Развитие речи у детей дошкольного возраста.
статья
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи -
фонетической, лексической, грамматической.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является
необходимым условием решения задач умственного, эстетического и
нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение
родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей
относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи
является одной из актуальных.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения
с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими. (слайд 3)
Задачи речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного
образования: (слайд 4)
Владение речью, как средством общения и культуры (это значит,
надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не
испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и
взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
Обогащение активного словаря (происходит за счет основного
словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и
родителей);
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи (Строительным материалом для связной речи
является словарь и освоение грамматического строя, т. е. умение
изменять слова, соединять их в предложения);
Развитие речевого творчества (умение детей самостоятельно
составлять простейшие короткие рассказы, принимать участие в
сочинении стихотворных фраз, придумывать новые ходы в сюжете
сказки и т. д.);
Развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха (усвоение ребенком системы ударений,
правильного произношения звуков, умение выразительно говорить,
читать стихи; выделять определенный звук, определяет его место в
слове).
Знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы;
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте (это формирование навыков
звукового анализа и синтеза, которое зависит от правильного
звукопроизношения).
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком
является подражание. Муза Михайловна Алексеева отмечает, что, подражая
взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения,
словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и
ошибки, которые встречаются в их речи". (слайд 5)
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного
учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема
повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте
повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества
речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном
образовательном учреждении.
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно
осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая
обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную
деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение,
важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на
становление разных сторон речи дошкольника. (слайд 6)
В качестве основных компонентов речевой развивающей среды
выделяют следующие:
I. Речь педагога;
II. Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи
дошкольников;
III. Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Ⅰ. В современных исследованиях проблем повышения культуры речи
педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к
ней.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют: (слайд 7)
1. Правильность – соответствие речи языковым нормам.
2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации,
которая лежит в ее основе.
3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и
отношений между частями и компонентами мысли.
4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку,
т. е. недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и
жаргонных слов.
5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и
создающая атмосферу эмоционального сопереживания. (интонация,
темп речи, сила, высота голоса и др.)
6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью
оптимального выражения информации.
7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих
ситуации и условиям общения. (навыков общения, умения
пользоваться разнообразными формулами речевого этикета,
ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Ⅱ. Метод развития речи определяется как способ деятельности
педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и
умений. (слайд 8)
Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и
практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет
резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в
словесных используются наглядные приемы. Практические методы также
связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних
методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим
зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и
основы высказывания.
Наглядные методы применяются как непосредственные, так и
опосредованные методы. К непосредственным относится метод
наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения,
рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на
накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.
Опосредованные методы основаны на применении изобразительной
наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание
картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они
используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей
функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть
использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми
невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы: это чтение и рассказывание художественных
произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа,
рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных
методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек,
картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные
особенности маленьких детей и природа самого слова требуют
наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и
умений и их совершенствование. К практическим методам относятся
различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки,
дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они
используются для решения всех речевых задач.
Ⅲ. Создание условий для полноценного развития речи детей
предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной
среды. (слайд 9)
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой
среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с
которыми постоянно общается ребенок.
Существуют три формы работы по развитию речи: (слайд 10)
1. Занятие
2. Повседневная жизнь ребенка
3. Индивидуальная работа с ребенком по развитию речи.
Задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет
объём речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных
возрастных группах и включает следующие виды работы по развитию речи
на занятиях: (слайд 11)
воспитание звуковой культуры речи детей;
обогащение словаря;
формирование грамматических навыков;
обучение связной речи - монологу и диалогу - в связи с ознакомлением
с окружающим: с бытовой и производственной деятельностью людей, с
природой, с общественной жизнью.
В подготовительной к школе группе (6-7лет) – подготовка детей к
обучению грамоте.
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с
этапами работы над звуками, принятыми в логопедии. (слайд 12)
Ⅰ этап, подготовительный предполагающий подготовку речевого
аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку
речедвигательного аппарата (артикуляционная гимнастика), его моторики
(игры на звукоподражание), речевого слуха (игры на развитие слухового
внимания, речевого дыхания (дыхательные упражнения).
Ⅱ этап – становление звуков речи, или постановка звука. Постановка
звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более
трудными.
Ⅲ этап – закрепление и автоматизация звуков и введение его в речь.
IV этап – дифференциация смешиваемых звуков.
Целенаправленная работа по развитию словаря включает ряд этапов:
(слайд 13)
- обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и
явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств и
качеств;
- уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью
иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос
наименования на исходные предметы и их изображения, употребление слов в
разных ситуациях общения;
- использования словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров,
рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор
синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова.
Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде
деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с
учетом закономерностей овладения словом.
В усвоении грамматических средств и способов языка выделяют
следующие этапы. (слайд 14)
Вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного
(ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет,
а где много).
Далее – использовать то или иное грамматическое средство в своей
речи, говорить так, как говорят другие, заимствовать грамматическую форму
из речи окружающих.
Более сложная задача – самостоятельно образовывать формы нового
слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии со
словоформой котята).
И наконец, более трудная задача – оценивать грамматическую
правильность своей и чужой речи, определять, можно или нельзя, так
сказать.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она
осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из
этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики
их формирования.
Поэтому занятия по развитию речи в детском саду должны быть
тщательно подготовлены. Для этого существуют дидактические требования.
Прежде всего, каждое занятие должно определяться задачами, содержанием
и местом в системе других занятий и иметь связь с другими видами
деятельности, методы и приёмы обучения.
