Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)
Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания).
Беседы с родителями показали, что многие из них не знают или затрудняются ответить, что такое мелкая моторика рук, чему она способствует, как правильно ее развивать. Это говорит о том, что о проблемах с координацией движений, мелкой моторикой большинство родителей задумаются только в школе, что приведет к затруднению в обучении, развитии речи. Негативно на развитие мелкой моторики сказывается и то, что многие родители не дают своему ребенку пластилин, заменяя его другим материалом, более мягким по своей текстуре, или сами вместо малыша выполняют задания, требующие развития мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 77.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Содержание
- Тема опыта
- Условия возникновения и становления опыта
- Актуальность и перспективность опыта
- Ведущая педагогическая идея
- Новизна опыта
- Теоретическая база
- Технология опыта
- Результативность опыта
- Адресная направленность
- Библиографический список
- Приложения к опыту
Условия возникновения и становления опыта
Воспитательно-образовательная работа в учреждении ведется на основе программы «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. . Предметно-развивающая среда оснащается также в соответствии с данной программой.
Общаться с детьми, видеть, как полученные на занятиях знания они применяют в повседневной жизни и в отношениях друг с другом, наблюдать за их развитием с начала периода адаптации до конца учебного года – это лишь малая часть того, что стимулирует на дальнейшие поиски новых форм и методов в воспитании и обучении малышей.
Основываясь на своем педагогическом опыте работы с дошкольниками, стараюсь не упускать из вида все разделы программы воспитания. Но особое внимание уделяю развитию речи детей, поскольку младший возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
В группе двадцать восемь детей. В целом это дети из социально благополучных полных семей: дети из семей рабочих, предпринимателей, педагогов. Большая часть семей имеет одного или двух детей.
В последние годы стало заметно, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью.
Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания).
Беседы с родителями показали, что многие из них не знают или затрудняются ответить, что такое мелкая моторика рук, чему она способствует, как правильно ее развивать. Это говорит о том, что о проблемах с координацией движений, мелкой моторикой большинство родителей задумаются только в школе, что приведет к затруднению в обучении, развитии речи. Негативно на развитие мелкой моторики сказывается и то, что многие родители не дают своему ребенку пластилин, заменяя его другим материалом, более мягким по своей текстуре, или сами вместо малыша выполняют задания, требующие развития мелкой моторики.
Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Изучив психолого-педагогическую литературу по вопросу развития речи дошкольников посредством игр, способствующих развитию мелкой моторики, пришла к выводу, что в традиционной системе речевого развития не уделено должного внимания развитию мелкой моторики. Поэтому полагаю, что процесс развития речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если в процессе занятий и совместной деятельности педагога и детей будут использоваться различные пальчиковые игры и другие программы.
Актуальность и перспективность опыта
Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. В раннем возрасте ребенок впитывает любую информацию, как губка и его мозг очень активен. Но нагружать малыша чрезмерной информацией не стоит. С ним надо общаться осторожно и нежно, ведь мозг ребенка в ранний период еще не способен воспринимать знания в большом количестве и все навыки малыша имеют, безусловно-рефлекторный, характер. Младенец еще не может осознанно выполнять даже простые действия. Такие осмысленные движения у него появляются позже, в результате обучения взрослыми. Поэтому игры с ребенком имеют немаловажное значение и помогают ему познавать окружающий мир. Да и родителям будет приятно совместное времяпровождение с малышом. В плане развития ребенка очень полезны пальчиковые игры для малышей. Легкие, простые и веселые они принесут ему большую пользу, развивая мелкую моторику рук и знакомя его с новыми ощущениями. Уже давно признано и то, что развитие рук ребенка, его мышление и речь находятся в тесной взаимосвязи. И вы, наверное, не раз обращали внимание на то, как малыш пытается познавать новое, прикасаясь к нему пальчиками. Именно таким образом он знакомится с понятиями «мягко» и «твердо», «тепло» и «холодно».
