Проект по экологическому воспитанию «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ» для детей 5 - 6 лет
проект (старшая группа)
Пояснительная записка
За основу была взята программа «Юный эколог» Николаевой С.Н, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуется не первый год. В ДОУ созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию.
Цели и задачи.
Цель экологического развития старшего дошкольника – развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и эмоционально-чувственного опыта.
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач экологического развития детей старшего дошкольного возраста:
- обогатить знание о растительном и животном мире Природных зон России;
- формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
- развивать у детей способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие - следственные связи.
.
Принципы и подходы.
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим базируется на основных принципах дошкольного образования:
1. Доступность.
2. Систематичность и последовательность.
3. Наглядность.
4. Динамичность.
5. Дифференциация.
6. Природосообразность.
7. Диагностичность.
Планируемые результаты.
К концу дошкольного детства у детей должны быть сформированы первичные представления о растительном мире и бережное отношение к природе. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен. Его постоянно изучают люди, которые делают свои открытия и получают знания посредством различных источников информации. В целом работа по методике обеспечивает каждому ребёнку полноценную интеллектуальную подготовку к школе.
Предметные результаты:
-интерес к познанию мира природы;
-потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере;
-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
-принятие воспитанниками правил здорового образа жизни;
-развитие морально-этического сознания;
-получение воспитанниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом
Описание образовательной деятельности.
В методике по экологическому развитию старших дошкольников можно выделить несколько условных содержательных линий.
Первая линия – растительный мир. Здесь предусмотрено:
- формирование положительного отношения к природе через приобщение детей к важнейшим природоведческим понятиям (природа, живая и неживая, мир растений и животных и пр.);
-знакомство с природными зонами России (тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, степь, лесостепь и пустыня);
-показать детям взаимосвязь между внешним видом растений и климатическими условиями.
Вторая линия – исследовательско-экспериментальная деятельность. Здесь предусмотрено:
-обогащение памяти ребенка;
-развитие речи;
- накопление фонда умственных приемов и операций;
-развитие эмоциональной сферы и творческих способностей ребенка.
Третья линия - продуктивная деятельность. Здесь предусмотрено:
-создание эмоционально-положительного настроения;. -развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности; --формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности; -знакомство с сенсорными эталонами; -развитие мелкой моторики рук; -активизация словаря;
-развитие умений по продуктивной деятельности;
-воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность.
Особое направление в работе с детьми связано с изучением детьми причинно-следственных связей в нашем мире. Детей ненавязчиво следует подводить к пониманию того, что жизнь природы, человека, их взаимоотношения во многом определяются именно данным видом связей.
Календарно – тематическое планирование.
№ ТЕМЫ | ТЕМЫ РАЗДЕЛОВ И ЗАНЯТИЙ | КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ | |||||
| |||||||
1. | Путешествие по природным зонам | 1 | |||||
2. | Знакомство с природной зоной России - тундра | 1 | |||||
3. | Просмотр д/ф «Загадочный мир тундры» | 1 | |||||
4. | Беседа о животном и растительном мире тундры | 1 | |||||
5. | Беседа «Что мы знаем о лесотундре» | 1 | |||||
6. | Просмотр д/ф «Загадочный мир лесотундры» | 1 | |||||
7. | Беседа о животном и растительном мире лесотундры | 1 | |||||
8. | Все покажем и расскажем. Открытое занятие | 1 | |||||
| |||||||
9 | «Многоликая тайга». | 1 | |||||
10. | Просмотр д/ф «Загадочный мир тайги» | 1 | |||||
11. | Беседа о животном и растительном мире тайги. | 1 | |||||
12. | «Удивительный широколиственный лес». | 1 | |||||
13. | Растения и животные широколиственного леса». | 1 | |||||
14. | Все покажем и расскажем. Открытое занятие | 1 | |||||
| |||||||
15. | « Степь и лесостепь» | 1 | |||||
16. | Беседа о животном и растительном мире степи и лесостепи. | 1 | |||||
17. | Создание коллажа из детских рисунков «Растения степи и лесостепи» | 1 | |||||
18. | Просмотр д/ф «В степи». | 1 | |||||
19. | «Жаркая пустыня». | 1 | |||||
20. | Просмотр д/ф «В жаркой астраханской пустыне». | 1 | |||||
21. | Растения и животные жаркой пустыни». | 1
| |||||
