План самообразовательной работы по теме "Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал
Цель: Раскрыть значение активных форм и методов обучения в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. развитие у дошкольников любознательности, активной творческой инициативы.
Задачи:
1. Изучение и применение в работе современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста
2. Расширение знаний об активных методах обучения.
3. Применение полученных знаний на практике.
4. Изучение педагогического инновационного опыта по теме посредством участия в вебинарах, семинарах и методических объединениях.
5. Разработать практические материалы: картотеку игр и упражнений; проектный модуль, методические рекомендации для воспитателей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования воспитателя МБДОУ «Детский сад №4 «Родничок» Энгельс Елены Ивановны
Тема: Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель: Раскрыть значение активных форм и методов обучения в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. развитие у дошкольников любознательности, активной творческой инициативы.
Задачи:
1. Изучение и применение в работе современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста
2. Расширение знаний об активных методах обучения.
3. Применение полученных знаний на практике.
4. Изучение педагогического инновационного опыта по теме посредством участия в вебинарах, семинарах и методических объединениях.
5. Разработать практические материалы: картотеку игр и упражнений; проектный модуль, методические рекомендации для воспитателей и родителей.
Актуальность:
Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.
Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.
В связи с этим, современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения (СИС – сиди и слушай) на активную (ДИД – думай и делай). Активными называют формы и методы, при использовании которых образовательная (учебная) деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.
Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат. Активные формы занятий представляют собой формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию детей и педагога, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой проблемы и способов ее практического решения.
План работы на 2020-2022 год
№ | Форма работы | Сроки | Практический выход |
Диагностический этап | |||
Определение проблемы, постановка цели самообразования | Сентябрь 2020 | Разработка плана самообразования | |
Изучение научно-методической литературы по теме самообразования | Сентябрь-октябрь 2020 | ||
Прогностический этап | |||
Анкетирование родителей Проведение мониторингового обследования детей | Сентябрь 2022 | Выявление уровня познавательных способностей детей. Определение возможностей и потребностей родителей | |
Практический этап | |||
Посещение занятий коллег и участие в обмене опытом на разных уровнях | В течение всего периода | Обмен опытом | |
Создание условий в группах для самостоятельной деятельности детей. | В течение всего периода | Пополнение предметно-развивающей среды | |
Изучение периодической печати | В течение всего периода | Повышение уровня компетенции по вопросам воспитания и развития дошкольников | |
Изучение опыта работы лучших воспитателей района, регионов через Интернет | В течение всего периода | Пополнение методической копилки | |
Активное участие в работе методического объединения | В течение всего периода | Обмен опытом с педагогами района | |
Встречи-консультации по запросам родителей: индивидуальные, групповые. | В течение всего периода | Организация тесного взаимодействия с родителями | |
Консультация для воспитателей «Активные методы обучения в работе с дошкольниками» | Октябрь 2020 | Взаимообучение педагогов и обмен опытом | |
Проведение мастер-класса для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования» | Ноябрь 2020 | Сценарий мастер-класса | |
Выступление на родительском собрании с консультацией: «Развитие детей – это просто или сложно?» | Декабрь 2020 | Укрепление взаимодействия с родителями | |
Составление картотеки «Активные методы обучения: деловые игры» | Февраль 2021 | Картотека | |
Составление картотеки «Активные методы обучения. Творческая игра «Диалог» | Март 2021 | Картотека | |
Составление картотеки «Активные методы обучения. Игры» | Апрель 2021 | Картотека | |
Составление картотеки «Активные методы обучения. Задачи и упражнения» | Апрель2021 | Картотека | |
Проведение открытого интегрированного занятия для воспитателей | Май 2021 | Сценарий открытого занятия | |
Создание обучающих анимационных презентаций для знакомства детей с окружающей средой. | Сентябрь 2021 | Презентации | |
Проведение мастер-класса для воспитателей «Использование активных методов обучения детей в совместной деятельности» | Октябрь 2021 | Сценарий мастер-класса | |
Папка-передвижка для родителей на тему: «Интеллектуальные игры в жизни детей дошкольного возраста» | Ноябрь 2021 | Папка-передвижка | |
Организация проектной деятельности с детьми «Покормите птиц зимой» | Декабрь 2021 | Презентация проекта | |
Организация проектной деятельности «Красная Книга» | Январь 2022 | Презентация проекта | |
Семинар «Активные формы и методы обучения детей как залог успешного развития познавательных способностей» | Февраль 2022 | Рекомендации для воспитателей | |
Консультация для воспитателей «Учим детей решать дивергентные задачи» | Март 2022 | Публикация на сайте ДОУ | |
Выступление на педагогическом совете «Образовательные технологии при проведении занятий с дошкольниками» | Апрель 2022 | Самоотчёт воспитателя | |
Проведение открытого занятия с использованием активных методов работы с детьми | Май 2022 | Сценарий открытого занятия | |
Посещение семинара или курсов по теме самообразования | В течение всего периода | Сертификат о посещении курсов | |
Публикация разработок и сценариев в интернет порталах | В течение всего периода | ||
Внедренческий этап | |||
Обобщение опыта работы по теме | Август 2022 | Участие в районном конкурсе ОППО | |
Использование опыта работы в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ Распространение собственного опыта путем участия в методических объединениях и в конкурсах. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
Предполагаемый результат:
- владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков,
профессионализма и творчества.
- разработка практических и методических материалов для распространения среди педагогов ДОУ, района;
- укрепление взаимосвязей с родителями по вопросам развития воспитанников;
- наработка материала для обобщения опыта.
Список литературы:
1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». Новосибирск: Наука, 1986.
2. Ардяцева Н.И., Сидорчук Т.А. «Садко» Научно-методический центр развивающего образования (сборник материалов).
3. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986
4. Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова». Учебно-методическое пособие.
5. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007
6.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2014.
7. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула, ТГУ, 2016.
8. Тимофеева Л.Л. Проблемный подход в образовании старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2012. - № 6. - С. 40–49.
9. Малинина И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса // Психологический журнал. – 2017. – № 11. Т.2. — С. 166-168.
10. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Проектный метод в деятельности ДОУ. Пособие для руководителей и практических работников ДО. АРКТИ, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста
Данная статья предназначена для воспитателей детских садов. Она раскрывает основные направления моей работы по формированию навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольно...
Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста ( приложения к статье)
Здесь представлены диагностическая карта по ознакомлению дошкольников с народным декоративно - прикладным искусством на занятиях изобразительной деятельности , перспективное планиров...
Детский музыкальный шумовой оркестр, как средство развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста.
Презентация...
"Дидактическая игра как средство развития логико-математических способностей детей дошкольного возраста "
В настоящее время важное значение придается логической составляющей математического обучения. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельно...
Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста".
Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста"....
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...
Обобщение опыта работы "Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста"
Активные методы обучения (АМО) должны формировать у детей стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и, на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий, выработать оп...