Проект по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет»
проект (младшая группа)
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации: 2020 – 2021 учебный год.
Тип проекта: познавательно-творческий, социально-коммуникативный, практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта:
- воспитатели группы: Тимушева Е.А., Игнатьева Т.Н.
- дети второй младшей группы №7 «Улыбка»
- родители.
Возраст детей: 3-4 года.
Актуальность:
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Если на традиционных занятиях рисованием ребёнок учится держать кисть, рисовать с её помощью точки, линии, штрихи, закрашивать контуры предметов, то нетрадиционное рисование даёт ребёнку больше свободы, больше идей для творчества, больше вдохновения и радостных эмоций. Так, нетрадиционные техники рисования позволяют ребёнку рисовать пальцами, ладошками, с использованием вспомогательных средств: поролона, штампов, ватных палочек.
Благодаря использованию нетрадиционных техник рисования, у ребёнка развивается мелкая моторика рук, тактильное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги, внимание и усидчивость, наблюдательность, формируются навыки самоконтроля. Нетрадиционные техники рисования позволяют создать атмосферу непринуждённости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка.
Таким образом, считаем важным развитие всех вышеперечисленных качеств и навыков у детей 3-4 лет, именно поэтому мы выбрали тему «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет» для самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_samoobrazovaniyu_vtoraya_mladshaya_gruppa.docx | 37.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №13»
Проект по самообразованию
«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет»
Воспитатели: Тимушева Е.А.
Игнатьева Т.Н.
Сыктывкар, 2020г
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации: 2020 – 2021 учебный год.
Тип проекта: познавательно-творческий, социально-коммуникативный, практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта:
- воспитатели группы: Тимушева Е.А., Игнатьева Т.Н.
- дети второй младшей группы №7 «Улыбка»
- родители.
Возраст детей: 3-4 года.
Актуальность:
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Если на традиционных занятиях рисованием ребёнок учится держать кисть, рисовать с её помощью точки, линии, штрихи, закрашивать контуры предметов, то нетрадиционное рисование даёт ребёнку больше свободы, больше идей для творчества, больше вдохновения и радостных эмоций. Так, нетрадиционные техники рисования позволяют ребёнку рисовать пальцами, ладошками, с использованием вспомогательных средств: поролона, штампов, ватных палочек.
Благодаря использованию нетрадиционных техник рисования, у ребёнка развивается мелкая моторика рук, тактильное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги, внимание и усидчивость, наблюдательность, формируются навыки самоконтроля. Нетрадиционные техники рисования позволяют создать атмосферу непринуждённости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка.
Таким образом, считаем важным развитие всех вышеперечисленных качеств и навыков у детей 3-4 лет, именно поэтому мы выбрали тему «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет» для самообразования.
Цель работы: развитие художественно-творческих способностей детей 3-4 лет посредством использования нетрадиционной техники рисования с привлечением родителей
Задачи для детей:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности
- Развивать творческие способности детей.
Задачи для родителей:
- Создавать условия для повышения активности родителей воспитанников в участии в различных формах партнёрства с ДОУ.
- Пополнить знания родителей о техниках нетрадиционного рисования.
- Способствовать становлению и сплочению детского коллектива, семьи.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный: 1-30 сентября 2020 г.
- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.
- Формулирование цели и задач проекта.
- Знакомство родителей с проектом на 2020-2021 год, с целями и задачами проекта.
- Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
II этап – основной: октябрь 2020 г. – май 2021 г.
III этап – заключительный май 2021г.
I этап – подготовительный: 1-30 сентября 2020 г.
Список литературы
- 1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.
- Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
- Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
- Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
- Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
- Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет».
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст».
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
- Интернет-ресурсы.
- Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.
- Знакомство с проектом на родительском собрании
- Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»
Определение интереса к изобразительной деятельности.
1.Чем любит заниматься дома?
-рисовать
-лепить
-клеить
-другое
2.Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельности?
Бумага, краски, кисти, пластилин, тесто для лепки, цветные карандаши, фломастеры.
3.Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?
-берет, когда сам пожелает
-по разрешению взрослых
4.Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
Часто иногда никогда
5.Как вы реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?
- предлагаете порисовать самому
-обещаете порисовать позже
-включаетесь в творческий процесс по его просьбе
6.Используете ли нетрадиционные техники рисования?
Да нет
7.С какими нетрадиционными техниками рисования вы знакомы?