22. | Все покажем и расскажем. Открытое занятие | 1 | |||||
4.Природные зоны России (4 занятий) | |||||||
23. | «Арктическая пустыня». | 1 | |||||
24. | Растения и животные арктической пустыни». | 1 | |||||
25. | Просмотр д/ф «В безмолвной Арктике». | 1 | |||||
26, | Все покажем и расскажем. Открытое занятие | 1 | |||||
Всего: |
| 26 | |||||
|
| ||||||
Месяц |
| Неделя | Тема | Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности | Содержание непосредственно образовательной деятельности | Формы работы | Организация развивающей среды (оборудование) | Планируемый результат |
Октябрь | Природные зоны России
| 1 | Путешествие по по природным зонам | - Познакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными климатических зон России; -Формировать представление о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Развивать речь детей, учить связно пересказывать. | 1.Орг. момент. 2.Путешествие по природным зонам. 3.Путешествие по по природным зонам - фильм 4 Игра «Узнай растение» 5. Итог занятия | Беседа, рассказ, игра. | Карта зон, иллюстрации растений, видеофильм. | Развитие интереса к изучению природы России; Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России; Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника. |
2 | Знакомство с природной зоной России - тундра | -Формировать представление о природной зоне Земли - тундра. - Познакомить с климатом, природой, такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота; Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности; Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении. | 1. Орг. момент. 2. Беседа о тундре 3. Презентация. 4. Игра «Что такое тундра?» 5. Итог занятия | Беседа, просмотр презентации, игра. | Карта зон, иллюстрации растений | Иметь представление о природной зоне - тайга, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
3 | Просмотр д/ф «Загадочный мир тундры» | - Расширить кругозор и знания о тундре - Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания; - Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление. | 1. Орг. момент. 2. Загадочный мир тундры (фильм). 3.«Что ты знаешь о Тундре?» 4. Игра «Узнай лиственное растение» 5. Итог занятия | Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций | Карта зон, видеофильм. | Иметь представление растительном мире тайги, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
4 | Беседа о животном и растительном мире тундры | - Формирование конкретных представлений о жизни и выживании животных в условиях крайнего севера. - Формировать представления о многообразии северной природы и животных тундры. Совершенствовать диалогическую речь. Закрепить знания основных правил поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому.Развивать познавательный интерес. | 1.Орг.момент. 2. Беседа о животном и растительном мире тундры. 3.Презентация. 4. Дидактическая игра « четвертый лишний». 5.Итог занятия | Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, просмотр презентации | Карта зон, презентация с иллюстрациями животного и растительного мира тундры, проектор.. | Расширяются представления о животном растительном мире тундры; развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. |
Месяц |
| Неделя | Тема | Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности | Содержание непосредственно образовательной деятельности | Формы работы | Организация развивающей среды (оборудование) | Планируемый результат |
Ноябрь | Природные зоны России | 1 | Беседа «Что мы знаем о лесотундре» | -Формировать представление о природной зоне Земли - лесотундра. - Познакомить с климатом Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности. | 1. Орг. момент. 2. Беседа о лесотундре 3. Презентация. 4. Игра «Что такое тундра?» 5. Итог занятия | Беседа, просмотр презентации, игра. | Карта зон, иллюстрации растений | Иметь представление о природной зоне - тайга, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.
|
2 | Просмотр д/ф «Загадочный мир лесотундры» | - Расширить кругозор и знания о лесотундре - Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания; - Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление. | 1. Орг. момент. 2. Загадочный мир лесотундры (фильм). 3.«Что ты знаешь о лесотундре?» 4. Игра «Узнай лиственное растение» 5. Итог занятия | Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций | Карта зон, видеофильм. | Иметь представление растительном мире тундры, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
3 | Беседа о животном и растительном мире лесотундры | -Формировать представление о животном и растительном мире лесотундры; Формирование конкретных представлений о жизни и выживании животных в условиях климата - Совершенствовать диалогическую речь. Закрепить знания основных правил поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому. Развивать познавательный интерес.
