Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
план-конспект занятия (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида № 6
Муниципального образования Усть -Лабинский район
План по самообразованию на тему:
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Воспитатель
Мирошниченко Н.Ю
г Усть-Лабинск
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Актуальность:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, собрать пазлы, работать со счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя не состоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, на сколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
Цель :
1. Стимулирование речевой и мыслительной деятельности детей через развитие мелкой моторики
2. Повышение своей профессиональной компетентности по данной теме.
3развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи : Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
- Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
- Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- 1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук.
- 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
- 3. Улучшить общую двигательную активность.
- 4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
- 5. Содействовать нормализации речевой функции.
- 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
- 7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы на развитие мелкой моторики.
- Основные направления работы с детьми
- Улучшить общую двигательную активность;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Стратегия работы :
Успешность работы с детьми раннего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыков содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
II этап – диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки
Форма отчётности:
- Провести анкетирование родителей.
- Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
- Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
;
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
- консультативная работа с родителями.
Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
Работа с родителями- консультации и беседы.
Родительское собрание с показом пальчиковых игр с детьми ;
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год
Месяц | Цель | Содержание работы | Форма представления результатов |
Сентябрь | Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы | Изучение современной литературы по теме самообразования Создание картотеки «Игры и упражнение по развитию мелкой моторики» | Аннотация на методическую литературу Картотека |
Октябрь | Знакомство с инновационными технологиями | Обзор информации в интернете по изучаемой теме | Перспективное планирование воспитательно- образовательной работы |
Ноябрь | Повысить уровень педагогической культуры родителей педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива | Ознакомление родителей с играми, направленными на развитие мелкой моторики детей раннего возраста | Консультация для родителей «Значение мелкой моторики для развития детей», «Как развивать мелкую моторику у детей» Папка-передвижка «С пальчиками играем, речь развиваем» Тематическое родительское собрание. |
Декабрь | Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности | Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии | Консультация для педагогов на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста» |
Январь | Укреплять взаимодействие детского сада и семьи | Повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей дома посредствам пальчиковых игр | Мастер-класс для родителей по теме: «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях» Памятки и буклеты |
Февраль | Систематизация знаний по изучаемой теме | Разработка конспектов по теме «Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры» | Размещение материала на личном сайте воспитателя |
Март | Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе | Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий. | Пополнение картотеки пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста |
Апрель | Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду | Организация выставки книг и пособий для родителей по теме | Открытое занятие по развитию мелкой моторики детей раннего возраста «Весенние приключения» |
Май | Подведение итогов | Анализ работы по теме самообразования | Отчет |
СЕНТЯБРЬ
Наблюдения за детьми, диагностика
Будут пальчики дружить
- Игры с мозаикой
- "Клубочки для котят"
- Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке ( контуры предметов нарисованы на бумаге)
- Упражнение с массажными мячиками «Орех»
- "Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме
- Пальчиковая гимнастика " Шарик"
- Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.
- Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа
- Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"
ОКТЯБРЬ
Птицы осенью
Овощи и фрукты
- Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"
- "Сушка овощей" - двойные трафареты развесить веревке
- "Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу
- "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина
- "Сложи картинку" из 4 частей
- "Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу
- "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь
- "Груша на тарелке" аппликация из шариков из салфеток
- Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов
- "Найди вторую половинку" - разрезные картинки
- Пальчиковая гимнастика "Апельсин"
- "Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением воробья.
- Рисование пальчиками "Птицы на лужайке" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов
- "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки)
- "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по манной крупе
- "Крылышки для птички" упражнение с прищепками ( силуэт птички, крылья из прищепок)
- Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и пшеницу
НОЯБРЬ
Одежда и обувь
Труд людей в природе
- "Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, грабли)
- "Нарисуй на песке лопату, молоток"
- "Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги
- Пальчиковая игра "Строим новый дом"
- "Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток
- Работа с тактильной дощечкой из спичек и дощечек
"Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.
