цветка на цветок.

24.  Зуб болит.

25.  Принцесса капризная, величественная.

26. Бабушка старенькая, хромает.

27.  Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.

28.  Ловим кузнечика. Ничего не получилось.

29.  Сосулька.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит         (руки подняты вверх).

Солнце взойдёт —

Гвоздь упадет    (расслабленные руки падают вниз, присесть).

30.  Теплый луч упал на землю и согрел зернышко. Из него проклюнулся росток. Из него вырос прекрасный цветок. Он нежится на солнце, подставляет теплу каждый лепесток, поворачивая головку к солнцу.

31.   Стыдно: брови приподняты вверх и сведены, плечи приподняты.

32.  Я не знаю.

33.  Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена,

 плечи сведены назад).

34.  Я — страшная гиена, Я — гневная гиена.

От гнева на моих губах Всегда вскипает пена.

35.  Пожарить глазунью. Съесть.

36.  «Мы в лесу». Звучит «Сладкая греза» П.И. Чайковского.

Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают

сюжет и воплощают его в движениях. Музыка остановилась, и дети

остановились, взрослый задает вопросы детям.

— Ты кто? — Жучок. — Что делаешь? — Сплю. И т.д.

Игры- этюды:

Цель:  развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

3.  Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

4.  Я работник сладкий,  Целый день на грядке:

Ем клубнику, ем малину,  Чтоб на всю наесться зиму...

 Впереди арбузы — вот!..  Где мне взять второй живот?

5. На носочках я иду —  Маму я не разбужу.

6. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет.

7.  Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.

8.  У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

9.  Жадный пес   Дров принес, Воды наносил,   Тесто замесил,

 Пирогов напек, Спрятал в уголок  И съел сам.   Гам, гам, гам!

10.  Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего, ноги в луже                   

11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега  прошлогодний мусор.

12.  Весенний снеговик, которому весеннее солнце

напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.

13. Корова, тщательно пережевывающая первую

весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.

 14. Был у зайца дом как дом

Под развесистым кустом   И доволен был косой:   

 — Крыша есть над головой!   А настала осень,

Куст листочки сбросил,  Дождь как из ведра полил,

Заяц шубу промочил. –  Мерзнет заяц под кустом:

—  Никудышный этот дом!

15.  Шерсть чесать — рука болит, Письмо писать — рука болит,

 Воду носить — рука болит,  Кашу варить — рука болит,

А каша готова — рука здорова.

16.  У забора сиротливо  Пригорюнилась крапива.

 Может, кем обиженна? Подошел поближе я,

А она-то, злюка, Обожгла мне руку.

17.  Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки.

Весь перецарапали! Лопнул шар, А две подружки посмотрели —

Нет игрушки, сели и заплакали...

18.  Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

—  Как       быть без хруста, Если я — капуста.

(Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты.)

19.  Полюбуемся немножко,  Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ, Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый, Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно, А потом вновь ходит важно.

     Игра: «Звонкие ладошки».

Цель:

Обратить внимание детей на характер хлопков в зависимости

 от музыки и образов. Учить умению  хлопать тихо и громко,

с размаху и держа руки близко одна к другой., передавать

 ритмический рисунок музыки ,  наполнять движение эмоциональным смыслом.

1.  «Колокола».

Активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук.

2.  «Колокольчики».

Мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение легкое, по силе не громкое. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в стороны вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около    

                                                         левого уха.

3.  «Тарелка». 

Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз,

 другая — снизу вверх.

4.  «Ловлю комариков».

Легкие звонкие хлопки прямыми ладошками справа и слева от корпуса, вверху и внизу — согнутыми в локтях руками.

5.  «Бубен».

Хлопки ладонью одной руки о неподвижную раскрытую ладонь другой.

Хлопки могут быть громкими или тихими в зависимости от динамики музыкального образа.

6.  «Подушечка».

Хлопки выполняются свободными, ненапряженными, мягкими руками перед корпусом и за ним.

7.  «Вертушки».

 Повороты кистей рук от корпуса и обратно. Руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении, работают только кисти, сила удара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер.

 Игры на развитие плавных движений рук

1.  «Ветерок». Перекрестные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть.

2.  «Ленточки». Попеременные пластичные движения правой и левой руками вверх-вниз перед грудью.

3.  «Волна». Плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперед. «Волна» образуется за счет пластичных движений плеча, предплечья, кисти. «Волна» может плавно перетекать из одной руки в другую.

4.  «Крылья». Плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.

5.  «Поющие руки». Из положения «руки в стороны» мягким движением

кисти направляются друг другу навстречу, словно собирая перед собой упругий воздух. Такими же пластичными движениями руки снова разводятся в стороны. Корпус при этом помогает выразительности

движения, слегка наклоняясь вперед и откидываясь назад.

 

        

Игры на РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Цель:  закреплять выразительные приемы создания

игрового образа., следить за тем, чтобы дети сами подмечали

различия в исполнении своих друзей и стремились находить

 свои движения, мимику.

  1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица

 любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2.  Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3.   Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

Примечание. Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать

 Игры на развитие выразительной мимики.

   Цель:  учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа. 1.  Соленый чай. 2.  Ем лимон. 3.  Сердитый дедушка.

4.  Лампочка потухла, зажглась. 5. Грязная бумажка. 6. Тепло - холодно.

7.  Рассердились на драчуна. 8. Встретили хорошего знакомого.

9.  Обиделись. 10. Удивились. 11. Испугались забияку.

12. Умеем лукавить (подмигивание). 13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака). 14.  Мне грустно. 15. Получить подарок.

16.  Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.

17.  Не сердись!

18.  Верблюд решил, что он жираф,

 И ходит, голову задрав.

У всех он вызывает смех,

А он, верблюд, плюет на всех.

19.  Встретил ежика бычок

 И лизнул его в бочок.

 А лизнув его бочок,

 Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

— В рот не суй что попадется!

20.  Будь внимателен.

21. Радость.

22. Восторг.

23.  Я чищу зубы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста" сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать месяцев"

В педставленном пособии предлагается сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать  месяцев."Целью данного пособия является развитие и поддержание интереса у детей к театру и теа...

перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

перспективное планирование по театрализованной деятельности для работы педагогов с детьми среднего дошкольного возраста (полная развёрнутая НОД по месяцам)...

Проект Театрализованные игры с детьми среднего дошкольного возраста

Развитие речи является центральной задачей воспитания детей. Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сенситивно к ее усвоени...

Театрализованные игры с детьми среднего дошкольного возраста в летний период на прогулке

В данном выступлении представлен опыт работы по театрализованной деятельности в летний период, проводимой на прогулке. Определены условия всестороннего развития дошкольников 4-5 лет посредством этого ...

Картотека театрализованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность -это самый распространенный вид детского творчества.Она близка и понятна ребенку,глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно,потому что связана с игрой....

Мастер – класс для педагогов. «Изготовление платковых кукол для театрализованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста».

Одной из задач образовательного учреждения является формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образoвания.  Oснoвным направле...