| 1.Орг.момент. 2. Беседа о животном и растительном мире тундры. 3.Презентация. 4. Дидактическая игра « четвертый лишний». 5.Итог занятия | Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, просмотр презентации | Карта зон, презентация с иллюстрациями животного и растительного мира лесотундры, | Расширяются представления о животном растительном мире лесотундры; развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
4 | Итоговое занятие (тундра и лесотундра) Все покажем и расскажем. (Визитная карточка для группы «Любознайки». | Основываясь на опыте детей, закрепить их представления о тундре и лесотундре.
|
|
Месяц |
| Неделя | Тема | Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности | Содержание непосредственно образовательной деятельности | Формы работы | Организация развивающей среды (оборудование) | Планируемый результат в |
Декабрь | Природные зоны России
| 1 | Беседа «Многоликая тайга». | -Формировать представление о природной зоне Земли - тайга. - Познакомить с климатом, природой, такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота; Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности; Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении. | 1. Орг. момент. 2. Беседа о тайге. 3. Презентация. 4. Итог занятия | Беседа, просмотр презентации. | Карта зон, презенация | Иметь представление о природной зоне - тайга, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. |
2 | Просмотр д/ф «Загадочный мир тайги» | - Расширить кругозор и знания о тайге - Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания; - Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление.
| 1. Орг. момент. 2. Загадочный мир тайги (фильм). 3.«Что ты знаешь о тайге?» 4. Игра «Узнай лиственное растение» 5. Итог занятия | Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций | Карта зон, видеофильм. | Иметь представление растительном мире тайги, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
3 | Беседа о животном и растительном мире тайги. | -Формировать представление о животном и растительном мире тайги; Формирование конкретных представлений о жизни и выживании животных в условиях климата - Совершенствовать диалогическую речь. Закрепить знания основных правил поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому. Развивать познавательный интерес. | 1.Орг.момент. 2. Беседа о животном и растительном мире тайги. 3.Презентация. 4. Дидактическая игра « четвертый лишний». 5.Итог занятия | Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, просмотр презентации | Карта зон, презентация | Расширяются представления о животном растительном мире тайги; развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
4 | Беседа «Удивительный широколиственный лес». | -Формировать представление о природной зоне Земли – широколиственный лес; Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности; Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении. | 1. Орг. момент. 2. Беседа о широколиственном лесе 3. Презентация. 4. Итог занятия | Беседа, просмотр презентации. | Карта зон, презентация | Иметь представление о природной зоне – широколиственный лес, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.
|
Месяц |
| Неделя | Тема | Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности | Содержание непосредственно образовательной деятельности | Формы работы | Организация развивающей среды (оборудование) | Планируемый результат |
Январь | Природные зоны России
ельность |
|
| |||||
|
| |||||||
3 | Растения и животные широколиственного леса». | -Формировать знания детей о растениях и животных широколиственных лесов; - Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить. - Развивать мышление, память; -Учить группировать предметы по существенным признакам; – Воспитывать познавательный интерес. - Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас. | 1.Орг.момент. 2. Беседа о животном и растительном мире тайги. 3.Презентация. «Леса России» 4. Дидактическая игра «Отбери лиственные и хвойные деревья» 5.Итог занятия | Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, просмотр презентации | Карта зон, презентация , картинки растений. | Расширяются представления о животном растительном мире лесов; развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
4 | Итоговое занятие (тайга и широколиственный лес) |
Обобщить знания детей о природной зоне тайги и широколиственного леса |
|
Месяц |
| Неделя | Тема | Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности | Содержание непосредственно образовательной деятельности | Формы работы | Организация развивающей среды (оборудование) | Планируемый результат |
Февраль |
| 1 |
| Закрепить и систематизировать знания о природных зонах России. - Познакомить с понятием «лесостепь», объяснить, где она расположена, какую занимает территорию, какой климат в этой природной зоне. | 1. Орг. момент. 2. Беседа 3. Презентация. 4. Итог занятия | Беседа, просмотр презентации. | Карта зон, презентация | Иметь представление о природной зоне – лесостепь. развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.