Поэтому значение пальчиковых игр очень велико для формирования всесторонне развитой личности. Играйте с ребенком как можно чаще, но недолго. Этим вы будете способствовать активации мыслительных процессов, развитию речи и фантазии карапуза. Было подмечено также, что чем лучше развиты кисти у ребенка и активней работают пальчики, тем быстрее он начинает говорить и легко справляется с произношением сложных звуков. Напрашивается логичный вывод о том, что пальчиковые игры для развития речи просто незаменимы. И этому есть объяснение –формирование коры головного мозга зависит от развитости наших конечностей, а именно – руки и пальцев. И как только кисть малыша приобретает гибкость и пластику, у него появляется и словесная речь.
На вопрос «для чего нужны пальчиковые игры» легко может ответить любой специалист. Эти простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка.
Пальчиковые игры для малышей – это не ноу-хау. Их существование было известно еще в давние времена у разных народов. В Китае, например, пользуются большой популярностью упражнения с шариками, перекатывание которых помогает улучшить память, укрепить сердечнососудистую систему и наладить работу пищеварительного тракта. Они снимают стресс, развивают ловкость и силу кисти. В Японии вместо шариков использовали грецкие орехи, а в России детей обучали таким известным играм, как «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и «Ладушки».
И на сегодняшний день значение пальчиковых игр очень велико.
Ведущая педагогическая идея
Создание и реализация системы работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Новизна опыта
Новизна данного опыта заключается в разработке системы работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Элементы новизны прослеживаются в организации:
- Предметно-пространственной развивающей среды (использовала разнообразный материал: различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, орехов, семечек и т. д; мозайка (мелкая и крупная); дощечки с множеством отверстий или от мозайки для «вышивания» шнуром; -различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, шнуровка; наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов; массажные мячи;)
- Картотека пальчиковых игр
- Сотрудничество с социумом (с родителями: анкетирование «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»;
консультации: «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста», «Пальцы помогают говорить!»,«Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет»)
- Создание пальчикового театра (театрализованные игры - они выступают эффективным средством речевого развития детей).
Теоретическая база
Пальчиковые игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми от полутора лет. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки. Использование пальчиковых игр для дошкольников научит их счету, ознакомит с определениями «верх-низ», «лево – право» и создаст чувство уверенности в себе. Существуют игры, в которых пальцы загибаются или действуют поочередно и они похожи на небольшие сказки. Освоить такие пальчиковые игры и продемонстрировать их могут ребятишки, начиная с 4-5 лет. Можно придумывать персонажей, наряжая кончики пальцев бумажными колпачками или прорисовывая на них глазки и улыбающийся ротик.
Пальчиковые игры, предлагаемые для малышей, помогают развитию детского творчества, поэтому ребенка надо чаще хвалить, даже если у него не все получается с первого раза. Особенно нравятся детям пальчиковые игры с пением. Такое сочетание способствует более эффективному проведению занятий. Для самых маленьких сначала используется массаж ладошек, который включает в себя поглаживание, сгибание-разгибание пальчиков, растирание. Его делают не более 3-5 минут. А деткам постарше предлагают «Козу-дерезу», «Сороку-ворону», «Ладушки». Например, один из стишков звучит следующим образом:
«Ладушки-ладушки, где были? – у бабушки.
Что ели? – кашку. Что пили? – бражку.
Попили-поели – домой полетели,
На головку сели»
Малыши от года да двух лучше всего воспринимают игры, для постановки которых используется одна рука. В трехлетнем возрасте они прекрасно осваивают пальчиковые игры для дошкольников с участием обеих рук, причем одна рука может быть домиком, а другая мышкой, вбегающей в него. В четыре года дети играют в такие игры с поочередной сменой сюжетов в них. А от 5 лет и выше в пальчиковые игры для дошкольников, добавляются разные предметы, позволяющие более активно использовать кисти и пальцы ребенка – шарики, кубики, пирамидки, домики и другие игрушки.1
Для многих родителей уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики. Пальчики – это довольно удобное решение для малыша, если захочется поиграть на улице, в детском саду, в школе. Пальчиками можно воспользоваться в любое время – их можно посчитать, превратить в зайку, побегать ними по столу и многое другое. Упражнения и игры для детских пальчиков – это очень эффективное средство для развития правильной речи ребенка в дошкольном возрасте.
Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой - Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другими было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Работы В. М. Бехтерова также подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
Пальчиковые игры для развития речи приносят огромную пользу и одновременно радостное общение. Такие упражнения, совмещаемые с разучиванием текстов, стимулируют не только развитие речи, но и пространственное мышление, фантазию, внимание и быстроту реакций. А самое главное, что все тексты представлены в стихотворной форме, которая запоминается маленькими детьми лучше и легче всего. Ритм и особое построение слов воздействуют на них магически, успокаивают и утешают.
Результаты исследований Н. С. Жуковой, М. М. Кольцовой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Насколько сильно понравится игра малышам зависит от того, как ее преподносит взрослый. Для маленьких крох важно нежное прикосновение и ласковая интонация маминого голоса. Малыши 3-5 лет лучше воспринимают мимику и внятную речь взрослых, которым следует знать предлагаемые стишки наизусть.
Пальчиковые игры, предназначенные для развития речи, имеют еще одно замечательное качество – они способствуют радостному общению близких людей. Во время этих игр родители обычно усаживают малыша на руки, гладят его, обнимают, даря много положительных эмоций, что благоприятным образом сказывается на его общем развитии. Окунувшись совместно с ребенком в забавный и увлекательный мир пальчиковых игр, вы освоите полезное и увлекательное занятие, роль которого в формировании будущей личности трудно переоценить.
Рекомендации по подготовке к пальчиковым играм:
- Никогда не прикасайтесь к маленькому ребенку холодными руками. Можете растереть ладони или согреть их на радиаторе, под теплой водой.
- Перед тем, как начать новую игру, познакомьте малыша с неизвестными персонажами на примере картинок или игрушек.
- До полутора лет пальчиковые игры с ребенком проводите в виде пассивной гимнастики или как демонстрацию.
- Во время игры используйте максимально выразительную мимику.
- Старайтесь как можно чаще прикасаться к малышу пальцами, гладить его или щекотать. Этим вы вызовите дополнительные положительные эмоции.
- Разучив 2-3 игры, через некоторое время замените их на новые.
- Рассказывайте сказку или стишки с выражением, создавая паузы в нужных местах, говоря тише или громче, в зависимости от сюжета.
Работа по подготовке к школе проводится еще в дошкольных учреждениях. Пальчиковые игры в детском саду готовят ребятишек к овладению навыком письма в дальнейшем. Многие преподаватели младших классов отмечают у детей трудности с обучением письму, которое является сложным навыком, предполагающим слаженную работу мелких мышц кисти и всей руки. Для овладения письмом должна быть и определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Пальчиковые игры в детском саду способствуют именно подготовке к овладению письмом. Воспитатели и родители, уделяющие должное внимание развитию координации руки и использующие для этого пальчиковые игры помогают интеллектуальному формированию ребенка еще в детском саду, а также подготавливают его к овладению навыком письма в школе.
Технология опыта
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питаю источник творческой личности»
В. А. Сухомлинский.
Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащает их, способствует их развитию. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в слова, предложения и фразы. На их базе формируется связная осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном порядке. В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Поэтому я и выбрала тему моей работы «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».
Я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь младших дошкольников с включением в непрерывную образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения - пальчиковые игры.
Потому что чем больше внимания я буду уделять кистям: поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их, тем активнее у них развиваются мозг и речь. Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. Создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.
В первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего возраста и методической литературы: Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Анищенкова Е.С. «Логопедическая ритмика», Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. «Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей» (журнал «дошкольное воспитание»), отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми. Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии. Поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда можно достичь наибольший эффект. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал: - различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, орехов, семечек овощей и фруктов и т. д; - мозайка (мелкая и крупная); - бусы и пуговицы разной величины; - свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок; - дощечки с множеством отверстий или от мозайки для «вышивания» шнуром; - различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка; - наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек; - наборы пластмассовых и деревянных палочек; - разнообразные мелкие игрушки; - массажные мячи; - резиновые игрушки разной плотности; - бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).
