Статья о практике внедрения «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности детей в старшей группе
статья (старшая группа)
Статья о практике внедрения «Доски выбора»
для развития инициативы и самостоятельности детей в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №38
ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА
Ул. Вишерская д.3, кор.1, посёлок Шушары, Санкт-Петербург, Россия, 196626,
ОКПО 111111671 ОГРН 1127847464425, ИНН/КПП 7820329797/782001001
Статья о практике внедрения «Доски выбора»
для развития инициативы и самостоятельности детей в старшей группе
Основным принципом дошкольного образования согласно Федерального государственного образовательного стандарта является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
«Доска выбора» - технология голландской системы личностно-ориентированного образования, которая предполагает развитие активности, самостоятельности, инициативности, уверенности в себе, позволяющей в конечном итоге ребенку самостоятельно принять решение и выбрать сферу деятельности.
Стенд «Доска выбора» – это наглядное пособие, используемое в совместной деятельности с детьми, представляет собой набор пиктограмм, обозначающих центры активности. На «Доске выбора» есть тема недели и четыре вопроса: «Что мы знаем», « Что хотим узнать», «Где узнать?», «Где применить?». Количество, названия центров и их наполняемость, меняется и зависит от целей образовательного процесса.
Для обозначения центров активности используем следующие знаки-символы:
* «Центр музыки»
* «Центр занимательной математики»
- «Центр сюжетно-ролевых игр»
- «Центр безопасности»
- «Центр экспериментирования» или «Лаборатория»
- «Центр природы»
- «Центр двигательной активности»
- «Центр конструирования»
- «Центр патриотического воспитания» — «Моя родина»
- «Центр книги»
- «Уголок уединения» или центр отдыха
- «Центр творчества»
Количество детей в каждом центре зависит от наличия в них достаточного количества материалов, учитываются и условия безопасности.
На утреннем сборе дети самостоятельно планируют свою деятельность на день, где было бы им интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Дети выбирают центр, в котором будут играть, и обозначают свой выбор на стенде, что способствует развитию навыков партнёрского общения, работе в команде, даёт практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия.
На вечернем сборе дети снова собираются для анализа результатов своей деятельности: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?»
Опыт показал, что сначала дети оценивают себя только положительно, но постепенно их самооценка становится более адекватной.
При работе с «Доской выбора», надо учитывать ряд моментов. Если, например, дошкольник прекратил игру раньше намеченного времени, то для этого могут быть свои причины: недостаточное количество материала, ребенок изначально сделал неправильный выбор, он не умеет планировать свою деятельность. Задача воспитателя, который наблюдает за детьми, — выяснить, чего именно не хватает ребенку и добавить это в игру, научить его правильно планировать свою деятельность.
Использование «Доски выбора» помогает:
- педагогам:
- выявить предпочтения, интересы детей, их увлечения к разным видам деятельности
- организовывать самостоятельную деятельность детей, учитывая их интересы и обогащая центры соответствующими пособиями, материалами и игрушками, внося соответствующие изменения в развивающую предметно-пространственную среду группы
- планировать образовательную деятельность с детьми, поддерживая детскую инициативу
- детям:
- правильно делать самостоятельный и осознанный выбор
- не конфликтовать, не ссориться, а договариваться, уступать друг другу
- чувствовать себя комфортно среди сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
Цель Мастер-класса:- способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»;- применение «метода проблемного обучения» на практике....
Обобщенный опыт работы "Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
В опыте работы, хотела бы поделиться способами поддержки и развития детской инициативы детей старшего дошкольного возраста....
Организация непосредственно-образовательной деятельности по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для развития у дошкольников познавательного интереса к предметам и явлениям окружающего мира. Задачи приоритетной образовательной области: способствовать добровольному прис...
Проект по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных досугах "По следам детских идей..."
laquo;По следам детских идей…» - это проект по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
Способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»; применение «метода проблемного обучения» на практике...
Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников
Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников...
Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников
Для развития детской инициативы и самостоятельности в своей группе, я сделала «Доску выбора».Поделила доску выбора на десять секторов, каждый из которых соответствует только одному игровом...