«СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ И СПОСОБЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО»
методическая разработка (средняя группа)
«СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ И СПОСОБЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ковригина И.В., воспитатель
ГБДОУ центр развития ребёнка – детский сад № 125 Невского района
Санкт – Петербурга
«СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ И СПОСОБЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО»
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Поэтому, мы педагоги, должны развивать у детей желание охранять природу от её неоправданного варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на детей огромно: она встречает их морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Вот почему с дошкольного возраста нужно закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.
Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс. Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:
- развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценностях природы и правилах поведения в ней;
- формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами;
- развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- воспитание любви к окружающему миру;
- накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных фактов, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учётом этого в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с живой и неживой природой. Они узнают причины изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать растения, видеть основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам, узнают о некоторых особенностях ухода за ними; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных, о способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода за обитателями живого уголка. Главное, чтобы дети поняли, что человек и природа взаимосвязаны. Поэтому забота о природе, есть забота о человеке, о его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Ознакомление дошкольников с природой происходит в учебной и повседневной деятельности. Учебная деятельность организуется в детском саду в форме занятий, экскурсий и целевых прогулок.
Занятие - это обязательная форма обучения со всем коллективом детей в строго определённое время, на котором решаются намеченные задачи. Оно имеет определённую дидактическую цель и четкую структуру, представленную в конспекте. Материал занятия и форма его организации позволяют продумать заранее, в каком помещении следует его провести, как преобразовать пространство, мебель и прочее, чтобы сложились оптимальные условия для учебной деятельности; как подготовить необходимую наглядность, атрибутику, оборудование, их пространственное расположение.
Важной особенностью экологических занятий является обстоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом.
Экскурсии - это интересное, полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Простые прогулки на природе обогащают новыми знаниями и впечатлениями, делают человека более сильным, ловким и выносливым, вводят детей в «тайный» мир природы, не знакомый ему. Раскрывая «тайны» природы, дети развиваются, учится сопереживать; им подсказывают, как лучше поступить, чтобы сохранить природу, не навредить ей; проводят аналогию жизни мира природы с социальной действительностью окружающего мира детей.
Одним из основных методов в экологическом воспитании является наблюдение. С его помощью дети не только познают внешние параметры объектов природы, но и приобретают различные навыки, направленные на познание и практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изобразительная деятельность и рассказы детей на основе наблюдений). Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир.
Есть кратковременные наблюдения, длительные, в форме циклов, наблюдения с использованием различного материала. Для привлечения внимания детей к наблюдениям в уголке природы и на земельном участке полезно применять игровые приёмы: «Кто быстрее найдёт?» или «Кто первый увидит?».
В практическом методе одной из форм ознакомления детей с природой является моделирование. С детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы. Модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использования готовых моделей является методом экологического воспитания.
Для представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используются разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. Игра является очень важным методом экологического воспитания. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процесс познания природы включаются игровые обучающие ситуации.
В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе. К ним относятся игры с предметами, настольно – печатные, словесные.
Предметные игры - это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т.д.
Дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры, такие как, «Четыре времени года», «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Фрукты и ягоды» и другие.
Словесные игры - например: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле» и другие, не требующие никакого оборудования. К словесному методу экологического воспитания относится беседа. В ходе беседы последовательная цепочка вопросов помогает понять причинно – следственные связи, сделать обобщение, выводы.
На прогулках можно поиграть с детьми в подвижные игры, используя основы экологических знаний. Одна из них «Лесные пятнашки», когда нельзя «посалить» пару игроков, успевших взяться за руки вокруг определенного дерева (берёза, клён, дуб и так далее). Играя в подвижные игры, дети получают вместе со знаниями заряд бодрости и здоровья.
В творческих играх дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе, при этом у них формируется положительное отношение к труду. Особое влияние на развитие игры оказывают рассказы тружеников села – доярки, садовника, комбайнёра. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками и др. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов.
Еще одним методом воспитательно-образовательной работы в детском саду является труд. Он имеет большое значение. Систематический труд на огороде, в саду, в уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, они могут быть связаны с трудом в уголке природы и на огороде, могут включаться в занятия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждают, сравнивают, устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы. Опыты повышают интерес к предметам и явлениям, создают эмоциональную обстановку, вызывают чувство радости, восторга. Перед педагогом стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, подвести их к понимаю природных закономерностей.
Для повышения эффективности экологической работы с детьми, для её полноценного осуществления целесообразно сочетать работу с семьями воспитанников в данном направлении. Поскольку именно семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам природного и растительного мира. Данная работа строится на тесном сотрудничестве, используя как традиционные формы (педагогические ширмы, родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглые столы, природоохранные акции).
Таким образом, самое главное в экологическом воспитании – это личная убеждённость педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу. Педагоги в своей работе должны применять разнообразные формы и методы ознакомления детей с природой. При этом они сами должны обладать экологической культурой: понимать общие для всех людей проблемы и показывать детям прекрасный мир природы, помогая им наладить взаимоотношения с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно- воспитательном процессе ДОО»
Полезно педагогам ГБДОУ....
Содержание экологического воспитания детей старшей группы и способы его реализации в образовательно – воспитательном процессе ДОО
Раскрыты цели и задачи экологического воспитания в конкретной группе...
Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
Экологическое воспитание начинается с раннего детства...
Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и спо...
Статья "Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"
Содержание экологического воспитания детей младшей группы...
Статья по теме:"Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"
Статья по теме:"Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"...
«Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО».
Любовь к природе воспитывается с раннего детства. Дети 2-4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью, в этом возрасте они начинают осознавать, что являются частью окружающего мира, которы...