|
2 | Беседа о животном и растительном мире степи и лесостепи. | Формировать знания детей о растениях и животных степей; Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить. - Развивать мышление, память; – Воспитывать познавательный интерес. - Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас Формировать представления учащихся об особенностях животного мира степной зоны; учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений. 2. Развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому предмету. 3. Воспитывать бережное отношение к природе Формировать представления учащихся об особенностях животного мира степной зоны; учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений. 2. Развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому предмету. 3. Воспитывать бережное отношение к природе Формировать представления учащихся об особенностях животного мира степной зоны; учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений. 2. Развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому предмету. 3. Воспитывать бережное отношение к природе
| 1.Орг.момент. 2. Беседа . 3 Игра «Лото». 4.Итог занятия | Беседа, рассматривание иллюстраций, игра | Карта зон, презентация , картинки растений и животных | Расширяются представления о животном растительном мире степей; развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
3
4.
| Создание коллажа из детских рисунков «Растения степи и лесостепи»
Просмотр д/ф «В степи». |
- Расширить кругозор и знания о степи - Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания; - Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление.
|
1. Орг. момент. 2. В степи» (фильм). 3.«Что ты знаешь о степи?» 4. Игра «Узнай лиственное растение» 5. Итог занятия
|
Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций |
Карта зон, видеофильм. |
Иметь представление растительном мире степи, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. |
Месяц |
| Неделя | Тема | Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности | Содержание непосредственно образовательной деятельности | Формы работы | Организация развивающей среды (оборудование) | Планируемый |
Март | Природные зоны России | 1 | Беседа «Жаркая пустыня». | -Сформировать целостное представление детей о пустыне. - продолжать формировать экологические представления детей о разнообразии природы, о пустыне и ее обитателях; - развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение рассуждать, делать простые умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, умение классифицировать; - формировать умение выслушивать друг друга при обсуждении проблемных вопросов; - воспитывать бережное отношение к природе | 1.Орг. момент. 2.Беседа. 3. Игра «Лото 4. Итог занятия.
| Беседа, эксперимент, игра | Картинки семян | Иметь представление о природной зоне – пустыня. развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.
|
2 | Просмотр д/ф «В жаркой астраханской пустыне».
| - Расширить кругозор и знания о пустыни - Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания; - Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление.
| 1. Орг. момент. 2. «В жаркой астраханской пустыни» (фильм). 3. Игра «Узнай лиственное растение» 4. Итог занятия
| Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций | Карта зон, видеофильм. | Иметь представление растительном мире тайги, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
3 | Растения и животные жаркой пустыни». | -формировать экологические представления детей о разнообразии природы, о пустыне и ее обитателях; - обобщить представления детей о взаимосвязи природных условий с жизнью растений и животных; - упражнять в умении различать и называть представителей животного и растительного мира пустыни; | 1.Орг. момент. 2.Беседа. 3. Дидактическая игра «Кто живёт и что растёт в пустыне?» 4.Презентация «Животные и растения пустыни» 5. Итог занятия.
| Беседа, игра | Карта зон, иллюстрации животных и растений пустыни | Расширяются представления о животном растительном мире жаркой пустыни; развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
4 | Итоговое | Основываясь на опыте детей, закрепить их представления о тундре и лесотундре. |
|
|
|
|
Месяц |
| Неделя | Тема | Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности | Содержание непосредственно образовательной деятельности | Формы работы | Организация развивающей среды (оборудование) | Планируемый результат |
Апрель |
| 1 | Беседа «Арктическая пустыня».
| -Формировать представление об арктической пустыни - Познакомить с климатом, природой, такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота; Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности; Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении. | 1. Орг. момент. 2. Беседа 3. Презентация. 4. Итог занятия | Беседа, просмотр презентации. | Карта зон, презентация | Иметь представление о природной зоне – развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.
|
2 | Растения и животные арктической пустыни». | -иметь представление о растительном и животном мире Развивать мышление, память; – Воспитывать познавательный интерес. - Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас | 1. Орг. момент. 2. Беседа 3. Презентация. 4.Игра «Растительный и животный мир» 5.Итог. | Беседа, игра | Карта зон, иллюстрации животных и растений пустыни | Расширяются представления о животном растительном мире; развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
3 | Просмотр д/ф «В безмолвной Арктике». |
|
|
|
|
| ||
4 | Итог |
|
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pr_5-6_let.docx | 41.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по экологическому воспитанию
«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ»
для детей 5 - 6 лет
Воспитатель: Романова В.В.
