Сообщение "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в познавательном развитии"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Сообщение «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в познавательном развитии»
«Здоровье ребенка - это полная самореализация его личности, происходящая в образовательном процессе по образам, принятым в человеческом обществе». М.Л.Лазарев Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша - это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка. Осознав важность поставленной проблемы и поставив перед собой цель – формирование позитивного отношения к собственной жизни и жизни другого человека, на развитие свободной, здоровой личности, на воспитание потребности в здоровом образе жизни, путём познания самого себя. На сегодняшний день я считаю актуально выбрала направление: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через познавательное развитие». Только зная, дети могут укрепить и сохранить своё здоровье. Познавательное развитие дошкольника – это важнейшая составная часть его общего развития, подготовки к школе и дальнейшей взрослой жизни. Этот сложный процесс предполагает формирование познавательных интересов, накопления разнообразных знаний и умений, овладению речью. Познавательное развитие неотъемлемо связано со здоровым образом жизни. Мною была организована работа со второй младшей группы, которая направлена на коррекцию осанки и профилактику плоскостопия как в совместной деятельности, так и в режимных моментах. Я разработала долгосрочный проект «Путь к здоровью, силе бодрости! » с родителями, которая направлена на оздоровление организма путём познания самого себя. Для формирования осознанного отношения к здоровому образу жизни мной был разработан цикл непосредственной образовательной деятельности, соответствующий возрасту детей. Изучив материал по данному направлению я поставила следующие задачи: • сформировать у детей адекватное представление об организме человека (о строении собственного тела) ; • помочь создать целостное представление о своём теле; • научить «слушать» и «слышать» свой организм; • осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека; • формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни; • привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; • развивать охранительное самопознание; оптимистическое миро- и самоощущение; воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли. Выявив воспитательные и образовательные задачи, наметила пути к их разрешению: отбирала содержание, доступные детям методические приёмы и формы работы с ними. Подбор НОД направлен на привлечение внимания ребёнка к своему телу, пробуждению интереса к дальнейшему самопознанию, усилению положительной мотивации, пониманию себя и другого, зависимости между состоянием организма и образом жизни человека. НОД основана на игровых приёмах, творческой фантазии. Такая форма преподнесения материала обусловлена их объёмностью и новизной. Игровая организация для детей помогает им легко войти в предлагаемую ситуацию и вызвать большой познавательный интерес. Дети закрепляют знания и навыки, получают новую информацию о своём теле, работе органов питания, культуре поведения. В непосредтвенно образовательной деятельности я использую такие здоровьесберегающие технологии: • гимнастика для глаз; • массаж или самомассаж; • упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия; • пальчиковые игры; • дыхательные упражнения; • физкультминутки. В усвоении материала подготовительной предпочтение отдаю поисковоэкспериментальным, продуктивным методам, наблюдению за собой и за другими; практическим методам овладения навыками ухода за своим телом. Предлагаемые детям знания распределены с учётом их возрастных особенностей, интеллектуальных возможностей, конкретности мышления, а также опоре при изучении нового на наглядность, чувства и ощущения. По каждому разделу используются и такие мероприятия как: валеологические рассказы, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, чтение специальной художественной литературы. Я ориентируюсь не только на уровень усвоения ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребёнком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществить активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Как показывает практика, ни одна программа ДОУ не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (детиродители-педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Формы взаимодействия разнообразны: анкетирование, различные тесты, также я предпочитаю наглядные средства. Особенный интерес вызывают валеологические газеты, где подобраны рекомендации специалистов, статьи из журналов и газет. Из них родители черпают общие знания; а ответы на вопросы, касающиеся собственного ребёнка, они получают из индивидуальных бесед со мной. Полученные детьми знания в НОД должны непременно подкрепляться в повседневной жизни. Необходим также положительный пример взрослых и, в первую очередь, родителей. Углублённым изучением данной темы я занимаюсь не так давно , но я и дальше буду заниматься этой темой, постараюсь осуществить и получить хорошие результаты. Здоровье человека во многом зависит от стиля жизни. Вот почему я считаю важным сформировать у детей дошкольного возраста позицию признания ценности здоровья, создать систему установок на здравосозидание не только по отношению к собственному Я, но и по отношению к миру; научить ребёнка любить себя, своё тело, свой организм.
Литература:
В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др. «Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство».
Е.А. Терпунова «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста». Г.И. Кулик, Н.Н. Сердиенко «Школа здорового человека».
С.А. Козлова «Мой мир». Л.В. Говрючина «Здороье сберегающие технологии в ДОУ».
Л.Г. Голубева, И.А. Прилепина «Закаливание дошкольников».
М.П. Меличева «Культура здоровья дошкольника в круговороте праздников года».
А.С. Галанов «Игры которые лечат» О.И. Бочкарева «Система работы по формированию здорового образа жизни».
О.В. Чермошенцева «Основы безопасного поведения дошкольников»
Н.Н. Авдеева «Безопасность».
Л.Б. Поддубная «ОБЖ».
Э.Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду».
Н.С. Галицина, И.М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие»
Цель проекта: организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего органи...
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие в средней группе "Будь здоров!"
Цель проекта: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми, для формирования основ здорового образа жизни....
Методическая разработка на тему: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни»(старший возраст)...
Социально-значимый познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста »
Введение"Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".В.А.СухомлинскийПрирода создала самое лучшее из своих совершенств- это человек. Для т...
Воспитательное мероприятие познавательно-физической направленности по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста разновозрастной группы (4-6лет) по итогам работы кружка «Неболейка»«Путешествие по станциям страны Здоровья»
Великая ценность каждого человека – здоровье.В настоящее время одной из наиболее важных задач является состояние здоровья детей. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по ...
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие«Быть здоровыми хотим!»
Наше будущее – это наши дети. Наша Родина Россия только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым ее подрастающее поколение. Задача охраны, сохранен...
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие "Чтобы быть здоровым"
Актуальность темы:- потребность общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности вследствие резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения;- необходимость теоретического обосно...