Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений личностном развитии ребенка в современных условиях, для развития связной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
Для отдельных категорий детей с ОВЗ предусматривается включение инновационных технологий. Это система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений личностном развитии ребенка в современных условиях, для развития связной речи.
1. Технология дифференцированного обучения.
Основывается на изучении и понимании ребенка. Педагог изучает особенности воспитанников при помощи наблюдения, делает заметки в виде карт индивидуального развития ребенка, отмечает достижения. Отдельное место отводится речевому развитию: звуковая сторона речи, смысловая - связная речь, активизация словаря, грамматического строя речи.
2. Игровые технологии.
Играя – развиваем – обучаем - воспитываем. Прослеживается основной принцип обучения – от простого к сложному. Например, игры для обучения чтению, развитию логического мышления, памяти, речи – настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические, игры-инсценировки, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр.
3. Технология «Сказочные лабиринты» В.В. Воскобовича.
Это система поэтапного включения авторских игр в деятельность ребенка и постепенного усложнения образовательного материала – игра «Четырехцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо соты».
4. Метод образовательных проектов.
В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обращаются в одно целое. Разработку проекта можно связать с использованием модели «трех вопросов» - педагог задает детям три вопроса:
- Что мы знаем?
- Что хотим узнать, и как мы это будем делать?
- Что мы узнали?
5. Здоровьесберегающие технологии – подвижные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна. Все эти игры направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текста, выполнения движений.
6. Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применить ее в практической деятельности. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.
Этапы работы со схемой-моделью:
- Заменить ключевые слова в предложениях значками-символами;
- Самостоятельно, с помощью знаков-символов заполнить схему-модель. Использовать схему-модель как условный план пересказа;
- Закрепить изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель;
- Оставить после занятия мнемотаблицы и коллажи для индивидуальной самостоятельной работы, для закрепления текста;
- Привлечь детей к кодировке (придумыванию символов) художественных произведений, упражнениям в разгадывании символов.
7. Карты Проппа. Стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют речь, способствуют повышению поисковой активности. В.Я. Пропп, изучая волшебные сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. С их помощью дети приступают к сочинению сказок, их рассказыванию.
Таким образом, воспитанники с ОВЗ овладевают следующими речевыми компетенциями:
- У детей сформировано представление о предлоге как отдельном слове, дети понимают пространственное значение предлогов;
- Дети знают разные способы словообразования;
- Умеют произносить все звуки русского языка, употреблять простые и сложные предложения, составлять творческие рассказы.
У детей развита диалогическая и связная речь, наблюдается богатый словарный запас, развит фонематический слух, артикуляционный аппарат, логика, мышление, память и воображение.
Практика показывает, что связная речь развивается при целенаправленном руководстве, путем систематического обучения с использованием эффективных современных методов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"
В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"
В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"
В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....
Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение&ra...
Статья "Синквейн - эффективная технология развития связной речи детей дошкольного возраста
Статья знакомит с технологией "Синквейн", как с ней работать и ее плюсы в развитии речи детей....
Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»).
Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»)....
Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»).
Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»)....