Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Алёхина Наталья Семеновна

Человек, который обладает критическим мышлением, способен:

- понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;
- быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их;
- грамотно конструировать собственные аргументы и доносить их до окружающих;
- замечать нестыковки, несоответствия и обыденные ошибки в логике и аргументации;
- отмечать важность и релевантность идей общему контексту;
- рефлексивно оценивать собственные мнения и верования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Технология развития критического мышления

у детей дошкольного возраста»

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. 
       Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. 

Возникает ряд вопросов:

Как повысить мотивацию к обучению у современных дошкольников? Как вовлечь воспитанников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы не раз задавал себе каждый педагог. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не педагог, а сам воспитанник или ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих дошкольников к получению знаний. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Можно.  Более того,как и другие качества ума, мышление можно развивать.

 Развивать мышление– значит развивать умение думать.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Результативность критического мышления включает в себя:

  • самосовершенствование личности;
  • развитие творческих способностей;
  •  умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
  •  сформированность навыков самостоятельной и групповой деятельности;
  • интерактивное включение воспитанников в учебно-воспитательный процесс.

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Данная технология разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. 
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.  
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов.

Первый этап – «вызов» -  пробуждается интерес к теме.

Второй этап – «осмысление» -  осмысленная работа с текстом или информацией.

Третий этап – «рефлексия» -  размышления, формирование личностного отношения.

    Первый этап – «вызов». 
          Его присутствие на каждом занятии обязательно. Этот этап позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать дошкольников  к  познавательной деятельности;
  • побудить дошкольников к активной работе на занятиях  и дома.

Второй этап – «осмысление» - содержательный, в ходе которого и происходит непосредственная работа дошкольника  с  новым  материалом, причем работа, направленная  и осмысленная. Этап позволяет: 

  • получить новую информацию; 
  • осмыслить ее; 
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

        Третий этап – «рефлексия» - размышленияНа этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных.

На этапе вызова эффективны такие приемы обучения, как:

«Прогнозирование» 

 Активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение русской народной сказки «Крошечка - Хаврошечка». - Как вы думаете, о ком вы сейчас узнаете в русской народной сказке  «Крошечка - Хаврошечка»?  Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).

 «Верные – неверные  суждения»

Детям предлагаются несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на личный опыт или угадывание. При  помощи  сигнальных карточек дети определяют верность  (красная сигнальная карточка)  и  неверность (чёрная сигнальная карточка) ответов.  Идет настраивание на изучение нового, выделяются ключевые моменты. Также этот метод можно использовать при проверке усвоенного материала.

 «Корзина идей»

«Корзина идей» предполагает выяснить,  какие знания уже есть у детей по данной  теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течение недели   мы узнаем что-то новое, и наша корзина пополняется.  В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.

На этапе осмысление эффективны следующие приемы:

 «Толстые» и «тонкие» вопросы

Тонкие вопросы, это те вопросы, которые  требуют односложного ответа. И задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как звать?

А толстые вопросы требуют развернутого ответа.  Звучат примерно так: Дайте объяснение, почему…? А что, если…? Почему вы думаете, что…?

Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз занятия:

на стадии вызова — это вопросы до изучения темы,

на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при рефлексии— демонстрация понимания пройденного .

«Чтение со стопами»

Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение  проблемного вопроса, или коллективный  поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

«Дерево предсказаний» 

 Активизация  знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий. Тема: «Родной город - Волжск . Какие ассоциации возникают при слове «Волжск»? Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком – символом. - Докажите, что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основными словами «город Волжск» с помощью стрелок.

«Чтение с остановками»

По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть.

«Синквейн»

В переводе с французского слово означает стихотворение из пяти строк, которое пишется  по определенным правилам.

Памятка «Правила написания синквейнов».

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора  к теме.

Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы.

Так  как не все дети дошкольного возраста   умеют  писать  и  читать, то  можно составлять  синквейн  устно, а также    с  использованием условных  обозначений  предметов, схематических  записей.

«Синквейны – загадки»
Первое слово – тема не произносится   (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По  описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.

  1. ???????
  2. добрый, дружелюбный
  3. поет, учит, прощает
  4. мурлыка и баюн
  5. мультяшный герой

На этапе  рефлексии используются следующие приемы:

 «Кластер»

Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди.

Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

Так  как  не все дети умеют читать, то можно использовать картинки, фотографии, рисунки, схемы.

Метод «Шесть шляп мышления»

В основе»  «6 шляп» лежит идея   параллельного мышления Эдварда де Боне. Каждая шляпа определяет свой режим мышления:

белая – факты

красная – чувства, эмоции

черная – критика

желтая – позитив

зеленая – творчество

синяя – управление процессом

В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.  Великий мыслитель и философ Конфуций в свое время сказал такие слова:

«Скажи мне – я забуду, 
Покажи мне – я запомню, 
Вовлеки меня – я пойму».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Технология развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов"

Методическая разработка: "Технология развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов"...

Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений личностном развитии ребенка в современных условиях,...

"Инновационные техники и технологии развития творчества у детей дошкольного возраста".

Чем разнообразнее детская деятельность,  тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные  возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее...

Статья "Синквейн - эффективная технология развития связной речи детей дошкольного возраста

Статья знакомит с технологией "Синквейн", как с ней работать и ее плюсы в развитии речи детей....

Технология развития вокальных умений детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и упражнений (Т. Орлова, С. Бекина)

В данной публикации представлена технология развития певческих умений посредством музыкально-дидактических игр и упражнений....

Итоговая работа по дополнительной профессиональной программе повышение квалификации «Технологии развития математических способностей детей дошкольного возраста»

Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ на неделю в соответствии с темой   «Транспорт»....