Детский мастер-класс "Умеешь сам-научи друга"
методическая разработка (подготовительная группа)

Родионова Наталья Викторовна

Использование в работе с детьми метода мастер-класс, проведенный силами самих детей. Развивает в детях самомтоятельность, значимость, инициативность. Совместная работа с родителями, выявление сильных сторон ребенка и возможность каждому из детей быть лидером - делают этот метод интересным и активным для развития коммуникации у детейстаршего  дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_master-klass_umeesh_sam-nauchi_druzey.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский мастер-класс, как одна из современных форм развития творчества и коммуникации детей»

В соответствии с ФГОС дошкольного образования развитие ребенка в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом позитивной социализации. В стандарте отмечено, что педагоги должны задавать гуманное направление в педагогике, поощрять инициативу, самостоятельность и уверенность у ребенка.

В нашем детском саду воспитатели стараются создать условия, которые позволяют эффективно решать проблемы социализации дошкольников. Участие в вебинаре Н.П. Гришаевой «Технологии позитивной социализации», помогло найти современное решение сложной проблеме современного мира детства – коммуникации детей. И начали мы с технологии «Ежедневный рефлексивный круг» - «Утренний и вечерний круг». Данная практика показала, что дети, делясь утром своими проблемами или участвуя в обсуждении вопроса по теме недели, с интересом слушают друг друга, интересуются и принимают активное участие в обсуждении. В ходе реализации данной технологии и условиях самоизоляции возникла идея дать детям возможность самим проводить мастер-классы для ребят «Умеешь сам – научи друга».

Известно, что детская инициатива выражается не в том, чтобы ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он придумывает и делает сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Формирование самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста происходит только в активной деятельности, что и отмечено в федеральном стандарте дошкольного образования -  необходимо побуждать детей к инициативности и самостоятельности.

Исходя из этого, были поставлены цель и задачи.

Цель: Создание условий для личностного развития детей.

Задачи:

1. Создавать ситуации, позволяющие дошкольникам реализовать свою компетентность.

2. Развивать речь детей как средство общения.

3. Развивать инициативность, ответственность, самостоятельность.

4. Способствовать развитию саморегуляции поведения.

Первые детские мастер-классы были спонтанными, возникали после сна в совместной игре ребят или в непосредственно образовательной деятельности. Заинтересованность детей в этом виде деятельности, повлекло за собой решение проводить мастер-классы постоянно, привлекая к ним ребят и родителей.

За период работы появилось несколько правил, согласно которым строиться мастер-класс:

1. Мастер-классы проводятся по инициативе детей. Педагог также может быть инициатором проведения детского мастер-класса.

2. Темы мастер-классов обсуждаем с детьми на утреннем или вечернем круге.

3. Воспитатель проводит индивидуальную работу с ребенком и родителями, обговаривая содержание мастер-класса, материал для его проведения.

4. Приветствуется участие родителей в подготовке ребенка к проведению мастер-класса.

Желательно что бы воспитатель находился рядом с ведущим во время проведения мастер-класса и мог оказать помощь при необходимости, быть партнером для него.

Подготовка к мастер-классу проходит в несколько этапов:

Первый этап: обсуждение с детьми темы, анализ возможностей ребенка.

Тема для мастер–класса может быть любой: творческая деятельность – «Осенний лес нетрадиционным способом», ручной труд – оригами — «Закладка для книги» или экологический  мастер-класс «Кормушка для птиц».

На втором этапе происходит обсуждение содержания мастер-класса: знание сильных сторон и индивидуальных особенностей детей, позволяет привлекать к проведению мастер-классов различных ребят. Индивидуально обговаривать с ребенком этапы выступления, его содержание, привлекать родителей.

        Из опыта определилась структура проведения детского мастер-класса:

1. Приветствие участников, небольшое вступление.

2. Пошаговый показ изготовления поделки или упражнения.

3. Выполнение ребятами задания, при затруднении ведущий оказывает помощь.

4. По окончании мастер-класса ребята выставляют свои работы.

Лучше всего, как показала практика, ребята проявляют инициативу и предлагают научить других тому, что хорошо умеют делать сами, научившись этому дома с родителями или в творческих кружках.

Эта форма работы имеет много положительных сторон и достоинств:

1. Ведущий -  приобретает опыт выступлений, имеет возможность почувствовать себя лидером, становится ответственным, инициативным.

2. Для ребят - это возможность овладеть новыми способами действий, научиться новому опыту общения, научиться коллективному сотрудничеству.

3. Для воспитателя - это один из способов поддержки инициативы детей, возможность выявить способности детей, сделать образовательный процесс увлекательным для детей, а также выстроить сотрудничество с родителями.

Для родителей это возможность увидеть своего ребенка в новом свете, испытать гордость за него, увидеть зону ближайшего развития своего ребенка, и принять участие в жизни ребенка.

        Анализируя результат работы, можно заметить положительный воспитательный эффект в социально-коммуникативном развитии дошкольника. Наблюдается положительная динамика в развитии у ребят инициативы и коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Знаю правила дорожного движения сам - научу другого"

Семинар -  практикум  для педагогов ДОУ "Знаю правила дорожного движения сам - научу другого"...

КВН "Знаешь сам, научи друга"

Данный материал предназначен для воспитателей старших и подготовительных груп. Здесь вы найдете загадки, веселые эстафеты по пожарной безопасности, задания по личной безопасности....

Наглядная информация "Как ребёнок может научить другого говорить"

Специальное сравнительное исследование речи детей в общении с взрослым и со сверстником показало, что речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более связной, более понятной, развернутой и лекси...

Наглядная информация "Как ребёнок научит друга говорить"

Может ли другой ребенок, который едва сам-то научился говорить и с трудом понимает речь окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстник   Оказывается, может!...

Мастер-класс «Научился сам – научи других!»

Познакомить педагогов с алгоритмом создания социального плаката как средства духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников, преемственности дошкольного и начального общего образования...

День мастерилок "научился сам,научи других"

День мастерилок «Научился сам, научи других». За день до этого мероприятия воспитатель вместе с детьми собрали шишки, веточки, палочки, коробочки и, как вспомогательный материал – пл...

Тематическое занятие по методике опережающего обучения грамоте на тему: "Путешествие в Маленькую страну" или "Научился сам - научи другого"

КОНСПЕКТтематического занятия по методике опережающего обучения грамоте в средней группе на тему:«Путешествие в «Маленькую страну»Или «Научился сам – научи другого»...