Для организации занятия необходимо продумать структуру и ход, а
также необходимо подготовить соответствующий наглядный и литературный
материал. Материалы должны соответствовать возрастным возможностям
умственного и речевого развития детей. Занятия поддерживаются игровыми
моментами и красочными материалами. Эмоциональный настрой
обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателями и
детьми, психическим комфортом детей в детском саду.
Структура занятий должна быть четкой, определяются три части:
(слайд 15)
- вводная;
- основная;
- заключительная.
В вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом,
сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей
деятельности с учетом возраста.
В основной части решаются главные задачи, используются различные
обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности
детей.
Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель
– закрепить и обобщить знания, полученные при проведении занятия. Здесь
используются художественное слово, слушание музыки, пение песен,
хороводные и подвижные игры и др.
Рекомендуются непринужденные формы организации детей,
способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых
дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от
воспитателя.
Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и
повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.
В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на
адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной
формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности? (ответы педагогов).
- Конечно же - это игра. Т. к у нас с вами профессиональная деятельность
связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста
является ИГРА, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.
МПИ «Солнечные зайчики»
Солнечные зайчики,
Скачут словно мячики (прыжки на двух ногах на месте)
Побежали по стене, (бег на месте)
И исчезли в вышине. (руки вверх)
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем зайчиков искать.
- Предлагаю каждому найти по одному «солнечному зайчику» любой
геометрической формы.
- А сейчас предлагаю собраться вместе тем, у кого «солнечные зайчики» без
углов и вместе тем, у кого «солнечные зайчики» с углами. Вот так с
помощью игры мы разделились на две команды.
Задание 1 Игра «Цветочная поляна» (каждая команда получает конверт с
цветами внутри, на которых прописаны вопросы, после ответов команды
приклеивают свои цветы на лист, создавая общими усилиями красивый сад)
(слайд 16)
1 команда
1)Назовите известные вам формы работы с детьми по речевому развитию?
(занятие, беседа, экскурсия, конкурсы чтецов, режимные моменты и т.д.)
2) Назовите формы связного высказывания (монолог, диалог, повествование,
описание, рассуждение)
3) Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям.
(монолог)
4) С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей
монологической речи? (средняя группа)
5) Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся
предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (связная
речь)
6) Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?
(пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта,
творческое рассказывание)
7) Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз
с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)
8) Ведущий прием обучения правильному произношению (образец
воспитателя)
2 команда
1) Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются
представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт
(беседа)
2) Разговор двоих или нескольких человек на тему, связанную с какой-либо
ситуацией (диалог)
3) С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей
диалогической речи? (младшая группа)
4) Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения.
(вопрос)
5) Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать
вопрос, ответить в зависимости от контекста)
6) Изложение прослушанного произведения (пересказ)
7) Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у
ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет
сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
8) Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный,
иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)
Задание 2 С целью развития связной речи, часто используется такой
игровой прием, как рассказывание сказки от начала и до конца от лица героя
сказки или предмета. (слайд 17)
Всем вам известна сказка колобок. Я сейчас дам образец сказки от лица
тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко
от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит:
«Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла
и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а
потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький.
Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. д. таким образом,
рассказываем сказку до конца.
- Я предлагаю вам собрать картинку из сказки.
- Из какой сказки у вас картинка?
-Надеюсь, данные сказки вы знаете. Даю вам 2 минуты на выполнение
задания.
*Задание для команды №1. «Рукавичка» от лица рукавички
* Задание для команды №2. «Три медведя» Расскажите сказку от лица
Михайло Потапыча.
- Молодцы, у вас все получилось. Идем дальше.
Задание 3 «Заполни таблицу» (каждая команда получает лист А4 с пустыми
квадратами, которые необходимо заполнить соответствующими карточками
с надписями) (слайд 18)
Задание 4 «Перефразирование», направлен на развитие вербальной
коммуникации. (слайд 19)
Каждой группе нарисовать мнемотаблицу для разучивания стихотворения
(любое – по выбору). Группа предлагает другой группе расставить карточки
в правильной последовательности и отгадать стихотворение (автор, название,
текст).
Задание 5 «Собери пирамидку». (слайд 20)
Командам предложить собрать пирамидки. Одна команда собирает
пирамидку «Приемы проведения беседы», другая – «Приемы обучения
рассказыванию».
Задание 6 "Подбор антонимов, синонимов"
Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них
слова противоположные по смыслу.
Для 1 команды - подбор антонимов.
1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый. 6.
Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11.
Неряшливый. 12. Объективный.
Для 2 команды - подбор синонимов
Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие
по смыслу слова.
1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7.
Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12.
Подлинный.
Это было последнее задание, хочу поблагодарить Вас всех за активное
участие и сказать, что Вы все большие молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Глава I1.1Классификация театрализованных игр и особенности их использования в работе с детьми дошкольного возраста.1.2.Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.Глава II2.1. Использован...
Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. ПЛАНВведение Глава I 1.1. Кл...
Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.
Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся с проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животны...
«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей
laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...
Техника речи. Игровые упражнения для развития речи у детей дошкольного возраста.
Техника речи – это совокупность характеристик звучащей речи, ее голосовой, дыхательной, дикционной и интонационной составляющей. Занятия техникой речи пре...
Мастер-класс «Познакомить детей с кинезиологическими упражнения для развития мелкой моторики» в рамках проекта по развитию речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ
Мастер-класс посвящен развитию мелкой моторики, головного мозга и межполушарных связей через кинезиологию.Указаны только некоторые упражнения, которые можно испльзовать в работе с детьми дошкольного в...