2021 -2022 учебный год
Пояснительная записка
За основу была взята программа «Юный эколог» Николаевой С.Н, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуется не первый год. В ДОУ созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию.
Цели и задачи.
Цель экологического развития старшего дошкольника – развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и эмоционально-чувственного опыта.
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач экологического развития детей старшего дошкольного возраста:
- обогатить знание о растительном и животном мире Природных зон России;
- формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
- развивать у детей способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие - следственные связи.
.
Принципы и подходы.
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим базируется на основных принципах дошкольного образования:
1. Доступность.
2. Систематичность и последовательность.
3. Наглядность.
4. Динамичность.
5. Дифференциация.
6. Природосообразность.
7. Диагностичность.
Планируемые результаты.
К концу дошкольного детства у детей должны быть сформированы первичные представления о растительном мире и бережное отношение к природе. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен. Его постоянно изучают люди, которые делают свои открытия и получают знания посредством различных источников информации. В целом работа по методике обеспечивает каждому ребёнку полноценную интеллектуальную подготовку к школе.
Предметные результаты:
-интерес к познанию мира природы;
-потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере;
-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
-принятие воспитанниками правил здорового образа жизни;
-развитие морально-этического сознания;
-получение воспитанниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом
Описание образовательной деятельности.
В методике по экологическому развитию старших дошкольников можно выделить несколько условных содержательных линий.
Первая линия – растительный мир. Здесь предусмотрено:
- формирование положительного отношения к природе через приобщение детей к важнейшим природоведческим понятиям (природа, живая и неживая, мир растений и животных и пр.);
-знакомство с природными зонами России (тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, степь, лесостепь и пустыня);
-показать детям взаимосвязь между внешним видом растений и климатическими условиями.
Вторая линия – исследовательско-экспериментальная деятельность. Здесь предусмотрено:
-обогащение памяти ребенка;
-развитие речи;
- накопление фонда умственных приемов и операций;
-развитие эмоциональной сферы и творческих способностей ребенка.
Третья линия - продуктивная деятельность. Здесь предусмотрено:
-создание эмоционально-положительного настроения;. -развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности; --формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности; -знакомство с сенсорными эталонами; -развитие мелкой моторики рук; -активизация словаря;
-развитие умений по продуктивной деятельности;
-воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность.
Особое направление в работе с детьми связано с изучением детьми причинно-следственных связей в нашем мире. Детей ненавязчиво следует подводить к пониманию того, что жизнь природы, человека, их взаимоотношения во многом определяются именно данным видом связей.
Календарно – тематическое планирование.
№ ТЕМЫ | ТЕМЫ РАЗДЕЛОВ И ЗАНЯТИЙ | КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ | |||||
| |||||||
1. | Путешествие по природным зонам | 1 | |||||
2. | Знакомство с природной зоной России - тундра | 1 | |||||
3. | Просмотр д/ф «Загадочный мир тундры» | 1 | |||||
4. | Беседа о животном и растительном мире тундры | 1 | |||||
5. | Беседа «Что мы знаем о лесотундре» | 1 | |||||
6. | Просмотр д/ф «Загадочный мир лесотундры» | 1 | |||||
7. | Беседа о животном и растительном мире лесотундры | 1 | |||||
8. | Все покажем и расскажем. Открытое занятие | 1 | |||||
| |||||||
9 | «Многоликая тайга». | 1 | |||||
10. | Просмотр д/ф «Загадочный мир тайги» | 1 | |||||
11. | Беседа о животном и растительном мире тайги. | 1 | |||||
12. | «Удивительный широколиственный лес». | 1 | |||||
13. | Растения и животные широколиственного леса». | 1 | |||||
14. | Все покажем и расскажем. Открытое занятие | 1 | |||||
| |||||||
15. | « Степь и лесостепь» | 1 | |||||
16. | Беседа о животном и растительном мире степи и лесостепи. | 1 | |||||
17. | Создание коллажа из детских рисунков «Растения степи и лесостепи» | 1 | |||||
18. | Просмотр д/ф «В степи». | 1 | |||||
19. | «Жаркая пустыня». | 1 | |||||
20. | Просмотр д/ф «В жаркой астраханской пустыне». | 1 | |||||
21. | Растения и животные жаркой пустыни». | 1 | |||||
22. | Все покажем и расскажем. Открытое занятие | 1 | |||||
4.Природные зоны России (4 занятий) | |||||||
23. | «Арктическая пустыня». | 1 | |||||
24. | Растения и животные арктической пустыни». | 1 | |||||
25. | Просмотр д/ф «В безмолвной Арктике». | 1 | |||||
26, | Все покажем и расскажем. Открытое занятие | 1 | |||||
Всего: | 26 | ||||||