В своей работе использую разнообразные формы работы с детьми. Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребенка. Составила перспективный план. Регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений стали способствовать поддержанию хорошего тонуса у детей. Во время проведения пальчиковых игр моё расположение относительно ребенка, зависит это от сложности игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна ручка, то сажусь сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то сажаю ребенка к себе на колени или располагаюсь на коврике и сажаю ребенка между ног, как в гнездышке (дети это очень любят). Перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить малышей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняю вместе с детьми в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Все упражнения выполняю вместе с детьми и демонстрирую собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений вовлекаю, по возможности, все пальцы руки. Слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям: - овладеть навыком мелкой моторики; - сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику; - развить внимание, терпение, «внутренний тормоз» – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; - повышает работоспособность коры головного мозга; - улучшить психические процессы (внимание, мышление, память); - снять тревожность; - проявлять творческие способности. Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, поэтому в течение дня несколько раз организую игры. Такие игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малышей является чем –то магическим, утешающим и успокаивающим. Игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки. В трех летнем возрасте дети прекрасно осваивают пальчиковые игры с участием обеих рук, причем одна рука может быть домиком, а другая мышкой, вбегающей в него. В четыре года дети играют такие игры с поочередной сменой сюжетов в них. Благодаря таким играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.
Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредоточиваться. А вот пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка – дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, суждению о нем. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своем роде, удивительную, движущуюся стихию жизни. Использую в работе картинки – схемы, показывающие детям положение или движение кисти руки при чтении потешек, например: «Петушок», «Сорока - белобока», «Мы капусту рубим, рубим… », «Ладушки» и др.. Серьезное внимание стала уделять театрализованным играм (пальчиковый театр, театр перчаток и рукавичек). Они выступают эффективным средством речевого развития детей. Использую театральные приемы на занятиях по развитию речи. Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей, для которого характерно содействие друг другу. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления. Провела анкетирование родителей: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», консультации: «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста», «Пальцы помогают говорить!»,«Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет».
Информирую родителей о состоянии речи их детей. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках - передвижках: «Речь ребенка в три года: нормы и отклонения», «Пальчиковые игры в развитии речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста», «Показатели речевого развития детей третьего года жизни», книжку – раздвижку «Пальчиковые игры», которые обновляются по мере изучения игр. Разработала рекомендации и памятки, в которых прописывала о необходимости давать детям больше самостоятельности при одевании (застегивать, расстегивать молнии, пуговицы), так как эти действия являются базовым, они формируют ручную умелость. Например: «Ум ребенка на кончиках его пальцев. Пальчиковые игры», «Развитие речи ребёнка посредством пальчиковых игр» и др.
Вывод: Пальчиковые игры, театрализованные игры, игры с пальчиками, игры со шнуровками, мозайками, самомассаж - все это способствовало развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память), развили речевые способности детей, коммуникабельность. Для себя сделала вывод, что разнообразие пособий вызвали у детей интерес к пальчиковым играм, а так же активизировались творческие способности. Для многих родителей уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики.
Результативность опыта
Веселые пальчиковые игры для дошкольников прекрасно развивают мелкую моторику, а ее развитие замечательно влияет на развитие речи. В жизни малышей, которые стали первоклассниками, произошли очень большие перемены. Вы, наверное, помните, как посреди школьного урока радостью всего класса становилась пальчиковая гимнастика для детей, все декламировали «Мы читали, мы писали, наши пальчики устали». Все это неспроста, ведь ребёнку трудно вырисовывать так долго буковки и циферки, да что буковки, первоклашке ручку держать довольно тяжело. Но не все мамы и папы понимают, что письменность – это огромный труд для малыша, и чтобы её успешно освоить они должны очень помогать своему чаду и поддерживать его.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Адресная направленность
Опыт работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр может быть использован воспитателями дошкольных образовательных организаций, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, психологами, логопедами, а так же родителями.
Библиографический список
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология[Текст]. – М.: Академия, 2015. – 438 с.
2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников[Текст]. – М., 2012. – 228 с.
3. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика[Текст]. – М., 2013. – 327 с.