8.Рассказывает ли ребенок о своем рисунке?
Да нет
9.Как используются детские работы?
-собираются
-выбрасываются
-вывешиваются (на стену, холодильник)
-просматриваются с ребенком
Перспективное планирование проекта «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет»
Месяц | Задачи | Программное содержание | оборудование | Работа с родителями |
Октябрь | Учить технике пальчикового рисования, Развивать мелкую моторику рук. Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки и особенности. Воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе. | Ветка рябины Рисование пальчиками | Лист, гуашь | Папка - передвижка «Как воспитать у детей интерес к рисованию». |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); учить самостоятельно, придумывать композицию рисунка; развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. | Осеннее дерево Рисование ладонью | Гуашь, ватман | Выставка детских работ | |
Познакомить со способом изображения «штампование Раскрыть возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов. | Компот из яблок Отпечаток яблоком | Штампы из яблок на каждого, салфетки для рук, гуашь красного, желтого, зеленого цвета, эскизы банок, губки для гуаши. | Помощь в приобретении материалов: бумага различной фактуры и цвета, ножницы, краски и т. д. | |
Показать детям возможность получения изображения с помощью картофельного штампа; развивать творческое мышление и воображение; воспитывать интерес к художественному творчеству. воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. | Осенний сад Отпечаток картофелем | лист формата А4, гуашь, вода, кисть, карандаш, картофель, салфетки для рук. | ||
Ноябрь | Познакомить детей с новой техникой рисования; показать детям возможность получения изображения с помощью листьев; развивать творческое мышление и воображение; воспитывать интерес к художественному творчеству; воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. | Осень на опушке краски разводила Печать листьев | Лист бумаги, гуашь, кисть, вода, листья березы, принадлежности для рисования. | Мастер - класс «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста» |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); учить самостоятельно, придумывать композицию рисунка; развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. | Ежик Рисование ладошкой | Бумага, гуашь коричневого и зеленого цвета, кисти, заготовки силуэта ежика без иголок. Влажные и бумажные салфетки. | Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | |
Познакомить детей с рисованием тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать палитру (желтый, красный, зеленый, синий цвета). Развивать эстетическое восприятие. | Салют Методом тычка | ½ часть листа с нарисованными простым карандашом кругами, гуашь четырех цветов, принадлежности для рисования, иллюстрация салютов. | Выставка детских работ | |
Показать детям возможность получения изображения с помощью листьев; развивать творческое мышление и воображение; воспитывать интерес к художественному творчеству; воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. | Букет для мамы Отпечаток листьев | Листья клена Гуашь Нарисованные вазы для каждого ребенка | ||
Декабрь | Познакомить с техникой рисования с помощью трафарета. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. | «Пушистый зайчонок» (рисование по трафарету) | Цветная бумага голубого цвета, белая и черная гуашь, кисть, трафарет зайчика, салфетки. Поролоновый тампон. | Консультация «Уроки рисования: с чего начать уроки рисования». |
Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Развивать чувство композиции, коллективизма. | «Украсим елочку» Рисование пальчиками | листы белого цвета с силуэтом елочки; гуашь разных цветов салфетки. Белая гуашь. | Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике». | |
Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). | «Мишка косолапый». Методом тычка | Лист, краска коричневого цвета Силуэт медведя | Выставка детских работ | |
Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | «Дед Мороз» рисование ладошками | - листы светло-голубого цвета; - белая гуашь в плошках, - салфетки. Заготовки лица деда Мороза | ||
Январь | Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования | «Звездное небо» (Фотокопия) | Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча. | Буклет «Виды нетрадиционного рисования». |
Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы .Развивать зрительную наблюдательность ,способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве . Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Помочь детям освоить метод спонтанного рисования. | Морозный узор Рисование свечей | Альбомный лист , кусочек свечи, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой. | Выставка детских работ | |
Метель Рисование свечой | Альбомный лист , кусочек свечи, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой. | Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки». Выставка работ «Рисуют родители». | ||
Февраль | Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приемы изображение круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования поролоном. | Снеговик Тампонирование | Лист, гуашь, две кисточки, поролон, принадлежности для рисования | Гостиная для родителей «Творим вместе». Выставка совместных работ «Творим вместе». |
Продолжать учить детей создавать ритмические композиции, рисовать пальчиками сложенными щепоткой Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь | Кто здесь прошел? Рисование пальчиками | лист бумаги белого цвета; краска синего цвета в чашечке; салфетки. | Выставка детских работ | |