Месяц | Неделя | Тема | Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности | Содержание непосредственно образовательной деятельности | Формы работы | Организация развивающей среды (оборудование) | Планируемый результат | |
Октябрь | Природные зоны России | 1 | Путешествие по по природным зонам | - Познакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными климатических зон России; -Формировать представление о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Развивать речь детей, учить связно пересказывать. | 1.Орг. момент. 2.Путешествие по природным зонам. 3.Путешествие по по природным зонам - фильм 4 Игра «Узнай растение» 5. Итог занятия | Беседа, рассказ, игра. | Карта зон, иллюстрации растений, видеофильм. | Развитие интереса к изучению природы России; Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России; Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника. |
2 | Знакомство с природной зоной России - тундра | -Формировать представление о природной зоне Земли - тундра. - Познакомить с климатом, природой, такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота; Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности; Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении. | 1. Орг. момент. 2. Беседа о тундре 3. Презентация. 4. Игра «Что такое тундра?» 5. Итог занятия | Беседа, просмотр презентации, игра. | Карта зон, иллюстрации растений | Иметь представление о природной зоне - тайга, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
3 | Просмотр д/ф «Загадочный мир тундры» | - Расширить кругозор и знания о тундре - Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания; - Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление. | 1. Орг. момент. 2. Загадочный мир тундры (фильм). 3.«Что ты знаешь о Тундре?» 4. Игра «Узнай лиственное растение» 5. Итог занятия | Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций | Карта зон, видеофильм. | Иметь представление растительном мире тайги, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
4 | Беседа о животном и растительном мире тундры | - Формирование конкретных представлений о жизни и выживании животных в условиях крайнего севера. - Формировать представления о многообразии северной природы и животных тундры. Совершенствовать диалогическую речь. Закрепить знания основных правил поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому.Развивать познавательный интерес. | 1.Орг.момент. 2. Беседа о животном и растительном мире тундры. 3.Презентация. 4. Дидактическая игра « четвертый лишний». 5.Итог занятия | Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, просмотр презентации | Карта зон, презентация с иллюстрациями животного и растительного мира тундры, проектор.. | Расширяются представления о животном растительном мире тундры; развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. |
Месяц | Неделя | Тема | Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности | Содержание непосредственно образовательной деятельности | Формы работы | Организация развивающей среды (оборудование) | Планируемый результат | |
Ноябрь | Природные зоны России | 1 | Беседа «Что мы знаем о лесотундре» | -Формировать представление о природной зоне Земли - лесотундра. - Познакомить с климатом Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности. | 1. Орг. момент. 2. Беседа о лесотундре 3. Презентация. 4. Игра «Что такое тундра?» 5. Итог занятия | Беседа, просмотр презентации, игра. | Карта зон, иллюстрации растений | Иметь представление о природной зоне - тайга, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. |
2 | Просмотр д/ф «Загадочный мир лесотундры» | - Расширить кругозор и знания о лесотундре - Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания; - Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление. | 1. Орг. момент. 2. Загадочный мир лесотундры (фильм). 3.«Что ты знаешь о лесотундре?» 4. Игра «Узнай лиственное растение» 5. Итог занятия | Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций | Карта зон, видеофильм. | Иметь представление растительном мире тундры, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
3 | Беседа о животном и растительном мире лесотундры | -Формировать представление о животном и растительном мире лесотундры; Формирование конкретных представлений о жизни и выживании животных в условиях климата - Совершенствовать диалогическую речь. Закрепить знания основных правил поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому. Развивать познавательный интерес. | 1.Орг.момент. 2. Беседа о животном и растительном мире тундры. 3.Презентация. 4. Дидактическая игра « четвертый лишний». 5.Итог занятия | Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, просмотр презентации | Карта зон, презентация с иллюстрациями животного и растительного мира лесотундры, | Расширяются представления о животном растительном мире лесотундры; развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
4 | Итоговое занятие (тундра и лесотундра) Все покажем и расскажем. (Визитная карточка для группы «Любознайки». | Основываясь на опыте детей, закрепить их представления о тундре и лесотундре.
