Роль фольклора в адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада.
статья (младшая группа)
Использование малых фольклорных жанров в работе с вновь поступающими детьми в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_folklora_v_adaptatsii_detey_mladshego_vozrasta_k_usloviyam_detskogo_sada.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль фольклора в адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада.
Поступление ребенка в детский сад важное событие для всей семьи. Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. В период адаптации происходит перестройка ранее сформированного динамического стереотипа, физиологии и иммунной системы. Появляется необходимость преодоления психологических преград. Стрессовая ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде отказа от сна, еды, общения с окружающими. Отрыв от дома и близких людей, встреча с незнакомыми взрослыми и малышами могут стать для ребенка серьёзной психологической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Необходимо понять интересы, стремления каждого малыша, чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.
Адаптация- это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья ребёнка;
- от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Я работаю в разновозрастной группе. Одна из главных задач для меня в работе - это адаптация вновь поступающих детей в детском саду. Я стараюсь всё сделать для того, чтобы адаптационный период прошёл как можно мягче и безболезненно.
Неоценимую помощь в этом мне оказывает русский народный фольклор: потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.
Устное народное творчество... Это история народа, его духовное богатство. Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь мёда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.
Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания- мудрость воспитания. Ознакомившись с нею, убеждаешься, народ – величайший педагог – мыслитель, педагог – практик. Теоретическая глубина и поэтическая прелесть, образность и афористичность – всё слилось в поэтическом голосе народа. Недаром ещё К.Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ,- с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю…»
Народное творчество заключает в себе источники близкого и родного, наиболее доступного детям. Примечательно то, что малые фольклорные жанры и сказки, помогая мне в работе, помогают и детям. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей традиции и мировидение её создателей и носителей.
Дети очень любят слушать потешки. То, о чем они говорят, близко ребёнку: близкие люди, домашние животные, птицы, движения, любимая еда. Часто встречаются звукоподражания:
Ворота-то скрып- скрып – как скрип ворот.
Дон-дон-дон- загорелся кошкин дом,-
Ай дуду, дуду, дуду- сидит ворон на дубу.
В народных произведениях для маленьких детей преобладает ритм, звуковая сторона, соединённая иногда с движениями. Они создают у ребёнка бодрое, радостное настроение. В то же время пользование детским фольклором обогащает и фонетически улучшает речь ребёнка.
В адаптационный период очень важна правильная организация питания. Создавать положительный эмоциональный фон во время приёма пищи помогают игры с приговорками. ( «На плите сварилась каша, где большая ложка наша?», «Травка – муравка со сна поднялась, птица- синица за зёрна взялась…», «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку…»).
При помощи потешек у малыша легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчёсывать волосы, пользоваться носовым платком. (Ай, лады, не боимся мы воды», «Будет мыло пениться, грязь куда-то денется», «Водичка, водичка, умой моё личико…», «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…»).
Когда ребёнка учат каким - либо действиям, потешка чаще всего мешает, отвлекая его от того, что показывает взрослый, но когда вырабатываются навыки, привычки на основе уже сформированных знаний, то это наиболее эффективный способ приучения. Он основан на положительных эмоциях, которые возникают в процессе неоднократного повторении потешки.
Каждый воспитатель прекрасно понимает как важен для малыша дневной сон. Как помочь уснуть ребёнку, а после сна «вернуться» в реальный мир как можно спокойнее? Русский народ позаботился и об этом, сочинив потешки на сон грядущим. «Вот и люди спят, вот и звери спят…», «Баю- баю- баю- бай, ты, собаченька, не лай…», «Ходит Сон по хате в сереньком халате…», «Баю, баю, баюшок, кладу Машу на пушок – на пуховую кровать…».
При организации пальчиковых, малоподвижных, подвижных игр с младшими дошкольниками фольклор незаменим. «Этот пальчик – дедка…», «Идёт коза рогатая», «Сорока- ворона кашку варила…», «Еду, еду к бабе, к деду..», «Чики- чики- чикалочки…», «Киска, брысь!», «Водят мыши хоровод, на лежанке дремлет кот..».
На прогулке обращаюсь к деткам с закличками, это как известно, способствует формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимать.
«Солнышко –вёдрышко, взойди поскорей», «Солнышко –вёдрышко, выгляни в оконышко!», «Дождик, дождик, пуще!», «Ой, ты, радуга-дуга, не давай дождя!».
Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке (с лисой, медведем, белкой, зайцем), формирует представления о диких животных, птицах и их повадках
. Образный язык народной поэзии помогает ребёнку открыть для себя многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру, поступкам отдельных людей. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказки, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величие человеческого духа.
В результате использования мною в работе малых фольклорных жанров сократился период адаптации. Во время утреннего приёма отмечаю, что ребёнок, который ещё вчера со слезами прощался с матерью, сегодня идёт ко мне без слёз, а на следующий день уже с улыбкой, с удовольствием заходит в группу. Некоторые ребята не умели пользоваться ложкой и часто отказывались от еды, теперь с уговорушками, потешками, с удовольствием, самостоятельно уплетают за обе щеки. В период адаптации многие детки бывают замкнуты и не активны, но при использовании мною потешек и приговорок скоро сами начинают играть в «Козу рогатую», «Еду-еду к бабе к деду…» и подговаривают слова в потешках. Всем ребятишкам нравятся игры с пальчиками ( «Сорока-сорока…», «Мы капусту рубим, рубим…», «Замок» и т.п.), которые, как известно, способствуют развитию речи ребёнка.
При рассказывании сказок детям, использую разные виды театра, изготовленные чаще своими руками: настольный, плоскостной, пальчиковый. Дети сами с удовольствием инсценируют народные сказки.
Неотъемлемой частью воспитательного процесса является взаимодействие с родителями. Свою работу в группе я начала с анкетирования. Вначале предложила родителям « Анкету-знакомство» затем «Анкету - опрос», из которых могла получить информацию о семье и о ребёнке, его интересах, привычках. Далее по ходу воспитательного процесса проводила с родителями индивидуальные и групповые беседы, родительские собрания, консультации. В информационный уголок для родителей подготовила памятки «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению», «Психологические особенности детей раннего возраста»; советы родителям: «Какие игрушки нужны детям?», «Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности». В помощь родителям оформила папку-раскладушку «Ой, ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок, берёзовый душок». В этой папке разместила потешки, приговорки, заклички для каждого режимного момента: умывания, одевания, кормления, прогулки, отхода ко сну, просыпания, которые родители могут использовать дома. Совместно с родителями изготавливаем дидактические пособия в группу, оборудуем «Уголок старины». Родители вместе с детьми принимают участие в развлечениях, вечерах досуга, исполняя различные роли по ходу сценария.
Учитывая положительные результаты использования мною в работе малых фольклорных жанров, я буду продолжать работу в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"
• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;• обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом;• организация и пр...
Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада.
Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада. Материал будет полезен и педагогам и родителям....
Адаптация детей младшего возраста в условиях детского сада
Хочу поделиться опытом, как проходит адоптация детей младшего возраста в условиях нашего детского сада"Сказка"....
Проект "Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада. "Здравствуй, детский сад!""
С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...
Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада.
Что такое адаптация? Этапыразвития адаптации, степени адаптационного процесса....
Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада
Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все уровни его. Стресс, в...
адаптация детей младшего возраст к условиям детского сада
Основной целью данной презентации является ознакомление родителей и педагогов с проблемой адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Данная презентация раскрывает особенности детей в адаптационн...