Активизировать и разнообразить технику работы с бумагой, ватой, пластилином: учить наклеивать вату на бумагу, размазывать пластилин по бумаге, наклеивать изображение соответственно замыслу. | «Кораблик для папы» (Рисование смятой бумагой и пластилином) | Бумага белого цвета, синий пластилин, ватные диски, желтая краска, парус из красной цветной бумаги, клей, салфетки. | ||
Март Ма | продолжать учить детей работать с гуашью, воспитывать интерес к творчеству, способствовать развитию творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания; развивать интерес к изобразительному творчеству. | Золотые рыбки Рисование мыльными пузырями | Гуашь ,стаканчики с водой, трубочки для сока, кисточки, альбомные листы, шампунь или средство для мытья посуды. | Выставка семейного творчества Конкурс «Мы рисуем всей семьёй!» |
Дать ребенку самому экспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребенка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату. | Букет (тюльпанов коллективная работа) Рисование- ладошка | Гуашь, салфетки, ватман | Выставка детских работ | |
Апрель | Дать ребенку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребенка воображать и фантазировать. | Цветы Рисование ладошкой | Гуашь, кисти, салфетки. | Открытый показ образовательной деятельности «Разноцветные рыбки». День открытых дверей. |
Совершенствовать умение правильно держать кисть во время работы. Осваивать цветовую палитру (оранжевый, коричневый цвет). Закреплять умение подбирать цвета, рисовать кончиком кисти мелкие детали рисунка. Обогащать словарь детей (слова: оранжевый, рыжий, пестрая). Развивать мелкие мышцы рук в процессе изобразительной деятельности. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие. Воспитывать чувство любви к животным Воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью. | Щенок Рисование методом тычка | Половина альбомного листа с нарисованным контуром щенка (на каждого ребёнка), гуашь коричневого, красного, оранжевого, черного цвета, по 2 кисточки (жесткая, мягкая), небольшой лист бумаги (палитра) на каждого ребёнка для проверки тычка и правильности выбранного цвета, стаканы с водой. | Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» | |
Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. | «Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)» (Рисование пальчиками, карандашом, пробкой)
| Белый лист бумаги; разноцветные краски; салфетки; карандаши, пробки. | Выставка детских работ | |
Май | Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования смятой бумагой; развивать мелкую моторику рук. | «Воздушные шарики» (Оттиск смятой бумагой) | Альбомные листы; разноцветная гуашь в мисочках; кисточки; надутые воздушные шарики на каждого ребенка. | Фотоотчёт по итогам года на итоговом родительском собрании. |
Познакомить детей с праздником «День победа» и неотъемлемой частью празднования – салютом. Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | «Салют» (Рисование методом тычка) | иллюстрации с изображением салюта; листы бумаги синего цвета; гуашь разных цветов в чашечках; салфетки. На листах бумаги нарисована пушка из которой выпускают большой праздничный салют. | Выставка детских работ | |
Продолжать совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками. Формировать чувство композиции и ритма | Черемуха Рисование ватными палочками, пальчиками | Цветная бумага голубого цвета; ватные палочки; белая и зеленая краска, влажные и бумажные салфетки. | Презентация проекта на педагогическом совете. | |
Продолжать знакомить детей со способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение. | «Желтые одуванчики» (Рисование мыльными пузырями, или пальчиками) | Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем | Анкетирование родителей |
III. Заключительный этап – май
Обобщение результатов работы, анализ, анкетирование, закрепление полученных знаний, выводы.
Предполагаемый результат:
- формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- овладение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- активное участие родителей в проекте
- становление и сплочение детского коллектива и семьи
- Пополнение знаний родителей о техниках нетрадиционного рисования.
Список литературы:
- Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.
- Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
- Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
- Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
- Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
- Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет».
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст».
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»
План по самообразованию...
Творческий проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ»
Основная цель работы с детьми с ОВЗ - улучшение качества их жизни, формирование элементарных практических навыков, адаптация к окружающей среде. Все обучение в группе «особый ребенок» несе...
План по самообразованию «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».
Перечень литературы, которую планируется изучить; срок завершения работы; предполагаемые результаты...
Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...
Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».
Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...
Использование разнообразных техник рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень ин...
Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 6-7 лет».
ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 6-7 лет». ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: 1. Продолжать ...
- Мне нравится (1)