Долгосрочный проект по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»
проект (младшая группа)

Синюхина Алана Адамовна

 

Цель: знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_netraditsionnomu_risovaniyu_v_mladshey_gruppe.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 

                                            детский сад №15 «Нэбзый»                                                                                                                                                                            

Долгосрочный проект

по теме:

«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с  детьми 2 – 3 лет»

 первая младшая  группа

                                                                                       

 Воспитатель :                                                                                  

Ачмиз Оксана Адамовн

Тип проекта: обучающий, творческий

Сроки реализации:

 долгосрочный (сентябрь 2022г. – май 2023г.)

Участники проекта:

  • Дети младшей  группы
  • Воспитатели
  • Родители воспитанников

Актуальность проекта

        Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные,  воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д.,  Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать отпечаток  собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому  важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

Цель: знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

Задачи

Для детей

  • Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
  • Развивать  мелкую моторику рук и тактильное  восприятие;
  • Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
  • Формировать навыки контроля и самоконтроля.

Для родителей

  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
  • Стимулировать их совместное творчество с детьми;
  • Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

Для педагогов

  • Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми нетрадиционной техники рисования.
  • Создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
  • Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме.
  • Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

                               Предполагаемый результат

Дети

  • Сформированность  у детей  знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
  • Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Родители

  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;
  • Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги 

  • Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме.
  • Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • Распространение педагогического опыта в использовании изобразительных технологий,  электронных образовательных ресурсов.

Формы работы с детьми:

 создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.

                       

                           Проект

«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с  детьми 2 – 3 лет»

                   Этапы реализации проекта

1 этап подготовительный 

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет».

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

2 этап основной

1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.

2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

3 этап заключительный

1. Организация выставки

2. Участие в конкурсах, фестивалях (районных, краевых, международных)

Продукты проектной деятельности: рисунки, выставки.

         

             

                        Деятельность по осуществлению проекта:

Перспективный план совместной деятельности по рисованию с                использованием нетрадиционных техник

Месяц

Техника нетрадиционного рисования

Тема

октябрь

рисование пальчиками

Цветные пальчики

Цели: учить детей рисовать красками при помощи пальцев, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, один лист бумаги большого формата для коллективного рисунка, вода, салфетки.

Ягодки на тарелке

Цели: закрепить навык рисования красками при помощи пальцев, закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию.

Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, готовая картинка с изображением ягод, круги из бумаги, вода, салфетки.

ноябрь

рисование ладошками

Цветные ладошки

Цели: учить детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь или акварель различных цветов; бумага для рисования красками большого формата для коллективного рисунка, вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.

Птички

Цели: учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь,  акварель, бумага для рисования красками формата  А 4 (по количеству детей); вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.

декабрь

рисование пальчиками

Листья желтые летят

Цели: продолжать учить рисовать детей гуашью при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать бытовые навыки.

Материал: рисунок – образец, листы бумаги с нарисованными  деревьями (по количеству детей), гуашь желтого цвета, вода, салфетки.

Дождик, дождик пуще

Цели: учить изображать тучу и дождь при помощи пальцев. Закрепить знание синего цвета. Развивать чувство цвета и ритма.

Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Материал: листы бумаги формата А 4 (по количеству детей),  гуашевая  краска синего цвета, вода, салфетки.

январь

рисование пальчиками

Нарядим елочку

Цели: учить самостоятельному рисованию красками при помощи пальцев по образцу (без показа); уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь или акварель; бумага для рисования красками формата А4 с заготовками для рисунков (по количеству детей): контурами ёлок; вода в баночках; салфетки; готовая  картинка – образец.

Конфетти

Цели: продолжать учить рисовать детей при помощи пальцев; знакомить с цветом, закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь или акварель; бумага для рисования красками формата А4 (по количеству детей); вода в баночках; салфетки; хлопушка с конфетти или конфетти в пакетике.

февраль

штамп

Кубики

Цели: научить детей рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные фигурки; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знания цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материалы: гуашь; листы бумаги для рисования красками формата А4 (по количеству детей); деревянные фигурки – кубики (не обработанные лаком или краской); полиэтиленовые крышки; вода в банках; салфетки; разноцветные кубики.