4. Баранов С.П., Болотина Л.Р. и др. Педагогика,[Текст] М.: Просвещение, 2014. – 354 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст]//Психология развития. – СПб.: Питер, 2012. - 415 с.
6. Божович Л.И.Этапы формирования личности в онтогенезе[Текст]// Психология развития. Хрестоматия. – СПб., 2013 - 366 с.
7. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия [Текст]/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан и др. – М.: Академия, 2014. – 417 с.
8. В.С.Селиванов «Основы общей педагогики: теория и методика воспитания» [Текст], М.2014 – 315 с.
9. Выготский В.С. Вопросы детской психологии[Текст]. СПб., 2007. – 371 с.
10. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей[Текст]//Дошкольное воспитание, 2013, №5, стр.17-25.
11. Детская психология [Текст]/ под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Университетское, 2014. – 319 с.
12. Диагностика в детском саду[Текст]./под ред. Е.А. Ничипорюк, г.Д. Посевиной. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 284 с.
13. Дошкольная педагогика[Текст]/Под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. – М., 2013. – 527 с.
14. Заикин М.С., Синицина Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе[Текст]. – М., 2015. – 138 с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология[Текст]: Учебное пособие. – Ростов н.Дону: Издательство « Феникс», 2012. – 386 с.
16. Илюхина В.А. «Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме» [Текст] Ж – л «Дошкольное воспитание», 2010. №8;
17. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет[Текст]. – Ярославль. 2006. – 329 с.
18. Мой ребенок—левша. Диагностика и обучение леворуких детей [Текст]/ Т.В. Пятница. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 315с.:
19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология[Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 472 с.
20. Организация воспитательной работы в детском саду: Пособие для директоров общеобразовательных учреждений [Текст]/ Сост. Г.С. Семенов, ред. Л.В. Кузнецова. – М.: Школьная пресса, 2014. – 344 с.
21. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада[Текст]. – Минск, 2012. – 472 с.
22. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников[Текст]. Учебно-методическое пособие. М.: Когито-Центр, 2012. - 374 с.
23. Подласый И.П. Педагогика[Текст]. Новый курс. В 2 кн. Кн.1. – М., 2014. – 438 с.
24. Психология детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 2014. – 378 с.
25. Психология и педагогика игр дошкольника[Текст]./ Под ред. А.В. Запорожца, А.П.Усовой. – М.: Просвещение, 2015. – 336 с.
26. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии[Текст]: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с.
27. Урунтаева Г.А.; Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии[Текст]. М., 2012. – 126 с.
Приложение 1
Памятка для родителей
«Ум ребенка на кончиках его пальцев. Пальчиковые игры»
Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной
системой человека существует тесная связь между рукой и речевым центром
мозга.
Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр:
• Перед началом упражнений нужно разогреть ладони легкими
поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
• Все упражнения выполняйте вместе с ребенком, демонстрируя
собственную увлеченность игрой. Упражнения выполняются в медленном
темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками
вместе.
• Перед игрой обсудите с ребенком ее содержание, при этом
отрабатывая нужные движения, комбинации пальцев и жесты. Это позволит
подготовить ребенка правильно выполнять упражнения.
• Ни в коем случае не принуждайте ребенка к игре, если он не хочет.
Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и
переутомления.
• Не следует ставить сразу перед ребенком несколько задач. Например,
показывать движения пальцами и произносить текст одновременно.
• Всегда поощряйте ребенка за его старания в игре и никогда не
ругайте, если что-то у него не получается.
• Играть в пальчиковые игры нужно каждый день, только тогда будет
достигнут наибольший эффект от упражнений.
Приложение 2
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет»
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки
добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли,
создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились…По рукам
судили о здоровье, о положении человека, его силе, энергичности,
профессии, о характере, темпераменте. Не случайно в языке так много
выражений связанных с руками:«Мастер на все руки», «Золотые руки»,
Рукой подать», «Как рукой сняло».
