План по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
План по самообразованию для воспитателей детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-samoobrazovaniya_maletina_v.a.docx | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР - «Детский сад №239»)
План по самообразованию
на 2020 – 2021 учебный год
Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
старшая группа №7
Воспитатель: Малетина В.А.
Пояснительная записка
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развитие детского творчества является актуальной темой современной педагогики и психологии, что сегодня связано с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, художественно-эстетическим и трудовым воспитанием, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Отечественные психологи и педагоги – Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьякова, Н.А. Ветлугина - доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Так как дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.
Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений, бросового материала и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Изготовление поделок способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Цель: Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества из различных материалов, в том числе бросового;
- развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач;
- побуждать создавать новое и оригинальное;
- проявлять творчество и фантазию;
- развить интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе творческой деятельности;
- совершенствовать мелкую моторику рук;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание включаться в творческую активность;
- сформировать первичные представления о предметах и материалах;
- сформировать умение управлять своим поведением и планировать свои действия.
Планируемые результаты:
- У детей повысится уровень художественных способностей;
- Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
- Освоят технику нетрадиционного рисования
Изучение методической литературы по теме:
- Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / М.: Просвещение, 1993.-206 с.
- Гульянц, Э.К. Что можно сделать из природного материала [Текст] / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. – М.: Просвещение, 1983. – 175 с.
- Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
- Закржевская, Е. Д. 110 увлекательных поделок из пуговиц [Текст] / Е. Д. Закржевская, С.В. Марсаль. – Издание 2-е. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 124 с.,
- Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. –192с.
- Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 2005. – 240 с.
- Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада и родителей.- М.: Мозаика – Синтез, 2007.-112 с.
План работы на 2021 год:
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Изучение методической литературы, пополнение РППС |
Февраль | Беседа «Что мы знаем о кошках» Рисование мятой бумагой «Кошечка» | Консультация на тему: «Что рисует ваш ребёнок» | Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. РППС: пополнение центра для художественно-творческой деятельности нетрадиционными материалами и средствами изображения: крупа, бисер, перья, песок пробки, листья деревьев, овощные штампы и печати, соломка, поролон |
Март | Рассматривание серии картин «Весенние цветы»Лепка из соленого теста «Первые весенние цветы — подснежники» | Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования» (презентация нетрадиционных материалов для рисования) | Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада и родителей.- М.: Мозаика – Синтез, 2007.-112 с. РППС: Изготовление дидактической игры «Русские узоры» |
Апрель | Беседа «Первый полет в космос» Рисование в технике граттаж «Космический пейзаж» | Консультация «Роль семьи в развитии творчества ребенка» Выставка работ выполненных с родителями – Рисование на пене | Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. –192с РППС: пополнение центра для художественно-творческой деятельности нетрадиционными материалами и средствами изображения: крупа, бисер, перья, песок пробки, листья деревьев, овощные штампы и печати, соломка, поролон |
Май | Просмотр видео-презентации «Животные на ферме»Конструирование из одноразовых тарелок «Тарелочная ферма» | Участие родителей совместно с детьми в тематических конкурсах посвященных праздникам «Мир, труд, Май» и «Дню Победы» | Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 2005. – 240 с. РППС: Картотека Дидактические игры «Найди элемент росписи», «Дорисуй так же», «На что похоже?», «Составь орнамент», «Раскрась матрешку» |
Отчёт по теме самообразования.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в старшей группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Работа проводилась поэтапно:
- на первом этапе – велась работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- на втором этапе – велась работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Мною были использованы следующие средства:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей;
Применяла такие методы:
-словесные
-наглядные
-практические
-игровые
В перспективе:
Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования, организация выставок работ, консультации и совместная деятельность с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».«Истоки способностей и дарования детей – на ...
План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...
План самообразования "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"
Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 года. Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 года. Цель: всестороннее развитие личности средствами танцевально-ритмической деятельности и психическо...
План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования"
План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования" на пять лет...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии"
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи котор...
план по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характе...