Консультация "Предметно-развивающая среда для экспериминтирования в дошкольной организации"
консультация
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда для экспериментирования в ДОУ
(консультация для воспитателей)
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.
Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?
• Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
• В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
• Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
• Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
• В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:
• наборы для опытов с инструкциями-картинками;
• игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
• различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
• измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
• инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
• другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
• писчие принадлежности для фиксации результатов.
• В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены
• Старший дошкольный возраст
• Компонент дидактический
• Компонент оборудования
• Компонент стимулирующий
• - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
• - серии картин с изображением природных сообществ;
• - книги познавательного характера, атласы;
• - тематические альбомы;
• - коллекции
• - мини-музей (тематика различна, например
• "Часы бывают разные:", "Изделия из камня".
• - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;
• - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;
• - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
• - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
• - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
• - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
• - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
• - сито, воронки
• - половинки мыльниц, формы для льда
• -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
• - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
• - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";
• - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
• - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
• - персонажи, наделанные определенными чертами
• ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
В старшем проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Несколько важных советов:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Предлагаю некоторые наиболее интересные опыты и эксперименты,которые мои воспитанники очень любят!
1. «Исчезающий мелок»
Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.
Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.
2.«Волшебный магнит»
1. Взять стакан с водой.
2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.
3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.
3. «Фокусы с магнитами»
Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банка с вареньем, банка с горчицей; деревянная палочка, с одно го края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой — на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной стороны; канцелярские скрепки; магнит, прикрепленный с по мощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металли ческие стержни или иголка.
Фокусник показывает детям картинки животных и спра шивает: «Могут ли мои звери сами двигаться?» (Нет.) Фо кусник заменяет этих животных на картинки с прикреп ленными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки на коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными. Фокусник «нечаянно» ро няет иголку в стакан с водой. Как достать ее, не замочив руки? (Поднести магнит к стакану.) Дети с помощью магнита самостоятельно достают из воды
различные предметы
4. Делаем мыльные пузыри.
Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.
Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.
5. Таинственные картинки
Задача: показать детям, что окружающие предметы меня ют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе (рис. 6).
6. Волшебные стеклышки
Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
Материалы: лупы, микроскопы, различные мелкие пред меты, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением под зорной трубы, телескопа.
7. Опыты с водой и солью
Заморозить воду -чуть подкрашенную краской, и внутри фигурки морских обитателей. Цель: разморозить и помочь обитателям освободиться ото льда.
Сыпем сол и лед тает.
Загадки
На доску мама крепит таблицу,
А этот «товарищ» не даст ей свалиться,
Крепко удержит и все закрепит.
Мы все с ним знакомы, это… (магнит)
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в куче сена. (магнит)
За окошком снег идёт
Очень близок новый год
А речушка не течёт
Ведь сковал речушку … (лёд)
Я Снежинкина сестрица,
Затвердевшая водица.
(Льдинка)
Смотришь глазом – ничего,
А посмотришь лишь в него-
Много всякого - чего
Разглядеть в него глаз смог.
Глаз усилил
(микроскоп)
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
(Часы)
В воде родилась,
в огне крестилась,
как на воду пала,
так и пропала. (соль)
Мы их, лёгких и красивых,
В очень ярких переливах,
Через трубку надуваем
И на волю отпускаем.
(Мыльные пузыри)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...
ПРОЕКТ организации развивающей предметно-пространственной среды территории, прилегающей к дошкольной организации (участка). Тема: "Индейская деревня"
Полное наименование проекта «Индейская деревня» (рабочее название)Проблема Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет особые требования к организации развивающей пр...
Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организаций.
Материал поможет правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организа...
«Особенности организации и построения предметно – пространственной среды в дошкольной организации для детей с нарушением зрения»
В статье даются рекомендации по созданию предметно - пространственной среды для детей с ОВЗ....
Организация предметно-пространственной среды в дошкольной организации в соответствии с проектом ФГОС
презентация...
Анализ качества образовательной среды государственных и частных дошкольных организаций РФ.
Анализ качества образовательной среды государственных и частных дошкольных организаций РФ....
«Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала как часть целостной образовательной среды дошкольной организации»
Консультация для музыкальных руководителей...