Башни

Цели: продолжать учить детей рисовать красками при помощи штампа, используя деревянные кубики; соблюдать ритм при использовании двух цветов; ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки определенным образом относительно друг друга; уточнять и закреплять знание цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. 

Материалы: краски - гуашь или акварель; листы бумаги для рисования красками формата А4 (по количеству детей); деревянные фигурки – кубики (не обработанные лаком или краской); полиэтиленовые крышки; вода в банках; салфетки; разноцветные кубики из строительного набора.

март

рисование ватными палочками

Веточка мимозы

Цели: учить  рисовать веточку мимозы ватными палочками; уточнять и закреплять знания цветов; воспитывать  желание сделать маме подарок своими руками.

Материал: листы бумаги с заготовками для рисунков (по количеству детей); ватные палочки; гуашевая краска желтого цвета; салфетки; стаканчики с водой; рисунок – образец.

Узор на платочке

Цели: продолжать учить детей рисовать ватными палочками; ориентироваться на листе бумаги; уточнить и закрепить знания цветов; формировать интерес  и положительное отношение к рисованию.

Материал: рисунок – образец; квадратные листы  бумаги белого цвета; ватные палочки; гуашь.

апрель

тычок

Пушистые котята

Цели: познакомить детей с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного); упражнять в  аккуратном закрашивании  тычком  жёсткой кистью; учить фактурно изображать животное; уточнить и закрепить знания цветов; формировать интерес  и положительное отношение к рисованию.

Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков: контурное изображение котенка (по количеству детей); гуашь разных цветов; жесткие кисти.

Одуванчики

Цели: продолжать знакомить детей с техникой тычкования; упражнять в технике тычка; закрепить знания цветов; формировать интерес  и положительное отношение к рисованию.

Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков; гуашь желтого, зеленого и белого цвета; жесткие кисти.

Родителям были предложены консультации:

«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей», «Нетрадиционные техники рисования в младшей группе», «Необычное рисование штампами».

Консультации для педагогов:

«Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста», «Рисование с детьми 2-3 лет методом тычка».

                                             Заключение

  Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

   Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает  эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству  с применением нетрадиционной техники рисования  способствует развитию:

  • Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.  Ребёнку  предоставляется возможность экспериментирования (смешивание  краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы  и  т.д.).
  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой  зоны коры головного мозга.
  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
  • Тактильной  чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук  с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
  • Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают  задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация  словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками,  ладошками, печатками из овощей, рисование штампом и т.д. Малышам очень нравится разнообразие техник. Работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и  школу, больницу, клуб.

Детские работы принимали участие в международном творческом конкурсе «Талантофф» и заняли 2 место (коллективная работа «Осень») и лауреат 2 степени (Тураева Лиза, работа «Пара голубей»).  В международном творческом конкурсе «ВРисунке»  работа  Тураевой Лизы «Пара голубей» голубей заняла 2 место, коллективная работа «Осень» получила 3 место.

                                   Список литературы:

1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,         планирование, конспекты занятий.  Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

3. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.  

4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая    группа. – М., 2010.

6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.  Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.  ТЦ Сфера, 2005.


  9.Литвинова О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности.- СПб. 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»

Содержание:Введение…………………………………………………………………………….………… 31. Виды и техники нетрадиционного рисования…………………………………3    2. План работы……………………………………………………………………………7Заключение………………………...

методическая разработка на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянн...

Проект по теме: "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет."

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата....

План работы по самообразованию. Тема: "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 4-5 лет."

Нетрадиционные способы рисования позволяют развивать в ребёнке наблюдательность, художественный вкус, эмоции, творческие способности и умение доступными средствами создавать красивое. Чтобы ярко и быс...

План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми».

Повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме;систематизировать работу по реализации ФГОС.Задачи:1. Учить детей выбирать материал для нетрадицион...

Проект по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет»

Продолжительность проекта: долгосрочный.Сроки реализации: 2020 – 2021 учебный год.Тип проекта: познавательно-творческий, социально-коммуникативный, практико-ориентированный.По количеству участни...