Поэтому одним из показателей и условий хорошего физического и
нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти,
ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
По умелости детской руки специалисты на основе данных самых
современных исследований делают вывод об особенностях развития
центральной нервной системы и её « святая святых» — мозга. И если когда-
то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и
наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов,
психологов, взаимосвязь мозга и руки- аксиома, подтвержденная
тончайшими датчиками специальных приборов.
Даже психологи отмечают, что умственные способности ребёнка
начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения
его деятельности: общей двигательной и ручной.
«Пальцы помогают говорить!»
Знаете ли вы, что развитие мелкой моторики пальцев рук — один из показателей интеллектуального развития ребёнка? Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно влияет на самочувствие ребёнка, улучшает работу мозга в целом. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу. Начинать работу по развитию тонкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. В этом помогут разные игры.
- Игры с пластилином
- Игры с бумагой
- Игры с чётными палочками
- Игры с конструктором, мозаикой
- Игры на развитие тактильных ощущений
- Игры с пуговицами
- Игры с крупой, бусами
- Игры с природным материалом
- Рисование
- Игры с песком
- Игры с водой
- Игры с куклами
- Народные пальчиковые игры
Приложение 3
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Пожалуйста, отметьте варианты ответа, совпадающие с вашей точкой зрения. 1. Интересует ли Вас тема опроса?
А) считаю важной
Б) считаю второстепенной
В) не интересует совсем
2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?
А) правильное речевое дыхание
Б) выразительное и правильное интонирование речи
В) правильное произношение звуков родного языка
Г) владение культурой речи
Д) звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка
3. Есть ли у Вашего ребенка нарушения в речевом развитии?
А) да
Б) нет
В) не обращал (а) внимание
4. Есть ли у ребенка нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?
А) обратиться за советом к воспитателю?
Б) заниматься с ребенком самостоятельно
В) проконсультироваться у логопеда
Д) не обращать внимание
Е) другое
5. Как Вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в настоящем и будущем?
А) нет
Б) затруднит общение со сверстниками в д/саду
В) помешает полноценному общению с людьми в будущем
Г) послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе
6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?
А) достаточно занятий с воспитателем и логопедом
Б) родители должны иногда заниматься с детьми
В) родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов
7. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребенком Вы хотели бы получить от специалистов д/сада? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Игрушки
«Шарик». Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
«Мои игрушки».
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки,
Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).
Это зайка,
Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.
Это пёс.
Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).
Вот машинка без колёс.
Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.
Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.
«Юла»
Я юлу кручу, верчу,
И тебя я научу.
Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.
Части тела.
«Это я».
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох устали вытрем лоб!
Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.
Одежда.
«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики
Осень.
«Листопад».
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят:
Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый,
Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.
С дуба – дубовый,
Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины – осиновый,
Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины- рябиновый.
Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад
То-то радость для ребят!
Хлопки в ладоши.
«Осенью».
Ветры яблони качают.
Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.
Листья с веток облетают.
Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу.
Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями
Обувь.
«Новые кроссовки»
Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так,
Новые кроссовки.
«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.
Упражнение с пробками.
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
Фрукты.
«Яблоки».
Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – шалун.
Разгибаем мизинец
Всё, всё, всё съедает.
«Компот».
Будем мы варить компот,
Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить,
Загибают пальчики начиная с большого.
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот.
Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ.
Развести руки в стороны.
«Сливы»
Кисти сжаты в кулак.
Большой пальчик сливы трясёт.
Разгибаем большой палец.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец.
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – «шалун»
Всё, всё съедает.
Разгибаем мизинец.
Овощи.
«Капустка».
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка?
Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
Зима.
«Снегири»
Вот на ветках, посмотри,
Четыре хлопка руками.
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки.
Изображают «крылышки»
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Повороты головой.
Улетать хотят.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью!
Вращательные движения кистями рук.
« Снежинки»
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Туча по небу плыла.
Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).
Вдруг из тучи над землёй
Полетел снежинок рой.
Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер дунул, загудел –
Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).
Рой снежинок вверх взлетел.
Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).
Ветер с ними кружится,
Может быть подружится.
Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.
Новый год.
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка.
Пальцы переплетены, большие подняты вверх.
Шишечки, иголочки,
Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.
