Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Пшук Елена Николаевна

Система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений личностном развитии ребенка в современных условиях, для развития связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ

    Для отдельных категорий детей с ОВЗ предусматривается включение инновационных технологий. Это система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений личностном развитии ребенка в современных условиях, для развития связной речи.

    1. Технология дифференцированного обучения.

    Основывается на изучении и понимании ребенка. Педагог изучает особенности воспитанников при помощи наблюдения, делает заметки в виде карт индивидуального развития ребенка, отмечает достижения. Отдельное место отводится речевому развитию: звуковая сторона речи, смысловая - связная речь, активизация словаря, грамматического строя речи.

    2. Игровые технологии.

    Играя – развиваем – обучаем - воспитываем. Прослеживается основной принцип обучения – от простого к сложному. Например, игры для обучения чтению, развитию логического мышления, памяти, речи – настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические, игры-инсценировки, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр.

    3. Технология «Сказочные лабиринты» В.В. Воскобовича.

    Это система поэтапного включения авторских игр в деятельность ребенка и постепенного усложнения образовательного материала – игра «Четырехцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо соты».

    4. Метод образовательных проектов.

    В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обращаются в одно целое. Разработку проекта можно связать с использованием модели «трех вопросов» - педагог задает детям три вопроса:

  • Что мы знаем?
  • Что хотим узнать, и как мы это будем делать?
  • Что мы узнали?

    5. Здоровьесберегающие технологии – подвижные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна. Все эти игры направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текста, выполнения движений.

    6. Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

    Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применить ее в практической деятельности. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.

    Этапы работы со схемой-моделью:

  • Заменить ключевые слова в предложениях значками-символами;
  • Самостоятельно, с помощью знаков-символов заполнить схему-модель. Использовать схему-модель как условный план пересказа;
  • Закрепить изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель;
  • Оставить после занятия мнемотаблицы и коллажи для индивидуальной самостоятельной работы, для закрепления текста;
  • Привлечь детей к кодировке (придумыванию символов) художественных произведений, упражнениям в разгадывании символов.

    7. Карты Проппа. Стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют речь, способствуют повышению поисковой активности. В.Я. Пропп, изучая волшебные сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции.  С их помощью дети приступают к сочинению сказок, их рассказыванию.

    Таким образом, воспитанники с ОВЗ овладевают следующими речевыми компетенциями:

  • У детей сформировано представление о предлоге как отдельном слове, дети понимают пространственное значение предлогов;
  • Дети знают разные способы словообразования;
  • Умеют произносить все звуки русского языка, употреблять простые и сложные предложения, составлять творческие рассказы.

    У детей развита диалогическая и связная речь, наблюдается богатый словарный запас, развит фонематический слух, артикуляционный аппарат, логика, мышление, память и воображение.

    Практика показывает, что связная речь развивается при целенаправленном руководстве, путем систематического обучения с использованием эффективных современных методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"

В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"

В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"

В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....

Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение&ra...

Статья "Синквейн - эффективная технология развития связной речи детей дошкольного возраста

Статья знакомит с технологией "Синквейн", как с ней работать и ее плюсы в развитии речи детей....

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»).

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»)....

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»).

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и  «Системный оператор»)....