Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
статья (подготовительная группа)
Борисова Светлана Леонидовна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №9 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.
Суть нового направления заключается в формировании у детей экологической культуры: осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада.
Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды; человек (ребенок, воспитатель) играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.
Методы работы с детьми 6-7 лет:
1. Наглядные методы.
Наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций – всё это с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Наблюдение позволяет сформировать у дошкольников яркие, конкретные представления о природе. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.). Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изобразительная деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Поэтому составлению циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.
2. Словесные методы.
Чтение художественных произведений о природе, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном – все это разные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе. Его правильное использование в разных формах работы с детьми. Наибольшее значение имеет беседа – это последовательная цепочка вопросов, помогающих понять причинно-следственные связи, сделать обобщения, выводы. Использование словесного метода обусловлено сущностью общения желанной для детей деятельностью.
3. Практическая деятельность дошкольников.
Игры, элементарные опыты, моделирование, самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяют детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, то есть приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, предполагает использование не только разнообразных методов, но и форм работы.
В педагогической деятельности используются следующие формы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
1) Занятия первично-ознакомительного типа. Занятия посвящаются ознакомлению различные детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть показаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становится демонстрационные и учебные пособия, позволяющее формировать у детей отчетливые и правильные представления. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу.
2) Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов. Доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия. Посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например, ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания.
3) Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделять ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.
4) Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Огромное значение в работе с детьми играет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры.
В старшем дошкольном возрасте дети с интересом занимаются опытнической деятельностью. Опыт способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, они могут быть связаны с трудом в уголке природы и на огороде, могут включаться в занятия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждают, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Опыты повышают интерес к предметам и явлениям, создают эмоциональную обстановку, вызывают чувство радости, восторга.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое воспитание детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Ведь именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности.
Основные задачи экологического воспитания в подготовительной группе:
- Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней,
- Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами,
- Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становлении с ее объектами,
- Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Содержание работы по экологическому воспитанию:
- Познавательные занятия.
- Экспериментирование.
- Экскурсии в природу.
- Викторины.
- Наблюдения за животным и растительным миром, за трудом взрослых.
- Трудовая деятельность в уголке природы, на участке, на огороде.
- Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок.
- Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры.
- Проведение музыкальных и спортивных развлечений.
- Конструирование из природного материала.
- Работа с календарями природы, зарисовки.
- Оформление выставки детских работ.
- Проектная деятельность.
Примерный перечень тем для обсуждения с дошкольниками:
«Уж небо осенью дышало», «Царство растений – грибы», «Откуда хлеб пришел», «Вот какой урожай», «Злаковые культуры России», «Жизнь зверей осенью (зимой, весной, летом)», «Как животные помогают человеку?», «Перелетные птицы», «Лес их дом», «Снег, что это такое», «Зимушка – зима», «Весна – красна», «Первоцветы», «Мое любимое животное», «Грачи прилетели», «Танец бабочек», «Пробирается медведь сквозь густой валежник.», «Васильковое поле», «Как растут корни?», «Для чего нужна вода растениям?» и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borisova_s.l._ekologicheskoe_vospitanie.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Борисова Светлана Леонидовна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №9 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.
Суть нового направления заключается в формировании у детей экологической культуры: осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада.
Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды; человек (ребенок, воспитатель) играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.
Методы работы с детьми 6-7 лет:
1. Наглядные методы.
Наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций – всё это с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Наблюдение позволяет сформировать у дошкольников яркие, конкретные представления о природе. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.). Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изобразительная деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Поэтому составлению циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.
2. Словесные методы.
Чтение художественных произведений о природе, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном – все это разные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе. Его правильное использование в разных формах работы с детьми. Наибольшее значение имеет беседа – это последовательная цепочка вопросов, помогающих понять причинно-следственные связи, сделать обобщения, выводы. Использование словесного метода обусловлено сущностью общения желанной для детей деятельностью.
3. Практическая деятельность дошкольников.
Игры, элементарные опыты, моделирование, самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяют детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, то есть приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, предполагает использование не только разнообразных методов, но и форм работы.
В педагогической деятельности используются следующие формы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
1) Занятия первично-ознакомительного типа. Занятия посвящаются ознакомлению различные детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть показаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становится демонстрационные и учебные пособия, позволяющее формировать у детей отчетливые и правильные представления. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу.
2) Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов. Доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия. Посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например, ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания.
3) Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделять ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.
4) Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Огромное значение в работе с детьми играет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры.
В старшем дошкольном возрасте дети с интересом занимаются опытнической деятельностью. Опыт способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, они могут быть связаны с трудом в уголке природы и на огороде, могут включаться в занятия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждают, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Опыты повышают интерес к предметам и явлениям, создают эмоциональную обстановку, вызывают чувство радости, восторга.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое воспитание детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Ведь именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности.
Основные задачи экологического воспитания в подготовительной группе:
- Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней,
- Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами,
- Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становлении с ее объектами,
- Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Содержание работы по экологическому воспитанию:
- Познавательные занятия.
- Экспериментирование.
- Экскурсии в природу.
- Викторины.
- Наблюдения за животным и растительным миром, за трудом взрослых.
- Трудовая деятельность в уголке природы, на участке, на огороде.
- Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок.
- Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры.
- Проведение музыкальных и спортивных развлечений.
- Конструирование из природного материала.
- Работа с календарями природы, зарисовки.
- Оформление выставки детских работ.
- Проектная деятельность.
Примерный перечень тем для обсуждения с дошкольниками:
«Уж небо осенью дышало», «Царство растений – грибы», «Откуда хлеб пришел», «Вот какой урожай», «Злаковые культуры России», «Жизнь зверей осенью (зимой, весной, летом)», «Как животные помогают человеку?», «Перелетные птицы», «Лес их дом», «Снег, что это такое», «Зимушка – зима», «Весна – красна», «Первоцветы», «Мое любимое животное», «Грачи прилетели», «Танец бабочек», «Пробирается медведь сквозь густой валежник.», «Васильковое поле», «Как растут корни?», «Для чего нужна вода растениям?» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно- воспитательном процессе ДОО»
Полезно педагогам ГБДОУ....
Содержание экологического воспитания детей старшей группы и способы его реализации в образовательно – воспитательном процессе ДОО
Раскрыты цели и задачи экологического воспитания в конкретной группе...
Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
Экологическое воспитание начинается с раннего детства...
Статья "Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"
Содержание экологического воспитания детей младшей группы...
Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО
Согласно принятым 23 ноября 2009 г. Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагоги должны переориентироваться на работу с ...
Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Суть нового направления заключается в формировании у...
«Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно - воспитательном процессе ДОО»
Олешкевич Ирина Николаевна, воспитательГБДОУ детский сад №27 Красносельского районаСанкт-Петербурга «Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализа...