«Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО».
статья (младшая группа)
Любовь к природе воспитывается с раннего детства. Дети 2-4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью, в этом возрасте они начинают осознавать, что являются частью окружающего мира, который необходимо беречь. Поэтому экологическое воспитание-одно из приорететных направлений образовательных и воспитательных программ дошкольных учереждений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мартьянова Светлана Сергеевна
воспитатель
ГБДОУ Детский Сад № 58
Колпинского района СПб
«Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО».
Любовь к природе воспитывается с раннего детства. Дети 2–4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью, в этом возрасте они начинают осознавать, что являются частью окружающего мира, который необходимо беречь. Поэтому экологическое воспитание — одно из приоритетных направлений образовательных и воспитательных программ дошкольных учреждений. Экологическая составляющая может присутствовать во всех направлениях реализующейся в детских садах деятельности, но также проводятся и отдельные занятия, посвящённые этой теме.
Главная задача экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте — дать начальное представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нём, заложить ориентиры в мире животных и растений.
В младших группах дети узнают названия животных, насекомых, птиц, кто из них является домашним, а кто диким, какие растения растут в лесу, в огороде, в саду, получают первые знания о природных явлениях, проводят простейшие опыты с водой, снегом, песком, посильно работают в живом уголке или комнате природы, ходят на экскурсии по экологической тропе.
Дети обязательно должны усвоить, что птицы, звери, насекомые, растения — живые. Они так же, как и люди, испытывают боль и страх, нуждаются в воде и пище. Если это домашние растения и животные — за них отвечает человек. То есть он должен за ними ухаживать. Если это дикая природа, то её лучше оставить в покое. Можно наблюдать, изучать, но не вредить. Если ребёнок усвоит это, значит, усилия воспитателей и родителей по экологическому воспитанию не пропали даром.
Следует помнить, что дети в дошкольном возрасте должны иметь возможность видеть то, о чём говорит воспитатель, а ещё лучше — потрогать и почувствовать.
К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, относятся наблюдения, несложные опыты, труд в природе, игры с природными материалами. Методы косвенного ознакомления с природой — рассказы, чтение художественных произведений, беседы.
Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании детьми природы, поскольку он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними. Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь, дошкольники выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи, зависимости.
Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их изображений (картин, диапозитивов, кинофильмов). Демонстрацию используют для уточнения, обобщения и систематизации знаний детей о предметах и явлениях, формирования представлений о недоступных для непосредственного восприятия объектов.
Словесный метод - рассказ воспитателя должен иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах, обогащая ребенка разнообразными впечатлениями, влияя на его ум, чувства, воображение.
Чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания.
Беседу используют для обобщения и систематизации знаний. Участвуя в беседе, ребенок должен знать, о чем идет речь, уметь включаться в диалог, поддерживать и развивать его, слушать и понимать собеседника, управлять своим вниманием и др.
Дидактические игры по экологии могут быть использованы на занятиях по математике, что предусматривает применение в обучении элементов игровой деятельности, в результате чего дидактическая задача становится более понятной, доступной и привлекательной для ребенка, а процесс обучения — интересным.
Например, при ознакомлении с величиной: широкий/узкий, большой/маленький, высокий/низкий, количеством, формой и т. д.
Также сюжетные дидактические игры используют на занятиях по ознакомлению с окружающей средой и развитию речи: «Магазин цветов», «Путешествие в магазин», «Цветок, цветок, где твой дом?», «Посади цветок».
Работа в природе рассматривается как один из основных методов ознакомления дошкольников с природой. В процессе труда дети наиболее убедительно и наглядно убеждаются в связи между условиями для растений и их развитием. Дошкольники овладевают новыми приемами обследования, учатся отличать культурные растения от сорняков.
Опыт определяется как способ материального воздействия человека на объект с целью изучения этого объекта, познание его свойств. Другими словами, это наблюдение со специально созданными условиями.
Прогулки и экскурсии так же имеют большое воспитательно-образовательное значение, они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность.
В ходе экологического воспитания детей младшей группы детского сада дети учатся: определять характерные признаки растений и животных, сравнивать их по этим признакам, объединять их в группы, устанавливать простые причинно-следственные связи между явлениями. У детей формируется любовь к природе, стремление охранять ее. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, который преобразовывает природу.
Литература:
Гончарова Е. В. Технология экологического образования детей второй младшей группы ДОУ
учебное пособие / Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева. – Екатеринбург: [Центр Проблем Детства], 2002. – 192 с.
Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 45-49. Фокина, В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В.Г.Фокина,О. М. Газина.
Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2005. – 336 с.
Павлова В. А. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ
[Электронный ресурс] / В. А. Павлова. – Режим доступа: estival. 1september.ru/articles/601740/
Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду.
[Электронный ресурс] / Н. А. Рыжова. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200501710
Чуверова Л. Н. /Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста /
Л. Н. Чуверова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 548-551. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35467/ (дата обращения: 26.04.2021).
Предварительный просмотр:
Мартьянова Светлана Сергеевна
воспитатель
ГБДОУ Детский Сад № 58
Колпинского района СПб
«Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО».