|
|
Месяц | Неделя | Тема | Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности | Содержание непосредственно образовательной деятельности | Формы работы | Организация развивающей среды (оборудование) | Планируемый результат в | |
Декабрь | Природные зоны России | 1 | Беседа «Многоликая тайга». | -Формировать представление о природной зоне Земли - тайга. - Познакомить с климатом, природой, такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота; Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности; Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении. | 1. Орг. момент. 2. Беседа о тайге. 3. Презентация. 4. Итог занятия | Беседа, просмотр презентации. | Карта зон, презенация | Иметь представление о природной зоне - тайга, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. |
2 | Просмотр д/ф «Загадочный мир тайги» | - Расширить кругозор и знания о тайге - Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания; - Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление. | 1. Орг. момент. 2. Загадочный мир тайги (фильм). 3.«Что ты знаешь о тайге?» 4. Игра «Узнай лиственное растение» 5. Итог занятия | Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций | Карта зон, видеофильм. | Иметь представление растительном мире тайги, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
3 | Беседа о животном и растительном мире тайги. | -Формировать представление о животном и растительном мире тайги; Формирование конкретных представлений о жизни и выживании животных в условиях климата - Совершенствовать диалогическую речь. Закрепить знания основных правил поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому. Развивать познавательный интерес. | 1.Орг.момент. 2. Беседа о животном и растительном мире тайги. 3.Презентация. 4. Дидактическая игра « четвертый лишний». 5.Итог занятия | Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, просмотр презентации | Карта зон, презентация | Расширяются представления о животном растительном мире тайги; развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
4 | Беседа «Удивительный широколиственный лес». | -Формировать представление о природной зоне Земли – широколиственный лес; Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности; Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении. | 1. Орг. момент. 2. Беседа о широколиственном лесе 3. Презентация. 4. Итог занятия | Беседа, просмотр презентации. | Карта зон, презентация | Иметь представление о природной зоне – широколиственный лес, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. |
Месяц | Неделя | Тема | Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности | Содержание непосредственно образовательной деятельности | Формы работы | Организация развивающей среды (оборудование) | Планируемый результат | |
Январь | Природные зоны России ельность | |||||||
3 | Растения и животные широколиственного леса». | -Формировать знания детей о растениях и животных широколиственных лесов; - Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить. - Развивать мышление, память; -Учить группировать предметы по существенным признакам; – Воспитывать познавательный интерес. - Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас. | 1.Орг.момент. 2. Беседа о животном и растительном мире тайги. 3.Презентация. «Леса России» 4. Дидактическая игра «Отбери лиственные и хвойные деревья» 5.Итог занятия | Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, просмотр презентации | Карта зон, презентация , картинки растений. | Расширяются представления о животном растительном мире лесов; развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
4 | Итоговое занятие (тайга и широколиственный лес) |
Обобщить знания детей о природной зоне тайги и широколиственного леса |
|
Месяц | Неделя | Тема | Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности | Содержание непосредственно образовательной деятельности | Формы работы | Организация развивающей среды (оборудование) | Планируемый результат | |
Февраль | 1 |
| Закрепить и систематизировать знания о природных зонах России. - Познакомить с понятием «лесостепь», объяснить, где она расположена, какую занимает территорию, какой климат в этой природной зоне. | 1. Орг. момент. 2. Беседа 3. Презентация. 4. Итог занятия | Беседа, просмотр презентации. | Карта зон, презентация | Иметь представление о природной зоне – лесостепь. развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | |
2 | Беседа о животном и растительном мире степи и лесостепи. | Формировать знания детей о растениях и животных степей; Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить. - Развивать мышление, память; – Воспитывать познавательный интерес. - Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас Формировать представления учащихся об особенностях животного мира степной зоны; учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений. 2. Развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому предмету. 3. Воспитывать бережное отношение к природе Формировать представления учащихся об особенностях животного мира степной зоны; учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений. 2. Развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому предмету. 3. Воспитывать бережное отношение к природе Формировать представления учащихся об особенностях животного мира степной зоны; учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений. 2. Развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому предмету. 3. Воспитывать бережное отношение к природе | 1.Орг.момент. 2. Беседа . 3 Игра «Лото». 4.Итог занятия | Беседа, рассматривание иллюстраций, игра | Карта зон, презентация , картинки растений и животных | Расширяются представления о животном растительном мире степей; развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
