Детский мастер-класс "Умеешь сам-научи друга"
методическая разработка (подготовительная группа)
Использование в работе с детьми метода мастер-класс, проведенный силами самих детей. Развивает в детях самомтоятельность, значимость, инициативность. Совместная работа с родителями, выявление сильных сторон ребенка и возможность каждому из детей быть лидером - делают этот метод интересным и активным для развития коммуникации у детейстаршего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_master-klass_umeesh_sam-nauchi_druzey.docx | 15.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский мастер-класс, как одна из современных форм развития творчества и коммуникации детей»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования развитие ребенка в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом позитивной социализации. В стандарте отмечено, что педагоги должны задавать гуманное направление в педагогике, поощрять инициативу, самостоятельность и уверенность у ребенка.
В нашем детском саду воспитатели стараются создать условия, которые позволяют эффективно решать проблемы социализации дошкольников. Участие в вебинаре Н.П. Гришаевой «Технологии позитивной социализации», помогло найти современное решение сложной проблеме современного мира детства – коммуникации детей. И начали мы с технологии «Ежедневный рефлексивный круг» - «Утренний и вечерний круг». Данная практика показала, что дети, делясь утром своими проблемами или участвуя в обсуждении вопроса по теме недели, с интересом слушают друг друга, интересуются и принимают активное участие в обсуждении. В ходе реализации данной технологии и условиях самоизоляции возникла идея дать детям возможность самим проводить мастер-классы для ребят «Умеешь сам – научи друга».
Известно, что детская инициатива выражается не в том, чтобы ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он придумывает и делает сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
Формирование самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста происходит только в активной деятельности, что и отмечено в федеральном стандарте дошкольного образования - необходимо побуждать детей к инициативности и самостоятельности.
Исходя из этого, были поставлены цель и задачи.
Цель: Создание условий для личностного развития детей.
Задачи:
1. Создавать ситуации, позволяющие дошкольникам реализовать свою компетентность.
2. Развивать речь детей как средство общения.
3. Развивать инициативность, ответственность, самостоятельность.
4. Способствовать развитию саморегуляции поведения.
Первые детские мастер-классы были спонтанными, возникали после сна в совместной игре ребят или в непосредственно образовательной деятельности. Заинтересованность детей в этом виде деятельности, повлекло за собой решение проводить мастер-классы постоянно, привлекая к ним ребят и родителей.
За период работы появилось несколько правил, согласно которым строиться мастер-класс:
1. Мастер-классы проводятся по инициативе детей. Педагог также может быть инициатором проведения детского мастер-класса.
2. Темы мастер-классов обсуждаем с детьми на утреннем или вечернем круге.
3. Воспитатель проводит индивидуальную работу с ребенком и родителями, обговаривая содержание мастер-класса, материал для его проведения.
4. Приветствуется участие родителей в подготовке ребенка к проведению мастер-класса.
Желательно что бы воспитатель находился рядом с ведущим во время проведения мастер-класса и мог оказать помощь при необходимости, быть партнером для него.
Подготовка к мастер-классу проходит в несколько этапов:
Первый этап: обсуждение с детьми темы, анализ возможностей ребенка.
Тема для мастер–класса может быть любой: творческая деятельность – «Осенний лес нетрадиционным способом», ручной труд – оригами — «Закладка для книги» или экологический мастер-класс «Кормушка для птиц».
На втором этапе происходит обсуждение содержания мастер-класса: знание сильных сторон и индивидуальных особенностей детей, позволяет привлекать к проведению мастер-классов различных ребят. Индивидуально обговаривать с ребенком этапы выступления, его содержание, привлекать родителей.
Из опыта определилась структура проведения детского мастер-класса:
1. Приветствие участников, небольшое вступление.
2. Пошаговый показ изготовления поделки или упражнения.
3. Выполнение ребятами задания, при затруднении ведущий оказывает помощь.
4. По окончании мастер-класса ребята выставляют свои работы.
Лучше всего, как показала практика, ребята проявляют инициативу и предлагают научить других тому, что хорошо умеют делать сами, научившись этому дома с родителями или в творческих кружках.
Эта форма работы имеет много положительных сторон и достоинств:
1. Ведущий - приобретает опыт выступлений, имеет возможность почувствовать себя лидером, становится ответственным, инициативным.
2. Для ребят - это возможность овладеть новыми способами действий, научиться новому опыту общения, научиться коллективному сотрудничеству.
3. Для воспитателя - это один из способов поддержки инициативы детей, возможность выявить способности детей, сделать образовательный процесс увлекательным для детей, а также выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей это возможность увидеть своего ребенка в новом свете, испытать гордость за него, увидеть зону ближайшего развития своего ребенка, и принять участие в жизни ребенка.
Анализируя результат работы, можно заметить положительный воспитательный эффект в социально-коммуникативном развитии дошкольника. Наблюдается положительная динамика в развитии у ребят инициативы и коммуникативных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Знаю правила дорожного движения сам - научу другого"
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Знаю правила дорожного движения сам - научу другого"...
КВН "Знаешь сам, научи друга"
Данный материал предназначен для воспитателей старших и подготовительных груп. Здесь вы найдете загадки, веселые эстафеты по пожарной безопасности, задания по личной безопасности....
Наглядная информация "Как ребёнок может научить другого говорить"
Специальное сравнительное исследование речи детей в общении с взрослым и со сверстником показало, что речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более связной, более понятной, развернутой и лекси...
Наглядная информация "Как ребёнок научит друга говорить"
Может ли другой ребенок, который едва сам-то научился говорить и с трудом понимает речь окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстник Оказывается, может!...
Мастер-класс «Научился сам – научи других!»
Познакомить педагогов с алгоритмом создания социального плаката как средства духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников, преемственности дошкольного и начального общего образования...
День мастерилок "научился сам,научи других"
День мастерилок «Научился сам, научи других». За день до этого мероприятия воспитатель вместе с детьми собрали шишки, веточки, палочки, коробочки и, как вспомогательный материал – пл...
Тематическое занятие по методике опережающего обучения грамоте на тему: "Путешествие в Маленькую страну" или "Научился сам - научи другого"
КОНСПЕКТтематического занятия по методике опережающего обучения грамоте в средней группе на тему:«Путешествие в «Маленькую страну»Или «Научился сам – научи другого»...