Любовь к природе воспитывается с раннего детства. Дети 2–4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью, в этом возрасте они начинают осознавать, что являются частью окружающего мира, который необходимо беречь. Поэтому экологическое воспитание — одно из приоритетных направлений образовательных и воспитательных программ дошкольных учреждений. Экологическая составляющая может присутствовать во всех направлениях реализующейся в детских садах деятельности, но также проводятся и отдельные занятия, посвящённые этой теме.
Главная задача экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте — дать начальное представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нём, заложить ориентиры в мире животных и растений.
В младших группах дети узнают названия животных, насекомых, птиц, кто из них является домашним, а кто диким, какие растения растут в лесу, в огороде, в саду, получают первые знания о природных явлениях, проводят простейшие опыты с водой, снегом, песком, посильно работают в живом уголке или комнате природы, ходят на экскурсии по экологической тропе.
Дети обязательно должны усвоить, что птицы, звери, насекомые, растения — живые. Они так же, как и люди, испытывают боль и страх, нуждаются в воде и пище. Если это домашние растения и животные — за них отвечает человек. То есть он должен за ними ухаживать. Если это дикая природа, то её лучше оставить в покое. Можно наблюдать, изучать, но не вредить. Если ребёнок усвоит это, значит, усилия воспитателей и родителей по экологическому воспитанию не пропали даром.
Следует помнить, что дети в дошкольном возрасте должны иметь возможность видеть то, о чём говорит воспитатель, а ещё лучше — потрогать и почувствовать.
К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, относятся наблюдения, несложные опыты, труд в природе, игры с природными материалами. Методы косвенного ознакомления с природой — рассказы, чтение художественных произведений, беседы.
Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании детьми природы, поскольку он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними. Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь, дошкольники выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи, зависимости.
Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их изображений (картин, диапозитивов, кинофильмов). Демонстрацию используют для уточнения, обобщения и систематизации знаний детей о предметах и явлениях, формирования представлений о недоступных для непосредственного восприятия объектов.
Словесный метод - рассказ воспитателя должен иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах, обогащая ребенка разнообразными впечатлениями, влияя на его ум, чувства, воображение.
Чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания.
Беседу используют для обобщения и систематизации знаний. Участвуя в беседе, ребенок должен знать, о чем идет речь, уметь включаться в диалог, поддерживать и развивать его, слушать и понимать собеседника, управлять своим вниманием и др.
Дидактические игры по экологии могут быть использованы на занятиях по математике, что предусматривает применение в обучении элементов игровой деятельности, в результате чего дидактическая задача становится более понятной, доступной и привлекательной для ребенка, а процесс обучения — интересным.
Например, при ознакомлении с величиной: широкий/узкий, большой/маленький, высокий/низкий, количеством, формой и т. д.
Также сюжетные дидактические игры используют на занятиях по ознакомлению с окружающей средой и развитию речи: «Магазин цветов», «Путешествие в магазин», «Цветок, цветок, где твой дом?», «Посади цветок».
Работа в природе рассматривается как один из основных методов ознакомления дошкольников с природой. В процессе труда дети наиболее убедительно и наглядно убеждаются в связи между условиями для растений и их развитием. Дошкольники овладевают новыми приемами обследования, учатся отличать культурные растения от сорняков.
Опыт определяется как способ материального воздействия человека на объект с целью изучения этого объекта, познание его свойств. Другими словами, это наблюдение со специально созданными условиями.
Прогулки и экскурсии так же имеют большое воспитательно-образовательное значение, они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность.
В ходе экологического воспитания детей младшей группы детского сада дети учатся: определять характерные признаки растений и животных, сравнивать их по этим признакам, объединять их в группы, устанавливать простые причинно-следственные связи между явлениями. У детей формируется любовь к природе, стремление охранять ее. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, который преобразовывает природу.
Литература:
Гончарова Е. В. Технология экологического образования детей второй младшей группы ДОУ
учебное пособие / Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева. – Екатеринбург: [Центр Проблем Детства], 2002. – 192 с.
Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 45-49. Фокина, В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В.Г.Фокина,О. М. Газина.
Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2005. – 336 с.
Павлова В. А. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ
[Электронный ресурс] / В. А. Павлова. – Режим доступа: estival. 1september.ru/articles/601740/
Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду.
[Электронный ресурс] / Н. А. Рыжова. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200501710
Чуверова Л. Н. /Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста /
Л. Н. Чуверова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 548-551. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35467/ (дата обращения: 26.04.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно- воспитательном процессе ДОО»
Полезно педагогам ГБДОУ....
Содержание экологического воспитания детей старшей группы и способы его реализации в образовательно – воспитательном процессе ДОО
Раскрыты цели и задачи экологического воспитания в конкретной группе...
Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
Экологическое воспитание начинается с раннего детства...
Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и спо...
Статья "Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"
Содержание экологического воспитания детей младшей группы...
Статья по теме:"Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"
Статья по теме:"Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"...
Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО
Материал содержит рекомендации по экологическому воспитанию детей младшей группы и способах реализации на занятиях и в режимных моментах....