Консультация по обучению грамоте Для воспитателей
консультация
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением, и что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо. Обуче6ние грамоте проводится в несколько этапов. Каких вы узнаете , прочитав эту статью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_obucheniyu_gramote.docx | 115.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация по обучению грамоте
Для воспитателей
Работая в детском саду с детьми в течение нескольких лет, я использовала различные методики по обучению грамоте. Обобщив опыт, я провели для воспитателей ДОУ консультацию по этой теме, с использованием презентации. Думаю, что этот материал будет полезен для других педагогов. Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением, и что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- Требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
- Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
- Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребѐнку избежать некоторых специфических ошибок.
Важно, чтобы ребѐнок:
- Не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
- Умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
- Под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.
По моему мнению, существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
- Сформированности звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чѐтким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- Полная сформированности фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.
Подготовительный этап.
Предлагаю начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даѐтся понятие "звук".
- Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
- Затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
- Узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)
Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?":
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:
Использовать игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец:
И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:
- Паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
- Гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
- Домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.
I этап. Знакомство с гласными звуками.
Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция. Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
- "Немые звуки"воспитатель показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
- "Фотография звука": логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
- "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осѐл):
- "Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
- Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
- Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
- Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
- Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).
- После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
- Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);
- Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
- В середине слова.
Мы предлагаем следующие пособия:
- В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова. Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.
- Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.
- Светофоры. Красный цвет - начало слова, зеленый - конец, желтый - середина.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.
II этап. Знакомство с согласными звуками.
Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:
- Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
- Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
При знакомстве с каждым звуком даѐтся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м]. Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков З.Е. Агранович) Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета. Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех - твердый, облачко - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой. Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.
Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем еѐ запомнить через ассоциации ребѐнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).
Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы. Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:
Села мышка в уголок, Съела сыра кусок.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!
- Написать букву в воздухе, на столе;
- Выложить печатную букву из карандашей, счѐтных палочек, шнурков, верѐвочек;
- Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,
- фасоли и другие мелкие предметы;
- Вырывать из бумаги образ буквы;
- Получить в подарок букву;
- Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
- Вылепить из пластилина, теста;
- Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
- Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
При знакомстве с согласными ведѐтся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:
- с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
- прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
- односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
- двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
- односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
- двусложные со стечением (скала:);
- трѐхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).
Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зима). Символ слова – это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:
- Назвать количество звуков в слове;
- Назвать звуки по-порядку;
- Сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
- Сколько согласных;
- Назвать первый звук, последний, третий:
После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить
З И М А предложение, словосочетания.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.
Ниязова О.М. педагог дополнительного образования, 20-21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "Принципы обучения грамоте старших дошкольников с ЗПР"
Учитывая большую вариативность проявлений самой ЗПР ЦОГ, а также особенностей нарушений формирования звукопроизносительных умений, сложно, а порой и невозможно, создать универсальную программу обучени...
Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте для воспитателей ДОУ
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит ...
Консультация по обучению грамоте.
Консультация для педагогов работающих с детьми старшего дошкольного возраста....
«Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» для воспитателей ДОУ
Цель моего выступления, продемонстрировать систему приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Грамота – это овладение умение...
Консультация по обучению грамоте
Рассматриваются этапы по обучению детей грамоте в старшем дошкольном возрасте...
Рабочий лист по обучению грамоте для воспитателей "Звук С"
Рабочий лист по обучению грамоте "Звук С" поможет воспитателю закрепить звук и букву С на материале интересных заданий....
Мастер-класс «Методы и приёмы работы с детьми по обучению грамоте» для воспитателей подготовительной группы
Мастер - класс "Методы и приёмы работы с детьми по обучению грамоте" для воспитателей подготовительной группы...