3 4. | Создание коллажа из детских рисунков «Растения степи и лесостепи» Просмотр д/ф «В степи». | - Расширить кругозор и знания о степи - Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания; - Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление. | 1. Орг. момент. 2. В степи» (фильм). 3.«Что ты знаешь о степи?» 4. Игра «Узнай лиственное растение» 5. Итог занятия | Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций | Карта зон, видеофильм. |
Иметь представление растительном мире степи, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. |
Месяц | Неделя | Тема | Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности | Содержание непосредственно образовательной деятельности | Формы работы | Организация развивающей среды (оборудование) | Планируемый | |
Март | Природные зоны России | 1 | Беседа «Жаркая пустыня». | -Сформировать целостное представление детей о пустыне. - продолжать формировать экологические представления детей о разнообразии природы, о пустыне и ее обитателях; - развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение рассуждать, делать простые умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, умение классифицировать; - формировать умение выслушивать друг друга при обсуждении проблемных вопросов; - воспитывать бережное отношение к природе | 1.Орг. момент. 2.Беседа. 3. Игра «Лото 4. Итог занятия. | Беседа, эксперимент, игра | Картинки семян | Иметь представление о природной зоне – пустыня. развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. |
2 | Просмотр д/ф «В жаркой астраханской пустыне». | - Расширить кругозор и знания о пустыни - Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания; - Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление. | 1. Орг. момент. 2. «В жаркой астраханской пустыни» (фильм). 3. Игра «Узнай лиственное растение» 4. Итог занятия | Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций | Карта зон, видеофильм. | Иметь представление растительном мире тайги, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
3 | Растения и животные жаркой пустыни». | -формировать экологические представления детей о разнообразии природы, о пустыне и ее обитателях; - обобщить представления детей о взаимосвязи природных условий с жизнью растений и животных; - упражнять в умении различать и называть представителей животного и растительного мира пустыни; | 1.Орг. момент. 2.Беседа. 3. Дидактическая игра «Кто живёт и что растёт в пустыне?» 4.Презентация «Животные и растения пустыни» 5. Итог занятия. | Беседа, игра | Карта зон, иллюстрации животных и растений пустыни | Расширяются представления о животном растительном мире жаркой пустыни; развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
4 | Итоговое | Основываясь на опыте детей, закрепить их представления о тундре и лесотундре. |
Месяц | Неделя | Тема | Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности | Содержание непосредственно образовательной деятельности | Формы работы | Организация развивающей среды (оборудование) | Планируемый результат | |
Апрель | 1 | Беседа «Арктическая пустыня». | -Формировать представление об арктической пустыни - Познакомить с климатом, природой, такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота; Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности; Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении. | 1. Орг. момент. 2. Беседа 3. Презентация. 4. Итог занятия | Беседа, просмотр презентации. | Карта зон, презентация | Иметь представление о природной зоне – развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | |
2 | Растения и животные арктической пустыни». | -иметь представление о растительном и животном мире Развивать мышление, память; – Воспитывать познавательный интерес. - Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас | 1. Орг. момент. 2. Беседа 3. Презентация. 4.Игра «Растительный и животный мир» 5.Итог. | Беседа, игра | Карта зон, иллюстрации животных и растений пустыни | Расширяются представления о животном растительном мире; развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. | ||
3 | Просмотр д/ф «В безмолвной Арктике». |
| ||||||
4 | Итог |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей»
Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей» ...
Педагогический проект по экологическому воспитанию "Деревья вокруг нас" для детей младшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный год.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...
Педагогический проект по экологическому воспитанию "Вода- это жизнь" для детей старшего дошкольного возраста на 2018-2019 учебный год.
Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды с...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», на первый...
Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Волшебная сила воды» для детей среднего дошкольного возраста
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, ...
Проект по патриотическому воспитанию «Моя Родина - Россия» для детей старшего дошкольного возраста
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из главных задач нравственного воспитания. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы це...