- Рисование разноцветных пуговиц пальцем рук
- "Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви
- "Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию
- "Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками
- Рисование горошков на платье
- Разложи пуговицы по цвету
- Работа со шнуровками
- "Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки пупсу
- пальчиковая игра "Наши Ладошки"
ДЕКАБРЬ
Город
Транспорт
Дикие животные зимой
Зима, зимний лес
- Строим дом из деревянных кубиков
- Выкладывание дома из геометрических фигур
- "Кто в домике живет" найти фигурку в мешочке
- Упражнение с массажным мячиком "Иголки"
- "Что у кого" - раскатывание скомканных комочков
- "Грузим мячики в грузовик" мячики рассыпаны по ковру
- "Проехал Синий трактор" - рисуем на песке след от трактора
- Пальчиковый театр по выбору воспитателя
- Волшебный мешочек" -определить на ощупь диких животных
Работа с тактильными дощечками ладошки
- Новогодний подарок для зайчика "
Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, семечки а затем определять их на ощупь
- "Снежный лес" - на трафарете елки из цветной бумаги разложить комочки ваты
- "Лепим снежки разных размеров (большие и маленькие) из салфеток скатывание шариков разного размера
- Снеговик" -лепка из пластилина
ЯНВАРЬ
Дикие животные и их детеныши
Птицы зимой
- Кто это" крупные трафареты из бархатной бумаги . детям надо определить где мама, где детеныш
- " Мама ЁЖ и ежата" втыкание деревянных палочек в пластилиновый комочек
- "Подарок для Хомячка " сортировка семечек тыквы и подсолнуха
- Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками
- "Собери семью животных" наложи трафарет на контур
- "Кто пришел" рисуем на крупе манной следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем
- "Чтобы Зайчику было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку
- Пальчиковая гимнастика "Пчелы"
- Воробей" или Ворона определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги
- "Угощение для птиц" - сортировка семян от орешков
- "Кто спрятался под листочком" определить предмет под тканью
ФЕВРАЛЬ
Семья
Профессии
- Пальчиковая игра "Моя семья"
- Собери фигурку человека из крупных пазл по образцу
- "Бусы для мамы" нанизывание крупных и маленьких бусин на шнурок
- Что купила мама" - поиск овощей и фруктов в мешочке
- "Поможем маме развязать узелки на веревке
- "Поможем братику застегнуть пуговицы"
- "Научим сыну шнуровать ботинки"
- "Для кого подарок" - волшебный мешочек
- Само массаж ладоней
- "Построим дом из деревянных кубиков"
- "Рельсы для поезда" рисование прямых линий на песке
- "Оторви маленький листок" отрывание кусочков от полоски бумаги
- "Помоги повару сортировать рис и фасоль по цвету и размеру"
- Пальчиковая игра "Мы капусту рубим"
- Наши фрукты" лепим яблоки из пластилина
- "Собери машину" из крупных пазл
- Разрезные картинки профессии из 4 частей"
МАРТ
Праздник мам
Начало весны
Игрушки
- Изготовление подарка для мамы весенние цветы
(Из шариков из салфеток)
- Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя
- "Следы от капели" рисуем точки на бумаге
- "Лучики солнца" лучики из прищепок на желтом круге
- "Аппликация "Цветы для мамы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу.
- Пальчиковая гимнастика "Дождик"
- Собери пирамидку
- "Мячи для щенка" лепка из пластилина
- "Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных
- "Матрешки собрать по цвету"
- Штриховка и обводка по контуру игрушек
- Пальчиковый театр "Курочка ряба"
- "Чудесный мешочек" определи резиновые игрушки на ощупь
- .Рисуем на песке большие и маленькие круги
АПРЕЛЬ
Одежда
Дикие и домашние животные
Птицы весной
Растительный мир
- ."Недошитое платье" собрать не достающие детали платье (крупные пазл)
- "Рисунок на платье" на трафарете рисовать тычинкой горошек
- Шнуровка, застегивание пуговиц и молний бизиборд
- "Сушка белья" пристегнуть прищепками одежду куклы на веревку
- "Собери пазл Птицы из 4 частей"
- "Нарви молодой травки для козлика" нарвать полоски зеленой бумаги"
- "Кто где живет" строим домик для животных конструктор
- Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"
- "Червячки для птенцов" лепка из пластилина
- "Поможем птицам" выкладывание утепляем гнезда комочками выты
- "Напоим птенцов водичкой" работа с водой и пипеткой
- Пальчиковая гимнастика "Червячки"
- "Каждому листочку свое место"
- "Красивый одуванчик" втыкание крашеных ватных палочек в пластилиновый комочек
- Коллективная работа "Весенняя поляна!" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину
- Пальчиковые игры, закрепление разученные раннее.
МАЙ
Труд весной на даче
Мы подросли и повзрослели
- "Посадка фасоли в горшки" дети в грунте пальцем делают ямки и сажают семена
- "Закрути пробки"
- "Кто больше соберет грецкий орех" сбор ореха, рассыпанной на столе
- "Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур
- Упражнение с мячиками " Крепкий орех"
- "Строим дачный дом" из деревянного конструктора
- "Дорога в лес" выкладывание геометрических фигур на ковре
- "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц
- Пальчиковый театр "Репка"
- Игры и упражнения, изученные ранее
- Шнуровки, липучки, липучка бизиборд
- Работа с тактильными дощечками
- Заключительное наблюдение за детьми
Литература:
- Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения2
- Феникс, 20142. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.
- Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 20004.
- Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 2005.
- Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.
- Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
- Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
- Интернет ресурсы
- 2«Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. -М:ООО «ЭКСМО», 2011.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. - М. : ТЦ «Сфера», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»
Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка....
План работы с детьми группы раннего возраста по теме самообразования нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ в группе раннего возраста....
ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...
Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...