Статья.Духовно-нравственное воспитание начинается в семье.
статья
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. По мнению ученых исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст – это именно тот период, когда закладывается фундамент формирования личности. В это время ребенок начинает определять для себя начальные представления о морально-этических и нравственных нормах поведения. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориентация в духовно-нравственном пространстве. От того как будет воспитан дошкольник в духовно-нравственном отношении, зависит его формирование жизненной позиции.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае, пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. Именно в раннем детстве ребенок, словно губка, способен впитывать все то, что происходит в окружающей его действительности. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном детстве формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Духовно-нравственное воспитание детей на основе отечественной культурной традиции предполагает интеграцию и воспитательного процессов, форм и методов взаимодействия педагогов, дошкольников и родителей. В решении задач воспитания детей наиболее результативным является системный подход. В образовательном учреждении должна быть создана система духовно-нравственного воспитания и одна из составляющих действенности этой системы – работа с семьей. Педагог в системе духовно-нравственного воспитания рассматривается как транслятор культуры в семье. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается, прежде всего, в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание детей. Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна.
По мнению протоиерея Евгения Шестуна «…Именно семья должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции и основным элементом ее передачи.»
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. В семье ребенок учиться трудиться, у него формируется умение ценить и уважать труд взрослых. В семейной атмосфере складываются представления ребенка о добре и зле, то есть закладываются основы нравственности личности. В семье закладываются основы духовной культуры человека. Духовная истина должна стать основой сознания подрастающего поколения, современности. Современное общество, особенно дети, нуждается в духовной нише, поэтому и слово «воспитание» в Православии считается «питанием души», без чего человек не может состояться как личность. Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста - это раскрытие душевных сил ребёнка; сохранение душевной чистоты; формирование его внутренней свободы; побуждение личности ребёнка к проявлению основных добродетелей таких как милосердие, сострадание, сопереживание, любовь, доброта, дружба, честность, справедливость в отношениях с окружающим миром; воспитание мироощущения и мировосприятия ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и потребности в совершенствовании окружающего мира с помощью своего мироотношения.
Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, труд, искусство, наука, религия, природа. Для достижения результата – воспитания духовно-нравственной личности,, необходимое условие: тесное взаимодействие детского сада ,семьи, общества. Только совместными усилиями мы можем добиться положительного результата в становлении духовно- нравственной личности.
В процессе реализации ФГОС ДО необходимо выстраивать партнерские отношения с родителями, как с активными участниками образовательных отношений.
Мы должны обеспечить открытость дошкольного образования, создать условия для участия родителей в образовательной деятельности, взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Опыт нашего детского сада показал, что для целостного развития ребенка необходимо систематическое конструктивное сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного развития в семье и детском саду. Общие дела должны строиться по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Родители моих воспитанников являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Такие совместные мероприятия, как «День Матери», «Встретим вместе Новый год», «Профессии наших родителей», «Папа, мама, я – наша дружная семья», объединяют родителей, детей, детский сад, благотворно влияют на духовно-нравственное развитие не только детей, но и родителей.
Вовлекаю родителей также в совместную деятельность при подготовке тех или иных мероприятий: помощь в оформлении зала или учебной комнаты для проведения мероприятий, изготовление костюмов и декораций для праздников, помощь в организации поездок для участия в конкурсах, экскурсиях. Стали уже традиционными такие мероприятия, как День Именинника, День семьи, 8 Марта, «Любимый праздник моей семьи» и другие
Основными формами работы с семьей являются:
• Совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка;
• Экскурсии по городу;
• Походы;
• Посещение музея, Храмов, библиотеки, выставок;
• Участие в различных семинарах, конференциях (родители, педагоги);
• Участие в конкурсах, фестивалях, ярмарках;
• Опросы родителей;
• Анкетирование;
• Тестирование (диагностика).
• дни открытых дверей для родителей;
• родительские собрания, где обсуждаются проблемы жизни дошкольного и родительского коллективов;
• «круглые столы» родителей, педагогов с обсуждением проблем духовно-нравственного воспитания детей;
• родительский лекторий, «Университет педагогических знаний», в определении тематики которых участвуют и родители;
• презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации;
• диспуты, дискуссии по проблемам воспитания;
• вечера вопросов и ответов;
• встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями, где педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предметам, выслушивают пожелания родителей, обсуждают перспективные планы совместной работы семьи и школы;
• открытые уроки для родителей;
• индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей, деятельность родительского актива;
• родительский клуб, где обсуждаются вопросы воспитания;
• проведение семейных праздников, фестивалей с участием родителей и детей в их подготовке и проведении;
• соревнования, семейные конкурсы «Спортивная семья», «Семья – эрудит», «Музыкальная семья», «Семейное увлечение»;
• читательские конференции «Круг семейного чтения», конкурс семейных альбомов;
• выставки поделок семейного творчества;
• выставки семейных газет;
• защита семейных гербов;
• оформление классных летописей и фотоальбомов силами родителей;
• обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха;
• создание небольших библиотек и книжных лавок педагогической духовно-нравственной литературы для родителей;
• выпуск информационных листов в помощь родителям.
Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией и религиозной организации, и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовно-нравственное воспитание в условиях детского дома"
Духовно-нравственное воспитание в условиях детского дома...
Статья "Духовно-нравственное развитие и воспитание детей в ДОУ "
Духовно -нравственное воспитание в соответствии с ФГОС ДО...
Статья "Духовно-нравственное воспитание в условиях центра содействия семейному воспитанию"
Центр содействия семейному воспитанию в современном мире не только учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и центр нравственного и духовного воспитания....
СТАТЬЯ "Духовно-нравственное воспитание через сотрудничество семьи и ДОУ"
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности....
Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".
Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...
Статья "Духовно-нравственное воспитание в семье."
Дошкольный возраст-время для воспитания духовно-нравственных качеств человека. Ребёнок, не имея ещё своего мнения как губка впитывает в себя всю окружающую информацию. Такие качества, как сочувствие, ...
статья «ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ»
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. Образованию отводит...