Шарики, фонарики,
Ладошки держать «ковшиком».
Зайки и свечки,
«Зайчики» - указательные пальцы.
Звёзды, человечки.
Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками.
Домашние птицы.
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.
У каждой мамы малыши,
Все красивы хороши!
Показать все пальчики, «играя» ими.
«Петушок»
Наш красивый петушок
Обе руки сжаты в кулачки.
Кверху поднял гребешок.
Разжать ладони.
Крылышками машет.
Кистями помахать в воздухе.
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт.
Указательными пальцами постучать по столу.
Пёстрых курочек зовёт.
Кистями рук сделать манящие движения.
Домашние животные.
«Повстречались».
На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».
Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»
Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!
«Кот на печку пошёл»
Кот на печку пошёл,
Пальчики «шагают».
Горшок каши нашёл.
«Горшок из ладошек».
На печи калачи,
Ладошки «лепят калачи»
Как огонь горячи.
Подуть на ладошки.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
Погрозить пальчиком.
«Собака»
У собаки острый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)
Дикие животные.
«Есть у каждого свой дом»
Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, травы
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло уютно в нём.
Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.
«Белочка»
Прыгает по веточкам
Невеличка белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.
Посуда.
«Помощник»
Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.
Весна.
«Жаворонок»
Птичка, птичка, прилетай!
Весну-красну зазывай!
Птичка крылышками машет,
Веселит детишек наших!
Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.
«К нам весна пришла»
К нам весна пришла,
Цветы красивые принесла!
Ручки протягивают вперёд «с букетом».
В палисадник мы пошли
И венок себе сплели!
Пальчики двигаются, будто плетут венок.
Семья.
«Радуются взрослые и дети»
Кто ещё радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.
«Цветочек для мамочки»
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке.
Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.
От ветерка качается,
Движения руками вправо-влево.
И мне улыбается!
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей!
Мимика, жесты.
«Семья»
С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Мебель.
«Мебель»
Мебель я начну считать:
Кресло стол, диван, кровать,
Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал –
Десять пальчиков зажал!
Поднимать зажатые кулачки вверх.
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире!
Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.
«Стул»
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе)
Транспорт.
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать-
Будем транспорт называть:
Сжимать и разжимать пальчики.
Машина, вертолёт,
Трамвай, автобус, самолёт.
Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.
«Пароходик»
Пароходик в море был.
Ладони соединить в форме чаши.
Вот он к пристани приплыл.
Сделать волнообразные движения в воздухе.
Загудел в свою трубу: «У – у – у !»
Одновременно пошевелить большими пальцами.
Насекомые.
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем:
Сжимать и разжимать кулачки.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом.
Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Вращать мизинцем.
Прячьтесь!
Спрятать руки за спину.
«Бабочка»
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».
Лето.
«Колокольчики»
В прятки пальчики играют
Сжимать и разжимать пальцы рук.
И головки убирают,
Открывать и закрывать глаза.
Словно синие цветки,
Распускают лепестки
Сводить и разводить пальцы «веером».
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Качание и наклоны кистей вправо-влево.
Колокольчик голубой
Поклонился, повернулся
К нам с тобой.
Круговые движения кистями.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы, а ты?
Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.
«Что делать после дождика?»
Что делать после дождика?
Соединяем по очереди все пальцы с большими.
По лужицам скакать!
Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.
Что делать после дождика?
Соединяем все пальцы рук с большими.
Кораблики пускать!
Рисуем обеими руками восьмёрку.
Что делать после дождика?
Соединяем все пальцы с большими.
На радуге кататься!
Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.
Что делать после дождика?
Соединяем все пальцы с большими.
Да просто улыбаться!
Улыбаемся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
работа по теме "Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
«Пальчиковые игры – как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Проектно-исследовательская деятельность в ДО...
Тема по самообразованию: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
АктуальностьИзвестный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло...
План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста (методические рекомендации)
Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. В раннем возрасте ребенок впитывает любую информацию, как губка и его мозг очень активен. Но нагру...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Пальчиковые игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам. Дети с большим воодушевлением копируют все дви...