Методическая разработка на тему: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка (старшая группа)
«Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни»
(старший возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_temu.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни»
(старший возраст)
Дети дошкольники любопытны, любознательны и очень активны. Они интересуются окружающим миром, задают много вопросов, направленных на обнаружение и поиск новых знаний. Ребенок должен не только усвоить знания, но и уметь применять их на практике, самостоятельно мыслить, делать выводы. Очень важно для воспитателей, как сделать так, чтобы знания дошкольников усваивались надолго.
Часто мы говорим своим детям: «Тебе только бы играть», или «ты что не наигрался за целый день?» не задумываясь о том, что ребенок не может не играть. У него природная потребность в активных действиях. Вот поэтому игровая деятельность была и остается ведущей в жизни дошкольника. Жизнь — ребенка-это игра, и он должен учиться играя.
Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Когда ребенок видит, слышит, да еще может потрогать и выполнить практические действия сам, то это приносит положительный результат в обучении. Это и послужило внедрению в практику работы детского экспериментирования и широко стало применяться в дошкольных учреждениях. В процессе исследования, ребенок сам находит ответы на вопросы, у него появляется стремление узнать и открыть еще больше нового для себя. Опытно-экспериментальная деятельность помогает формировать представление об окружающем мире, развивает интеллект и творчество ребенка и является эффективным средством развития познавательной активности дошкольника. Это не требует от воспитателя специальной подготовки материальных затрат. Простейшие эксперименты вызывают интерес у детей. Им нравиться показывать фокусы, творить волшебство, быть учеными, а потом рассказывать и показывать дома.
Важной задачей в процессе образования и воспитания дошкольников остается укрепление и сохранение здоровья детей. Каждый из нас знает, что здоровье купить нельзя. Поэтому мы должны формировать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни. Работа должна быть направлена на приобретение знаний о здоровье и развитие индивидуального здоровья. Ребенку необходимо знать особенности своего организма. Он должен получить знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни. В решении данной проблемы важным направлением является исследовательская деятельность. Это вызывает интерес и желание познать и беречь свой организм. В игровой форме дети обучаются способам его укрепления, формируется правильное отношение к своему здоровью. В наглядно-практической форме дети обогащают свои представления о частях тела, всех внутренних органах и приходят к выводу, что ненужных органов нет.
Исследовательно-поисковая работа проводится систематически в повседневной свободной деятельности детей и не ограничена по времени. Причина проведения бывает разная: чаще всего запланированная, поставленная в ответ на вопрос ребенка и даже, совсем случайная. В нашей группе организован опытно-экспериментальный уголок. В нем находятся: ростомеры для измерения роста детей, линейки, термометры и градусники, лупы, песочные часы, микроскоп, пробирки, колбочки, стаканы, трубочки, мерные кружки, песок, глина, земля, савки, ложки пластмассовые, магниты, камни, изделия из дерева и металла, воздушные шары, краски, семена, вата, коробки, нитки, зеркала, бумага и многое другое. Подобрана энциклопедическая литература, картинки, иллюстрации. Созданная мини среда вполне удовлетворяет потребности наших детей в освоении окружающего его мира.
В процессе проведения экспериментальной детской деятельности пользуюсь структурой, которая включает:
постановка проблемы, которая должна быть понятной, доступной, но и содержать что-то новое;
поиск ответа на вопрос (что надо сделать, чтобы решить проблему) и отбор решения;
проверка решений, предложенная детьми (это может быть книга или познавательный рассказ, опыт или эксперимент, наблюдение);
формулировка выводов;
зафиксировать результат (проанализировать явление и выделить главное).
Мы можем провести экспериментирование в любом режимном моменте дня. Например, сделать настоящую радугу в умывальной комнате во время мытья рук с помощью зеркала, убедиться, что вода не имеет формы. Можно ли пить воду из-под крана? Опыт по очистке воды.
Перед зарядкой пробуем сжимать и разжимать пальцы в кулаке в течение 18 секунд. Устали пальцы, а сердце, не уставая, работает всю жизнь. Вот каким тренированным должно быть сердце. Занимаясь физкультурой и спортом, мы укрепляем не только мышцы, но и сердце.
Перед приемом пищи определяем ее по запаху (показываем взаимосвязь органов вкуса и запаха), выясняем для чего нужно есть (ты ешь, поэтому растешь).
При проведении зрительной гимнастики знакомим с функциями частей глаза, выясняем, как лучше смотреть, одним глазом, или двумя.
На занятиях мы убеждаемся, что мозг может запомнить много разной полезной информации. Мозг все может, он главный орган. Он может нарисовать любую картинку в вашей голове без помощи бумаги и карандашей.
На прогулке мы можем, закрыв глаза определить предметы тыльной поверхностью кисти, затем кожей ноги, и наконец пальцами. Убеждаемся, что самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Кожу называют вторыми глазами человека.
Перед сном в спальне на кроватках можно проверить, хороший ли у детей слух. Когда лучше слышно: когда говорила тихо или громко? Что вы делали, чтобы услышать тихий голос?
В процессе совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной, познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний о культуре здоровья.
Список используемой литературы
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом.» Москва Творческий центр, 2004
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. - М.: Педагогическое общество России, 2003
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вереска.Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др.-М.:Мозаика-Синтез
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации для работников ДО / Л.Н.Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2011
Региональная программа «Основы здорового образа жизни» Под ред. Ю.Ю.Барыльникова, Н.В. Дмитриевой, Ю.Ю.Елисеева
Тагушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"
Автором представлена методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка плана проведения оздоровительн...
Методическая разработка на тему: "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
тема: "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"...
Методическая разработка "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию ...
Методическая разработка: педагогический совет "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Методическая разработка для педагогического совета для актуализации знаний о формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаз в соотвествии с ФГОС ДО....
Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» 2023г.
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы, в том числе систему здоровьесберегающих технологий....
Методическая разработка «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на с...